Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Организация исследования

  • 2.2 Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников

  • 2.3 Программа развития словесно-логического мышления младших школьников средствами компьютерных технологий

  • Изучение игры (3-5 мин)

  • Работа в рабочих тетрадях (10-15 мин)

  • Занятие на компьютерах (10-15 мин)

  • Изучаемые игры (базовые) Игры на развитие внимания

  • Призовые игры 1 2

  • Экспериментальное исследование словесно-логического мышления.. Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23


    Скачать 1.4 Mb.
    НазваниеИсследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словеснологического мышления младших школьников 23
    АнкорЭкспериментальное исследование словесно-логического мышления
    Дата03.04.2023
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкспериментальное исследование словесно-логического мышления..docx
    ТипИсследование
    #1033677
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    ГЛАВА 2 Исследование психолого-педагогических условий использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младшего школьника

    2.1 Организация исследования
    Апробация модели по организации процесса формирования у школьников способности к словесно-логическому мышлению осуществлялась посредством метода опытно-экспериментальной работы на базе школы № 8 г. Москва c применением диагностических методик и технологий.

    Цель опытно-экспериментальной работы состоял в подборе и внедрении компьютерных технологий, методов и средств, которые воздействуют на повышение уровня у учащихся младших классов способностей к словесно-логическому мышлению. А именно: гибкость и способность к элементарному анализу предложенных проблем и задач, оригинальность мышления, способность нестандартно рассуждать, а также иметь сформированное умение к логике суждений.

    Задачи опытно-экспериментальной работы:

    - определить первоначальный уровень сформированной способности у младшего школьника к словесно-логическому мышлению;

    - осуществить подбор и внедрение компьютерных технологий и техник, формирующих способность у младших школьников к словесно-логическому мышлению;

    - осуществить заключительный срез сформированного уровня способности у младших школьников к словесно-логическому мышлению;

    База, где осуществлялась опытно-экспериментальная работа — это общеобразовательной школы №8 г. Москва, учащиеся начальных классов.

    Исследовательская работа проходила в три этапа.

    1. Этап констатирующий - октябрь 2018 г. На этом этапе был проведен первичный мониторинг познавательного развития детей, в контрольной и экспериментальной группе, а именно: продуктивности внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, оценка процессов словесно-логического мышления и восприятия.

    2. Этап формирующий – ноябрь-апрель 2018 г. Для развития познавательных способностей у детей шести-семи лет была разработана и реализована модифицированная программа «Логозаврик» для развития словесно-логического мышления у детей шести-семи лет (далее Программа).

    3. Этап контрольный – май 2018 г. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика продуктивности внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, уровни словесно-логического мышления и восприятия, проведён сравнительный анализ полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах.

    Далее остановимся на описании каждого этапа более подробно.

    Существуют различные диагностики выявления уровня словесно-логического мышления у детей шести-семи лет. Например, методика А.Р. Лурия позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Тест М. Войнаровского предназначен для оценки степени развитости логического мышления взрослого человека. Методика О. М. Дьяченко нацелена на диагностику уровня развития восприятия. Наиболее часто для изучения словесно-логического мышления ребенка используется методика, созданная Е. Торренсом.

    1. Методика «Найди и вычеркни» предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем представленным здесь методикам можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.

    Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания.

    2. Методика «Проставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

    3. Методика «Запомни и расставь точки» оценивается объем внимания ребенка.

    Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

    Так как память человека многообразна, то все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания.

    4. Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.

    Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

    Из трех видов мышления: словесно-логического, словесно-логического и наглядно-действенного у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.

    Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач.

    5. Методика «Что здесь лишнее?» призвана исследовать процессы словесно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Нужно внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним» [60].
    2.2 Исследование опыта использования компьютерных технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников
    Далее перейдем к описанию констатирующего этапа.

    Цель данного этапа – выявить уровень развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста на начало эксперимента в экспериментальной группе.

    Задачи:

    - провести мониторинг детей данного возраста на продуктивность внимания, переключения и распределения внимания, объем внимания, объем кратковременной зрительной памяти, процессы словесно-логического мышления;

    - зафиксировать полученные данные в таблицу.

    Полученные результаты первичной диагностики представлены в Приложении 1.

    Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы представлены в Таблице 2
    Таблица 2 - Общие результаты начальной диагностики детей экспериментальной группы

    Уровень

    Показатель продуктивности внимания, %

    Показатель переключения и распределен. Внимание %

    Объем внимания, %

    Объем кратковременной зрительной памяти%

    Процессы словесно-логического мышления,

    %

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Очень высокий

    0

    0

    0

    0

    40

    Высокий

    0

    0

    30

    90

    50

    Средний

    20

    0

    20

    0

    10

    Низкий

    60

    40

    50

    10

    0

    Очень низкий

    20

    60

    0

    0

    0


    Общие результаты начальной диагностики детей контрольной группы представлены в Таблице 3.
    Таблица 3 - Результаты начальной диагностики детей контрольной группы

    Уровень

    Показатель продуктивности внимания, %

    Показатель переключения и распределения внимания, %

    Объем внимания, %

    Объем кратковременной зрительной памяти, %

    Процессы словесно-логического мышления,

    %

    Очень высокий

    0

    0

    0

    0

    0

    Высокий

    0

    0

    0

    40

    50

    Средний

    20

    10

    50

    40

    50

    Низкий

    70

    70

    50

    20

    0

    Очень низкий

    10

    20

    0

    0

    0


    На основе исследований, проведённых в ходе констатирующего этапа исследовательской работы, направленного на выявление уровня познавательных способностей, можно сделать вывод, что в целом у детей продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая, показатель переключения и распределения внимания также имеет низкий уровень, а значит и объем внимания низкий. С объемом кратковременной зрительной памятью дела обстоят намного лучше - у 40% детей объем достаточно высокий. И в данной группе дети вообще не испытывают трудности в сравнении и группировке предметов по общим признакам.

    2.3 Программа развития словесно-логического мышления младших школьников средствами компьютерных технологий
    Обучение детей в процессе этих этапов осуществлялось с помощью дополнительной общеразвивающей программы «Логозаврик» с использованием развивающих компьютерных игр. Программа развития словесно-логического мышления предназначена для детей подготовительной группы [64].

    Количество занятий – 16. Периодичность – одно занятие в неделю. Продолжительность занятия – 30 мин.

    Учебная программа каждого занятия делится на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть (объемом порядка три-пять минут) предназначена для изучения игр, развивающих интеллект, а практическая – для практического использования полученных знаний и получения необходимых навыков.

    Практическая часть, в свою очередь, состоит из двух частей. В первой части (объемом порядка 10-15 мин.) проводится работа в рабочих тетрадях, а во второй (10-15 мин.) – на компьютерах. Структурная схема занятия представлена на рисунке 1.

    Каждое занятие (кроме первого), посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова.



    Изучение игры (3-5 мин)





    Работа в рабочих тетрадях (10-15 мин)





    Занятие на компьютерах (10-15 мин)


    Рисунок 1- Структурная схема занятия


    Рисунок 2- Использование изучаемой игры в учебной программе
    Таким образом, каждая изучаемая игра очередного занятия используется еще три раза (в усложненных вариантах) на последующих занятиях: игры на развитие внимания – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым (Рисунок 3) [57].



    Рисунок 3 - Использование изучаемых игр на последующих занятиях
    Полностью учебная программа поурочного использования развивающих компьютерных игр представлена в Таблице 4.
    Таблица 4 - Программа поурочного использования развивающих компьютерных игр

    Изучаемые игры (базовые)

    Игры на развитие

    внимания

    Игры на развитие зрительной

    памяти

    Игры на развитие мышления

    Призовые игры

    1

    2

    3

    4

    5

    Перемещение мыши

    Координация движения

    Составление картинки

    Сборка фигуры

    Раскраска

    1

    2

    3

    4

    5

    Выявление 4 отличий между 2 предметами

    Координация движения по плоскости

    Составление картинки по указателям

    Сборка фигуры (девочка)

    Раскраска черно-белой картинки



    Продолжение таблицы

    Запоминание положения 1 предмета

    Выявление 4 отличий между 2 предметами

    Составление картинки по указателям

    Сборка фигуры (бабочки)

    Раскраска черно-белой картинки

    Определение лишнего в наборе

    Выявление 6 отличий между 2 предметами

    Запоминание положения 1 предмета

    Сборка фигуры (автомобиль)

    Сборка из геометрических фигур

    Сборка пазлов размером 3х2

    Выявление 6 отличий между 2 предметами

    Запоминание положения 2 предметов

    Определение лишнего в наборе

    Сборка из геометрических фигур

    Запоминание положения 6 карт

    Сборка пазлов размером 3х3

    Запоминание положения 2 предметов

    Определение лишнего в наборе

    Сборка из геометрических фигур

    Нахождение соответствия между парами

    Сборка пазлов размером 4х3

    Запоминание положения 6 карт

    Определение лишнего в наборе

    Раскраска черно-белой картинки

    Нахождение 2 определенных предметов

    Сборка пазлов размером 5х3

    Запоминание положения 12 карт

    Нахождение соответствия между парами

    Раскраска черно-белой картинки

    Запоминание положения 3 предметов

    Нахождение 2 определенных предметов

    Запоминание положения 12 карт

    Нахождение соответствия между парами

    Раскраска черно-белой картинки

    Расположение предметов на плоскости

    Нахождение 2 определенных предметов

    Запоминание положения 3 предметов

    Нахождение соответствия между парами

    Сборка из геометрических фигур

    Определение положения фрагмента

    Нахождение 3 определенных предметов

    Запоминание положения 3 предметов

    Расположение предметов на плоскости

    Сборка из геометрических фигур




    Запоминание положения 18 карт

    Определение положения фрагмента

    Запоминание положения 3 предметов

    Расположение предметов на плоскости

    Сборка из геометрических фигур




    Заполнение матрицы цифрами до 3

    Определение положения фрагмента

    Запоминание положения 18 карт

    Расположение предметов на плоскости

    Раскраска черно-белой картинки




    Сборка снежинки из фрагментов

    Определение положения фрагмента

    Запоминание положения 18 карт

    Заполнение матрицы цифрами до 4

    Раскраска черно-белой картинки




    Расположение предметов на плоскости

    Сборка квадрата из фрагментов

    Запоминание положения 18 карт

    Заполнение матрицы цифрами до 4

    Раскраска черно-белой картинки




    Расположение предметов на плоскости

    Сборка круга из фрагментов

    Запоминание положения 3 предметов

    Заполнение матрицы цифрами до 4

    Сборка из геометрических фигур





    Как видно из приведенной таблицы, каждое занятие (кроме первого, вводного) посвящено изучению одной из базовых игр. В течение последующих трех занятий эта же игра в усложненном варианте будет использоваться снова (игры на развитие восприятия – под вторым номером в учебной программе занятия, игры на развитие зрительной памяти – под третьим номером, игры на развитие мышления – под четвертым) [65].

    Статистические результаты игр (количество набранных очков, уровень зрительной памяти) сохраняются, поэтому каждый ребенок должен быть закреплен за определенным компьютером.

    В ходе констатирующего этапа были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего этапа: - формирующего.

    Формирующий этап длился в течение шести месяцев, проводился в виде игр – занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности, и был направлен на развитие познавательных способностей. Активно использовались интерактивная доска, наглядные пособия и игры, обучающие сказки. Занятия постепенно становились разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным её усложнением.

    На начальном этапе реализации программы мы столкнулись с трудностями по обучению детей технических навыков работы с компьютером. Некоторые воспитанники не владели мышкой, часть детей не имели первичных представлений о компьютере, некоторым было трудно запомнить алгоритм запуска игр.

    Таким образом, первые занятия приходилось больше времени уделять технической составляющей. Работа в тетрадях детям очень знакома и поэтому выполнение заданий для многих не составила особого труда. Для большей усвояемости предложенных заданий использовался наглядный материал в виде игрушек, картинок, слайдов, практических методов. Демонстрация заданий и их объяснение выполнялось с помощью интерактивной доски, на которой ребенку можно было и самому попробовать выполнить конкретное задание. Далее в проведение занятий были добавлены обучающие истории, которые делали занятия эмоционально красочными и более содержательными.

    Первую половину программы (восемь занятий) дети работали за компьютером по одному. Во второй половине использовалась работа в парах для формирования таких качеств, как умение договариваться, уступать друг другу, советоваться по предложенной игре, умению разделять действия между собой, помогать друг другу в случае необходимости.

    Реализация компьютерной программы.

    Проведение занятия.

    Для реализации учебной программы применялась компьютерная среда «Развивайка» (автор – В.И. Варченко, ООО "Кибер Сфера"). Ранее она уже использовалась при проведении аналогичных исследований (рисунок 2.4) [64].

    Также можно использовать:

    • Ребусы: http://detsky-mir.com/blog/rebus

    • http://www.babylessons.ru/detskie-rebusy-v-kartinkax/

    • Весёлые вопросы: http://suhin.narod.ru/vic9.htm

    • Лабиринты: http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/4/



    Рисунок 4 - Игровая среда «Развивайка»
    Средняя часть панели игровой среды служит для выполнения текущего упражнения. В упражнении на Рисунок 4 приведен фрагмент игры «Пазл». Количество правильно и неправильно выполненных действия отображается в левом и правом углах игровой среды.

    Игры запускаются автоматически, по мере успешного прохождения программы занятия. При желании можно запускать любую игру, кроме "Раскраски" ("Мозаики"), по выбору, с помощью пронумерованных иконок игр в нижней части.

    Нижняя часть панели предназначена для индикации хода выполнения программы занятия. Например, на представленном выше рисунке видно, что были выполнены два упражнения, за которые были получены призы "Звездочка" и "Флажок". Пиктограмма третьей игры выделена более насыщенным цветом, остальные пиктограммы блеклые, следовательно, выполняется третья игра.

    За выполнение заданий начисляются призы, которые соответствуют набранным очкам для проведения игровой статистики (Таблица 5).
    Таблица 5 - Используемые призы для стимулирования занятия

    Критерии получения приза/

    Характеристики приза

    Неправильные действия отсутствуют

    Правильных действий больше, чем неправильных

    Правильных действий меньше, чем неправильных

    Вид приза







    Название приза

    "Звездочка"

    "Флажок"

    "Пирамидка"

    "Вес" приза

    3 очка

    2 очка

    1 очко


    В верхней части экрана компьютерной среды «Развивайка» расположены следующие сервисные кнопки.

    «Справка» - вызов панели с описанием выбранной игры (помощь для воспитателя, проводящего занятие);



    Рисунок 5- Панель вызова справки
    «Игра» - запуск выбранной игры (на рисунок 5);

    «Итоги» - вызов панели с результатами проведения игр за занятие и за весь курс (рисунок 6).



    Рисунок 6 - Панель вызова итогов занятия
    Для того, чтобы улучшить свои достижения (получить более престижные призы), любую игру можно переиграть. Для этого необходимо выбрать соответствующую иконку на закладке ИГРА.

    С помощью кнопки "Сохранить" (Рисунок 6) осуществляется сохранение статистических результатов занятия и открывается доступ к призовой игре (в данном случае - "Раскраске"). При следующем запуске игровой среды автоматически установится номер очередного занятия.

    Изменение программы занятия.

    Для того чтобы изменить программу занятия, нужно перейти на закладку ИТОГИ. Далее при помощи клавиатуры можно изменять номер занятия:

    Клавиша «1» - увеличить номер занятия;

    Клавиша «2» - уменьшить номер занятия;

    Клавиша «3» - установить программу занятия в начало (начать все занятия снова).

    Если после произведенных изменений программа занятий не сохранена с помощью клавиши «Сохранить», то при следующем запуске установятся текущие упражнения (которые были), а не те, которые были выбраны.

    Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может способствовать специальная организация регулярных занятий по элективному курсу «Подумаем и поиграем вместе».

    Считаю, что работа над темой «Развитие словесно-логического мышления на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе» имеет место в течение всего учебного года и должна быть продолжена на последнем этапе обучения в начальной школе.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта