«Использование игровых программ в деятельности вожатого образова. Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации
Скачать 0.64 Mb.
|
2.2. Разработка практических рекомендаций по использованию игровых программ в деятельности вожатогоПри разработке технологии игры в работе вожатого в образовательной деятельности необходимо учитывать следующие условия: - постановка дидактической цели перед детьми должна ставиться только в игровой форме; - деятельность детей должна согласовываться и подчиняться основным правилам игры; - использование элементов соревнования в ходе образовательной деятельности детей; - успешное решение образовательных задач должно согласовываться с игровым образовательным результатом и т.д. Кроме того, для образовательной деятельности дошкольников необходим тщательный подбор игровых мотиваций, разнообразие познавательной, исследовательской и практической деятельности; стимулирование самостоятельности детей с целью повышения интереса детей к данной деятельности [30]. Результатом использования технологии игры в работе с детьми становится проявление ими интереса к структурированной игровой деятельности, увеличение творческого потенциала, проявление инициативы и самоконтроля. При организации игрового взаимодействия в рамках детского лагеря можно использовать следующие принципы: - Игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника. Это же касается и всего детского коллектива. - Не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого. Именно при этом личностью переживаются состояния особой эмоциональной открытости. - При организации группового психологического воздействия необходимо помнить, что происходит влияние на состояние каждого члена временного детского коллектива. - Игра не ограничивается рамками времени и пространства, она пронизывает всю жизнь временного детского коллектива [21]. Во временном детском коллективе игра выполняет важную коллективно-образующую (цементирующую) функцию. Она носит диагностический, регулятивный (корректирующий) характер как для всего коллектива, так и для каждого его члена. На всех стадиях игры (подготовительной, содержательной, аналитической) должна решаться задача поиска оптимального решения игровой задачи [17]. Желательно в этом поиске-обобщении идти не только индуктивно-аналитическим, но и дедуктивно-логическим путём. В процессы планирования, организации игры и рефлексии должны включаться все без исключения участники. Это условие действует только тогда, когда игра не является сюрпризом для кого-нибудь, или она специально организована так, что о ней пока знают лишь посвящённые в неё люди. Быть рядом с играющими не означает прочувствовать все нюансы игры, пережить эмоции и чувства, переживаемые участниками. Это касается и педагогов, и вожатых, организующих игровое взаимодействие. На всех стадиях игры должна быть включена новая для данной игры творческая задача, которая в ряде случаев предполагает модернизацию правил, изменение сюжета или же создание принципиально новых игр. Так бывает в большинстве детских игр, игра — это не статика, это динамика, в том числе и в правилах, условиях. Детям очень интересно менять правила, а иногда и приспосабливать их под ситуацию, возраст, погоду, в конце концов [12]. Однако существуют игры, в которых изменение правил невозможно по причине привнесения неразберихи, абсурдности. Нужно предусмотреть предоставление каждому возможности индивидуальной творческой самореализации; использование игры в качестве средства заботы о других (например, младших детях, сверстниках). Каждый член коллектива ценен и для себя, и для всего коллектива. Самореализация - право каждого человека. Рекомендуем вожатым составлять игровую программу так, чтобы в ней использовались разные виды игр. Представим рекомендуемые виды игр и их примеры: 1. Игры на знакомство и выявление лидеров. Игры, которые позволяют за непродолжительный период времени узнать о человеке многое: от имени до круга интересов. Оптимальная позиция таких игр - круг. В нем все равны, от ведущего до рядового игрока, поэтому сам ведущий после объяснения становится участником, изредка сглаживая те погрешности, которые возникают в ходе игры. Например: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Знакомство по объявлению», «Перестроение» и т.д. [5] 2. Подвижные игры. Подвижные игры могут быть организованы во время прогулок (костровая), во время вечеров отдыха, в зале, на спортивной площадке, поляне. Часто подвижная игра начинается с выбора вожака, его или назначают или выбирают по считалке. Например: «Цепи кованые», Молекула, «Хвост дракона» и т.д. 3. Игры малой подвижности. Эти игры проходят в помещении, в ограниченном пространстве, в кругу, в дождливую и хорошую погоду. Смысл таких игр не в победе, а в создании дружеской атмосферы, в самореализации всех участников. В организации малоподвижной игры важна роль ведущего. От его приветливого тона, улыбки, внутренней и внешней раскованности зависит воспитательный результат игры. Игры с коллективным ответом, игры-кричалки, игры - сопелки, вопелки важны в создании настроения детей. Они хороши в дороге, в автобусе. Эти игры эмоционально разогревают детей перед предстоящим мероприятием и в ходе его. «Кричалки» можно использовать в финале праздника, когда настроение уже поднято и нужно поставить эмоциональную последнюю точку. Например: «У оленя дом большой», «Ёжики», «Грузинский хор», т.п. 4. Познавательные – большие возможности для расширения объёма информации, стимулирую процесс перехода от любопытства к любознательности, это средство развития интеллектуальных и творческих способностей. Эти игры снижают психические и физические нагрузки. Можно использовать разные формы познавательных игр: – соревнование (командное) – развивают творческое мышление, учат слушать других, эмоциональны («5 из 36», КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и др). Необходимо учитывать имеющийся объём знаний и возраст ребят. – игры-путешествия – в яркой, увлекательной форме развивать интересы, формировать познавательную активность («Школа юного индейца», «Волшебный лабиринт» и др.) [17]. 5. Игры-аттракционы. Дословный перевод с французского «аттракцион» обозначает «притяжение», «привлечение». Аттракционами принято называть игры-состязания, соревновательные досуги, построенные на преодолении трудностей. Аттракцион – это смекалка, выдумка, озорство, общение. Можно использовать разные аттракционы: подвижные (У медведя во бору, Мяч по кругу, Третий-лишний), аттракционы (Кто сильнее, Кто быстрее?) 6. Художественно-артистические. Все дети в какой-то мере артисты, а эти игры развивают детскую фантазию, способности, общительность, снимают психологическую нагрузку. Можно включить в игровую программу концерт «Ромашка», город фантазёров. Привлекают тем, что не требуют предварительной подготовки участников, необходимо лишь желание поучаствовать в игре. 7. Развивающие игры – это средство развития способностей ребёнка, сообразительности, изобразительности. Можно включить в игровую программу такие формы развивающих игр: - Развивающие координацию («Вращай одновременно», «Прыжок с поворотом»). - Развивающие глазомер («Проверь, потом отмерь», «Определи на глаз количество»). - На развитие внимания («Различи в шуме», «Сосчитаете ли?»). - На развитие памяти – слуховой (скороговорки – сколько слов), зрительной (цвет и форма, движение по памяти), сенсорной (рука всё помнит). - На развитие наблюдательности (описать друга) [5]. 8. Ролевые игры, сюжетно-ролевые, имитационные. Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Сюжетно-ролевая игра используется как игровая модель, реализуемая в течение всей смены. Эта реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все. 9. Коммуникативные игры. Игры такого типа выполняют важную диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую функции, так как учат понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя. Они позволяют решать задачи социальной ориентации. Добровольность участия, возможность игрового диалога, доброжелательность всех играющих – необходимые условия успешного результата игры. Например: «Интервью», «Необитаемый остров», «Полет на луну» и т.д. [21] Так же важно понимать, что для каждого уровня развития детского коллектива существуют свои, специфические игры. Одни игры предназначены для знакомства, другие — для развития взаимоотношений и формирования психологического климата коллектива. Во время досуга или отдыха можно играть совсем в другие игры. Для развития духа здоровой конкуренции и соревновательности существуют совершенно иные игры. Вожатому необходимо чётко понимать, на каком этапе развития находится детский коллектив. Это в свою очередь определяется тем, сколько времени дети провели вместе, какого они возраста, какие у них особенности. Хотелось бы дать ещё один совет: организуя игру с детьми, нужно помнить, что любой педагог, в том числе и вожатый организующий игру, сам непременно должен участвовать в ней или быть её ведущим, в том случае, если правилами игры не предусмотрено что-либо другое. |