фил. философия 10 вопросов. Исследование глобальным проблем человечества началось в конце 60х гг. Хх в благодаря деятельности международной общественной организации Римский клуб
Скачать 192.82 Kb.
|
40) Многообразие глобальных проблем, их общие черты и классификация Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами: – носят планетарный, общемировой характер и затрагивают жизненные интересы всех народов и государств; – угрожают гибелью цивилизации или серьезным регрессом в развитии общества; – требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам: 1) Политические проблемы, которые включают в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного оружия. 2) Экологические проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природы. 3) Проблемы ресурсообеспечения людей. Сюда относятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного, рационального использования истощающихся природных ресурсов. 4) Социальные и медико-биологические проблемы, к которым относятся демографическая проблема, проблема борьбы с опасными и быстро распространяющимися заболеваниями и др. 5) Разрыв между экономически развитыми странами и многими странами «третьего мира». 6) Международный терроризм. Исследование глобальным проблем человечества началось в конце 60-х гг. ХХ в. благодаря деятельности международной общественной организации «Римский клуб». Доклады членов этого клуба – крупных ученых различного профиля – привлекли внимание мировой общественности к этим угрозам, несмотря на то, что предлагаемые пути их решения часто были сомнительными. Во второй половине ХХ в. возникла футурология (от лат. «футурум» – будущее), т.е. совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации. Концепция устойчивого развития, появившаяся в конце ХХ в., поставила проблему перехода к глобальному управлению отношениями между обществом и природой, а также отношениями между людьми. Она исследует, как объективно неизбежный процесс глобализации осуществляется в современных условиях, каковы его противоречия и каковы пути возможного их разрешения. Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств. 35 Цевилизационный подход.Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. ОТВЕТ---------Культурологическая концепция английского социолога, философа, историка культуры Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)продолжает линию Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера и является кульминационным пунктом в развитии теории локальных цивилизаций. Его 12-томный труд «Постижение истории» (1934-1936) и «Изменение и обычай» (1966) представляют собой попытку осмысления огромного исторического материала. Свое исследование ученый начинает с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие протяженность большую, чем национальные государства, как во времени, так и в пространстве. Их А. Дж. Тойнби называет «локальными цивилизациями». Генезис рождения цивилизации он объясняет при помощи действия механизма «Вызова-и-Ответа». Умеренно неблагоприятная среда обитания бросает «Вызов» обществу, на который общество отвечает через свое творческое меньшинство, находящее адекватный «Ответ». А. Дж. Тойнби рассматривает 21 развивающуюся цивилизацию: · западную, · русскую, · византийскую, · иранскую, · арабскую, · индийскую, · две дальневосточные, · античную, · сирийскую, · цивилизацию Инда, · китайскую, · минойскую, · шумерскую, · хеттскую, · вавилонскую, · андскую, · мексиканскую, · юкатанскую, · майя, · египетскую. Кроме этого, существуют еще пять цивилизаций, которые остановились в своем развитии: · полинезийская, · эскимосская, · момадическая (кочевая), · оттоманская и · спартанская, и четыре мертворожденные цивилизации – 37. Биологическое и социальное в человеке Человек- существо биосоциальное. У него есть как биологические, так и социальные потребности и особенности. К биологическим особенностям относятся: Прямохождение, отсутствие плотного волосяного покрова ,развитая кисть руки, наличие органов речи, крупный объём головного мозга Социальные особенности человека: • наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже "речь" попугая - лишь подражание человеческой речи, но не она сама); • наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова); • наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных); • создание культуры (искусственной среды обитания); • изготовление и использование орудий труда; • потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам). 34 Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается информационным, если: — любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач; — в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; — имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса; — происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; — происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: — технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; — гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы. 36 32) Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы. Формационный подход в его традиционном виде создает большие трудности для понимания многообразия, многовариантности развития общества. для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а человеку отводится второстепенная роль. формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс при этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. 31. Типы общества. Общество Постмодерна Типы Общества: 1) по способу производства: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое; 2) по способу получения средств к существованию: – общество, живущее охотой и собирательством, – сельскохозяйственное (аграрное) общество, – промышленное (индустриальное) общество; 3) по характеру труда: доиндустриальное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное; Общество постмодерна Наступление постмодерна связано со становлением постиндустриального или информационного общества, основу теории которого заложили в 60-70-х гг. Д. Белл, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт Общество постмодерна остается пока тенденцией, однако можно выделить его характерные признаки. 1) усиление конкуренции и безработицы, рост богатства незначительного меньшинства и бедности большинства. Национальное богатство концентрируется в руках немногих. Распространяется так называемая «новая бедность», человек оказывается за пределами общества и превращается, по сути, в изгоя. «Новые бедные» составляют постоянную группу обездоленных, «социально исключенных». Эксплуатация сменяется социальной эксклюзией. 2) В условиях углубления пропасти между богатыми и бедными государство теряет средства для сохранения мира и сглаживания экономического и социального неравенства. Исчезает государство общего благоденствия, что приводит к упадку веры в прогресс, в возможности построить счастливое и справедливое общество. 3) Усложняется социальная структура общества. Если в индустриальном обществе наблюдалось четкое разделение на классы на основе обладания/не обладания собственностью, то в ситуации постмодерна классы утрачивают свое значение, социальная структура становится более сложной. Стратификация по уровню дохода и потребления сменяет классовое деление. 4) Повышение роли знания обусловливает возрастание значения высокообразованной и высококомпетентной технологической элиты, претендующей на руководящую роль в обществе. 5) Происходит деидеологизация общественной сферы, децентрализация политической власти, что означает переход от представительской демократии к непосредственной и диффузии властных отношений в обществе. 6) Изменяются ценностные ориентации общества, доминирует потребительское и гедонистическое отношения к жизни. Массовая культура стандартизирует, унифицирует, примитивизирует индивидов, которые становятся похожими друг на друга, что упрощает осуществление контроля за ними. Наблюдается деградация духовной сферы, упадок морали, дегуманизация человека, его «раскультуривание». Большинство людей ориентированы на богатство и наслаждение, ставшие главными целями жизни. Люди перестают уважать семейные традиции и ценности, в итоге разрушается связь между членами семьи и между поколениями. Традиционные ценности человеческого общежития – любовь, справедливость, добро – теряют значимость. 7) Усиливается взаимное отчуждение людей друг от друга, в силу чего возрастает атомизация общества и возникает «разбалансированный мир одинокого потребителя» (З.Бауман). Отношение людей друг к другу с позиций эгоцентризма порождает взаимное отчуждение, враждебность, неприязнь. Конкурентная среда заставляет рассматривать другого как соперника и даже врага. 8) Под влиянием глобализации происходит потеря контроля индивидов над процессами и событиями, влияющими на судьбы людей, что свидетельствует о непредсказуемом, спонтанном и случайном характере современного общественного развития. №38. Человек, индивид, личность. Что есть Я. Понятия человек, индивид, личность, я хотя и обозначают одно и тоже – человека, но несут в себе разный смысл, обозначают различные стороны человеческого бытия. Понятие человек пытается выразить сущность человека, его специфические характеристики, его отличия от других сущностей. Понятие человек соотносимо с понятием мир. Проблема человек-мир – основная проблема религии и философии. Понятие индивид обозначает отдельного человека как часть общества. Данное понятие абстрагируется от конкретных качеств отдельного человека, рассматривает его как абстрактную единицу, элемент в составе целого – коллектива, социальной группы или общества. Понятие личность обозначает особенные качества отдельного человека как части общества. В своем первоначальном значении это понятие обозначало маску, роль, исполнявшую актером в греческом театре. Я — центральное понятие многих философских систем, в которых субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей. По Р. Декарту «Я мыслю» является исходным принципом философии, которое сопровождает каждый сознательный акт, у Декарта, которого считают основателем рационализма, «сфера Сознания» и «Я» сливается. Немецкая классическая философия отождествляет «сферу Я» со «сферой Сознания», осознанных действий, что характерно для рационализма. Г. В. Лейбниц считал, что мы осознаём лишь немногое из того, что переживает душа. И. Кант различал эмпирично-индивидуальное и «чистое Я», которое выступает как «трансцендентальное целое апперцепции» и как «носитель категорического императива». По Й. Г. Фихте, «Я» — абсолютное творческое начало, которое является фундаментом всего сущего и самого себя как «не Я». Г. В. Ф. Гегель, исходя из принципа исторического развития, рассматривал «Я» в зависимости от степени развития морального самосознания, духовной зрелости эпохи. В ходе истории ширится сфера человеческой ответственности, круг осознанных действий, которые находятся под контролем «Я». У экзистенциалистов, которые исходят из интенциональной структуры сознания, «Я» выступает как активный творческий полюс сознания, противоположный осмысленному предмету. По их мнению «Я» невозможно осмыслить в своей активности, оно как лезвие сознания, которое рационализирует его поток, оставаясь при этом иррациональным. Отсюда исходит утверждение о неосознании личности, о невозможности человеком познать своё «Я». |