Глоссарий философия. из документа. ИСТина (др греч. , ) универсалия куль туры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой каТеГоРия
Скачать 137 Kb.
|
Природа – окружающий человека мир в многообразии его форм. Причинаиследствие– соотносительные философские категории, отражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной (от лат. – causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, производит, изменяет или влечет за собой другое явление, которое называют следствием. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Провиденциализм– мировоззренческое истолкование исторического процесса как проявления Божественной воли, помысла; осуществление Божественного плана спасения людей. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому. Производительныесилы– система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. Производственныеотношения– совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Пространство– всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Противоположности– разнонаправленные тенденции развития предмета. Их единство и борьба есть противоречие. Противоречияпринцип– принцип, сводящийся к следующим основным требованиям: 1) выявление предметного противоречия; 2) всесторонний анализ противоположных сторон данного противоречия; 3) рассмотрение предмета как единства противоположностей; 4) определение места противоречия в системе других противоречий предмета; 5) прослеживание этапов развития данного противоречия; 6) анализ механизма разрешения противоречия. Диалектическое противоречие в мышлении, отражающее реальное противоречие, необходимо отличать от так называемого «логического» противоречия, которое выражает путаницу и непоследовательность мысли и запрещено законами формальной логики. Психика – свойство высокоорганизованных живых существ и человека взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. Психоанализ– метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные, психические процессы и мотивации. Радикализм(от лат. radicalis – коренной) – социальная идеология, направленная на решительное изменение существующих государственных институтов и традиций жизни людей. Развитие – необратимые, направленные, закономерные, качественные изменения материальных и идеальных объектов. Разум– высший уровень рационального познания, для которого характерны прежде всего творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума – объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Распредмечивание–это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Рассудок– (статичное, формальное мышление) – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит, как правило, в пределах неизменной схемы, заданного стандарта; это способность рассуждения о конечном, об ограниченном. Основная функция рассудка в познании – мыслительное упорядочение, систематизация явлений, их классификация. Логика рассудка – формальная логика. Рационализм(от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой знания и поведения людей. Реализм (от лат, realis – действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта. Революциясоциальная(от лат. revolutio – поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным, насильственным изменением существующего политического строя. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижение уровня организации, утраты некоторых функций. Редукционизм– методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, то есть сведены к низшим формам. Религия – исторический тип мировоззрения, основывающийся на вере и культе, и для которого характерно раздвоение мира на естественный и сверхъестественный. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания; отказ от признания преемственности в развитии знания. Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Самосознание– оценка человеком своего знания нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения. Целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Свобода– философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Свойство– одна из сторон предмета, проявляющаяся при взаимодействии с другими предметами. Связь– взаимообусловленность явлений и процессов. Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – форма эмансипации от религии и церковных институтов в мировоззрении, практической деятельности и т.д. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Символ– идеальное содержание материальных вещей и процессов, представленное в виде знака или образа (многозначного). Синергетика– общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем. Синкретизм(от греч. – соединение) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. Синтез (от греч. – сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое. Антоним понятия "анализ". Система; (от греч. – целое) – ограниченная целостность, единство элементов, находящихся в связи друг с другом. Скачок – процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры. Скептицизм (от греч. – исследующий) – философское направление, согласно которому нужно сомневаться в возможности познания, и тем более в истинности человеческих знаний. Солипсизм– разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект. Случайность– философская категория, выражающая: 1) внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, а также второстепенные, побочные возможности ее дальнейшего развития; результат пересечения независимых закономерно обусловленных процессов; 3) форма проявления необходимости. Содержаниеиформа– соотносительные философские категории. Содержание представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних связей и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Сознание– способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам. Софизм– логически неправильное (мнимое) рассуждение, выдаваемое за истину. Спиритуализм(от лат. spiritus – дух) – философское воззрение, согласно которому дух является первоосновой действительности и существует независимо от материи в ином измерении. Способпроизводства– одно из ключевых понятий марксистской концепции, понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений и представляющее основу общественно- экономической формации. Структура (от лат. structure – строение) – совокупность устойчивых связей объекта. Сублимация– переключение психологической энергии из одного состояния в другое. Субстанция– первооснова, первоначало; основание и центр всех свойств, модусов, изменений вещи. Субъект(от лат. subjectus – находящийся в основе) – источник активности, направленной на объект, носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид). Субъективныйидеализм– одна из основных разновидностей идеализма, утверждающая, что мир конституируется сознанием субъекта, полностью определяется его активностью. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается; может быть истинным или ложным. Сущее– философская категория, обозначающая совокупность многообразных проявлений бытия. Сущность – внутренние, глубинные связи, основа предмета, единство всех многообразных явлений. Схоластика(от лат. scholastica – школа) – тип религиозной философии, полностью подчиненной требованиям теологии. Сциентизм(от лат. scientia – наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и ориентиром человека в его деятельности; оно способно разрешить все официальные проблемы. Творчество– деятельность, результатом которой является создание чего-либо качественно нового, никогда ранее не бывшего. Тезис– основополагающее утверждение любой концепции или теории. Теизм (от греч. Theo – Бог) – религиозное мировоззрение, согласно которому любое бытие есть проявление Бога, т. е. бесконечной божественной личности, трансцендентной миру и сотворившей его в свободном акте воли. Телеология – мировоззренческое учение о цели и целесообразности, исходящее из наличия целевой причинности. Тенденция (от лат. tendo – направляю) – направление развития какого- либо явления или процесса. Теодицея(«оправдание Бога») – религиозно-этическое направление, стремящееся научно обосновать, почему, несмотря на Божественное управление миром, в нем существует зло. Теология – богословие, совокупность религиозных учений о сущности веры и воздействии Бога на мир. Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование или объяснение какого-либо явления. Теософия – мистическое богопознание, учение о божестве, исходящее из субъективного мистического восприятия и опыта. Главная цель теософии – достижение «тайного» знания и сверхъестественных способностей. Толерантность– терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Традиция(от лат. traditia – передача) – механизм воспроизводства социальных институтов и норм; передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Трансцендентальный(от лат. transcendent – выходящий за пределы) – у И. Канта: все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт; трансцендентальное – противоположно эмпирическому. Трансцендентный– философский термин, означающий все, что выходит за пределы человеческого опыта, допускается в качестве предмета существующего вне сознания; трансцендентное – противоположно имманентному. Ум– характеристика способности мышления и понимания, Умозаключение– форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже, как правило, в виде суждения). Универсалии(от лат. universalis – общий) – общие понятия. Утилитаризм (от лат. utilas – польза) – направление в этике, согласно которому польза выступает критерием нравственных поступков. Утопия (от греч. u – отрицание, topos – место, место, которого нет) – обозначение общественного идеала, модель или проект совершенного социального строя, органично связанного с гармонией человеческой природы и социального бытия. В обыденной речи – несбыточная мечта. Фальсификация– эмпирическое опровержение. Процедура установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки. Фатализм(от лат. fatalis – роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Феномен (от греч. – являющееся) – философское понятие, означающее объект чувственного созерцания, явление, постигаемое в чувственном опыте. Фетишизм– религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства; процесс наделения любого предмета, не принадлежащими ему свойствами. Фидеизм(от лат. fides – вера) – мировоззрение, утверждающее приоритет веры над разумом. Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. 1) наука; 2) мировоззрение. Форма– философская категория, выражающая: 1) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; внутреннюю организацию содержания, его структуру; 3) внешний облик предмета, внешнюю форму как продолжение внутреннего единства формы и содержания. Формализация – процесс отображения результатов мышления в точных понятиях, утверждениях, знаках, символах и т.д. Формализм– воззрение, согласно которому форме отдается предпочтение перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Формацияобщественно-экономическая– категория марксистской философии, обозначающая исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в развитии способа производства. Футурология (от лат. futurum – будущее) – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, развития общества, государства, межгосударственных отношений и человека. В широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества. Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь, из которой изъят смысл, логос. Харизма (от греч. χάρις – благодать) – исключительная одаренность какого-либо человека. Понятие «харизматический лидер» по смыслу близко к понятиям: «пророк», «проповедник», «вождь». Хилиазм (от греч. χῑλιάς – тысяча) – религиозное учение о грядущем тысячелетнем царствовании на земле Бога и праведника. Основывалось данное учение на пророчествах Апокалипсиса. Холизм – учение о сущности феномена целостности, опирающееся на положения: «целое больше суммы его частей», «целое – все, а часть – ничто». Целесообразность – термин, означающий соответствие явления или процесса определенному состоянию, модель которого представляется в качестве цели. Цель– представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует. Ценность– характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Цивилизация(от лат. civis – гражданин) – многозначное понятие, употребляющееся: 1) как синоним материальной культуры; 2) как ступень общественного развития, определенный его уровень, следующий за вар- варством; 3) как обозначение определенного локального общества (западная цивилизация, шумерская, античная, рабовладельческая и т.д.); 4) как ступень развития культуры, являющаяся либо симптомом ее упадка, либо ее высшей стадией. Главным систематизирующим элементом для понимания сущности цивилизации выступает понятие технологии, что вступает в противоречие с культурными характеристиками жизни. Цинизм– нигилистическое отношение к достояниям общечеловеческой культуры, морали, идее достоинства человека. |