книга искусства. Искусство оратора
Скачать 2.02 Mb.
|
61 В бытовой современной речи, к сожалению, наметилась тенденция убирать подвижность ударения, а ведь это — неповторимое богатство нашего языка. Прислушайтесь: гОрод — городОк — прИгород; стОй — стоИшь — вЫстоишь; дАл — далА — пЕредал; далекО — далЕче... Одно слово может передать тончайшие нюансы чувств, действий, настроений: И сердцем далек О носилась Татьяна, смОтря на луну... Вдруг мысль в уме ее родИлась... — Поди, оставь меня одну. — говорит Татьяна няне. И пишет любовное письмо Онегину. А вот она в Москве, в «Собранье». Ей душно здесь... она мечтой Стремится к жизни полевой... И в сумрак липовых аллей, Туда, где Он являлся ей. Так мысль ее д а л Е ч е бродит: Забыт и свет и шумный бал... Это простонародное слово далече точно характеризует образ мыслей пушкинской героини. А вот еще строки из другого произведения А. С. Пушкина: Все грустную тоску на душу мне наводит. ДалЁко, там луна в сиянии восходит... Попробуйте сказать: «Там, далекО луна в сиянии восходит» и сразу теряется не только красота метро-ритмического порядка слов во фразе, но и глубина смысла: обреченность изгнанника на вечную разлуку с любимой женщиной, для которого слова «далЁко», «там» приобретают особую значимость, они объемны, они выделяются при звучании стихов, они дороги Пушкину. «ДалекО, далЕче, далЁко». Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи! Подвижность ударения выделяет пол действующего лица: Он пОдал руку, она подалА. Разве не видится за первой фразой волевое, мужское начало, а за второй — женственность, мягкость движения? А ведь приходится слышать, как говорят: «Он подАл, она подАла». Как будто действуют какие-то бесполые существа. Вслушайтесь еще раз в то, как передает разный характер действия мужчины и женщины переходящее ударение: 62 Вдруг понялА, что не правА была, И другу тихо руку подалА. Он пОнял — тяжела разлука. И пОдал руку. А как определенно звучат слова, когда ударение в слове переносится на частицу отрицания в мужском роде: Дал ответ? НЕ дал. Нет. Когда же говорят «не дАл», да еще произносят это нечетко, то не понимаешь, что же все-таки: дал или нЕ дал? И приходится переспрашивать. Частица отрицания образует новые слова, беря на себя ударения: «Ты не друг мне, а нЕдруг», «Быль иль нЕбыль», «пЕви-даль», «нЕуч», «нЕхристь», «в нЕпогодь»... У поэта Якова Козловского есть стихи, которые гак и называются: БЕГЛОЕ УДАРЕНИЕ Поклонившийся погосту, От селенья за версту Шел я пО мосту, по мОсту, По скрипучему мостУ... Много ль надо человеку? Отдышаться б на веку, Глядя нА реку, на рЕку, На спокойную рекУ. Дым печной тянулся к дыму, И клонилось потому Солнце нА зиму, на зИму, На морозную зимУ. В разноритмичности, подвижности ударений проявляется фонетическое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность. Как же надо внимательно, «с почтением» относиться к словесному ударению, чтобы не допускать ошибок в произнесении, чувствовать музыкальную организованность речи. Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой частью литературного языка. Задача орфоэпии состоит в том, чтобы каждый человек, познав индивидуальные особенности своей ре- 63 чи, а также особенности говоров и акцентов, мог сделать собственную речь совершенной. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Каково содержание понятия «орфоэпия»? Какова роль культуры произношения в ораторском мастерстве? Чем характеризуются стили произношения? Какие законы лежат в основе русской фонетической системы? Что надо знать о редукции гласных звуков? Какое отклонение от нормы звучания наблюдается при произношении союза И, предлога ИЗ при слитном произнесении слов? Как произносятся обрусевшие иностранные слова с гласным Е? Что надо знать об ассимиляции согласных звуков в русской речи? Какие согласные всегда произносятся твердо? Что происходит со звонкими согласными в конце слова? Что вы знаете об упрощении произношения согласных? В чем отличие произношения согласного Г в русской и украинской речи? Что характерно для произношения сочетания ЧН в современной речи? Что надо знать о законе «упреждения»? Какие существуют группы ассимилятивного смягчения гласных звуков? Что характерно для словесного ударения в русской речи? Какие наблюдаются тенденции в перемещении ударений? Как влияет на речь подвижность ударений? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям. Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от орфоэпических норм звучания речи. Составить карточки со словами на различные правила произношения (не раскрывая нормы звучания) и на занятиях с группой, встав на место педагога, проверять по этим карточкам степень усвоения правил произношения товарищами. Это задание на практике закрепляет знание правил и, кроме того, активно тренирует слух. Составить карточки из слов, вызывающих затруднение в постановке ударений (красивее, мизерный, баловать, иначе, приговор, петля, квартал, на двери, передали, ходатайство...). Если у самого есть отклонения от норм произношения, то создать личную таблицу тренинга и заниматься по ней. Создавать упражнения типа: Упражнение «Упреждение». Для тренировки смягчения согласных произносите мягкий гласный (с ясно звучащими Й), и тут же, не отрывая языка от верхних боковых зубов, говорите слова, в которых перед йотирован- 64 ным гласным есть два согласных: Йа—сьпят, Йэ-сьнесть, Йу-сьплю, Йо— тьвёрд... Затем составляйте тексты из слов с мягкими согласными и тренируйтесь в их правильном произношении. Если «После» после «Если», Значит «Если» перед «После». Если «После» перед «Если», Значит «Если» после «После». В этой чистоговорке язык все время сохраняет установку органов речи на произнесение мягких Е, И. Упражнение «Под покров». Цель его — убрать полногласие в речи (когда все слоги произносятся в той же скорости, объеме, а иногда и качестве: мАгАзИн, бАрАбАн), избавиться от манеры особенно растягивать предударную гласную (пАдем пАсмотрим кинокАртину), надо пытаться произносить слово так, чтобы все неударные слоги как бы собирались «под покров» ударяемого, бежали под него, «как цыплята под наседку» (С. Волконский). Включите в работу кисть руки и, произнося слова, сжимайте пальцы в кулак, как бы собирая все звуки, не давая ни одному из них «выскочить»: РепертуАр. АбитуриЕт. ГармонИческий. ВЫспался. НагулЯлся. РазворАчи-вайтесь!.. ВодоворОт. ОгородИть. КОлокол... Упражнение «Слова—стрелы»-. Представьте, что в руках у вас лук. Натягивайте тетиву и пускайте слова—стрелы. Наконечник стрелы - ударный слог. За ним летят, собранные воедино, все звуки слова. Ударный собирает и несет их за собой, где бы они ни стояли: в начале, середине или конце слова: Слово, собранное, звонкое, с четкими согласными, с острым наконечником — ударным слогом летит вперед. Все спаяно с центром слова — сосредоточием его жизни. На все недостатки в произносительных нормах надо самому придумывать упражнения и, весело играя, совершенствовать культуру звучащего слова. Отыскивайте в художественной литературе тексты, в которых авторы борются за чистоту русской речи. 65 Где свой обогатить язык, Запасы слов, оттенки речи?.. О! Мной давно уже замечен Живой языковой «родник»!.. Он может все переиначить — Оттенки, фразы и слова. Как скажет: «Разрешите нАчать» Потом: «людЯм нужны средствА». Еще добавит: «совремЁнный» И «надо указать о том...» — Летят все правила, законы, Разрушенные «родником». Б. Котляров. «Родник» КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ (Языковая культура) Свой язык, слова, фразы, законы речи надо однажды и навсегда почув- ствовать, и, когда они станут нашей второй натурой, тогда надо пользо- ваться ими, не думая о правилах. Тогда речь будет сама собой правильно произноситься. К. С. Станиславский Слово культура латинского происхождения и означает «возделывание», «обрабатывание». Значит, культура речи — это владение языковыми нормами, которые сложились в результате многовековой шлифовки языка нашими предшественниками; это наше богатое наследство, которое мы должны сохранять и развивать, чтобы передать красоту, могущество и неповторимость русского языка следующим поколениям. Публичное выступление, когда «адресат» — не один человек, а целая аудитория, требует от оратора еще большей строгости и ответственности за свою речь, за языковое оформление своих мыслей. В последнее время все больше внимания уделяется процессу общения, то есть коммуникативной стороне речевой деятельности. Но такая односторонность убивает духовную сущность языка как части народной культуры. Вопрос о языке — это и вопрос о нравственности, и о патриотизме, и о порядочности, и о любви — во всем их многообразии. «Наш язык — общественное, национальное достояние, потому-то и за его чистоту и ясность ответственность несут власти предержащие; состояние общенационального языка вообще — проблема не академическая, а политическая, и языковая компетенция «говорящих с высоких трибун» — ответственное государственное дело... Ничто — ни уличные объявления, ни речь президента — не должно нарушать нормы языка»1. Написанное ты можешь еще исправить — заменить слово, упростить фразу, убрать повторы и так далее. Устная речь — совсем другое дело. Она не имеет права на ошибку и ее исправление: «Каждый звук твоего высказывания высвечивает тебя изнутри», — говорит В. Колесов. Письменная и устная В. В. Колесов. Русская речь. - СПб, 1998. С. 210. |