книга искусства. Искусство оратора
Скачать 2.02 Mb.
|
188 Спор, дискуссия, полемика - взаимопроникаемы. Это зависит от того, идут или не идут оппоненты на сближение позиций. И если позиции сближаются, то полемика становится спокойнее, менее эмоциональна по форме ведения диалога. И, скорее, начинает напоминать дискуссию. И все-таки полемика всегда остается самой острой и напряженной формой духовного, интеллектуального, нравственного противоборства, цель которого - победа над противником. Эта победа обязательно ведет к истине. Результативность спора, дискуссии, полемики зависит от ряда условий. Прежде всего важна сама личность, ведущая спор. Знакома она или не знакома. А если слышали, то каково мнение о ней? И если ничего не известно, то чрезвычайно валено первое впечатление при встрече. Помним: обаяние - это естественность поведения. Доброжелательность, уважение оппонентов, умение установить контакт, тон разговора, манера поведения, внешний вид - все это создает благоприятную атмосферу для общения. Результат будет тем успешнее, чем достойнее друг друга окажутся противники по своим знаниям, эрудиции, полемическому искусству. К спору надо готовиться: продумать аргументы, предполагаемые возражения, вспомнить неопровержимые данные, которые подтвердят правоту суждений. Только глубокое знание предмета спора ведет к точности и ясности выражения ваших мыслей и к убедительной доказательности. Надо учитывать психологический склад, внутренний мир собеседника, темперамент, настроение, отношение к вам. Это позволит правильно выбрать приемы воздействия. Есть люди, предельно сосредоточенные на самих себе, на своем внутреннем мире. Они нелегко входят в контакт с другими, рассматривают их как просто объект общения, а не как полноправный самостоятельный субъект со своей непредсказуемостью. Л.Н. Толстой считал, что главный водораздел в общении между людьми проходит по линии: понимающие - непонимающие. И действительно, человек может быть и добрым, и честным, и порядочным, а понять другого не может. Ему мешает закрытость общения, он весь внутри самого себя. «Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя», - утверждал Вольтер. Надо изменять себя, быть готовым к диалогу в душевной атмосфере и дать собеседнику свободу быть таким, каков он есть. Дать ему право на тайну, которую нам не разгадать. «Человек - это есть тайна», - считал Ф.М. Достоевский. «В споре виновен у м н ы й». Это изречение должно охлаждать спорщиков. Не следует сразу отвечать собеседнику. Надо 189 выслушать его возражения до конца. Ведь часто бывает так, что спор идет о разных вещах. Или, наоборот - об одном и том же, только выражаемом разными словами. Лучше постараться во время спора ловить свои ошибки: не вызвано ли слишком дурное начало спора не очень хорошим вашим настроением, не связанным с содержанием спора; не проявляете ли вы недовольство, нетерпение, неуважение; не отвлекаетесь ли на другие мысли; не навязываете ли собеседнику свои аргументы; удается ли вам быть тактичным, не имеете ли предубеждение против собеседника... Лучший вариант в этом случае: «одному покориться, другому поступиться». Слушать и слышать. Только это, ныне забытое, «искусство слышать» обеспечит правильное ведение спора. Слушание -это сложный психологический процесс, состоящий из восприятия, осмысления и понимания. И если хоть одно из этих звеньев нарушается при невнимательном слушании, понимание бывает ложным. А без полного и точного понимания спор, беседа неэффективны. Периоды красноречия сменяются напряженным вниманием к доводам, доказательствам партнера. Сам слушай, но скупись, брат, на слова: Недаром рот один, а уха два. Только предельное внимание, заинтересованность в обсуждаемой теме или проблеме, сдержанность, ум и искусство слушать могут привести к желаемому результату. Не допускать, чтобы спор «пошел на ДА и НЕТ». Нередко, вступая в спор, собеседник хочет взять истину «с наскока». После первой же вашей фразы вы слышите в ответ резкое «Нет!» Такой человек не слушает собеседника, он живет одним: показать свое превосходство. Таким образом пытаясь утверждать себя в жизни единственным действием - «возражать». Из-за такого возражения теряется истина, спор скатывается к голословному, бездоказательному словоизвержению. Слабой попыткой утвердить свой авторитет является приписывание оппоненту того, чего он вовсе не говорил. Надо уметь принимать возражения, если они идут от сильного противника. Возражение должно пробуждать в вас не гнев, а внимание. Возражения обогащают оратора. Ведь надо найти убедительные доводы, доказательства, примеры, чтобы отстоять свою позицию, взгляды, суждения. Сильный противник заставляет предугадывать ход его мыслей, выводов, и вы, чувствуя его силу, готовитесь к обороне. Когда участвуешь ты в скачке спора, Не горячись и упадешь не скоро. 190 Важна краткость доказательств в споре. Много доказывать - ничего не докажешь. Слишком много слой затемняют мысль, действуют в противоположную сторону. Пусть лучше в спор и не вступает тот, Кому для доказательств нужен год. Джами Сжатость изложения мысли придает языку силу. И чем яснее мыслит оратор, тем понятнее выражает свои мысли. По мнению Г.Р. Державина: «Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами, без чувств, не только бывает ненужно, но и неприятно. Да, настоящая мудрость немногословна»'. И этой краткости надо учиться. Каждый довод должен не только быть четок, ясен, чист, но и иметь свое место в речи. Что это значит: «быть на своем месте?» Это означает, что сначала идут наиболее легкие для понимания доказательства, затем потруднее, с более подробным разъяснением, и, наконец, самые значительные, которые и утверждают правоту ваших мыслей. Так точно надо умело использовать и факты. Доказательства, перегруженные фактами, напоминают очаг, заваленный дровами, в котором огонь затухает. Обладать «красноречием сердца». Сила чувств оратора есть ощущение самой истины. Увлекаясь сам изрекаемой истиной, оратор увлекает и слушателей на ее познание. В споре «красноречие ума» (убедительность), сливаясь с «красноречием сердца», ведет к желаемому результату. Как замечает Н.А. Добролюбов, «ораторы... тем и отличаются, что умеют находить в предметах такие стороны, на которые мы, грешные, не обращаем надлежащего внимания»2. Чувствовать «воздух в е к а», в котором живешь, понимать стремления в будущем на основании настоящего; учитывать настроение людей, их желания со всеми светлыми и темными сторонами жизни. Обладать юмором. Иногда закончить ни к чему не ведущий спор помогает смех, юмор... Возбуждая смех, оратор или разбивает, или запутывает, или усмиряет противника. Юмор смягчает и ослабляет суровость и строгость. Оратор шутками разрушает тягостное общение, которое не всегда разрешается доказательствами. Но только... Уместна шутка и смешной бывает, Коль никого она не задевает. 1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 77. 2 Там же. С. 85. 191 Для юмора порой достаточно вскользь обронить фразу, опровергающую самые важные предположения. Хорошее настроение, юмор, чувство радости говорят аудитории о том, что оратор считает: как бы ни расходился он по отдельным вопросам с оппонентами, они все преследуют одну цель - поиск истины. Любить поэзию. Риторика и пиитика идут рука об руку с самых древних времен. В поэзии есть все то, что есть в риторике. И - наоборот. Умение прибегнуть к пословице, поговорке, поэтическому материалу - весьма существенная победа в споре. Поэзия пробуждает чувство, убеждает в правде. «Поэтический ореол, которым окружен предмет речи, подкупает слушателей в пользу мнений оратора»1. Жестово-мимические средства общения. Зная о том, что зрительное восприятие сильнее слухового, надо избегать излишней жестикуляции. Она воспринимается как нерешительность оратора или как невоспитанность. Точно так должна быть сдержанной и мимика, чтобы противник не прочел ваших скрытых мыслей, отношения к себе и многое другое. Иногда, наоборот, выразительный взгляд, кстати родившийся жест, телодвижение гораздо более действенны, чем сами слова. В использовании жестово-мимических средств общения надо знать закономерности, национальные особенности и традиции русского народа2. Можно вывести ряд правил ведения спора, полемики: • Не рвитесь в бой не имея достаточных доказательств своей правоты. • Вступайте в дискуссию с равным вам по знаниям проблемы противником. • Терпеливо выслушивайте собеседника, не говорите сразу: «Нет! Вы не правы!» • Признавайте свою неправоту, если она доказана оппонентом. • Будьте неуступчивы, если уверены в правоте своих суждений и можете их доказать убедительными аргументами и фактами. • Умейте тактично закончить спор, понимая его бесполезность, с людьми, не владеющими достаточными знаниями, не умеющими слушать, не желающими сдавать своих позиций, не знающими основ искусства спора. • Пытайтесь мыслить конструктивно, предлагать решения, ведущие к искомому результату. • Никогда не вступайте в спор не будучи уверенными, что докажете свою истину. Такой спор часто навязывают, провоцируют, заранее зная, что противника все равно ни в чем не убедишь. 192 • Спор должен быть честен и чист по цели и аргументам доказательства. Известны десятки безнравственных приемов и уловок в споре. Среди них, например, такие: «Ссылка на несуществующие авторитеты», «С больной головы на здоровую», «Лги и лги», «Закон предшествования», «Да... но», «Кричать, если нет аргументов», «Заменять расхождение во мнениях обвинением в политической неблагонадежности», «Приписывать оппоненту то, чего он не говорил», «Тенденциозно искажать его высказывания» и т.д. Как видим, многое надо учитывать, многое знать, чтобы искусно вести дискуссию, спор, полемику. Ученые утверждают, что существуют различные стили мышления. Знание их также повышает эффект достижения цели. Остановимся кратко на описании этих стилей мышления. Синтетический стиль мышления - это способность обобщать данные наук, практики. Создавать из них что-то качественно новое. Это способность комбинировать из часто противоположных идей, взглядов, позиций, то есть «совмещать несовместимое» в новом сочетании1. Синтезаторы отличаются остротой взгляда и языка. Распознать синтезатора можно по открытому скепсису, несогласию. При этом он даже не делает попытки что-то предложить взамен критикуемого. Идеалистический стиль - это прежде всего широта взглядов, повышенный интерес к целям, мотивам, «качествам жизни». Идеалисты больше полагаются на субъективные и социальные факторы, на интуицию, недооценивают факты. У них высоко развиты моральные устои. Они гордятся своими возвышенными идеалами. Их возмущают те, кто не заботится о других, об общем благе, не стремится к совершенству. И в спорах идеалисты не всегда оказываются победителями. Узнать идеалиста можно прежде всего по открытой улыбке, по желанию наладить контакты с партнерами. Так же открыто (в мимике, жестах, речи) проявляются и другие эмоции: обида, гнев, возмущение, разочарование, досада... Идеалисты не терпят ссор, конфликтов, всегда стремясь к согласию. 1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 66. 2 См. главу данной книги «Язык чувств». 193 Прагматический стиль - это опора на личный опыт, это убеждение, что мир непредсказуем, его нельзя понять, нельзя управлять им. Поэтому их формула: «сегодня сделаем так, а там посмотрим, что будет». Прагматики хорошо улавливают требования момента и активно включаются в коллективные поиски истины. Они способны поставить себя на место другого человека и адаптироваться в мышлении и действиях. Угадать прагматиков можно по большей смелости, чем харк-терна для идеалистов. Они менее впечатлительны и напряжены. Им нравится всем нравиться. Любят прибегать к юмору. Вносят оживление в самые скучные мероприятия. Аналитический стиль - это всестороннее изучение вопроса, проблемы. Аналитики глубоко и внимательно, логически и методически рассматривают проблему, не торопясь принимать решение. Они прежде всего теоретики, которые стремятся иметь «теорию» по любому вопросу. Аналитики любят концентрировать свое внимание на объективных данных, которые они скрупулезно добывают, не жалея времени. Внешне аналитики чаще бывают сухи, сдержанны, даже холодны. С ними нелегко разговаривать. Они закрыты. Но, узнав их особенности и приняв их во внимание, с ними можно продуктивно общаться. Они обстоятельно обсуждают проблему. Их речь негромкая, сдержанная. Но если они с чем-то несогласны - упрямы и непоколебимы в своих утверждениях. В такие моменты их голос и речь звучат жестко. Реалистический стиль - это эмпирика, это факты, а не теория. Реалисты тяготеют к конкретностям и желают исправлять ситуацию, чтобы прийти к определенному результату. Любят вести дела безошибочно, обоснованно. Они ближе всех к аналитикам. И те и другие опираются на факты, стремятся к объективности. Но есть и различия. Реалиста раздражает дедуктивный, формально логический способ мышления аналитика. Как узнать реалистов? Они выглядят людьми открытыми, прямыми, уверенными, напористыми. Они не сдерживаются в выражении согласия или несогласия. За словом в карман не лезут. Выражаются кратко, ясно. Любят такие же ответы. В напряженные моменты говорят резко, тоном, не допускающим возражения. Нередко бывают упрямы. Любят приводить факты и конкретные образные примеры из жизни. Анекдот, шутка, колкость - все идет в ход для достижения цели. Они близки к «простым людям». Конечно, все перечисленные стили мышления комбинированные, взаимопроникаемые, но при этом какой-то из них доминирует. 194 В указанной выше книге «Поймите меня правильно подробно описываются «основные стратегии» действий всех пяти стилей общения. Это описание поможет: • развить свой интеллект, его особенно сильные стороны; • зная стили и приемы мышления, стать объективнее в понимании собеседников; • быть более гибким в поиске и принятии решений; • превращать «противников» в «союзников». Все полученные теоретические знания надо превращать в умения. Для этого и рекомендуются следующие задания для самостоятельной работы. Проникать внутрь Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опишите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выражение лица в различные запомнившиеся вам моменты жизни наблюдаемого (радостные, грустные, напряженные...). Прислушайтесь и запишите речевую характеристику, тембр голоса, интонационную особенность говорящего. Это задание воспитывает активное зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Мимика, жесты, интонации - это те «окна», через которые мы проникаем внутрь изучаемого субъекта. Постарайтесь затем угадать его характер, темперамент, чувственный и интеллектуальный мир. Это задание сделает вас более внимательным к людям, поможет избегать ненужных конфликтов, разовьет умение деликатно вести диалог и даже спор. И чувства добрые должны мы пробуждать Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему? Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмоции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою. А какие ваши действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника? Знаки внимания делят на положительные и отрицательные, психологические и физические... Надо задумываться о том, как вызывать у людей оптимистические чувства, желание жить и работать радостно, с энтузиазмом. Как поддержать, похвалить, воодушевить... 195 Л.Н. Толстой устами Феди Протасова (героя пьесы «Живой труп») так говорит о главном в любви человека: «Мы любим людей за то добро, которое им делаем, и ненавидим за то зло, которое доставляем». Сегодня священнослужители поют гимны малым добрым делам. Чем больше человек оказывает положительных знаков внимания, тем смелее он может делать критические замечания. Ему будут внимать и воспринимать замечания не как придирки, а как полезные советы. Мудрец не обижается на слово, Которое правдиво, хоть сурово. Не записанная мысль утеряна Читая серьезные романы, мемуары, обращайте внимание на рассуждения героев, их поступки, решения. Вслушивайтесь в беседы, споры и записывайте аргументы, факты, которыми оперируют собеседники. Набирайте материал, который поможет шлифовать свой стиль мышления, развивая его сильные стороны. Дедукция - индукция Читая речи знаменитых ораторов прошлого и современных риторов, анализируйте их тексты с точки зрения индуктивно-дедуктивного мышления. Кто из них и как применил эти методы доказательства. Создайте сами текст речи с доказательством истины ходом от индукции к дедукции. А затем эту же истину докажите дедуктивно-индуктивным ходом. Не расплывайтесь по древу Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате изложить суть исследуемой проблемы. Как же научиться убирать все лишнее в тексте? Тренироваться! Возьмите свою ранее напечатанную статью и попытайтесь ее сократить, сохраняя то главное, что раскрывает суть. Выступая публично, старайтесь не выходить за рамки регламента. Оратор, не считающийся с регламентом, поступает нетактично по отношению к следующему выступающему («съедает» его время), к слушателям. «Лишнее слово в досаду вводит». Художник тот, кто умеет не только создать произведение, но и безжалостно сократить в нем все лишнее (хотя и дорогое, выстра- |