пися. Исследование публицистического дискурса показано во монографиях также заметках Таранька. Таранька. Белозеровой, М. Ю. Горохова, Полиадельфит.
Скачать 43.88 Kb.
|
2.2 Категории автора и адресата в публицистическом дискурсеПублицистический дискурс предполагает наличие двух коммуникантов автора и адресата. Данный дискурс передает информацию вместе с ее оценкой автором статьи. В первую очередь, тексты публицистического дискурса позволяют охватить большое количество адресатов. Информация, полученная по каналам публицистического дискурса, способствует формированию в общественном сознании политической, языковой, наивной картины мира. В публицистическом тексте авторская гипотеза об адресате обусловливает как выбор определенного жанра, так и выбор определенной тональности текста, чтобы преодолеть возможное равнодушие читателя. Дискурсивность рассматривается исследователями как способ существования текста в публицистике. Публицистический дискурс существует в совокупном взаимодействии текста и затекста (контекста, интертекста, подтекста и гипертекста), благодаря чему актуализируется связь в коммуникативной цепочке «адресант - адресат». Таким образом, дискурс реализует динамический аспект публицистического текста. Дискурсивность является особой чертой публицистических текстов, и характеризуют ее следующие признаки: 1) ситуативность (прочная связь со временем и местом высказывания); 2) социальная направленность (инициация предполагаемого в данной ситуации социального действия); ) активизация взаимоотношений автора и аудитории; ) активизация восприятия сообщения аудиторией (установка на инициативный отклик аудитории); ) генерализация (наличие определенной установки автора/издателя). За счет установки на авторское целеполагание, а также активного обращения к контексту и апелляции к другим текстам именно дискурсивность способствует поддержанию диалога между адресантом и адресатом, что позволяет относить ее к специфическим свойствам текста в публицистики. В связи с отмеченным выше следует констатировать, что публицистический дискурс является первостепенной инстанцией, в которой фиксируются даже малейшие языковые преобразования. Публицистический дискурс - это воздействующий тип дискурса, реализующий интенцию убеждения, а следовательно, оказывающий мощный перлокутивный эффект на своего адресата. Публицистический текст как составная часть публицистического дискурса с позиций коммуникативной стилистики рассматривается как социальное действие адресанта, направленное на убеждение своего адресата не просто в правомерности, но в правильности авторской идеи. Публицистический текст - это текст любой тематики, но обязательно имеющий политико-идеологический модус формулирования текста. Особенностью публицистического дискурса является специфика коммуникантов. В отличие от контактного устного дискурса, в котором роль адресата и автора выполняют отдетьные личности, в письменном дискурсе, например, газеты на месте реципиента оказывается огромная по количеству и очень разнообразная по возрастным, национальным, конфессиональным, политическим и многим другим характеристикам аудитория. Отправителя информации тоже далеко не всегда олицетворяет один человек: это может быть заказчик материала (инициатор текста), авторский коллектив и даже целая редакция. В современных публицистических произведениях можно отметить усиление личностной тенденции. Авторское «я» становится раскованным, раскрепощенным, эпатажным, скандальным, в какой-то мере циничным. Позиция журналиста - это позиция человека наблюдающего, оценивающего. Современным публицистическим текстам свойствен «автор - частный человек», который стремится выглядеть близким читателю. Автор рассматривается как функция текста, прослеживается как тождество между автором, повествователем и персонажем. [18, с. 60] Автор публицистического произведения выступает как его представитель; содержание публицистических текстов выражает общепризнанные смыслы и значения. Публицистичность - свойство мышления автора публицистического произведения, который отождествляет себя с неким корпоративным целым, выступает не сам по себе, а от лица какой-то общности (коллектива единомышленников, социальной группы, общества в целом). Автор находится в отношениях взаимозависимости с адресатом. Адресат может быть непосредственным участником-собеседником бытового диалога, может быть дифференцированным коллективом специалистов какой-нибудь специальной области культурного общения, может быть более или менее дифференцированной публикой, народом, единомышленниками, противниками и врагами, подчиненным и начальником, низшим, высшим, близким, чужим и т.д. Таким образом, адресатом публицистического дискурса можно называть дифференцированную в зависимости от предмета и обстоятельств коммуникации общность людей (социальная группа, общество и выражаемое им общественное мнение), выступающую объектом риторического воздействия [16, с. 103]. Автор газетного материала вынужден моделировать своего типового адресата. При подготовке текста статьи автор должен учитывать множество характеристик адресата, как общих для всех речевых актов, так и специфических, например, систему ценностей, принципов и идеалов, референтную компетенцию адресата. Создавая письменный дискурс, автор использует особые речевые (локутивные) высказывания, стараясь не только достичь эффекта, рассчитанного на адресата, но и выполнить социальный заказ. Именно потому, что автор изначально имеет определенные намерения (авторская интенция), он делает осознанный выбор в пользу конкретных языковых средств для выполнения воздействующей функции, характерной для публицистического дискурса. Коммуникативное намерение автора-публициста - убедить читателя не просто в правомерности, но именно в правильности авторского видения, авторской трактовки действительности. И весь публицистический текст организуется под контролем этой глобальной авторской интенции. Поэтому в любом публицистическом тексте можно обнаружить целую парадигму интенциональных текстообразующих категорий, позволяющей автору решить свою стратегическую задачу - убеждение адресата. Эту парадигму составляют: 1) идеологема как способ утверждения заданных концептов / номинаций в публицистике; 2) убеждение с помощью оценки; именование как стилистико-идеологическая категория; ) стилистическая тональность текста; 4) интерпретация (языковое варьирование) как лингвистический механизм имплицитного убеждения [19, с. 98 - 105]. Иными словами, заданная авторская идея утверждается в публицистическом тексте с помощью авторской и социальной оценочности, выбора номинации и стилистической тональности текста, а также с помощью интерпретации описываемых журналистом событий и фактов действительности. Именно эта парадигма как раз и детерминирует однозначное понимание реципиентом основной идеи публицистического текста и «присвоение» ее адресатом, то есть встраивание заданной авторской идеи в индивидуальную концептуальную картину мира адресата. Автор как важнейшая стилеобразующая категория текстов массовой коммуникации классифицируется в научной литературе с опорой на различные показатели. Категория автора, являясь сложным, многоуровневым образованием, способна формализоваться в публицистическом дискурсе - от предельной персонификации до депереонификации, с привлечением приемов, свойственных художественному творчеству. В зависимости от степени присутствия автора в тексте выделяются три типа коммуникатора: 1) персонифицированный автор, который не скрывает заинтересованности в расстановке акцентов, открыто формулируя негативные оценки, его текст ярко персонифицирован и в прямом смысле насыщен авторским «я». Например: Personally I unprecedentedly happy that under the sunset of my life I finally got a chance to pour out my soul, having said all that I know about our governor and he created the corrupt system in the region; 2) обобщенный коммуникатор - автор отождествляет себя с коллективом редакции и выступает от имени газеты: The “KP” editor have been informed that the alleged employment in Belgorod riot needs to pass a very unusual probation. Under this seemingly innocuous requirement special forces guide meant not quite legitimate activities; ) деперсонифицированный автор (формально отсутствующий в тексте): A group of conservatives protested in Riyadh, the capital, against “Westernising” moves that would lead to adultery and prostitution. Such mores, they argued, have no place in the birthplace of the Prophet Muhammad. Опираясь на понятие объема (количественный критерий) и статуса коммуниканта (качественный критерий), предлагаются следующие типы автора: ) персональный/коллективный; ) частный/публичный/социальный. В категории адресанта можно выделить оппозицию: автор - «человек социальный» и «человек частный». Между крайними полюсами категории автора располагается огромное количество переходных случаев, формируются типы автора: пропагандист, полемист, редактор, летописец, художник, аналитик, исследователь и др. [20]. Категорию автора, представленную в тексте в различных спектрах и предполагающую различные меры и степень социальности, можно рассматривать также как критерий разграничения журналистских и публицистических текстов в их ядерных проявлениях (информация, нейтральное изложение, обезличенный рассказ, полемическое выступление). Категория адресата определяет коммуникативное взаимодействие автора и адресата через текст: адресат - это «зеркало», в котором отражается автор. Адресат в массовой коммуникации выступает таким же организующим началом, какое принадлежит образу автора в художественных текстах. Базовыми признаками текстовой категории образа автора является наличие в тексте оппозиции «свой - чужой», ориентация на речевой опыт целевой аудитории, использование элементов, репрезентирующих картину мира адресата и характеризующих его стиль жизни и социальный статус. В современных текстах массовой коммуникации вычленяются такие типы адресата, как: – интеллигентное меньшинство; – представитель образцовой среды; – простой человек [19, с. 98]. Адресатность признается существенным свойством современных журналистских текстов. Возникшая на медиарынке конкуренция за различные сегменты аудитории вызвала дифференциацию изданий, изменила их функциональное предназначение, сформировала разнообразные типы общения и различные типы адресатов. Ориентированность современных изданий на читателя находит отражение в различных систематизациях: – типологических (качественные - массовые - бульварные); – идеологических (нейтральные - левоориентированные - правоориентированные); – стилевых (традиционные - бульварные) [20, с. 23 - 24]. Адресант для убеждения адресата использует все доступные речевые средства, прибегая не только к логическим доводам, но и к манипулятивным приемам, иногда не осознавая этого. Публицистический текст представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой совмещаются два плана выражения лингвистических способов убеждения: 1) эксплицитный - открытое убеждение, влияющее на разум читателя; 2) имплицитный, т.е. подтекстовый, оказывающий непосредственное влияние на подсознание адресата. Таким образом, публицистический текст относится к так называемому персуазивному дискурсу, в котором тесно переплетены убеждение, внушение и манипуляция [21, с. 28]. В публицистическом тексте авторская гипотеза об адресате обусловливает как выбор определенного жанра, так и выбор определенной тональности текста, чтобы преодолеть возможное равнодушие читателя. Таким образом, структурный коммуникативный блок адресант / адресат является организующим текст центром и предполагает равноправные отношения между говорящим и слушающим. Автор и адресат заинтересованы во взаимопонимании. Говорящий стремится быть адекватно понятым слушающим, а слушающий в свою очередь стремится получить объективную, неискаженную информацию [22, с. 22 - 24]. Следовательно, гармонизация отношений между автором и адресатом является ведущим принципом успешной коммуникации. Но в современном массово-коммуникативном дискурсе этот основной структурный блок текста претерпевает изменения: активным центром его становится автор, часто пренебрегающий интересами адресата и активно навязывающий свою точку зрения любыми лингвистическими способами, что в условиях виртуальности современной информации приводит к смещению убеждения в сторону манипулирования массовым сознанием. В современных СМИ, зависимых от власти, которая в журналистском отображении хочет создать себе хороший имидж, и бизнеса, который озабочен тем, чтобы журналисты способствовали его продвижению, адресат рассматривается либо как объект манипуляции (что особенно ярко демонстрирует политический и рекламный дискурс), либо как обыватель, потребитель информационной продукции любого качества [23, с. 58]. Сегодня можно говорить об увеличении доли субъективности в публицистическом дискурсе. В целом адресат получает субъективно препарированную информацию, что ведет к нарушению прав читателя. Автор сегодня не является проводником информации, а ее демиург, адресат же - не получатель информации, а объект манипуляции. И это одна сторона этического диссонанса современной коммуникации. Таким образом, газетно-публицистический дискурс является самым распространенным видом публицистического дискурса. Внутристилевая градация газетно-публицистического дискурса предполагает его деление на информационный и публицистический подстили, а также выделение четырех основных жанровых групп в его иерархической структуре: информационной, аналитической, художественно-публицистической и рекламной. Газетно-публицистический дискурс оказывает решающее воздействие на формирование мировоззрения, взглядов, мышление и поведение членов общества. Главным воздействующим фактором на читателя является автор. Он не просто старается передать какую-либо информацию, но и оказать определенное влияние на адресата, наполняя текст языковыми средствами и манипулятивными приемами. |