Главная страница
Навигация по странице:

  • ДИАПАЗОН ГОЛОСА

  • книга искусства. Искусство оратора


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеИскусство оратора
    Анкоркнига искусства
    Дата13.01.2020
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаiskusstvo_oratora.rtf
    ТипРеферат
    #103915
    страница10 из 22
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22

    92
    звука в слове обеспечивает усиление психологической действен­ности звучащего слова

    е

    Не| [ет!_
    Упражнение «Кончил дело — гуляй смело». В этом уп­ражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.

    Для того, чтобы легче ощутить это движение голоса в звуча­нии одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним сло­гом — «ма». Будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.

    Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное инто­национное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напо­минаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.

    — Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сооб­щение о желании пойти погулять.)

    — Сядь!

    — Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с инто­нацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повыша­ется к концу слога.)

    — Подождут.

    — Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон го­лоса.)

    — Помолчишь?

    — Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)

    — Не канючь и не фусти.

    — Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге ма.)

    -Да.

    Кончишь дело — гуляй смело.

    Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса:

    93

    1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:

    лекцию?

    на|

    пошли |

    Вы '

    2) в неполных предложениях (без сказуемого) с союзом А:

    о будущем?

    он? лекция?

    А А

    3) в предложениях, начинающихся со слова «разве»:

    ресно?

    не инте |

    Разве это|

    Однако, если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то

    она принимает восходяще-нисходящий характер звучания:

    ресно

    это не инте

    Разве для молодежи?
    Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нисходящим рисунком) относятся:

    1. Фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:

    «Как вы себя чувствуете?», «Какая сегодня погода?»;
    2. Фразы с вопросительными частицами ли, неужели:

    «Придут ли они?», «Неужели не придут?»,

    «Неужели это их не интересует?», «Думают ли они о деле?»;
    3. Фразы с соединительным союзом или:

    «Поймут или нет?», «Ждать или уйти?»,

    «Верит или сомневается?»

    В вопросительной фразе после повышения тона не все умеют опустить его и тем самым снижают выразительность, действен­ность речи.

    Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце тон голоса понижается в вопросительной интонации:

    да

    Ког| | человек

    |счастлив?

    К. С. Станиславский образно и точно по рисунку сравню? вопросительную интонацию с «кваканием»:

    94

    квА- квА-

    квА? квА?
    Если текст состоит из нескольких вопросов, то они должны звучать обязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.

    В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, «многоколенному кваканию»), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изум­ления, недоумения, возмущения и т. п.

    Одной из распространенных мелодических конструкций, ис­пользуемых в живой речи, является конструкция перечисле­ния. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создастся восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:

    Лицо являло след недавнего недуга,

    Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

    (А. Н. Некрасов)

    Перечисления бывают неограниченные и ограниченные. При неограниченном перечислении рисунок звучания мысли восхо­дящий ( / ). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, слегка повышая каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отра­зившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие. При ограниченном же перечислении конструкция фразы — восходяще-нисходящая: предпоследнее слово перечис­ления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове топ голоса понижается

    моленья

    и испуга.

    95

    Оратор часто использует такую стилистическую фигуру, как антитеза — противопоставление. При мелодике противопос­тавления повышается тон голоса в первой части фразы и пони­жается во второй. И чем ярче этот рисунок повышения и пониже­ния тона голоса, тем сильнее противопоставляется одно другому:

    в уме



    Поэтом можешь ты не быть.

    Но гражданином быть обязан.

    (Н. А. Некрасов)
    Пой лучше хорошо щегленком,

    Чем дурно соловьем.

    (И. Л. Крылов)
    Мелодические схемы противопоставления и сопоставления хорошо тренируются на пословицах, поговорках, афоризмах, крылатых выражениях:
    Не всегда говори |то, что знаешь|, но всегда знай то, | что говоришь.

    Часто красиво говорят, I а слушать нечего.

    Что не складно, I то и не ладно.

    Ничего не может быть в уме, | чего не было в чувстве,

    Коротко и ясно, I оттого и прекрасно.

    Не гордись званием, I а гордись знанием.
    Пользуется оратор и побудительными предложениями в своей речи. Мелодическая схема их похожа на повествователь­ное предложение (восходяще-нисходящая линия звучания), но имеет свои особенности, которые надо знать. При побудительном предложении: 1) несколько выше произносится начало фразы; 2) значительно ниже высота тона последнего ударного слога во фразе; 3) больше интервал в высоте тона между самым высоким и следующим за ним низким тоном.

    Бесконечно разнообразны мелодические конструкции вос­клицательных предложений, как бесконечны эмоции, чувства, волевые импульсы, желания, которыми сопровождается речь

    96

    говорящего. Любое повествовательное, вопросительное предло­жение можно сказать с восклицанием. При этом в более высоком тоне звучит все предложение; меньше падение тона на последнем ударном слоге; более интенсивно звучит фраза. Есть восклица­ния, которые выражаются каким-либо местоимением (какой, какая, такой, такая), наречием (как), междометием (ах, ох, о, аи...), словами, перешедшими в междометие (батюшки, господи).
    ДИАПАЗОН ГОЛОСА
    Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокуп­ность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять каче­ство звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, это ряд звуков, объединенных прежде всего тембро­вым единством.

    Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех реги­страх: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или груд­ном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном — и нижний. Этому способствует наш прием «подлаивания».
    Упражнение «Трап».
    Диапазон свой разовью

    В прыжках на трап и на траву.

    Три разных трапа предо мной.

    Я звуку помогу рукой.

    «Подлаивать» не забывать.

    И все три трапа можно «взять».

    трап! С трапа

    С травы на|

    на траву.

    трап! С трапа

    С травы на|

    на траву.

    трап! С трапа

    С травы на|

    на траву.

    Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый трап. За рукой, которая легко «вспрыгивает» па видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.

    Упражнение «Этажи». Поднимайтесь по этажам, отсчи­тывая пройденные:

    и шестой этаж...

    и пятый этаж,

    и четвертый этаж,

    и третий этаж,

    и второй этаж,

    И первый этаж,
    Проверяйте опору звука, «подлаивая» слово «этаж». Слова «и первый, и второй, и третий...» как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

    Теперь спускайтесь вниз:

    И шестой этаж,

    и пятый этаж,

    и четвертый этаж,

    и третий этаж,

    и второй этаж,

    и первый этаж.

    Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

    Упражнение «Чудо-лесенка». Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко но слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:
    - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)

    - Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)

    - Шаг-на-го-ры, (выше)

    - Шаг-на-ту-чи... (еще выше)

    - А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)

    - Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)

    - Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)


    Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!

    98

    Постепенность повышения и понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это дос­тигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

    Упражнение «Авиамоделист». Кисть руки — это скон­струированная вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «модель» набирает высоту, опускается, снова взмывает в подне­бесье, делает «мертвую петлю», мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком АААА... Голосом «рисуйте» путь следования «модели», которая легко маневрирует в воздухе.

    У п р а ж н е н и е «Прыгун». Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем эк­ране» — в воображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

    Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:

    голосовой «загиб»

    И вот лечу... кручу.

    Прыжок...

    Разбег...

    Теперь мне надо опуститься

    Чтоб ставить точку

    научиться.
    На слове «загиб» загните голос кверху. Затем спокойно опус­кайте его вниз и положите на «дно».

    Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии неве­сомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

    А теперь убыстрите темп речи, легко «взбегая на вышку» с таким текстом:

    Вот оборот! взлетаю! Как птица я... Прыжок! взбегаю я легко На вышку

    99

    И вниз

    стрелой

    Скрываюсь быстро

    под водой.
    Упражнение «Ворона»
    Ворона каркнула и

    вверх взлетела — быстрый «взлет» голоса.

    Так удивил ее Сороки глас!

    Потом понижение большими интервалами до грудного регистра

    спустилась,

    мягко села,

    С укором поглядев на нас:

    Ведь по-сорочьи «тр!тр!» мы трещали. Средний регистр

    Подвижность диафрагмы развивали.
    Упражнение «В лесу».

    Диапазон чтоб свой развить,

    Люблю с утра я в лес ходить.

    Регистры средний, и грудной

    Я разовью, и головной.

    Вокруг себя лишь посмотрю

    И радостно заговорю: —

    Грудной регистр мой

    ниже пня -

    Такой есть голос у меня.

    А средний — словно тот дубок:

    Не низок он и не высок. А головной —

    как та сосна

    Стоит стройна и зелена!
    Упражнение «Новогодняя елка».
    Ай да елка! Красота!

    Широта и высота!

    Снизу вверх гляжу, гляжу...

    Глаз от ней не отвожу!

    Вот гирлянды,

    Фонари

    И шары,

    шары,

    шары...

    Поглядите-ка туда:

    Что там светится?

    Звезда!

    100
    Ай да елка! Красота!

    Я любуюсь неспроста.

    Тренируюсь заодно:

    Проверяю «верх» и «дно».
    Упражнение «Колокола».

    Для того, чтобы звук был ка­чественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

    Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.

    В грудном регистре ,

    Что за гром?

    Бум! Бом!

    Бум! Бом!

    А в среднем гул На целый дом:

    Бим-бом! Бим-бом!

    Вот в головном Чистейший звон:

    Динь-дон! Динь-дон!

    И все звенит, Гудит им в тон:

    Динь-дон!

    Бум-бом! быстрое переключение с грудного в головной регистр.
    Динь-дон!

    Бум-бом!

    Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.
    Упражнение «Регистры».

    Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.

    Головной регистр (голос звучит высоко)

    И средний регистр (голос звучит на «центре»)

    И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже «центра»)

    Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму)

    И тут говорить (показываете на грудь)

    И там говорить (рука выше головы)

    И здесь говорить! (на диафрагме)
    101
    Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упраж­нений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания.

    Упражнение «Спор». Тренируйтесь не только в посте­пенном повышении, но и в понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую «рабочую» ноту («потолок») и самую низкую («дно»).

    Первый: Чем шире наш диапазон,

    Тем больше выразит нам он. Давай поспорим. Заодно

    Проверим «потолок» и «дно».

    Второй: Широк ли твой диапазон?

    Первый: Широк ли? В две октавы он.

    Мой!.. (первый)

    Мой шире! (второй)

    Мой! (первый)

    Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно повышая тон голоса)
    Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходя от «стона» к «лаю») говорит:

    Твой шире! Вот мой «потолок», Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!
    Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно понижая тон голоса)

    Мой!

    Мой шире!

    Мой!..

    Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:

    Твой шире! Вот мое и «дно».

    Второй: И я закончу заодно.

    Не забывайте о сонорном согласном М в слове «мой». Пом­ните о «стоне». Произносите слова «мой шире» как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разго­ворно-утвердительной интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «подлаивании». Оно позволяет проверить «рабо­чие» высокие и низкие тона голоса.
    Упражнение «Батут».

    ЛОВКО С СИЛОЙ ОТТОЛКНУСЬ —

    Вверх стрелою я взовьюсь,

    102
    Сальто сделав, — снова вниз,

    Но батут бросает ввысь!

    Выше, выше все взлетаю —

    Голос свой я развиваю.

    Все в порядке.

    «Лай» помог Укрепить мне «потолок!»
    Упражнение «Дельфин».

    Мой дом — океан,

    мне легко в нем одном:

    Я прыгаю вверх и

    спускаюсь на дно.

    Работает мой резонатор

    грудной. Я долго и ловко

    плыву под водой.

    Прыжок! Вот еще!

    Я уже над водой,

    Теперь резонатор звенит

    головной.

    В полете легко.

    И не трудно на дне.

    Но лучше всего

    отдохнуть на волне.
    Упражнение «Легкокрылая пушинка».

    (Голосом рисовать движения пушинки, используя все три регистра звучания.)
    Легкокрылая пушинка

    Села елке на вершинку,

    Поднялась под облака,

    Огляделась свысока,

    Охладиться захотела —

    Над рекою пролетела.

    Над печной трубой метнулась,

    Сорок раз перевернулась,

    Прокатилась по траве

    И пропала в синеве...

    Целевая установка упражнений: добиваться совокупности ра­боты резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верх­них — в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним виде­нием это движение голоса.

    Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить низкие тона своего голоса.

    103

    I

    Упражнение «Аквалангист».




    Чтоб овладеть грудным регистром.

    Центр голоса

    Я становлюсь «аквалангистом».




    Все

    Постепенное

    ниже опускаюсь!

    расчетливое

    Ниже!

    понижение

    А дно морское

    голоса

    ближе!




    ближе!..




    И вот уж в царстве я подводном!

    Грудной

    Хоть «погрузился» глубоко,

    регистр

    Но голосом грудным, свободным




    Распоряжаюсь я легко.




    Чтоб овладеть грудным регистром




    Полезно стать «аквалангистом».










    Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» посте­пенно, с небольшими интервалами. Понижение контролируйте рукой. На низких нотах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

    Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое пониже­ние голоса.
    Упражнение «Парашютист». Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашют­ный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, давая себе словесную установку:

    Когда начну я опускаться,

    Мой голос будет отражаться

    Ив резонаторе грудном,

    И непременно в головном.

    Высоко, высоко над землею лечу.

    Совершить с парашютом прыжок я хочу.

    Вот шагнул, и...

    стремительно

    падаю

    вниз...

    Ветер бьет мне в лицо.

    Я рванул за кольцо!.. Надо мною спасательный купол навис.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22


    написать администратору сайта