Документ 6. Исследование по теме Методология культурологического исследования
Скачать 15.3 Kb.
|
Семинар 2. Морфология культуры: ее роль в изучении культурной конфигурации Проектное исследование по теме: «Методология культурологического исследования» Культурология - это относительно новая научная дисциплина социогуманитарного профиля, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Название дисциплины производно от латинского слова culture и греческого слова logos (слово, учение, наука). Следовательно, этимологически культурология и переводится на русский язык как наука о культуре. Однако определение культурологии как науки о культуре имеет слишком абстрактный характер. Оно лишь указывает на то, что является объектом изучения культуры, но не выявляет специфических особенностей данного объекта. Для того чтобы разобраться в том, что же представляет собой культурология как наука, прежде всего, необходимо уточнить её объект и предмет исследования. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. В то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. На основе такого абстрагирования исследователями выделяются те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностных ориентаций, экзистенциальных установок и т. д. и является содержательной основой процессов социального воспроизводства. Методы культурологических исследований - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры. Поскольку культурология является интегративной областью знаний, вбирающая в себя результаты исследования ряда смежных наук, поскольку культурологический анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, в том числе и заимствованных из смежных дисциплин. При этом в процессе культурологического анализа методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана. Все это даёт основания говорить о том, что в процессе культурологического исследования методы смежных дисциплин претерпевают определенную трансформацию. Культурология как самостоятельная наука использует различные методы изучения культуры: 1) Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом. 2) Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны. 3)Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. 4) Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определении их функций. 5) Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 6) Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 7) Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры. Признание интегративного характера культурологических методов исследования не снимает проблемы выявления особенностей методологии культурологического познания. Эта особенность вытекает из признания факта, что культурология является ярко выраженной гуманитарной дисциплиной и, следовательно, на неё распространяются все особенности методологи «наук о духе». Выражаясь словами Г.Риккерта , методы культурологи принадлежат к «идеографическим методам» или методам «понимания». С точки зрения этого подхода, познание культурно- исторической реальности, «сферы духа»- принципиально отличаются от познания мира природы. Мир природы можно постичь с помощью объяснения. Мир культуры только с помощью понимания - непосредственного переживания исторической реальности, вживания во внутренний смысл явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной позицией. На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно - исторических процессов - герменевтика. Герменевтика как искусство и учение о способах истолкования текстов,тпервоначальный смысл которых не ясен в силу их древности или многозначности, возникла ещё в античную эпоху. В современной культурологии -это метод интерпретации культурно- исторических явлений и понимания субъекта основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности. Основу такого подхода к герменевтике заложили В.Дильтей и Г. Гадамер. С их точки зрения, носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык. Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов и эмоций в культурно- историческом процессе, помогает осмысливать отдельные явления как моменты целостной душевно- духовной жизни или реконструируемой эпохи. «Идеографические» методы, или методология «понимания», в большой степени способна отображать конкретно - событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похоже- непохожее, трудно выразимое, уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью сложно определить форму самой изменчивости или целостности. Для анализа социокультурной динамики, выявления объективно- причинных следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и т. п. в культурологи широко применяются методологические установки и конкретные приёмы анализа экономического, социологического, политологического исследования: структурно- функциональный подход, типологизация, факторный или компонентный анализ, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование ), изучение текстов методом контент - анализа и т.д. Только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно- исторического процесса. культура национальный мыслитель следственный В качестве заключения подведем итог о самих методах, их значении и применении. В качестве методов применяются исторические факты, основанные на истории зарождения различных культур, эпох; социологические факты, основанные на «среднем арифметическом» происходящего в мире, имеющего значения для культуры; эстетические понятия с точки зрения культур; философия с её различными взглядами на всё окружающее. Значение методов культурологических методов в понятии культуры человечества, т.е. в понимании самого человечества, ведь по культуре народа, группы людей или отдельно взятого человека можно судить о их жизни. Так как понятие культуры отличает человека от животного, выявляет в нём наличии разумного и понятия стремления «ввысь» (прогресса жизни). |