Главная страница

Конспект статьи Выготского. Л.С.Выготский. Исторический смысл психологического кризиса


Скачать 25.05 Kb.
НазваниеИсторический смысл психологического кризиса
АнкорКонспект статьи Выготского
Дата09.05.2023
Размер25.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛ.С.Выготский.docx
ТипЗакон
#1117844

ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В начале XX века поднимается вопрос о важности проблемы общей психологии. Такое мнение выдвигают не только философы, теоретики-психологи, но и психологи-практики, психиатры. Кризис проявлялся в необходимости критически согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы — из всего этого рождается общая наука

Необходимо идти от патологии к норме, из патологии объяснять и понимать нормального человека, а не наоборот, как это делалось до сих пор. Ключ к психологии — в патологии, потому что последняя нащупала и изучила раньше других корень психики, и, что такова внутренняя природа вещей и обусловленная ею природа научного знания об этих вещах.

Появляется вопрос какой же дисциплине главенствовать, объединять, вырабатывать основные понятия, принципы и методы, сверять и систематизировать данные всех других областей? Все сводится к общей психологии

Из анализа мы узнаем 1. О разграничении между общей психологией и теоретической психологией нормального человека. Теоретическая психология — не обязательно общая психология, что в целом ряде систем она сама превращается в одну из специальных, определяемых другой областью дисциплин.

2. Факт, что теоретическая психология, а после другие дисциплины выступали в роли общей науки, обусловлен, с одной стороны, отсутствием общей психологии, а с другой — сильной потребностью в ней.

3. Различение двух фаз в развитии всякой общей науки: а) общая дисциплина отличается от специальной чисто количественным признаком. б) Общая дисциплина делает предметом своего изучения то общее, что присуще всем объектам данной науки. Специальная — то, что свойственно отдельным группам или даже отдельным экземплярам из того же рода объектов

Л.С. Выготский различал следующие фазы в развитии всякой общей науки:

1. Тенденция к обобщению и объединению знания переходит, перерастает в тенденцию к объяснению знания

2. Тенденция к единству объяснительного принципа и к выходу за пределы данной науки в поисках места данной категории бытия в общей системе бытия и данной науки в общей системе знания обнаруживается уже в соперничестве отдельных дисциплин за главенство

В основе развития науки лежит объективная необходимость. Это развитие связано с:

1) с общей социально-культурной подпочвой эпохи, 2) с общими условиями и законами научного познания, 3) с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования

Линии развития объяснительных идей:

  • Фактическое открытие более или менее крупного значения, перестраивающее обычное представление обо всей той области явлений, к которой оно относится, и даже выходящее за пределы данной частной группы явлений, где оно наблюдалось и было сформулировано.

  • Распространение влияния этих идей в соседние области. Появляется более отвлеченная формулировка идеи, связь с породившим ее материалом ослабевает, идея разбухает от нового материала.

  • Идея попадает в сферу борьбы дисциплин за господство.

  • Идея опять отделяется от основного понятия. Идея остается объяснительным принципом до тех пор, пока она выходит за пределы основного понятия. Следовательно, опять должно произойти разъединение понятия и объяснения.

  • Открытие, раздувшееся до мировоззрения, вступает в стадию борьбы и отрицания, которые оно встречает теперь со всех сторон.

Четыре идеи — это идея психоанализа, рефлексологии, гештальтпсихологии и персонализма.

Психоанализ. Родился из частных открытий в области неврозов. Открытие было перенесено на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию, овладело всей областью учения о неврозах. С этой идеей стали разрабатывать психологию искусства, этническую психологию. Психоанализ вышел за пределы психологии, превратился в мировоззрение.

Идея условного рефлекса. Возникла из изучения психического слюноотделения у собаки. Завоевала зоопсихологию, у Бехтерева все (сон, мысль, работа, творчество) оказывается рефлексом. Наконец, все психологические дисциплины – коллективная психология искусства, психотехника, педология, психопатология, субъективная психология.

Гештальтпсихология. Возникла из исследований процессов восприятия формы. Охватила зоопсихологию, психологию искусства, этническую психологию, детскую психологию, психопатологию. Превратилась в мировоззрение, открыла гештальт в физике и химии и т.д. Гештальт в основе мира.

Персонализм. Возник из исследований по дифференциальной психологии. Перекочевал в психологию во всем ее объеме, потом шагнул за ее пределы. Включил в понятие личности не только человека, но и животных и растения.

1.Во всяком естественнонаучном понятии, как бы ни была высока степень его абстракции от эмпирического факта, всегда содержится сгусток, осадок конкретно-реальной действительности, из научного познания которой он возник, хотя бы и в очень слабом растворе

2. Второй тезис нужен, чтобы дать принципиальный анализ проблемы общей науки, обратный первому. Во всяком непосредственном, самом эмпирическом, самом сыром, единичном естественнонаучном факте уже заложена первичная абстракция. Факт реальный и факт научный отличаются тем, что научный факт есть опознанный в известной системе знания реальный факт.

Если в основе всякого научного понятия лежит факт, и обратно: в основе каждого научного факта лежит понятие, то отсюда неизбежно следует, что различие между общими и эмпирическими науками в смысле объекта исследования чисто количественное, а не принципиальное, это различие степени, а не различие природы явлений.

Общую науку можно определить, как науку, получающую материал из ряда частных наук, и производящую дальнейшую обработку, и обобщение материала, невозможные внутри каждой отдельной дисциплины.

Раскрывая проблему принципа методологии, Л.С. Выготский утверждал, что понятия должны непрерывно критиковаться в практике, так как всякое открытие в науке есть всегда и акт критики понятия. Но при том, он все же предлагал использовать вместо критики - исследование.

Способы ассимиляции какой-нибудь школой научных продуктов другой области:

Прямое перенесение законов, фактов, теорий, идей и т. п., захват более или менее обширной области, занятой другими исследователями, в аннексии чужой территории

Второй способ сравнивания чужеродных идей похож на союзный договор двух стран, при котором обе не теряют самостоятельности, но уславливаются действовать сообща, исходя из общности интересов. Этот способ применяется обычно для сведения воедино марксизма и фрейдизма

Основные ошибки второго способа сращивания систем:

  1. смешение метода всех наук (Эйнштейн, Павлов, О. Конт, Маркс)

  2. сведение всего разнородного состава научной системы в одну плоскость, «в одну сплошную однородную поверхность»

Необходимость принципиальной разработки понятий в общей науке и ее роль для частных дисциплин на заимствованиях из области других наук.

К. Н. Корнилов показал: 1) расхождение в воззрениях на методическую сторону постановки эксперимента в значительной степени способствует возникновению конфликтов, которые ведут к образованию различных направлений в психологии

2) экспериментальный метод не внес ничего нового в психологию

Г. П. Зеленый правильно указывает, что под словом «метод» понимаются две различные вещи: 1) методику исследования, технический прием и 2) метод познания, определяющий цель исследования, место науки и ее природу.

Необходимость принципиально выйти за пределы непосредственного опыта есть главный вопрос для психологии. Разделить научное понятие и специфическое восприятие можно только на почве косвенного метода. Проблема психологии заключена в ограниченности нашего непосредственного опыта

Ошибка С. Холла, которая заключается в истолковании всего поведения ребенка как рекапитуляции и в отсутствии всякого принципа проверки аналогии и отбора фактов, подлежащих такому истолкованию от не подлежащих

Ошибка П. П. Блонского Защитил закон для эмбрионального развития с точки зрения биомеханики, объясняет поведение ребенка из аналогий: в лазанье детей по деревьям он видит «остатки» первобытности, срывание обоев на стене – атавизм срывания коры на деревьях и т.д.

Обе эти ошибки приводят к отрицанию игры.

Психологический язык современности недостаточно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще своего языка

Слово, называя факт, дает вместе с тем философию факта, его теорию, его систему

Психологи, которые понимают смысл новых слов, распадаются на две группы:

  • чистые эклектики, они с радостью смешивают старые и новые слова и видят в этом вечный закон;

  • те, кто говорят на смешанном языке из нужды, не совпадая ни с одной из спорящих сторон и стараясь прийти к единому языку – создать собственный язык.

Слово продвигает науку вперед, пока оно 1) вступает в отвоеванное исследованием место, т. е. поскольку оно отвечает объективному положению вещей, и 2) примыкает к верным исходным принципам, т. е. наиболее обобщенным формулам этого объективного мира.

Типы истолкования смысла кризиса:

А) психологи, которые отрицают существование кризиса (Челпанов и большинство русских психологов старой школы)

Б) другие видят кризис, но для них все оценивается весьма субъективно. Кризис разделил психологию на два лагеря. Граница между ними всегда проходит между автором такого взгляда и всем остальным миром (Уотсон, Бехтерев)

Ложная ориентировка Ланге в кризисе погубила его собственную работу: защищая принцип реалистической, биологической психологии, он бьет по Рибо и опирается на Гуссерля и других крайних идеалистов, отрицавших возможность психологии как естественной науки

Верные тезисы Ланге:

  • Отсутствие общепризнанной системы науки. Кризис касается самых основ науки.

  • Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью территории науки между социологией и биологией, между которыми Кант хотел разделить психологию.

  • Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо заложить фундамент.

  • Общая задача — выработка новой теории — «обновленной системы науки»

В психологии происходит не борьба воззрений, а борьба разных наук. Борются различные, взаимно исключающие друг друга реальные типы науки (психоанализ, интенциональная психология, рефлексология)

Смысл кризиса: существует много психологических школ, которые имеют тенденцию создать одну психологи путем выделения общей психологии.

Эмпиризм современной психологии это понятие чисто отрицательное и по историческому происхождению, и по методологическому смыслу, и по тому одному не может объединять что-либо. Эмпирическая — значит прежде всего: «психология без души» (Ланге), психология без всякой метафизики (Введенский), психология, основанная на опыте (Геффдинг).

Словом «эмпирическая» психология хочет включить себя в ряд естественных наук.

Но:

  1. Явления психологии абсолютно другой природы, чем явлений физические,

  2. Явления психологии познаются совершенно иным способом, чем объекты естествознания.

Существуют две психологии — естественнонаучная, материалистическая, и спиритуалистическая: этот тезис вернее выражает смысл кризиса, чем тезис о существовании многих психологии; именно психологии существует две, а все остальное есть различие в воззрениях, школах, гипотезах. Борьба двух психологий не совпадает с борьбой многих воззрений и психологических школ, но стоит за ними и определяет их.

  1. Эмпиризм в психологии на деле исходил столь же стихийно из идеалистических предпосылок, как естествознание — из материалистических, т. е. эмпирическая психология была идеалистической в основе.

  2. В эпоху кризиса эмпиризм по некоторым причинам раздвоился на идеалистическую и материалистическую психологии

Причины кризиса и движущие его силы

Главная движущая сила кризиса в его последней фазе - развитие прикладной психологии во всем ее объеме

Центр в истории науки передвинулся

  1. Практика заставляет психологию перестроить свои принципы так, чтобы они выдержали высшее испытание практикой. Практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы.

  2. Методология. Практика перестраивает всю методологию науки.

  3. Психотехника есть односторонняя психология, она толкает к разрыву и оформляет реальную психологию. Психотехника направлена на практику.

Причина кризиса представляется в его движущей силе. Причина лежит в развитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики. Психология делится на две науки

Существует три чистых системы: гештальттеория, персонализм и марксистская психология, которые объединяются общим утверждением, что психология как наука невозможна ни на основе эмпирической психологии, ни на основе бихевиоризма и что есть третий путь, стоящий над обоими этими путями и позволяющий осуществить научную психологию, не отказываясь ни от одного из двух подходов, но объединив их в одно целое.

Анализ есть применение методологии к познанию факта. Анализ всегда присущ исследованию, иначе индукция превратилась бы в регистрацию.

Аналитический метод направлен на познание реальностей и стремится к той же цели, что и индукция; изучает факты и приводит к знанию, имеющему достоверность факта; есть особый случай опытного познания, т. е. фактического познания, по Юму; опираясь на изученные и обобщенные прежде факты, через изучение новых единичных фактов приводит в конце концов к новым относительным фактическим обобщениям, имеющим границы, степени приложимости, ограничения и даже исключения.

Феноменологический метод вовсе не предполагает бытия той сущности, на которую он направлен; его предметом может быть чистая фантазия, которая вовсе не содержит бытия; добывает истины аподиктические, абсолютно достоверные и общеобязательные; априорен, он не есть вид опыта или фактического познания; приводит к познанию не общего, но идеи — сущности.

Л.С. Выготский видел два пути для психологии как знания:

- путь науки, тогда она должна уметь объяснять,

- знания об обрывочных видениях, тогда она невозможна как наука.

Философия и частная наука ведут к методологии, к общей науке. Эта идея общей науки чужда «марксистской психологии», в чем и заключается ее слабое место.

Далее идет рассмотрение вопроса о том, как называть эти две психологии. Блонский использует термин «научная психология». Термин удовлетворил бы Выготского, если бы он был нужен. Однако психология только и может быть научной. Выготский предлагает принять имя - психология.
Хотя психологи и разделились на два лагеря, те, которые считали, что кризиса вовсе не существует, и те, которые видели кризис, но для них он оценивался субъективно, тем не менее кризис в психологической науке имеет большое значение. Сам кризис предполагает некое изменение, которое поспособствовало дальнейшему развитию. Причиной кризиса послужило осознание в потребности создания общей науки, которая смогла бы воссоединить весь накопившийся материал разных дисциплин и направлений психологии. После кризиса наблюдаются тенденции воссоединения прикладной и теоретической психологий, таким образом прикладная психология становится движущей силой развития всей науки.


написать администратору сайта