Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • книга искусства. Искусство оратора


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеИскусство оратора
    Анкоркнига искусства
    Дата13.01.2020
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаiskusstvo_oratora.rtf
    ТипРеферат
    #103915
    страница12 из 22
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22

    116

    Вот он, попав в болтанку,

    Скачет вдоль стадиона,

    Вот он ударил в штангу (Самый быстрый темп)

    Лбом со всего разгона.

    Прыгнул назад с капризом,

    К центру рванулся с лета,

    Но воротился низом

    И угодил в ворота !

    (С. Васильев. «Стадион "Динамо"»)
    Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они выделены разрядкой). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.

    Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения (как в приведенном упражнении). Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значитель­ность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.

    Упражнение «Словарь». Прочтите стихотворение С. Мар­шака так, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей и чувств, выраженных в словах:

    На всех словах — события печать.

    Они дались недаром человеку.

    Читаю: — Век. От века. Вековать.

    Век доживать. Бог сыну не дал веку. .

    Век заедать, век заживать чужой...

    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

    Нет, не словарь лежит передо мной,

    А древняя рассыпанная повесть.

    Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами, ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстом.

    Темно-ритмический слух (или чувство ритма) поможет ис­кусно использовать диалектическое единство темпо-ритма речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.

    Чтобы усилить эмоциональность речи, выразить свое отно­шение к высказываемому, необходимо использовать эмоцио­нальную функцию мелодики и искусство тембрирования.

    117

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
    Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, го­речь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

    Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересо­ванно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, во­одушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка...). Но все эмоции, заклю­ченные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого дейст­вия. Интонация может придать противоположный смысл словам: так «мерзавец» может прозвучать с любовью, обожанием, радост­ным укором и т. д.

    Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!

    Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрица­тельных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а глас­ный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).

    Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

    Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков — обертонов. Раз­нообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сме­няющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоцио­нального тембра мы обходимся условными словесными обозна­чениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли»1.

    1 В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. — Л.; Наука, 1967. С. 3.

    118
    ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
    В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня. «Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания»'.

    Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слуша­телей.

    У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «при­шла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)

    Пришла?! А самолюбье где?

    За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)

    Пришел?! Так обмануть меня!

    Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

    Пришел?! Вот и попался, друг!

    Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

    Пришла! Знать так тому и быть:

    Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

    Ушел?! Придет иль нет? Загадка.

    Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

    Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного

    Избави бог от этих встреч! облегчения)
    Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих мо­ральных, эстетических и иных оценок: мудрость—глупость; кра­сота—безобразие; любовь—ненависть; доброта—жадность; сме­лость—трусость...

    1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1980. С. 206.

    119

    Упражнение «Контрасты».

    Как притягательно красива:

    В ней все гармония, все диво!

    Она уродлива не от природы.

    То — порожденье экстра-моды

    И жизни, протекающей беспечно:

    Не девушка, не юноша, а «нечто»!
    Он глуп, «как пробка», хоть красив.

    От глупости еще спесив.
    Он честен, и умен, и одержим.

    Нельзя не преклоняться перед ним!
    Он жаден — все себе, все в дом.

    Богач? Нет, бедный.

    Что в богатстве том?

    Когда душа скупа и холодна,

    Жизнь жадного бедным-бедна.
    А добрый рад отдать все, чем владеет.

    Чем больше отдает — тем больше богатеет:

    Умом и сердцем, добрыми делами,

    Успехами в труде и верными друзьями.
    Уж если его что за сердце забрало,

    Идет он в атаку «с открытым забралом».
    Трусливый же смелостью хоть поражен —

    Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»
    Как трудно б ни было — молчит. И знает:

    За днями трудными и светлые мелькают.
    Он — оптимист. Честь и хвала ему!

    Он злого не желает никому.
    А нытик, нигилист все видит в черном свете.

    Как трудно жить ему на свете,

    Не зная радости, озляся на весь мир

    За то, что он — не гений, не кумир.

    (Уродство)

    (Глупость)

    (Ум)

    (Жадность)

    (Доброта)

    (Смелость)

    (Трусость)

    (Вера)

    (Безверие)
    Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необ­ходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

    Упражнение «Луна». Восприятие явлений действитель­ности с различной оценкой и отношением развивает эмоцио­нальный тембр, дает возможность услышать, попять глубочай­шую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.

    120

    В разведке

    Луна! О, черт возьми, луна!

    Эх, как некстати нам она!

    Теперь вдвойне опасней путь.

    Внимательней и осторожней будь.

    В лесу

    Какая темень. Пропадем.

    Дорогу к дому не найдем.

    Луна! Ура! О, лунный свет,

    Тебя дороже в мире нет!

    Ну, выходи скорей, свети!

    Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного

    предмета с чувством

    радостной благодарности)

    В чужом огороде

    Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.

    Черт возьми, луна выходит!

    Нас «под монастырь подводит»:

    Засекут и... «крышка» нам.

    Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)


    Лицо луны

    Взгляни на небо — на луну.

    Вот это диво! Ну и ну!

    Мне видится лицо луны:

    И нос, и лоб, и подбородок,

    Веселый рот. Черты ясны.

    О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного

    ранее явления природы

    с чувством изумления

    и радости открытия)

    Скептик

    Луна?! Подумаешь, луна?

    На кой же черт она дана?

    Вся скорчилась, вся сморщилась,

    Не стоит ни рожна!

    И светит «на фу-фу».

    Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)

    Влюбленные

    Луна! Волшебница луна!

    О, как божественна она!

    Любовную раскинув сеть,

    Она дала сердцам узреть,

    Что в глубине их жар пылает,

    В одно двоих соединяет!

    121

    Тоска

    Без нее мне счастья нет.

    Грусть, тоска меня снедает.

    И луны печальный свет

    Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)

    Отчаянье

    Я в отчаянье, луна!

    Ты во всех краях бываешь,

    Так открой же: где она?

    С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

    Я молю, луна! Молчишь?

    Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,

    с мольбой и отчаянием)
    Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонто­ва, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.

    Искусству тембрирования поможет натренированный то­нальный слух, способный воспринимать и воспроизводить ма­лейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

    Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.

    Наиболее удобным материалом для обогащения тембра яв­ляются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты...

    В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.

    Ненастный день потух: ненастной ночи мгла

    По небу стелется одеждою свинцовой;

    Как привидение, за рощею сосновой

    Луна туманная взошла...

    Все мрачную тоску на душу мне наводит...

    122

    А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.

    Для тренировки тонального слуха полезно работать с магни­тофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (арти­ста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окра­шены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?

    Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.

    «Прежде русские дикторы могли различные по смыслу со­общения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэти­ческая культура, уникальная сама по себе, развивала возможно­сти устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.

    Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отно­шении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»'.

    Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современ­ников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлоблен­ный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!

    Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.

    Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.

    Артикуляционные паузы необходимы при произношении не­которых звуков, слогов, в слове, между словами.

    Например: Нет хуже удела,

    Чем быть не у дела.

    У бахчи — сарай —

    Не Бахчисарай.

    В танцах из вращений

    Не делай извращений.

    В цветенье скор пион.

    А на подлость — скорпион.

    В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.

    123

    Я — колокол. Подам я зык —

    И в час луны, заката иль утра ты

    Услышишь вновь набатный мой язык

    Глас радости, тревоги и утраты.

    Разговор о литературе

    — Чем заняты таланты?

    Возвести!

    — Да продолжают славный воз везти!

    — А бездари?

    — Те мнят, Что делают погоду.

    — А критики?

    — Темнят Или молчат по году.

    (Я. Козловский)
    Усилительные паузы возникают перед или после слова, логи­чески выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.

    Цветок,] засохший, безуханный,

    Забытый в книге | вижу я.
    — Не осуждай меня | без нужды.

    — Я так хочу увидеться с тобой!

    Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполне­нию приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть запи­сать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое рас­стояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю...)

    Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

    Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ста­вятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:

    Простишь ли мне | ревнивые мечты?

    Моей любви | безумное волненье?

    Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

    Всегда пугать | мое воображенье?

    124

    Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.

    Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забы­вается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом вос­принимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, на­пример, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Ко­гда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.

    Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.

    Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:

    «— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда... Скажу сию минуту... Это моя тайна, но вы все должны знать... Не могу молчать... Я люблю, люблю... Люблю этого человека... Вы его только что видели... Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина...»

    Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:

    Попова: Почему вы не хотите драться?

    Смирнов: Потому что... потому что вы... мне нравитесь.

    Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.

    Смирнов: Послушайте... Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли... как бы этак выразиться... Дело в том, что, видите ли, такого рода история, соб­ственно говоря... Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я... я почти влюблен!

    Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    Какова роль мелодики речи в речевом действии?

    Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного

    предложения?

    Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога

    в русской речи?

    Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

    Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

    125

    Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

    Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?

    Что надо знать об относительности пиано и форте?

    Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

    Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

    Каковы условия звучания сценической скороговорки?

    Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?

    Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22


    написать администратору сайта