Главная страница
Навигация по странице:

  • МеТод

  • Глоссарий философия. из документа. ИСТина (др греч. , ) универсалия куль туры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой каТеГоРия


    Скачать 137 Kb.
    НазваниеИСТина (др греч. , ) универсалия куль туры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой каТеГоРия
    АнкорГлоссарий философия
    Дата11.11.2022
    Размер137 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаиз документа.docx
    ТипДокументы
    #783316
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    иСкуССТВо (церк.-слав. искусство, ст.-слав. искоусъ «опыт, испытание») — творческая деятельность, направленная на соз- дание художественных произведений, шире — эстетически вы- разительных форм. Понятие искусства представляет собой мно- гомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых не- престанно длящимся и трансформирующимся художественно- эстетическим опытом человечества, в том числе развитием ин- теркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов.

    иСТина (др.-греч. άλήθεια, ἀκρίβεια) — универсалия куль-

    туры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой.

    каТеГоРия (др.-греч. κατηγορία «высказывание, обвинение, признак») — предельно общее понятие. Образуется как послед- ний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и вместе с тем он обладает минимальным со- держанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов.

    кульТуРа (лат. cultura «возделывание», позднее «воспитание, образование, развитие, почитание») — система исторически разви- вающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

    МиРоВоззРение (калька с нем. Weltanschauung «мир + воз- зрение») — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окру- жающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеж- дения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    МиФ (др.-греч. μῦθος «речь, слово; сказание, предание») — форма целостного массового переживания и истолкования дей- ствительности при помощи чувственно-наглядных образов, счи- тающихся самостоятельными явлениями реальности.

    МиФолоГия тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукосни- тельность исполнения.

    наука (праслав. na- + učiti «учить, выкнуть») — особый вид по- знавательной деятельности, направленной на выработку объектив- ных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

    РелиГия (лат. religare «связывать, соединять») — мировоз- зрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, опреде- ляемые верой в существование сверхъестественной сферы, артику- лируемой в качестве Бога, божества.

    ФилоСоФия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабаты- вающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характери- стиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

    аПоРия (др.-греч. ἀπορία «безысходность, безвыходное по- ложение») — это вымышленная, логически верная высказывание, которое не может существовать в реальности. Апоретическое (апо- рийное) суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Наибольшую известность получили апории Зенона.

    аРхЭ (др.-греч. ἀρχή «начало, принцип») — первооснова, пер- вовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

    аТоМ (др.-греч. ἄτομος «неделимый, неразрезаемый») — ча- стица вещества, пример архэ.

    единое (др.-греч. ἕν) — термин философии неоплатонизма, обозначающий первичное божество, источник всего сущего, являю- щийся одновременно Благом. Согласно неоплатоникам из единого путем эманации происходит Нус (Ум), из которого, также путем эманации рождается чувственный космос.

    идея, ЭйдоС (др.-греч. ἰδέα «вид, форма; прообраз») — по- нятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — зна- ния). Идея является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого су- ществуют вещи чувственной реальности.

    МайеВТика (др.-греч. μαιευτική «повивальное искусство, родовспоможение») — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфи- цирующего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. Майевтика базируется на отождествлении фило- софа с носителем чистого сознания, функция которого лишь вопро- шать. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего».

    МаТеРия (лат. materia «вещество») — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

    МеТаФизика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά «то, что после физики») — после физики: выражение, введенное в оборот алек- сандрийским библиотекарем Андроником Родосским, предло- жившим его в качестве названия трактата Аристотеля о «первых родах сущего». Вплоть до первой половины XVIII в. метафизика отождествлялась с онтологией как учением о бытии. Предмет мета- физики в данной ее артикуляции варьируется в широком веере от Бога до трансцендентально постигаемого рационального логоса мироздания.

    СодеРжание и ФоРМа философские категории, тради- ционно используемые для характеристики отношения междуспособом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал форму «прообразом», идеа- лом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (эйдос). Аристотель трактовал «материю» (содержание) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а форму — как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство.

    СТоиЦизМ (др.-греч. stoa «портик») — одна из школ древне- греческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце IV — начале III в. до н. э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. Одно из направлений учения: жить согласно природе и логосу — основное назначение человека.

    ТелеолоГия (др.-греч. telos «завершение, цель»; teleos «до- стигший цели» и logos «учение») — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

    ЭВдеМонизМ (др.-греч. εὐδαιμονία «процветание, блажен- ство, счастье») — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

    ЭПикуРеизМ философское учение, исходящее из идей Эпику- ра и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физиче- ской боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

    аБСуРд (лат. absurdus «нелепый», от ad absurdum «исходящий от глухого») — термин интеллектуальной традиции, обозначаю- щий нелепость, бессмысленность феномена или явления.

    аГноСТиЦизМ (др.-греч. ἄγνωστος «непознаваемый, непо- знанный») — философская установка, согласно которой невозмож- но однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине XIX в. английским есте- ствоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного.

    аТеизМ (др.-греч. ἄθεος «отрицание бога, безбожие») — ментально-мировоззренческая установка, программно альтерна- тивная теизму, т. е. основанная на отрицании наличия трансцен- дентного миру начала бытия.

    БоГ (санскрит bhagas «податель благ») — сакральная персо- нификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная лич- ность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолют- ным совершенством. Персонифицирующая интерпретация еди- ного бога свойственна для зрелых форм теизма, формирование ее является результатом длительной исторической эволюции рели- гиозного сознания.

    ВеРа (праслав. věra) — глубинная общечеловеческая универ- салия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивиду- ального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности); и религиозный (при отнесении содер- жания объекта веры к сфере сверхъестественного).

    ГуМанизМ (лат. humanitas «человечность») постулирует выс- шую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин «сверхчеловеческого» происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира.

    ТеизМ (греч. Θεός «Бог») — специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологиче- ски максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности.

    ТеодиЦея (новолат. theodicea «богооправдание» от др.-греч. θεός «бог, божество» + δίκη «право, справедливость») — проблема оправдания Бога в контексте презумпции несовершенства мира.

    уТоПия (от др.-греч. οὐ «не» + τόπος «место»; по другой вер- сии от др.-греч. εὖ «благо», то есть «благое место») — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Т. Мора (1516 г.).

    дедукЦия (лат. deductio «выведение») — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

    индукЦия (лат. inductio «выведение, наведение») — метод рассуждения от частного к общему. Выделяют полную (метод дока- зательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности) непол- ную (наблюдения за отдельными частными случаями наводит на гипотезу, которая нуждается в доказательстве) индукции.

    МеТод (др.-греч. μέθοδος «путь исследования или познания», от μετά- + ὁδός «путь») — заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.

    Мышление (др.-греч. διάνοια «мысль») — познавательная дея- тельность человека; опосредованный и обобщенный способ отра- жения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, ко- торые свойственны в том числе и животным.

    оПыТ (праслав. pytati «мучить, пробовать, спрашивать») —

    1) философская категория, фиксирующая целостность и универ- сальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли; 2) гносеологическая категория, фиксирующая един- ство чувственно-эмпирической деятельности.

    Познание (лат. cognitio «знание») — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначе- ния, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

    РазуМ (лат. ratio «ум») — философская категория, выражаю- щая высший тип мыслительной деятельности; способность мыс- лить всеобще; способность анализа, абстрагирования и обобще- ния.

    СуБСТанЦия (лат. substantia «сущность, нечто, лежащее в основе») — философское понятие классической традиции для обо- значения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

    аБСолюТная идея (нем. Absolute Idee) — основополагаю- щее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим един- ственно подлинно сущим.

    аБСолюТное и оТноСиТельное (лат. absolutus «отде- ленное, отпущенное» и лат. relativus «отнесенное в то или иное место») — противоположные по смыслу и сопряженные философ- ские категории. Абсолютное — безусловное, независимое, безот- носительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. Относительное (релятивное) временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в за- висимости от них.
    аБСТРакТное и конкРеТное (лат. abstractio «отвлечение, удаление» и лат. concretus «твердый, густой») — философские ка- тегории, обозначающие ступени познания действительности, вы- раженные в гносеологическом законе восхождения от абстрактного к конкретному.

    аПоСТеРиоРи (лат. a posteriori «из последующего») фи- лософский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность априори (лат. a priori «до опыта»).

    диалекТика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение») — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях и соответственно конституирующаяся в историко- философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода.

    иСТоРичеСкий МаТеРиализМ (материалистическое понимание истории) — парадигма философии истории, создан- ная и разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. В основе лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Г. Гегелю на тенденции развития социально- экономической структуры человеческого общества.

    коММунизМ (лат. communis «общий») — одна из радикаль- ных версий общественного идеала, сопряженная с мифом о до- стижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия.
    ПРакТика (др.-греч. πράξις «деятельность») — разумная чело- веческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности, в том числе и самого человека.
    DaseIn (дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бы- тие») — философское понятие, обычно ассоциируемое с учением М. Хайдеггера. Это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще. Дазайн бытийствует как экзистенция.
    дРуГой — понятие современной философии, представляю- щее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обо- значенного классической традицией как «свое иное» (Г. Гегель) и обретающее статус базового в рамках философии постмодернизма в программах «смерти» и «воскрешения субъекта».
    МиФолоГеМа — это ключевой термин статьи Р. Барта «Миф сегодня». Цель статьи — понимание современного мифа, который рассматривается как превращение истории в идеологию. «Мифо- логии» определяют современное общество как знаковую систему. Ведущим инструментом формирования мифа в этой системе явля- ется слово. Р. Барт рассматривает миф и механизмы его создания главной составляющей современных культурных и социальных институций.
    ПалиМПСеСТ (греч. πάλιν «опять» + ψηστός «соскоблен- ный») — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. В культуре постмодерна так обозначается идея повторяемости знаков и смыс- лов в различных источниках.
    ПоГРаничная СиТуаЦия (нем. Grenzsituation) — это тер- мин, введенный немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма К. Ясперсом в работе «Разум и экзи- стенция». Термин указывает на ситуацию, при которой возникает серьезная опасность для жизни, какой она была ранее.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта