Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК (Дикция оратора)

  • книга искусства. Искусство оратора


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеИскусство оратора
    Анкоркнига искусства
    Дата13.01.2020
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаiskusstvo_oratora.rtf
    ТипРеферат
    #103915
    страница4 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    29

    Активная «артикуляция» диафрагмы обеспечивает разборчи­вость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, «опоре» звука.

    Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. «Это первый и не­пременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке — таким будет и все звучание голоса»1.

    Итак, запомним:

    Избави бог на «твердой» говорить:

    При напряжении нельзя творить.

    В атаке мягкой голос зарожден —

    Ты, говорящий, будешь награжден:

    Твой голос выразит все точно до конца,

    Все, чем наполнена душа творца.

    «При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е — из голосо­вой щели, И — протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь»2. Надо научиться «собирать» звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

    Упражнение «Колыбельная». Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

    м м м


    м м м

    А затем напевайте ту же музыкальную фразу «колыбельной» гласными:

    а а а о о о

    а а а о о

    1 Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. С. 437.

    2 К. С. Станиславский. Т. 3. С. 67.

    30
    Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

    Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

    Упражнение «Гудок». Слитно, как гудок, тяните глас­ный: УУУУУУУУУ... «Гудок» не громкий, без напряжения го­лосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». За­тем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу...

    Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.

    Упражнение «Дудочка».

    Люблю в саду дудеть в дуду: Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! И я иду, иду, иду И дую в дудочку — дуду! ДУДУ! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! ДУДУ! ДУДУ! ДУДУ!

    Следите за собранностью губ «в рупор», за легким возвраще­нием губ из положения их при произнесении гласных А, И, Я — в положение при гласном У.

    Упражнение «Буква У».

    Уля с Юлей букву «у»

    Уронили вдруг в траву.

    Пусть лежит упавший звук!

    Уля, Юля, — живо в круг!

    Целевая установка упражнения: тренировка собранности звука на гласных У, Ю. При команде «живо в круг!» не забыть «подлаивание», которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией. . 31
    Упражнение «Бабушки». Для верного звучания гласно­го А (это значит — близкого, собранного, «опертого») полезно «передразнить» подруг, ахающих по любому поводу:

    «Ахти! Ахти! Ахтушки!» —

    Разахалися бабушки.

    «Ахти-ах! Ахти-ах!»

    Не держатся на ногах.

    Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая ус­покоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междо­метиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно!» — или что-нибудь в этом роде.

    Упражнение «Хохлатки». Представьте, что вы «хохлат­ки». Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отходят от боков при кудахтании.

    Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и кудахтайте:

    Кудах-тах-тах!

    Куда -тах-тах!

    Кудахтают хохлатки.

    Куда? Ах-ах!

    Куда? Ах-ах!

    Попрятались цыплятки?

    На ударных гласных (указаны черточкой) руки отходят от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко отхо­дят «крылья» на междометии «Ах-ах!», как будто звук отбрасы­вает в сторону от боков «крылья». Это приносит свободу звуча­ния. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражне­ние раскрепощает глотку, держит звук на опоре, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо под­ключается в работу грудной резонатор.

    Упражнение «Птичий двор». Приехали па отдых в де­ревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор живот­ных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, прилас­кать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д.

    32

    Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах.

    Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...
    Упражнение «Айда гулять». Обращайтесь к своим под­ругам с предложением пойти гулять:

    Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять!

    Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы с волевой интонацией, но тем не менее с мягким атакированием. Междометие «айда» (с ударением на последний слог) употреб­ляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.

    У п р а ж н е н и е «Победительницы». Приветствуйте своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:

    Ай да Аля!

    Ай да Уля!

    Ай да Оля!

    Ай да Юля!

    Ай да Эля!

    Ай да Ия!

    Спорт — родная вам стихия!

    Просто чудо-мастера!

    Браво, девушки!

    Ура!

    Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумле­ния, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе и голосо-речевой аппарат.

    У п р а ж н е н и е «Частушки».

    Тра-та-та! Тра-та-та!

    Вышла кошка за кота!

    За Кота Котовича —

    За Петра Петровича!

    Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы разд­вигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

    33

    Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута — встанете и действительно пойдете в пляс!

    Ух ты, ох ты!

    Мы надели кофты,

    Руки радостно в бока,

    да с парнями «гопака»!

    Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..

    Пляшем, сердце веселя...

    Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы под­брасываемые диафрагмой вверх — в головной резонатор.

    Упражнение «Междометия». Целевые установки упраж­нений с междометиями заключаются в свободном и непосред­ственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.

    Ах, какой цветок пахучий!

    ОЙ-ОЙ-ОЙ! Да ОН КОЛЮЧИЙ?!

    (С подтекстом «Чуть не укололся. Хорошо, что слегка дотронулся!»)
    Ах, какой зверек прекрасный! Э-э-э! Да он зубастый?!

    (С подтекстом «Хорошо, что успел отдернуть руку!»)
    Ой, как дует из окошка! Эй-ЭЙ-ЭЙ! Прикрой немножко!

    (Приказываете.)
    Ах, какая красота!

    Посмотри-ка ты сюда.

    Видишь, бабочка какая?

    Разноцветная такая,

    Что неможно глаз отвесть!

    Сколько красок в мире есть!

    Ой! Вспорхнула, улетела...

    Эй, взгляни! На кустик села.

    (Восприятие сопровождается различными эмоциями; радостного изумления, вос­хищения, огорчения, удовлетворения.)

    Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!

    В стену гвоздь забить хочу.

    Ой, летит мой гвоздь в кусты!..

    Погоди ж, найду, где ты!

    (Действие сопровождается различными эмоциями и проявлением воли.)

    34

    Упражнение «Шутка». Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно выполняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помогает закрепить навык «опоры звука».
    Дрессировщик: Приветствую, друзья! Ав-ав!
    Группа: Ав-ав!
    Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!
    По одному: Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

    (С подтекстом «Я здесь")
    Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте - марш!

    Эй, запевала! Споем, как пели мы бывало!
    Все «поют»: Ав! Ав-а'в! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

    (На мотив маршевой песни)
    Дрессировщик: Стой! Поняли, как «лаем»,

    «Опоры звука» достигаем?

    И навык закрепили прочно?
    Группа: Ав-ав! Так точно!

    Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмич­ным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу вклю­чается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную сис­тему и подготавливает мышцы для последующих упражнений»1.

    Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

    - найти и укрепить «центр» голоса; сохранять и совершенст­вовать координационную деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);

    ' А. Т. Рябченко. Функциональные нарушения голоса. — М: Медицина, 1964. С. 76.

    35

    — тренировать автоматизм дыхания и активность дыхатель­ных мышц, особенно диафрагмы;

    — предоставляя полную свободу глоточной и ротовой полос­тям, рефлекторно расширять их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

    — развивать голосовую гибкость, легкость модулирования, перехода из одного тона в другой при сохранении качественного звучания;

    — обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства, от всей внутренней жизни человека;

    — воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи, то есть при любых изменениях в силе, высоте, темпо-ритме речи обеспечивать звучание хорошей «опорой» дыхания.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Как следует понимать процесс восприятия речи слушателями?

    Какой штамп звучания характерен для многих представителей эстрадного и драматического искусства? Почему надо с ним бороться?

    Как следует понимать принцип опосредствованного воздействия на работу голосо-речевого аппарата?

    Какие приемы тренинга помогают добиваться качественных результатов в работе над совершенствованием речевых навыков?

    Какова роль техники звучащего слова в искусстве оратора?

    Что надо знать о трех видах выдыхания?

    Что вносит в речь навык «переключения дыхания»?

    Что надо знать об атаках голоса?

    Что дает тренировка двух форм речи?

    Какие условия надо соблюдать при упражнениях, построенных по типу «лая»?

    Какие упражнения помогают воспитывать свободу фонационных путей?

    Какие упражнения помогают вырабатывать собранность звука?

    ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК

    (Дикция оратора)

    ...Каждый должен обладать превос-

    ходной дикцией, произношением... дол-

    жен чувствовать не только фразы, сло-

    ва, но и каждый слог, каждую букву...

    Если человек не чувствует души буквы,

    он не почувствует и души слова, не

    ощутит и души фразы, мысли.

    К. С. Станиславский
    Добившись свободы звучания, необходимо включать в голо­совой тренинг и дикционные упражнения, которые также спо­собствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные «сами по себе поют, как в вокальном искусстве», — говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно ис­правляя дикцию.

    Красиво должен звучать не только голос оратора, по и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и дру­гие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно со­гласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функ­цию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писа­телях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, оо, ео, еоо.

    Недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как «чек» вместо «человек», «мобыть» вместо «может быть», «тащи» вместо «то­варищи» и т. д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.

    Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между ора­тором и аудиторией, «затушевывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», и они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

    Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скован­ность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании

    37

    и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания со­гласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В — Ф и слышится: «Надо кусить плоды своих трудов» (вместо «вкусить»), «Дорогие товарищи тираны» (вместо «ветераны»).

    Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще иногда и с «проглатыванием» гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: «Она очень баятельна на кране» (она очень обаятельная на экране), «Петсрбурски странны ртисты» (эстрад­ные артисты), «Ки лики дела дела мы!» (какие великие дела делаем мы!), «Целый вечер па крылечке просидела я с душком» (вместо «с дружком»).

    Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занима­ясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержа­тельность звуков речи — обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.

    В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П—Б, Т—Д, К—Г; согласные Ч—Ц, часто заменяемые звуками Щ—С (щеловещество); согласные В—Ф, которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятст­вий: крепко прижатого копчика языка к верхним резцам (Т—Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К—Г), затвора обеих губ (П—Б). В силу своей активной приро­ды рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхатель­ного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук. Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П—Б — губы, Т—Д — кончик языка, К—Г — корень языка.

    Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только делайте это не формально, не мертво, не механически, «без душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

    Упражнение «Поезд». Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТук-тУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

    38

    Вагоны вперед покатили, как мячики:

    ТАк-чики,

    ТАк-чики,

    ТАк-чики,

    ТАк-чики...

    (Ю. Тувим)
    Упражнение «Цокот подков». Передайте цокот подков изящным звуком:

    ЦОк-цок!

    ЦОк-цок!

    ЦОк-копЫтце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

    Упражнение «Трубочист». Вы «моете» трубочиста. Де­лаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

    МОем, мОем, ТрУбочИста

    ЧИсто, чИсто, чИсто, чИсто!

    БУдет, бУдет, ТрУбочИст

    ЧИст, ЧИст, ЧИст, Чист!

    (К.Чуковский)

    Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают». Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.

    Тренируя дикционную четкость, надо помнить о том, что все звуки нашей речи разномощиы . Один звук требует меньше энергии для его звучания (а), другой — больше (и). Легче сказать «Мама», труднее «Папа», чтобы были слышны взрывные звуки «П». Наша диафрагма не только обеспечивает опору звука, но и способствует четкости артикуляции. Она «по-своему дублирует ротовую артикуляцию». Проще говоря: диафрагма «артикули­рует», выравнивая по звучанию все гласные и согласные в их сложных сочетаниях в словах.

    Упражнение «Начальный звук». Начальный звук в слове очень важен в речи. Он, как установили ученые, в четыре раза значительнее остальных звуков слова. Начальный звук меняет смысл слова, является выразителем эстетически-чувственного восприятия мира человеком. Вслушайтесь, как мягко звучит слово мамы в отличие от хамы, как красиво звучит слово милый и как неприятно — хилый.

    Что ни звук, то и подарок!

    Мы заботимся недаром,

    Чтобы наша Дикция

    Не была бы Фикцией.

    Первый звук!

    Он много значит:

    Смысл слов переиначит.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта