«Использование игровых программ в деятельности вожатого образова. Использование игровых программ в деятельности вожатого образовательной организации
Скачать 0.64 Mb.
|
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в деятельности вожатого образовательной организации1.1. Характеристика игры, игровых программ и технологийОдной из главных особенностей организации образовательной деятельности в современных детских образовательных организациях является «…уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми…в рамках интеграции образовательных областей» [29, с. 49]. Игра - универсальный вид деятельности, который включает в себя всестороннее развитее. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры позволяют развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогают непринужденно взаимодействовать в коллективе, снимают физическое и эмоциональное напряжение [4]. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре, и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Воспитательный потенциал игры: создание эмоциональной основы жизнедеятельности детского коллектива, установление взаимных контактов, общение, закрепление норм поведения; осуществление своеобразной психотерапевтической коррекции личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование; снятие физической усталости с мышц, переключение с одного вида деятельности на другой; организации разумного досуга; развитие творческой самостоятельности и инициативы, закрепление умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях [31]. Игра – это, прежде всего, вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на создание общественного опыта, в которой складываются и самосовершенствуется самоуправление своим поведением. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций. Для того чтобы дать ребенку богатые и разнообразные впечатления, педагоги должны иметь четкое представление о цели игры, а также ориентироваться в категориях игр. В зависимости от возраста детей используются и различные методики обучения через игру. Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские, приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития) [22]. Категории педагогических работников, участвующих во внедрении в деятельность образовательных учреждений игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий. - Педагоги дополнительного образования, руководители детских объединений; - Педагоги – организаторы клубов по месту жительства; - Педагоги-организаторы массовых мероприятий; - Вожатые, организаторы детского движения; - Классные руководители; - Руководители детских организаций; - Члены педагогических отрядов [19]. Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. Игровая программа - это совокупность и определенная последовательность игры [18]. Игровые программы составляются с помощью знания игровых технологий. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Активизация и интенсификация образовательного процесса предполагает широкое применение игровых технологий в качестве «…самостоятельных технологий для освоения понятия и темы…; …как элементы более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)…» [24, с. 55]. Однако редко в теории педагогики и практике работы рассматривается понятие «технология игры». Поскольку сущность игры состоит в том, что она, игра, - это и «…форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры…» [28, с. 164]., то, при разработке технологии игры в образовательной деятельности детей рассматриваем игру как педагогическую технологию, так как «…игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности…» [33, с. 37]. По мнению А.Н. Леонтьева, в игре, как в деятельности, есть структура, включающая «…компоненты: мотивы, цели, действия» [15, с. 124]. Исходя из вышесказанного, отметим, что игре можно выделить ту же структуру, что и в других видах человеческой деятельности: цель, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Образовательная деятельность для детей строится как «…увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества…» [16, с. 3]. В практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную - освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект [5]. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре [22]. Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В игровой модели образовательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении; основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане [22]. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр [3]. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В образовательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама. Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане, развитие навыков. С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях [31]. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер. Итак, использование игр, игровых программ и технологий является важным аспектом в образовательном процессе детей любого возраста. |