Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы в 10-11 кл.

  • КУРСОВАЯ 2022. Исследование читательской грамотности в психологопедагогической литературе


    Скачать 364.85 Kb.
    НазваниеИсследование читательской грамотности в психологопедагогической литературе
    Дата21.09.2022
    Размер364.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ 2022.docx
    ТипИсследование
    #688169
    страница2 из 3
    1   2   3
    ГЛАВА 2. Формирование читательской грамотности на уроках литературы в 10-11 кл.
    2.1 Возрастные особенности учащихся 10-11 кл.
    Изучение психологических особенностей личности школьника, выявление его интересов и склонностей в области художественной литературы и ее восприятия является важным условием повышения эффективности литературного образования, решения проблемы формирования читательской самостоятельности.

    Возрастная и педагогическая психология определяет возраст старшеклассников как подростковый. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено также в других его названиях – «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в организме процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой, от детства к взрослости, когда перестраиваются психические процессы, деятельность личности школьника. Данный переход охватывает все стороны развития в этот период: физическое, умственное, нравственное, социальное. Происходит перестройка организма, сознания, типа социального взаимодействия с окружающим миром, учебной деятельности [13, с.63]. Важность подросткового периода определяется также тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие пути формирования моральных и социальных установок личности.

    Как отмечает психолог В.А. Крутецкий, «движущими силами психического развития в данном возрасте являются возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения, между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми видами, и уровнями его деятельности…» [10, с.80]. Одной из важнейших характеристик подросткового возраста является активное формирование мировоззрения, становление нравственных убеждений, принципов, идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в общении с окружающим миром. В это время у подростков появляется потребность осознать себя как личность, он стремятся понять нравственно-психологические особенности окружающих их людей.

    А.Е. Белькова, П.А. Чубак указывают на то, что «это, в свою очередь, порождает стремление найти образец и равняться по этому образцу, что связано с попытками самовоспитания» [3, с.208]. Примечательно, что чаще всего подростки находят примеры для подражания не в реальной жизни, а среди героев произведений. И если в младшем подростковом возрасте (5 класс) идеал ребенка воплощается в конкретной личности, то в старшем подростковом возрасте (7 класс) в качестве образца все чаще выступают обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Подростковый возраст определяется в психологической науке как самый трудный с точки зрения организации учебно-воспитательного процесса, но в то же время и как очень важный в плане интеллектуального и психического развития школьников.

    Л.С. Выготский определяет подростковый возраст «как возраст культурного развития» [4, с.45]. Так как предметом данного исследования является умственное развитие учащегося-подростка в области литературного образования, в сфере восприятия произведений художественной литературы, считаем необходимым обратиться к психологическим факторам и закономерностям, определяющим познавательную деятельность подростков. Психологи сходятся во мнении, что подростковый возраст чувствителен к развитию познавательных интересов. В среднем школьном возрасте активная умственная деятельность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко представляется в широте склонностей.

    С.И. Заир-Бек как большое достоинство ученика отмечает «его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах» [7, с. 66]. Стремление к самоопределению и самоутверждению делает для подростков особенно привлекательными самостоятельные формы организации приобретения знаний на уроках, возможность получать знания, усваивать методы и приемы овладения ими. Однако реализовать это стремление подросткам иногда сложно, так как они еще не в полной мере владеют способами выполнения новых форм учебной деятельности. У детей и подростков общая умственная деятельность опережает развитие специальных интересов и способностей. Кроме того, в методике обучения подростков преобладает информативность, которая не позволяет вызвать у учащихся ощущения «незнания», интерес к собственному познанию.

    По справедливому замечанию Г.И. Щукиной, императивность требований учителя («прочитай», «перескажи», «выучи») без привлечения учащихся к активному обсуждению сложных вопросов, без стимуляции их догадок и оценок не содействует формированию личностных образований школьника, его познавательной пытливости, самостоятельности в учении, познавательного интереса. А именно «начало подросткового возраста связывается с началом формирования более высокого уровня учебной деятельности, при которой самостоятельно осваивается не только новый материал, но и даже новые области знаний, и для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию» [29, с.36].

    Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

    1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;

    7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;

    9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

    Поэтому уже начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

    Таким образом, при формировании читательской грамотности необходимо помнить о «кризисности» возрастного периода обучающихся, и потому нужно учитывать такие возрастные особенности, как стремление к осознанию себя как личности, тяготение к самостоятельной, «взрослой» деятельности, изменение ведущего вида деятельности, формирование нравственных и ценностных идеалов.
    2.2 Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы в 10-11 кл.
    В настоящее время актуальность разработки концепции оценки читательской грамотности обучающихся основной школы и соответствующего инструментария связана с невысокими результатами российских обучающихся в исследовании PISA. Очевидно, что между двумя точками измерения читательской грамотности, заданными международными исследованиями PIRLS и PISA, необходимы российские мониторинги читательской грамотности, предоставляющие данные о динамике развития читательской грамотности обучающихся от класса к классу.

    Проведенные исследования показывают, что отсутствие внимания к динамике развития читательской грамотности в основной школе приводит к тому, что не только не происходит положительных изменений, но и реальна ситуация регресса.

    Для повышения уровня сформированности читательской грамотности необходима систематическая и целенаправленная работа на уроках литературы в старших классах.

    С опорой на основной вид учебной деятельности в школе у школьников должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы:

    - умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

    - умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

    - умения, основываясь на тексте, сделать сложные выводы и оценочные суждения;

    - умения устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

    - умения обобщать и интерпретировать информацию, соотнося с общей идеей текста;

    - умения реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

    Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов среднего общего образования ставит задачу выбора приемов и способов формирования читательских умений в педагогической практике.

    С учетом индивидуальных и возрастных особенностей класса возможно использование следующих приемов формирования читательской грамотности: прием «Шесть шляп» из технологии «Шесть шляп мышления», «Концептуальная таблица» из технологии «Развития критического мышления», «Работа с вопросником» из технологии «Смыслового чтения», «Тонкие и толстые вопросы» технологии «Смыслового чтения», «Ромашка Блума» из технологии «Развития критического мышления», «Кластер» технологии «Развитие критического мышления», «Чтение с остановками» из технологии «Смыслового чтения», «Знаю, узнал, хочу узнать» из технологии «Развития критического мышления». Рассмотрим каждый метод отдельно на примере изучения произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», М. Горького «На дне» и М.А. Шолохова «Тихий Дон».

    Прием «Шесть шляп» из технологии «Шесть шляп мышления».

    Задание: Разделитесь на шесть групп. Ответьте на поставленные вопросы, исходя из того, какая на вас «шляпа». Аргументируйте мнение примерами из текста или личного опыта.

    Данный прием включает в себя шесть различных типов мышления. Каждая цветная шляпа обозначает роль, определенный тип мышления и деятельности. Белая шляпа – объективные факты, информация; желтая шляпа – это положительное, позитивное мышление; черная шляпа – выявление противоречий, недостатков, их причины, называние только отрицательных черт; красная шляпа – изучение эмоции, возникшие при чтении текста, определение, как изменяются эмоции; зеленая шляпа – обладает творческим началом, предполагает поиск новых граней в изучаемом материале; синяя шляпа – обобщение и анализ полученной информации, оценивание работы каждой творческой группы в соответствии с поставленной перед данной группой целью.

    Прием «Шести шляп» позволяет применять все ресурсы мышления, формирует умение менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Этот прием работает над формированием и развитием способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, умение разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавать на его основе новое знание.

    Прием использовался на материале рассказа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Рассмотрим фрагмент урока с использованием данного приема на заключительном уроке по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» в 10 кл. В начале урока учащиеся делятся на группы путем жеребьевки. Это исключает возможность выбора определенного типа мышления – «Шляпы». При использовании приема «Шесть шляп» на уроках литературы данный прием допускается деление учащихся на группы учителем. Учитель производит деление на группы исходя из личностных особенностей учащихся, необходимости педагогического воздействия на того или иного ребенка, а также с учетом их психологической возможности работать в определенном типе мышления.

    Перед началом работы перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Если преступление – это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?». Работа проводится по тексту романа «Преступление и наказание» ч.5 гл. IV.

    Задания групп:

    «Белая шляпа». «Почему Раскольников признался Соне?».

    «Черная шляпа». «Какие проблемы подтолкнули Раскольникова на убийство?»

    «Желтая шляпа». «Как признание Раскольникова повлияло на него?»

    «Красная шляпа». «Какие чувства мы испытываем вместе с главным героем?»

    «Зеленая шляпа». «Напишите синквейн на тему «Раскольников»

    «Синяя шляпа». «Почему Раскольников решил рассказать об убийстве?»

    Каждая группа работает в соответствии со своим заданием через призму проблемного вопроса. Иными словами, выполненное задание каждой группы должно помочь ответить на проблемный вопрос урока на заключительном этапе.

    Прием «Концептуальная таблица» из технологии «Развития критического мышления». Задание: «Сравни героев произведения, заполни таблицу, сделай вывод». Используется при необходимости сравнения несколько аспектов, вопросов или героев произведения. Способ построения: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение. В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учащимися в качестве домашнего задания или в течение урока, постепенно или вся целиком. Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний. Данный прием формирует умения ориентации в тексте, интерпретации информацию, представленной в тексте, умения анализировать и сравнить информацию, проводить аналогии.

    Данный прием возможно использовать при изучении «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского», «Войны и мира» Л.Н. Толстого и «На дне» М. Горького.

    Две правды в романе «Преступление и наказание» [21, с.125]




    Соня

    Раскольников

    Характер







    Отношение к людям







    Духовность







    Образ жизни







    Образование







    Правда







    Смысл жизни







    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Кутузов и Наполеон [21, с.343].




    Кутузов

    Наполеон

    Портрет







    Речь







    Образ правления







    Цитаты из романа (авторская оценка)







    Вывод







    М. Горький «На дне»




    Бубнов

    Сатин

    Лука

    Возраст, толкование имени










    Как попал «на дно»










    Особенности речи, характерные реплики










    О чем мечтает










    В чем правда










    Вывод











    Приём «Работа с вопросником» из технологии «Смыслового чтения».

    Задание: «Прочитай текст про себя. Ответь на вопросы, используя информацию из текста». Данный прием предполагает самостоятельную работу с текстом. Учащимся даются вопросы, на которые необходимо найти ответы в тексте. Вопросы и ответы даются не только в прямой, но и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный жизненный и читательский опыт. После самостоятельной работы обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов, отсеивание лишней, неверной информации. Данный прием работает на формирование умения анализировать и искать информацию тексте, интерпретировать и обобщать информацию, формулировать на ее основе прямых и сложных выводов, оценочных суждений.

    Например, данный прием можно использовать при анализе образа Андрея Болконского в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

    КНЯЗЬ АНДРЕЙ

    Князь Андрей не только знал, что он умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивьё, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобождённой от удерживавшего его гнёта жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!

    Ключевые слова

    • Андрей Болконский

    • Вечная любовь

    • Всех любить

    • Любовь мешает смерти

    • Любовь — жизнь

    • Любовь — Бог

    • Вечный источник

    • Смерть — пробуждение

    3. Постановка и решение проблемных вопросов

    • Какими тремя понятиями определяется ценность человека?

    • Какие черты характера члена семьи Болконских особенно близки Толстому?

    • На чём основана семейная близость Болконских? [21, с.320]

    Прием «Тонкие и толстые вопросы» технологии «Смыслового чтения».

    Задание: «Разделитесь на группы. Прочтите текст несколько раз. Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам для своих одноклассников. Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения». Данный прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимного опроса. Взаимный опрос предполагает деление учащихся на две группы, которые в дальнейшей работе будут формулировать и задавать друг другу вопросы. Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать сложные вопросы, требующие анализа текста, и формулировать ответы, основываясь на прочитанном тексте. Данный прием формирует умения выявлять в тексте фактическую информацию, обобщать и интерпретировать ее, формулировать выводы и оценочные суждения.

    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    «Толстые» вопросы

    «Тонкие» вопросы

    Объясните, почему Мастер сжег рукопись?

    Почему вы считаете, что Понтий Пилат поступил неправильно, казнив Иешуа?

    В чем различие между Мастером и Иешуа ?

    Предположите, что будет, если Воланд останется в Москве?

    На что похож бал Сатаны?

    Кто прав в споре Мастера и Маргариты?

    Можно ли Воланда считать главным героем романа?

    Почему Мастера зовут Мастером?

    Согласны ли вы, что Воланд и его свита побуждают людей совершать дурные поступки?



    Прием «Ромашка Блума» из технологии «Развития критического мышления».

    Задание: Ответить на поставленные вопросы. Может использовать как в индивидуальной работе, так и в парах постоянного, сменного состава для взаимопроверки. Приём представляет собой систему вопросов, основанных на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Данная таксономия была создана известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

    - простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Для ответа на простые вопросы необходимо знать и помнить фактическую сторону произведения;

    - уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Уточняющие вопросы могут быть заданы как учителем, так и самими учащимися;

    - интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;

    - творческие, такие вопросы содержат частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза, фантазии;

    - практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.

    Данный прием работает на формирование умений анализировать информацию, данную в тексте, интерпретировать ее и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета.

    Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    1. Когда и где возникла теория Раскольникова?

    2. Правильно ли поступила Соня, приехав к Раскольникову после вынесения приговора?

    3. Как можно применить теорию Раскольникова в современном мире?

    4. Почему Раскольников признался в убийстве Соне?

    5. Что будет, если Соня перестанет поддерживать Раскольникова?

    6. Как вы относитесь к теории Раскольникова?

    Приём «Кластер» технологии «Развитие критического мышления». Задание: «Составить кластер по заданным параметрам. Добавь в него необходимые понятия, рисунки».

    Кластер – это наглядный способ оформления и структуризации учебного материала. Суть данного приема заключается в том, что в центре листа записывается или зарисовывается ключевое слово (идея, тема), либо проблемный вопрос, от него располагаются координаты, на которых фиксируются идеи (слова, рисунки), связанные с ключевым понятием. Стадии работы над кластером: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». На стадии «Вызов» учащимся предлагается предположить, какие основные направления изучения нового материала будут применяться. В ходе такой работы, ученики самостоятельно формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Это позволяет перевести урок в стадию «Осмысление». Учитель предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы, решить противоречия, используя новый материал. По ходу работы с новым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер. Данный этап требует тщательного руководства и контроля со стороны педагога. Важным этапом приема «Кластер» является стадия «Рефлексии». Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам. Данный этап предполагает корректировку исходных кластеров, исправления ошибочных предположений, заполнение координат на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми частями. Очень важным моментом является презентация полученных кластеров учащимися. Этому служит не только систематизации материала, но и установлению причинно-следственных связей между элементами кластера. Данный прием работает на формирование умений использования текста для решения учебно-познавательных задач с привлечением дополнительных знаний и личного опыта учащихся



    Приём «Знаю, узнал, хочу узнать» из технологии «Развития критического мышления». Задание: «Заполни таблицу с графой «Знал» по теме урока. Сделай вывод – что нового на уроке узнал и запиши в соответствующую графу. Сформулируй вопросы – что еще ты хотел бы узнать, запиши в графу «Хочу узнать». Поработай дома с дополнительными источниками информации, подготовь для выступления интересующий тебе материал». Применяется как на стадии изучения нового материала, так и на стадии закрепления. Работа с этим приемом чаще всего занимает несколько уроков. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Например, при изучении творчества ранее знакомого писателя или поэта учащиеся самостоятельно записывают в таблицу, что знали о его биографии и произведениях, написанных им, что узнали нового, какие стихи, факты из биографии личной жизни хотели бы узнать. Прием работает на формирование умений поиска и выявления информации, представленной в тексте, формулирование прямых выводов и заключений, а также использование информации из текста для решения круга учебно-практических задач с привлечением дополнительных источников.

    Таким образом, при использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у обучающихся формируются различные умения и навыки читательской грамотности, а также развивается мышление, воображение, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
    1   2   3


    написать администратору сайта