Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

  • С ПЕРОМ В РУКЕ (Как создать текст выступления)

  • книга искусства. Искусство оратора


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеИскусство оратора
    Анкоркнига искусства
    Дата13.01.2020
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаiskusstvo_oratora.rtf
    ТипРеферат
    #103915
    страница14 из 22
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22

    135

    сор, грязь, отсутствие творческой свободы и уверенности в пра­вильности произносимых мыслей.

    Восприятию смысла речи мешает интенсивная жестикуляция двумя руками. Заметим, что активное движение обеими парал­лельно действующими руками свойственно романским народам, жителям Южной Европы. Параллельно действующие руки ка­жутся нам неестественными, некрасивыми. Ведь русские, сопро­вождая речь жестикуляцией, «подпирая» ее, действуют одной, допустим, правой рукой. Причем, если в действие все же вступает вторая — левая рука, то амплитуда ее движений значительно меньше, слабее и интенсивность действия, она просто «помогает» правой руке.

    Против движения параллельных рук, которое сейчас так рас­пространено в драматических театрах и на эстраде, решительно выступал К. С. Станиславский, считая такие движения антиэс­тетическими с точки зрения восприятия русского искусства. Оратору надо стремиться к тому, чтобы обуздать свои жесты, добиться того, чтобы он владел ими, а не они им. Когда он обуздает жесты, сократит количество их движений, то они заме­нятся у него интонациями голоса, мимикой, т. е. «более изы­сканными средствами общения, наиболее пригодными для пере­дачи тонкостей чувств и внутренней жизни»1.

    Это же можно посоветовать и оратору: быть внешне более сдержанным при необходимом внутреннем возбуждении творче­ского состояния.

    Подчеркивающие жесты выделяют главное в речи, помогают лучше уяснить мысль. Но при подчеркивании важности какой-либо мысли рукой, надо выделить эту мысль и интонационно. Нередки случаи, когда рукой-то подчеркнут, а интонационно значимость мысли не выразят.

    Ритмические жесты подчеркивают не отдельные части, места речи, а весь ритм ее произнесения. На слушателей в данном случае воздействует не только мысль, но и накал внутренней жизни оратора, который он выявляет в ритмических жестах, смыкающихся со словом, интонацией, тоном, темпом произнесе­ния. Яркие тому примеры: чтение стихов В. Маяковским, вы­ступление С. М. Кирова, Фиделя Кастро.

    К ритмическим жестам относятся и жесты колебания, неуве­ренности. Проявляются они в поднятии плеча, характерном наклоне головы к плечу. Возникают такие жесты тогда, когда говорящий не знает, как выразить свою мысль, не может найти

    К. С. Станиславский. Собр. соч. Т. 3. С. 227.

    136

    нужное слово. Жесты неуверенности естественны в ответах на вопросы, когда оратор не может дать исчерпывающего ответа на какой-либо неожиданный вопрос и не скрывает этого. Жесты неуверенности возникают и в процессе выступления, когда ора­тор привлекает слушателей к тому, чтобы вместе с ними искать наиболее точные ответы на поставленные вопросы. Это придает речи естественность, доверительную приближенность к аудито­рии, помогает сиять напряженность восприятия.

    Следует учитывать также пространственные факторы обще­ния. Если аудитория немногочисленна, то для создания эффекта доверия, открытости можно и не заходить на трибуну. При этом одинаково плохо стоять неподвижно, навытяжку, как по команде «смирно», или бесцельно расхаживать по сцене, отвлекая слу­шателей от восприятия содержания. Злоупотребляя свободой передвижения, некоторые ораторы забывают, что зрительное (визуальное) восприятие сильнее слухового, забывают, что сила воздействия не в суетливости, не в многожестии, не в стреми­тельном или показном, «демонстрирующем себя» передвижении по сценическим подмосткам. Сила — в экономичности нерече­вых средств общения, в их волевом и выразительном воздейст­вии, помогающем проникнуть в смысл, подтекст речи. Вот к какой юмористической оценке оратора, злоупотребляющего де­монстративным хождением перед аудиторией, пришла одна из слушательниц. Вступая в спор, она сказала: «Нет, вы не правы! У лектора К. есть одно достоинство: когда он ходит перед нами — у него хорошая стопа!».

    К особой разновидности можно отнести индивидуальные жесты, которые не укладываются ни в какие схемы. Они нераз­рывно связаны с движением мысли, чувства. Их интенсивность зависит от темперамента, национальности, воспитания, профес­сии, общей культуры, индивидуальных особенностей личности. Среди них есть такие жесты, как манера класть руки в карманы и вынимать их, встряхивать головой, потирать руки, притраги­ваться ко рту, лбу, уху, носу, приглаживать или отбрасывать волосы, подергивать плечом, губой, поднимать брови и т. д. Ясно, что от подобных жестов следует решительно освобождаться.

    Все условные и неусловные жесты, рожденные мыслью, чув­ствами, волей оратора, должны быть связаны с желанием прод­лить, закрепить слушательское внимание. Велика роль своеоб­разного центра передачи и приема сигналов в человеческом общении — мимики.

    Мимика — движения лицевых мышц, выражающие душев­ное состояние — это средство эмоционального неречевого воз-

    137

    действия на слушателей. Еще в начале XIX века известный теоретик ораторского искусства Я. В. Толмачев писал: «Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нем мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает»1. Язык эмоциональной мимики подчеркивает или дополняет то, что передается словами.

    По глазам мы читаем мысли, желания, чувства собеседника. К. С. Станиславский учил: «Передавайте мысли голосом и сло­вами, а глаза пусть помогают дополнять то, что не передается речью».

    Не менее важную роль в общении играют губы, рог. Писа­тель В. Вересаев точно подметил: «Глаза — зеркало души. Какой вздор! Глаза — обманчивая маска, глаза — ширмы, скрывающие душу. Зеркало души — губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы... Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут»2.

    Околоротовые мышцы вернее всего выявляют эмоциональ­ную жизнь человека. И действительно, если лоб может собраться складками от удивления, неуверенности или нахмуриться от гнева, обиды, напряженных раздумий, а нос — сморщиться, вы­ражая радость или презрение, раздуться от сдержанной обиды, ненависти, то губы способны слегка улыбаться, растягиваться в улыбке, расплываться, иронически кривиться, с презрением опускаться вниз, крепко сжиматься в обиде, прикусываться от боли, волнения и т. д.

    Л. Н. Толстой только в романе «Война и мир» описал 85 раз­личных чувств, 85 различных выражений глаз и 97 оттенков улыбки. Действительно, улыбка может выражать тихое обожа­ние, легкое презрение, нежную снисходительность, надменную вежливость, ехидство и т. д.

    Но в процессе публичного выступления, от излишнего вол­нения, может нарушиться органическая жизнь глаз, а лицо оне­меть, исказиться в гримасе, или оратор может начать беспри­чинно, не переставая, улыбаться. Мимика должна быть естест­венной, лицо спокойным и вместе с тем живым. Следует успо­коить и бегающие глаза: они мешают сосредоточиться и оратору,

    1 Цит. по книге Е. А. Ножина «Основы советского ораторского искус­ства». - М., Знание, 1981.-С. 273.

    2 В. Вересаев. Записи для себя: «Новый мир». 1960. № 1. С. 163.

    138

    и слушателям. Остановив внимание на одной группе слушате­лей, надо обязательно закончить мысль и лишь затем перевести взгляд на другую группу. Но говорить со слушателями надо «глаза в глаза». Это лучший способ общения, заражения слуша­телей своими чувствами, желаниями. При этом необходима ми­мическая сдержанность, а достигается она мышечной свободой.

    Телесные мышечные зажимы — величайшее зло для творче­ского процесса. «Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от природы звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утвер­ждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках — руки коченеют, превращаются в палки... Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику»1.

    Как быть в подобной ситуации? Надо научиться снимать мышечное напряжение: с плеч (не поднимая их), с рук (не при­жимая их к грудной клетке, они должны свободно действовать от плеча), с шеи (не забывать делать по несколько медленных круговых движений, чтобы почувствовать свободу мышц), с кистей рук. Помните, что «кисть руки — душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рас­сказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает, у кисти, равно как и у всей руки, необходимо выработать живость и пласти­ческую мягкость»2.

    Некоторым ораторам свойственна привычка крепко вцеп­ляться в трибуну. В таких случаях слушателям видны мертвенно побелевшие кисти рук, сигнализирующие о мышечном напря­жении. Напряжение же в кистях рук непременно распростра­няется по организму и захватывает речевой аппарат, а это отри­цательно сказывается на голосе — он звучит зажато и искаженно.

    Жесты и мимика — это только помощники слова. При уме­лом использовании они могут сделать мысли ясней, а чувства ярче. При неумелом управлении ими — затемняется смысл, затрудняется восприятие речи, портится впечатление от выступ­ления. Изучая неречевые средства общения, овладевая ими, надо помнить о том, что вербальное (речевое) общение является доминирующим звеном в коммуникации. Оно подчиняет себе все неречевые средства. Логика, значимость мысли, сдержанный темперамент сегодня сильнее действуют на слушателей, чем эмоциональная страстность и обильная жестикуляция.

    1 К. С. Станиславский. Собр. соч. Т. 2. С. 132.

    2 Р. Славский. Искусство пантомимы. — М.: Наука, 1977. С. 31.

    139
    В этой связи следует особо подчеркнуть: необходимо знать свои традиции, эстетику своего народа и критически относиться к рекомендациям западных ораторов. Их книги — вненацио-нальны и часто советуют то, что с нашей точки зрения непри­емлемо в речевом взаимодействии оратора с аудиторией. Так, например, Френк Снелл (Искусство делового общения. М.: Лек­торское мастерство. 1990. № 4. С. 9—13) рекомендует: «Ноги ставить врозь. Жестикулировать обеими руками. Пальцы рук должны занять такое положение, как будто вы держите грейп­фрут. С помощью рук можно хорошо показать размеры пред­мета, указать на какие-либо предметы. Жесты, указывающие направление (Он прыгнул с той горы и спустился ниже той расщелины около дерева). Жесты, описывающие размеры, объе­мы (Мы ехали всю ночь по узкой дороге. На дне лодки лежала самая большая рыба). Жесты, выражающие чувства и напряже­ние. Поднимающиеся вверх руки символизируют нарастание на­пряжения. (Сколько об этом можно говорить?)»

    Говоря о мастерстве речевого взаимодействия, мы советуем прибегать к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи, ибо это втягивает слушателей в процесс совместного раз­мышления, в поиск ответов, нахождения истины.

    Френк Снелл же предупреждает: «Не облекайте то, что вы хотите сказать, в форму вопросов. Это введет в заблуждение аудиторию» (С. 23).

    Мы говорим: «Импровизируйте! Каждый раз творите заново свое выступление на глазах у слушателей!»

    Френк Снелл таким образом советует готовиться к выступ­лению: «План вашего выступления готов. Далее вы можете устно продумать ход вашего выступления, подобрать необходимые слова, жесты, интонации» (С. 38).

    С подобными советами мы встречаемся и в книге Аллана Пиза «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам». — Нижний Новгород: Изд-во «Аи Кью», 1992.

    Если наш жест неуверенности — это небольшое наклонение головы к слегка поднятому плечу, то Аллан Пиз считает, что жест неуверенности «состоит из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови» (С. 19). Для нас этот комплекс движений плечами, руками и даже бровями — слишком груб.

    Вряд ли можно считать изящным жест, когда человек хочет сказать, что не желает больше слушать. Вот что пишет Аллан Пиз: «Потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке

    140

    прикрыть им слуховое отверстие... все это говорит, что "человек наслушался вдоволь"» (С. 87).

    Все время предлагается совать в рот пальцы или ручку. «Если человек... берет в рот ручку или палец: это признак того, что человек не уверен в себе... потому что предмет во рту позволяет ему не произносить решение» (С. 100).

    Оказывается «существую! три основных положения головы. Первое — прямая голова. Это положение характерно для чело­века, нейтрально относящегося к тому, что он слышит... Когда голова наклоняется в сторону, это говорит о том, что у чело­века пробудился интерес». И добавляет: неслучайно и живот­ные, когда чем-то заинтересовываются, наклоняют голову вбок (С. 141).

    Мы говорим: оратор общается со слушателями «глаза в гла­за». Только так он может контролировать реакцию аудитории на свое выступление. Аллан Пиз обогащает палитру взглядов оратора. «Направив свой взгляд на треугольник (во лбу), вы создадите серьезную атмосферу... Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера соци­ального общения... Интимный взгляд... проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собесед­ника... от глаз до промежности» (С. 153—160).

    В своей статье «Мимолетно, ненавязчиво» Бэрри Клемент пишет о выступлении на конференции в Англии Аллана Пиза. И заканчивает ее следующим выводом: изыскания оратора вос­принимали «с немалой долей скепсиса... ведь оратор не англи­чанин. Он австриец».

    Почему же мы-то с вами все берем на веру, не изучая своих традиций и законов речевого поведения своего народа?!

    «Противопоставлять паралингвистические и лингвистиче­ские средства в области выражения эмоционального и рацио­нального представляется в принципе неправомерным. В какой мере первые могут сопровождать как эмоциональное, так и ра­циональное высказывание, в такой же мере и чисто лингвистиче­ские средства без каких бы то ни было паралингвистических средств могут выражать и рациональное и эмоциональное»1. Отсюда следует, что лишь разумное использование неречевых средств общения помогает выполнению цели оратора: не только информировать, обогащать знаниями, но и убеждать. А это воз­можно при условии, если оратор владеет единством формы и содержания своей речи.

    1 В. Колшанский. Паралингвистика. — М.: Наука, 1977. С. 31.

    141

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Что надо знать о науке «паралингвистика»?

    Какова сущность и роль параязыка в речевом общении?

    Как надо понимать позовую активность оратора?

    Какие существуют группы жестов?

    Что надо знать о неусловных жестах?

    Что характерно в жестикуляции русских людей?

    Какова роль мимики в речевом взаимодействии?

    Что надо знать о мышечной свободе оратора в процессе выступления?

    Как надо относиться к рекомендациям западных ораторов?

    ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
    Рекомендуется помимо чтения специальной литературы заняться на­блюдением за тем, как пользуются жестово-мимическими средствами об­щения те или иные ораторы.

    Полезно заняться самоконтролем. Выступить перед друзьями, знако­мыми, попросив их проконтролировать вашу жестикуляцию. Самый эф­фективный контроль достигается при использовании видеомагнитофона. Неоднократно записывая и изучая свое поведение во время выступления, можно отчетливо увидеть все свои недостатки и достоинства.
    С ПЕРОМ В РУКЕ

    (Как создать текст выступления)
    Всякая речь должна быть составле-

    на, словно живое существо, — у нее

    должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности долж-

    ны подходить друг к другу и соответстветствовать целому.

    Платон

    Плох тог оратор, который не пишет своего выступления. «Не записанная мысль — утеряна», — подсказывает нам народная мудрость. Нам кажется, что пришедшая в голову мысль — моя и навсегда. Как можно ее забыть? Но вот прошло время. Вы за­нимались важными каждодневными делами... И что же? Пытае­тесь вспомнить свою гениальную мысль. А ее — как не бывало! И остается чувство досады и сожаления. Поэтому первый совет: записывайте все, что интересного и нужного вы узнали. Созда­вайте, как это делают люди творческого труда, свою копилку мудрых мыслей.

    Готовясь к выступлению «без пера в руке», вы многое поте­ряете. Особенно если выступление на новую тему.

    В подготовке к выступлению различают пять основных эта­пов.

    Выбор темы. Надо определить то, к чему необходимо и можно пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потреб­ностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема от­вечает на вопрос «О чем будет говориться в выступлении». На­пример: «Об утрате национального самосознания», «О речевом бескультурье», «О трудностях молодежи»...

    Тема не должна быть слишком обширной. Обилие проблем ведет к ее поверхностному освещению. А не видя глубокого анализа главных вопросов, слушатели будут разочарованы, не­удовлетворены.

    Определение цели выступления. Для определения цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее воздействовать, оправдать ожидание слу­шателей. Практика показывает, что молодежь лучше восприни­мает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Моло­дые слушатели ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации, пусто-

    143
    словие. Оратор может тот же самый текст выступления коррек­тировать с учетом определенной аудитории: по-другому распо­ложить материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так далее.

    Целевая установка отвечает на вопрос: «Для чего об этом буду говорить?», «Что я хочу изменить в сложившейся ситуа­ции?», «Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?» Сверхзадача выступления, глубоко продуманная, прочувствованная, поможет создать яркое содержание и родить активное речевое действие.

    Работа с источниками. Прежде чем приступить к написанию текста речи, необходимо набрать материал по теме. Конечно, подготовка к выступлению — это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала близки к исследователь­ской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности па­мяти, и специфика самого содержания и стиля выступления...

    Но есть общие рекомендации для всех. Полезно создать предварительный план, который определит основные моменты содержания. Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно от­бирать материал.

    При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отче­ство автора, место и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного по­собия...), цитаты, примеры — все это материал для будущего вы­ступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышле­ние, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру.

    Не случайно бытует изречение: «Хорошая память — великое благо, но лучшее благо — это бумага». Выписки могут быть в ви­де цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи от­дельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.

    Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается ком­бинированным (свои мысли перемежаются с мыслями автора).

    Полезно вести картотеку по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям.

    Работа над формой речи. Собран материал, написан предва­рительный план, определена цель выступления, известен состав
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22


    написать администратору сайта