Глоссарий философия. из документа. ИСТина (др греч. , ) универсалия куль туры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой каТеГоРия
Скачать 137 Kb.
|
СиМулякР (лат. simulacrum «делать вид, притворяться») — термин философии постмодернизма, в онтологической проекции фиксирующий способ осуществления событийности, который реа- лизуется в акте семиозиса и не имеет иной формы бытия, помимо перцептивно-символической; в гносеологической своей проекции используется для обозначения внепонятийного средства фикса- ции трансгрессивного опыта. Генетически восходит к термину simulacrum, обозначавшему у Платона «копию копии». СиМуляЦия (лат. simulacrum «делать вид, притворяться») — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сфе- рой статуса единственной и самодостаточной реальности. СкРиПТоР (лат. scriptor «пишущий») — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие «автор» и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. ТекСТ (лат. teхtus «ткань; сплетение, связь, сочетание (слов)») — в общем плане связная и полная последовательность знаков. ЭкзиСТенЦия (лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere «выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться») — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. В современной философии категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи; во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически челове- ческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «че- ловеческого», основанному на аналитическом редукционизме. аБСолюТ (лат. absolutus «безусловный, неограниченный, без- относительный, совершенный») — вечная неизменная первоосно- ва мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. ВСеединСТВо — философское учение (идея, принцип), рас- крывающее внутреннее органическое единство бытия как универ- сума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при со- хранении их качественности и специфичности. заПадничеСТВо (еВРоПейСТВо) — течение русской об- щественной мысли 40—60 гг. XIX в., противостоящее идеологии славянофильства. люБоВь — универсалия культуры субъектного ряда, фиксиру- ющая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объ- ективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. СлаВяноФильСТВо (СлаВянолюБие) — религиозно- философское течение русской общественной мысли 30—60 гг. XIX в., в основе которого лежала проблема осмысления историче- ских судеб России, ее места и роли во всемирной истории и куль- туре. его представители идеализировали славянскую культуру и отрицали возможность развития России по образцу западноевро- пейских капиталистических стран. СоБоРноСТь — понятие русской философии, выработанное А. С. Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. СоФия (греч. «sophia мастерство, знание, мудрость») — смыс- лообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующий в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания. онТолоГия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄντος «сущее, то, что существует» + λόγος «учение, наука») — учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные критерии бытия. БыТие — категория онтологии, обозначающая как существование, так и то, что обуславливает существование; иначе категорию понимают как определяющую нечто, что есть сущее как таковое. МонизМ (др.-греч. μόνος «один, единственный») — метод рас- смотрения многообразия явлений в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. СуБСТанЦия (лат. substantia «сущность; то, что лежит в основе») — первооснова, первоначало; основание и центр всех свойств, модусов, изменений вещи. ПлюРализМ (лат. pluralis «множественный») — философская позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания. дуализМ (лат. dualis «двойственный») — философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции): духовное и материальное. МаТеРия (лат. materia «вещество») — философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо от человеческого сознания. СущеСТВоВание — все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Сущее — философская категория, обозначающая совокупность многообразных проявлений бытия. диалекТика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорить, излагать») — метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи. БеССознаТельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. идеальноСТь (др.-греч. ἰδέα «вид, форма; прообраз») — бес- телесность, непротяженность, невременность. Относится к деятельности мышления, духовное, психическое, в противоположность физическому, материальному. инТенЦиональноСТь (лат. intentio «намерение») — направленность сознания на предмет, придание смысла предмету. Термин введен Э. Гуссерлем (феноменология). инТуиЦия (позднелат. intuitio «созерцание») — иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия. кРеаТиВноСТь (англ. create «создавать») — способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком. ощущение — отображение в сознании отдельных свойств каких-либо объектов, действующих в данный момент на органы чувств. РеФлекСия (позднелат. reflexio «обращение назад») — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения; направленность мышления на сам процесс мышления, его формы, причины, следствия. СаМоСознание — убеждение в ценности собственной личности; выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа. Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно- историческому существу; формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности, связано с самосознанием. язык — система знаков, используемая для мышления, общения и письма. ВеРиФикаЦия (позднелат. verificatia «подтверждение») — логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы на основе их соответствия эмпирическим данным или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным. научная каРТина МиРа — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. ПаРадиГМа (греч. παράδειγμα «пример, образец») — в со- временной философии науки система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. ФальСиФикаЦия (лат. falsus «ложный» и facio «делаю») — научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. акСиолоГия (др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος «слово, уче- ние») — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. долГ — универсалия культуры, этическое и социальное понятие; механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в акт выбора поступков (моральный долг), а также ориентирующий человека на достижение определенных целей, отражающих историческую необходимость (общественный долг). каТеГоРичеСкий иМПеРаТиВ (лат. imperative «повели- тельный») — базовое понятие этики И.Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. МоРаль (лат. moralis «нравственный», mores «нравы») — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на гуманизацию этих отношений; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. ЦенноСТь — термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений; отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. ЭТика (др.-греч. ἦθος «нрав, обычай») — проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения кото- рой является мораль, нравственность. анТРоПный ПРинЦиП — фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, где важнейшим элементом является чело- век. Тем самым устанавливается связь человека как наблюдателя с физическими параметрами Вселенной и формируются взгляды на нее как на «человеко-размерный» объект. Этот принцип преодолевает разрыв между объектом и субъектом, сближает мир природы и мир человека. анТРоПолоГия (др.-греч. ἄνθρωπος «человек»; λόγος «нау- ка») — одна из составных частей философии, учение о сущности человека. анТРоПоЦенТРизМ — воззрение, согласно которому чело- век есть центр и высшая цель мироздания. душа — понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. индиВидуальноСТь — термин, означающий единственность, неповторимость, уникальность человеческого существа, выявляющий, в чем состоит своеобразие данного индивида как представителя всеобщности, в чем он не схож с другими. личноСТь — термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивую систему социально- значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. ПСихика (др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — свойство высокоорганизованных живых существ и человека взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. СаМоСознание — оценка человеком своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения. Целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. СВоБода — философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. ЭВолюЦия — (лат. evolutio «развертывание») — количественные изменения ряда количественных характеристик, которые при- водят к постепенным и глубоким качественным изменениям системы. идеаЦиональная кульТуРа — понятие, предложенное П. Сорокиным, обозначающее специфический тип культуры, основанный на вере в существование метафизического, сверхчувственного. оБщеСТВо — понятие, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира; совокупность людей и связей, объединяющих их в единое целое и позволяющих им существовать и развиваться. оБщеСТВенно-иСТоРичеСкая ПРакТика — результат преобразовательной деятельности людей во всем ее многообразии, влияющий не только на естественное состояние, но и трансформацию социальных условий жизни. оБщеСТВенное ПРоизВодСТВо — процесс создания экономических благ, осуществляемый с целью удовлетворения потребностей общества. СоЦиальный инСТиТуТ — исторически сложившийся способ объединение людей с целью совершения определенных действий социального характера. ТРуд — целесообразная, сознательная форма человеческой активности, направленная на создание благ, необходимых для удо- влетворения потребностей индивида и общества. Ф о Р М а Ц ия о Б ще СТВ енно-Э коно М иче С кая (лат. formatio «образование, формирование») — категория марксистской философии, обозначающая исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в развитии способа производства. Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный) – философская категория, обозначающая нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Может обозначать первоначало всего сущего. Выражает cовершенство какого-либо объекта. Абсолютнаяидея– основная категория философской системы Г. Гегеля, обозначающая универсум в его полноте и развитии, безусловную всеобщность, начало и конец всего сущего, субстанцию и субъект одновременно. Абстракциянаучная(от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее важных и существенных особенностей предмета и явления. Агностицизм– философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агатология (от греческого agathon – благо и logos – учение) – учение о благе. Аксиология– раздел философии, исследующий ценности и их соотношение с действительностью. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся постулаты, из которых чисто логическим путем выводятся все остальные утверждения. Акциденция (от лат. accidentia – случай, случайность) – философское понятие, означающее случайное, преходящее, несущественное. В противоположность субстанциальному, или существенному. Алогизм– ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. Альтруизм (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное «я» и свое 6лаго. Альтруизм противоположен эгоизму. Анализ– процесс мысленного расчленения предмета или явления с целью более подробного изучения отдельных составляющих. Антоним анализу – синтез. Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами; познание путем сравнения. Антисциентизм – характерная для общественного сознания XX века философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику и считают, что наука и техника не в состоянии обеспечить социальный прогресс, решить нравственные, смысложизненные проблемы. Аномия(от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон) – состояние человека или общества, при котором утрачена значимость социальных норм и моральных ценностей, когда превалируют чувства беспомощности, изоляции, пустоты, с одной стороны, а с другой – авторитаризм и политический экстремизм, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения вплоть до самоубийства. Антиномия – сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антропный принцип – фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, где важнейшим элементом является человек. Тем самым устанавливается связь человека как наблюдателя с физическими параметрами Вселенной, и формируются взгляды на нее как на «человеко-размерный» объект. Этот принцип преодолевает разрыв между объектом и субъектом, сближает мир природы и мир человека. Антропология– одна из составных частей философии, учение о сущности человека. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апория– трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Апостериори – (от лат. a posteriori – из последующего) – философское понятие, обозначающее знание, получаемое из опыта. Апперцепция(от лат. ad perceptio – к восприятию) – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности и предыдущего опыта человека на восприятие им предметов и явлений. Архетип– прообраз, идея. В философии Юнга изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие творчество; некая возможность представлений, «дремлющие» мыслеформы. Атрибут– необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бессознательное– в широком смысле совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Бытие – категория онтологии, обозначающая как существование, так и то, что обуславливает существование; иначе категорию понимают, как определяющую нечто, что есть сущее как таковое. Вера – глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения, представляющие личностно свободное самоопределение человека по отношению к какой-либо ценности. Верификация (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений. Вероятность– понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях. Вещество– вид материи, который в отличие от физического поля, обладает массой покоя. «Вещьвсебе»– философский термин, введенный И. Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас», то есть в нашем сознании. Взаимодействие– философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния. Возможность– объективная тенденция становления предмета, реализующаяся при наличии условий; это потенциальное бытие предмета, формирующееся в виде «зародышей» будущего в настоящем. Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия. Воля– способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Восприятие– форма чувственного познания, в которой на основе ощущений в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в совокупности всех своих сторон. Время – философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Гедонизм– этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Генезис – процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Герменевтика(от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) искусство истолкования текстов, символов; 2) направление в философии основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка. Глобальныепроблемы– совокупность жизненно важных проблем человечества: а) возможность развязывания новой мировой войны; б) экологические проблемы; в) энерго-сырьевые проблемы; г) проблема охраны здоровья людей; д) проблема использования Мирового океана; е)проблема мирного освоения космоса и др. Гносеология – эпистемология, теория познания – раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. Гуманизм– принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека в его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, его свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое. Дедукция (от лат. dedictio – выведение) – переход от общего знания к частному. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Демократия– форма государственного устройства общества основанная на признании народа в качестве политического источника власти. Принципами демократии считаются: свобода человека, равенство всех перед законом, право на занятие любой деятельностью и на владение собственностью. Деонтология – раздел этики, в котором раскрываются проблемы долга и должного (ввел англ. философ И. Бентам в 1832 г.). Детерминизм(от лат. determine – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений духовного и материального мира на основе причинно- следственной связи между событиями и явлениями. Диалектика (первоначально – искусство вести беседу, спор). Согласно Г. Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи. Динамическиезакономерности– объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, предсказания на основе которых (в отличие от статистических) имеют точно определенный, однозначный характер. Дискурсивный– рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Догматизм – форма метафизического мышления и действия, которая характеризуется застылостью, косностью и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени. Доктрина(от лат. doktrina – учение) – научная концепция, совокупность руководящих теоретических принципов. Дуализм(от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции): духовное и материальное. Дух– философское понятие, означающее невещественное начало. Душа– понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. Единичное– отдельное, индивидуальное. Философская категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфические неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность. Единствоиборьбапротивоположностей– один из основных законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития на основе противоречия. Жизнь– многозначное понятие, имеющее несколько смыслов: естественно-научный, который определяет жизнь как особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и избыточное воспроизведение себе подобных. Живые системы способны к упорядочению, к созданию порядка из хаоса, а также к эволюции с возникновением новых системно- структурных качеств; 2) метафизический, где жизнь понимается как судьба человека, процесс реализации его предназначения; 3) биографический; 4) историко-культурный, где жизнь рассматривается как ценность, как изменяющаяся значимость. Закон– необходимое, объективное, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между вещами, явлениями или процессами. Знак – материальный объект, выступающий как представитель другого объекта, свойства или отношения и несущий определенную информацию. Знание – результат процесса познания действительности, выраженное в языке или знаковой форме. Идеал– образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере. Идеализация– мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не существующих в действительности. Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира. Идеология– система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, социальные проблемы, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идея– форма постижения в мысли сущности предметов и явлений окружающего мира. Имманентное(от лат. immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, означающее внутренне присущее предмету, процессу или явлению свойство. Индетерминизм – философское учение, отрицающее, полностью или частично, причинную связь между предметами и явлениями. Индивидуальность– термин, означающий единственность, неповторимость, уникальность человеческого существа, выявляющий, в чем состоит своеобразие данного индивида как представителя всеобщности, в чем он не схож с другими. Индукция (от лат. inductio – наведение) – переход от частного знания к обобщающим выводам. Интеллект (от лат. intellectus – понимание) – способность мышления, рационального познания мира. Соответствует древнегреческому понятию «нус» – ум. Интенциональность(от лат. intentio – намерение, тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир. Интерес(от лат. interest – имеет значение, важно) – осознанная потребность и реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями, мотивами. Интуитивизм– философское течение, признающее интуицию как единственно достоверное средство познания. Интуиция(от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности и утверждающее иррациональный характер самого бытия. Ирреальное (от лат. irrealis – невещественный) – философский термин, обозначающий существующее не в действительности, а только в мысли. Истина– адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе. Категории– предельно общие, фундаментальные философские понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия и познания. Категорическийимператив– философский термин, введенный И.Кантом, означающий основной закон этики: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И. Сочинения // М., 1965. Т. 4. С.260). Каузальность– синоним причинности. |