Главная страница

книга искусства. Искусство оратора


Скачать 2.02 Mb.
НазваниеИскусство оратора
Анкоркнига искусства
Дата13.01.2020
Размер2.02 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаiskusstvo_oratora.rtf
ТипРеферат
#103915
страница2 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

11

и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живет в душе гово­рящего.

Речь, звучащая на повышенной звучности (будучи в этом смысле искусственной), должна сохранить всю выразительность естественной речи. Значит, надо «на повышенном уровне гром­кости добиваться таких же тонких и сжатых в динамическом диапазоне модуляций, которые естественны для обычной разго­ворной речи, слышимой с более близкого расстояния»1.

Каким же образом развивать голос, чтобы он, оставаясь в известном смысле искусственным, сохранял бы естествен­ность, был бы звучен и в то же время не терял бы всех тонкостей выявления внутренней жизни говорящего?

Мастерство владения голосом связано с совершенством рабо­ты системы управления речевой функцией со стороны центральной нервной системы. Огромное значение имеет так назы­ваемая система обратных связей. Все живое только потому и живет, что существует обратная связь. Обратная связь управляет нашим поведением в обществе, регулирует наше словесное взаимодействие, рождение интонаций речи. Мы не позволяем «распускаться нервам», неуважительно разговаривать с окру­жающими нас людьми. Регуляция нашего поведения в жизни происходит рефлекторно: определяется воспитанностью, норма­ми поведения в обществе, отношением к собеседнику и т. п.

Оратор также должен уметь регулировать свое поведение, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодейст­вия с аудиторией. С помощью чего же он осуществляет этот акт управления?

Произвольным регулятором поведения является образ. Действуя в образе, оратор осуществляет произвольное управле­ние «произвольно неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями — всеми элементами речевой вырази­тельности.

Но если в процессе работы над голосом, речью пытаются произвольно, непосредственно воздействовать на те или иные части голосо-речевого аппарата (на положение диафрагмы, язы­ка, гортани, грудной клетки, мягкого нёба и т. д.), чтобы добить­ся желаемого результата звучания, то допускают непроститель­ную методическую ошибку. «Думать, что можно сначала поставить голос, то есть выработать необходимый комплекс

1 Я. И. Жинкин. Механизмы речи. - М.: Изд-во АН СССР, 1968. С. 256.

12

двигательных рефлексов и тонких дифференцировок движений в отрыве от исполнительских задач, а потом уже заниматься исполнительством, является ошибкой с физиологической точки зрения»1.

Эффективным методом развития голоса является предла­гаемый метод опосредствованного, косвенного воздействия на согласованную работу голосообразующего органа с помощью «образа действия». Чтобы «...не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть мимики, голоса, жеста, тела, — пишет К. С. Станиславский, — надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу»2. Подлинное реальное или воображаемое действие, включенное в тренинг, и будет втягивать в работу природу, а природа бессознательно, рефлекторно — вызывать к действию всю слаженную машину голосообразующего механизма.

Итак: любое техническое задание по голосу подчинять дей­ствию — таков основной принцип воспитания речевого голоса. Этот принцип и позволяет сохранять рефлекторную деятель­ность голосо-речевого аппарата, совершенствовать тем самым «систему управления» речевой функцией человека в любых ус­ложненных условиях публичного выступления.

Предлагаемые приемы и упражнения голосо-речевого тренинга рассчитаны на то, чтобы сосредоточивать внимание на выполнение воображаемого или реального элементарного дейст­вия. При этом занимающийся тренингом должен знать, какой из навыков воспитывается в том или ином упражнении, каков должен быть результат звучания, и контролировать качество звучания слухом. Органы чувств (слуховой, зрительный, двига­тельный, мышечный, вибрационный и другие) постоянно сигна­лизируют в центральную нервную систему о результатах дея­тельности органов звукопроизношения. Причем главным в сис­теме обратных связей при воспитании голосо-речевых навыков является слух, который обеспечивает «уничтожение рассогласо­вания» между задуманным качеством звучания речи и достигае­мым результатом.

Слух контролирует точность интонирования (высоту) звука, регулирует громкость, длительность звучания, тембральную окраску голоса, ритмический рисунок фразы. Внутренний слух, или слуховое представление интонации фразы, контролирует ее при звучании.

1 А. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1968. С. 239-240.

2 К. С. Станиславский. Соч., т. 4. С. 182—183.

13

Потому что именно «...на слух человека ложится исключи­тельная и ответственная практическая задача, уходящая из гра­ниц физиологии: задача служить опорой и посредником в вели­ком деле организации речи и собеседовании»1.

Зрительный анализатор также дает положительный эффект в формировании навыков звучания. Зрительное представление графического рисунка фразы, например, позволяет точнее инто­нировать, «рисовать» голосом мысли; зрительное представление о высоте тона помогает «взять» эту высоту. Словом, это свойство зрительного восприятия способствует рождению наиболее точ­ных, художественно-выразительных интонаций.

Знание творческой и технической целевой установки каждого упражнения обязательно. Сознательный подход к тренировке при опосредствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата — таково условие тренинга.

Рассмотрим приемы, которые используются в работе над развитием речи и голоса.
ИГРА В ПРОЦЕССЕ ГОЛОСОВОГО ТРЕНИНГА
Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер. Искусство и игра похожи друг на друга. В игре, которая осу­ществляется с детской верой и увлеченностью, непосредствен­ностью восприятия придуманных обстоятельств, и заложен ко­рень истинного искусства. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их игре, тогда сможете стать великими артистами», — писал К. С. Станиславский.

Так точно и в занятиях по голосу и речи игровое упражнение, координируемое и направляемое педагогом, должно быть доведено обучающимся до степени искусства, а это значит - санкционировано чувством веры и правды. Упражнения игро­вого характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу занимающихся, вызывают положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогая сформи­ровать свободное звучание голоса.
СТИХИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА
Для того чтобы упражнения были эффективны, следует избе­гать монотонности. Нужно разнообразить причины, вызывающие
1 А. А. Ухтомский. Соч., т. 4, - Л.: Изд-во ЛГУ, 1945. С. 220.

14
чувства, чтобы они не тускнели от частого повторения. И с этой целью полезно использовать для упражнений стихотворный материал.

Стихи как ритмически организованная речь легко возбуждают нервную систему. Ритм сам но себе вызывает в нас эмоцио­нальный отклик, рождает так называемую ритмическую эмоцию, или ритмическое переживание, которое организует, приводит в активное рабочее состояние весь организм человека, в том числе и голосовой аппарат. Разумеется, стихотворные тексты упраж­нений носят чисто утилитарный, тренировочный характер, при­чем некоторые из них — мнемонического свойства, то есть напи­саны специально для лучшего запоминания правил (ведь стихи крепче «врезаются» в память), методических советов при голо­совом и речевом тренинге, а также с целью контроля за выпол­нением заданий в том или ином упражнении.

Игра в коллективное и индивидуальное сочинительство сти­хов мнемонического характера, стихотворных текстов упраж­нений чрезвычайно увлекает занимающихся. Увлекаясь, они познают законы звучащего слова, а познавая, сильнее увле­каются.
ПРИЕМЫ «УСТАНОВКИ» В РАБОТЕ НАД ГОЛОСОМ
В процессе обучения большую роль играет психологическая готовность, иначе говоря — «установка» па восприятие техниче­ского и творческого заданий. Принцип «психологической готов­ности» — это, но существу, выработка и закрепление установки на осуществление определенного действия.

Стихи мнемонического порядка, к которым мы прибегаем в моменты голосового тренинга, это и есть своего рода словесные приказы организму, которые вызывают в человеке соответствую­щую установку. Так, собираясь начать упражнение на развитие грудного резонирования и давая себе словесный приказ:

Сейчас начну я опускаться.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном,

И непременно — в головном... —
мы готовим себя к выполнению цели: соединить работу верхнего и нижнего резонаторов. Установка — психологическая готовность к действию — ведет к более согласованной работе голосо-речевого аппарата.

15
РЕЧЕ-РУЧНОЙ РЕФЛЕКС В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
Известно, что движения рук отличаются не меньшим разно­образием, чем движения мускулов речевого аппарата. Речевой процесс регулируется двигательным, слуховым и зрительным анализаторами. Можно считать поэтому, что речевая деятель­ность — это деятельность всего мозга в целом, а управление осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга. Применение в голосовых и речевых упражнениях речеручного рефлекса становится все более распространенным в педагогиче­ской практике.

В первых же упражнениях по голосу самое активное участие принимает кисть руки, делая привычное, много раз повторяю­щееся в жизни движение. Например, палец нажимает «курок» — и вместе с взрывным согласным «П» «вылетают пулею», разо­рвав губы, звуки «пиф-паф». Кисть руки короткими, резкими движениями бросает жонглерские «тарелки». Руки «укачивают ребенка», бьют в «барабан», печатают на «пишущей машинке», «ловят комара», работают «с пульверизатором» и т. д.

Эти и подобные движения рук координируются с речью, звучанием отдельных гласных и согласных и их сочетаниями. Движения рук помогают рождению свободно звучащего голоса, придают нужный характер произнесению отдельных звуков речи, слов и фраз.
МЕЖДОМЕТИЯ В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА
Междометия являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуем на его волю и чувства. Междометия слу­жат для самого краткого словесного способа выражения чувств и волевых импульсов человека. Они выражают множество эмо­ций — ужас, гнев, страх, восхищение, возмущение, иронию, жа­лобу, упрек, похвалу, восторг, поощрение и другие, а также такие волевые импульсы, как угроза, приказ, запрещение, про­тест, оклик, предостережение, предупреждение, призыв, пригла­шение и т. д.

Междометия позволяют органично вовлекать в действия на­шу душевную природу, потому что они рождаются непринуж­денно, естественно, неожиданно. Весь организм человека, в том числе и мышцы речеобразующего аппарата, участвуют в рожде­нии междометий, что помогает тренировать естественную «опо-

16

ру» звука, находить естественный тон разговорной речи. Особен­но этому способствуют легкие, свободные восклицания, окра­шенные приятными эмоциями, эмоциями радостного удивления, восхищения... Положительные эмоции раскрепощают мышцы фонационного аппарата и рождают свободное звучание голоса. Многие междометия, разные по звучанию, могут выражать одно и то же чувство, если произносятся с одинаковой интона­цией, и наоборот — одно и то же междометие может выражать различные эмоции через различные интонации. Поэтому-то на междометиях хорошо тренировать голосовую подвижность, мо­дуляцию голоса, тембральные нюансы, которыми окрашивается одно и то же междометие, выражающее различные чувства.
ПРИЕМ «ЛАЯ» В РАЗВИТИИ ГОЛОСА И РЕЧИ
Этот прием требует проверки в личной практике, с тем что­бы, уверовав в его исключительную действенность, широко применять его в работе над голосом и речью. Многолетняя практика автора (после выхода в свет моей книги «Как сделать голос сценическим» — М.: Искусство, 1968, 1975) и многих педагогов художественных вузов и театров подтвердила безу­словную пользу этого приема голосо-речевого тренинга. Он поддержан и учеными, занимающимися вопросами психофи­зиологии речеобразования.

При «подлаивании» рефлекторно работают все части речеоб­разующего механизма, максимально и свободно раскрывается глотка, верно рожденный (на мягкой атаке) голос хорошо резо­нирует в грудном и головном резонаторах. При минимуме уси­лий получается максимум звучания. Этот прием уникален при тренировке «опоры» звука, при силовых, диапазонных и темпо­вых изменениях речи. Он обеспечивает рефлекторность вдоха, создает условия для гибкости, подвижности голосовых инто­наций.

Методика использования этого приема будет описана в раз­деле практической работы над голосом.

РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕР УПРАЖНЕНИЙ
Не отрицая некоторой пользы тренировки голоса под инст­румент, которая при верном методическом подходе развивает музыкальный слух обучающегося, позволяет наблюдать за разви­тием звуковысотного диапазона голоса и т. д., мы считаем, что основными упражнениями по развитию речевого голоса должны

17

стать упражнения без использования инструмента либо рацио­нальное сочетание тех и других.

Звук речи (если подойти к рассмотрению голоса в физиче­ском аспекте) — это сложное колебательное движение упругой среды при совокупности нескольких одновременных движений, различных по высоте и силе. Поэтому в речи человека одна ударная гласная в слове может звучать ровно, когда топ и сила держится внутри слога на одном уровне «а». Тон и сила могут постепенно повышаться к концу слога: «а»; понижаться «а»; сначала повышаться, а потом понижаться: «а»; наоборот, пони­жаться, затем повышаться: «а». В отличие от музыкальных зву­ков человеческий голос обладает гораздо более мелкими проме­жуточными интервалами. Чрезмерное увлечение тренировкой голоса под инструмент может привести к исчезновению этих интервалов, к обеднению модуляции голоса, к инструментализа-ции звучания, что мертвит человеческую речь. Кроме того, тре­нировка голоса под инструмент не всегда практически осущест­вима (не везде имеются инструменты), да и требует квалифици­рованного специалиста-музыканта.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки. Так как высота, сила, скорость, тембр, характер произнесения, логика, мелодика, дей­ствие выступают в звучащем слове в органическом единстве, они и тренируются в единстве. Меняя установку па формирова­ние того или иного навыка, например, мягкой атаки звука, необ­ходимо следить и за логикой действия, и за силой голоса, его гибкостью и другими свойствами речи.

Метод поэтапности овладения речевыми навыками требует от занятия к занятию брать из каждого раздела пособия упраж­нения с учетом степени их сложности, природных данных голо-со-речевого аппарата и потенциальных творческих возможностей каждого из занимающегося тренингом.

Навыки звучания — это сложный комплекс условных реф­лексов. Поэтому совершенство их зависит от частоты воспроиз­ведения временных связей условных сигналов с ответной реак­цией организма. Длительные перерывы ведут к угасанию услов­ных рефлексов. Тренируя тот или иной навык, следует к старым упражнениям находить различные новые внутренние оправда­ния, приспособления, которые бы вновь вызывали эмоциональ­ную реакцию организма. Потому что новизна и неожиданность

18

приспособлений — активные возбудители чувств. «Слабый но­вый раздражитель нередко дает большую реакцию, чем сильный, но ранее применявшийся»1. Главное же, надо иметь большой запас упражнений, преследующих одну и ту же цель. При оби­лии упражнений легче осуществлять индивидуальный подход к занимающимся. И если какое-то упражнение не получается, то надо предложить другие: каждый отберет для себя наиболее увлекательные, с помощью которых легче добиться нужного результата звучания. А видимый результат в работе непременно вызывает чувство радости, удовлетворения, стимулирует даль­нейшую тренировку.

Успех в работе зависит и от того, насколько правильно осу­ществляется контроль за выполнением творческих и техниче­ских задач тренинга. С первых же дней занятий в работу за контролем выполнения упражнений следует подключать самих занимающихся. Это не только воспитывает сознательное отно­шение к тренингу (понимание целевых установок каждого из упражнений и приемов), но и профессиональное умение слы­шать и определять причины отклонений от нормы звучания, находить способы их устранения.

Занятия с группой имеют свои преимущества при работе над совершенствованием техники звучащего слова. В условиях кол­лективного тренинга (обязательно коллективно-индивидуаль­ного) все заражаются единым положительным настроем. Это происходит потому, что успех одного передается другим, стиму­лирует их работу, вселяет веру в свои возможности. А привле­чение внимания всех к одному объекту (искомому качеству зву­чания речи) приводит к более прочному закреплению получаемых знаний, к устойчивости тренируемого навыка. Переключение же внимания с одного занимающегося на другого облегчает восприя­тие и повышает тем самым эффективность тренинга.

Естественную потребность в коллективном творчестве обу­словливают и сами приемы тренинга, осуществляемые в усло­виях действия, общения, игры, которые воспитывают слово-действие, направленное на партнера, зрителя, то есть подготав­ливают к публичным выступлениям.

И здесь многое зависит от умения увлечь. Увлеченность — основное условие творческого овладения техникой звучащего слова. Поэтому «всякая программа преподавания, всякая мето­дика воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в

1 П. В. Симонов. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. — М: Изд-во АН СССР, 1926. С. 96.

19

убеждение воспитателя, останется мертвой буквой... Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплом его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы»1.

Отсюда совет: приступать к работе над развитием навыков звучащего слова только после того, как сам поймешь, познаешь, проверишь на себе предложенные приемы тренинга. Для боль­шей доходчивости автор прибегнул к диалогической форме из­ложения методических советов и рекомендаций к упражнениям голосо-речевого тренинга.
ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ
Голос, правильно поставленный по законам природы, растет и крепнет.

К. С. Станиславский

Дыхание принимает самое активное участие во всякой чело­веческой деятельности и особенно — в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным (от греческого слова «phone» — звук). Оно важно не только для организации верного звучания голоса, по и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает анергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех зву­ков нашей речи, которые по природе своей разномощны. Прове­рить это легко, произнося поочередно, например, гласные А и И: более сильное напряжение в области диафрагмы будет ощу­щаться при произнесении гласного И, потому что он забирает больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания от гласного А. Такое выравнивание звуков речи — необходимое условие ее разборчивости.

В фонационном дыхании участвуют многие мышцы — вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха являются диа­фрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) и группы мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным. Оно позволяет в процессе речевой деятельности легче пополнять воздух движением одной диафрагмы. А это очень важно.

1 К. Д. Ушинский. Соч., т. 2. С. 28. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта