ИГПЗС древнего мира. История государства и права Древнего мира Учебное пособие
Скачать 0.75 Mb.
|
ПЛАН1. Древнееврейская государственность и законодательство Моисея.
Основные понятия: Палестина, Завет, Моисеево законодательство, Теократия, судьи, нравственность права, пророк, левиты, субботний год, неотчуждаемость земельного надела, кровная месть, город-убежище, левират, беспроцентный заём, гаал. ЛИТЕРАТУРА
В первые века государственного строительства аппаратом управления, начальниками еврейского народа, избираемыми как богом, так и родами являлись судьи. Судьи должны были вершить свой суд в соответствии с судом Божиим, поэтому среди судейских лиц преобладали представители Левинного колена священнослужителей. Право суда относилось к Божественному праву не только по основаниям Божественного законодательства, но и по основаниям судопроизводства, так как в тех случаях, когда естественные способы расследования дела не могли помочь судебному решению, то судья или Первосвященник обращались непосредственно к Богу за окончательным решением. Неповиновение такому решению грозило смертной казнью. Кроме судей, союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» – выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода. В конце XI в. до н. э. евреи обратились к Богу с просьбой о даровании им единодержавного гражданского начальника – царя. Эта просьба была удовлетворена, но с условиями, что царя будет избирать Бог, который в силу Своего всеведения найдет лучшего представителя из народа, и что заботой царя должна быть не только забота о гражданском устройстве общества, но самое главное – о исполнении Законов Божиих. Учитывая то, что даже нравственно порядочному человеку трудно выдержать испытание власти и роскоши в царском сане, Бог предупреждает, чтобы еврейские цари не стремились к умножению богатства и жен, чтобы имели покорность перед истинным Богом – Творцом всего мира, были насадителями благочестия и уничтожителями языческого идолопоклонства и распутства. Эти постановления о властях ясно внушают начальникам иудейским, что они должны править не для собственного благополучия, а для пользы народа, не по своему желанию, а по велению Божиему, который их и поставил властвовать. Во главе всех племен был поставлен Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран Богом и на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации. Начало формирования сильной государственной организации относится ко времени правления преемника Саула – царя Давида (конец XI – нач. X вв. до н. э.), когда появляется наемная армия, и особенно во время знаменитого библейского мудреца царя Соломона (Х в. до н. э.). При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государственно-распределительного хозяйства. В 928 г. до н. э. из-за отступления от чистоты веры, а также под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных царства: Израильское, объединившее большинство из прежних племен, с центром в г. Наблус, и Иудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида. В конце VIII в. до н. э Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, население было выселено – начались десятилетия так называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи. На основании Библейского повествования мы можем составить представление об истории возникновения Древнееврейского государства и законодательства. Причем характерными особенностями еврейского законодательства является теократический характер и то, что государственные законы были даны ранее основания государства, до вступления евреев в землю обетованную (палестинскую). Законодательство Древне-Еврейского государства относится к области канонического права, то есть права, в основе которого лежит Божественная воля. Бог, утвердив законы вероучительный и нравственный, в виде знаменитых десяти заповедей, даровал народу еврейскому, гражданское устройство через пророка Моисея в 1570 г. до н. э. (Рождества Христова) на горе Синай. Почему и называется законодательство евреев Моисеевым или Синайским. Вследствие этого гражданские законы Моисеевы носят на себе ту печать высокого нравственного совершенства, которая вообще отличает дела Божии от дел человеческих. 2. Имущественное право древних евреев имело очень характерные отличия, каких мы не встречаем ни в каком другом законодательстве. Оно было очень ограничительно для собственников: лишало их возможности продавать одну свою собственность, скупать другую; передавать свою собственность в наследство по личному усмотрению и пр. Гражданские законы Моисеевы были главным образом направлены не на заботу об увеличении внешнего благосостояния, а к тому, чтобы воспитать иудеев в народ священный, как семя святое для освещения всего человечества. Главная цель такого характера Моисеева законодательства относительно прав собственности заключалась в том, чтобы не дать возможности образоваться большому имущественному неравенству среди еврейского народа; чтобы всякий член народа Божьего имел свой участок земли и не был зависим, подчинен своему собрату по вере в имущественном отношении; чтобы не было в еврейском народе ни очень бедных, ни очень богатых людей. По Моисееву законодательству земля не составляет частной собственности отдельных лиц. Вся земля принадлежит Богу, который привел евреев в качестве поселенцев из Египта в обещанную Палестинскую землю. И как верховный владелец земли Бог дает повеления своему народу, чтобы через каждые 7 лет евреи давали отдых земле, на которой живут, а также и в юбилейный 50-й год. Все, что сама земля давала в эти годы покоя, должно было идти на пользу, как хозяевам земли, так и в особенности , - левитам (священнослужителям) бедным. А чтобы народ не малодушествовал, Бог пообещал, что в год, предшествующий году покоя, земля будет давать тройной урожай. Главное значение закона о субботнем годе покоя – воспитание у евреев веры, надежды и преданности Богу, а также насаждение в народе Божием духа братолюбия, человеколюбия и социального равенства. В предупреждение евреям, жаждущим одной лишь наживы, Бог обещает наказание за нарушение года покоя через опустошение земли и пленение еврейского народа на срок нарушения субботних годов. Так и случилось с евреями, нарушившими заветы Божии, и получившими наказание Вавилонским 70-летним пленом, после чего постановление Моисея о годе субботнем и юбилейном стало строго соблюдаться. Когда Бог ввел израильский народ в землю обетованную, Он повелел разделить ее между всеми двенадцатью еврейскими коленами, потомками двенадцати сыновей праотца Иакова, а также родами и семьями посредством жребия и запретил навсегда отчуждать, продавать землю от того рода или семейства, кому она стала принадлежать по первоначальному разделению. Бог постановил запрет на вечную продажу земли, но разрешил продавать ее по нужде на время, причем продавец сохранял за собою и в этом случае полное право в любой момент, когда только найдутся средства у него или у его ближайшего родственника, обратно выкупить свою землю. А если таких средств не находилось, то в юбилейный 50 год эта земельная собственность без всякого выкупа вновь возвращалась хозяину-продавцу. Таким образом, каждая продажа поземельных участков была у евреев только отдачею в аренду на известный срок, потому что продавалась не земля в собственном смысле, а только доход с земли, или сумма прибыли от ежегодных жатв до юбилейного года. Аналогичным образом не могли быть отчуждены и дома, находившиеся в селениях. Если какая недвижимая собственность могла быть продана навсегда, то это только дома в городах, не принадлежащих к священному левитскому колену. Разрешение на продажу домов в городах, огражденных стенами, обусловливалось тем, что эти дома по большей части принадлежали купцам, торговцам, а не землевладельцам; поэтому они не были так тесно связаны с землею, которую Господь даровал своему народу и могли быть проданы. Но и здесь продавцу предоставлялось право обратного выкупа своей собственности в течение года. Точно также не могли быть меняемы земли и сельские дома одно на другое. Колено левитов, как посвященное на служение Богу, и определенное на жительство в 48 городах, не имело земельного надела, поэтому оно пользовалось для своего содержания десятой частью от произведений земли и скота других одиннадцати колен. По особенному характеру Иудейского государства эти пожертвования в пользу левитов можно назвать государственными повинностями, которыми еврейский народ был обязан Богу, как Верховному своему Правителю. Начало неотчуждаемости имущества положено было также и в основу наследственного права. После почившего отца семейства имущество получали всегда только продолжавшие его род, и никаким образом, никаким завещанием своим глава семейства не мог лишить свою семью права наследовать ему. После почившего отца семейства прямыми наследниками, по закону, становились сыновья его, причем перворожденный сын получал двойную часть против других, но обязан был содержать мать, а также сестер, до выхода их в замужество. Все остальные сыновья почившего, безразлично от кого бы они не были – от законных его жен, или от служанок и наложниц, - наследовали по одной части его имущества. Дочери почившего имели право на наследство только в том случае, если не было сыновей. Однако, постановление закона, что при сыновьях дочери не имеют права на наследование имущества отца, не всегда соблюдалось, и дочери, по воле отца, часто получали наследство наряду с братьями своими. Но чтобы предупредить переход отцовского наследственного имения из одного колена в другое, в том случае, если наследовали дочери, и чтобы сохранить для каждого из 12 колен собственность, назначенную ему при занятии страны не уменьшенной, постановлено было в законе, чтобы дочери-наследницы вступали в брак с мужчинами только своего отцовского колена. Если не было у почившего ни сыновей, ни дочерей, что являлось у евреев великим несчастьем, то имущество его наследовали ближайшие родственники. В Иудейском государстве существовала воинская повинность, в которой принимали участие все колена. Колено Левиино участвовало в войне словом наставления и ободрения, через упование на помощь от Иеговы, Господа сил. Из остальных колен каждый гражданин, который по состоянию здоровья мог носить оружие и достиг 20 летнего возраста был уже и воин. Однако в еврейском законодательстве существовали человеколюбивые ограничения в военной службе в виде отсрочки для следующих лиц: построившему дом и не вошедшему жить в него; для насадившему виноградник и не вкусивших плодов его; обрученного с невестой и в течении года после брака; а также робким.
Главная цель образования еврейского государства – в хранении истинного Богочтения и нравственности для того, чтобы в потомстве самого верного раба Божьего Авраама, призванного в 2001 г. до н. э. мог родиться Мессия – Спаситель всего человечества. Поэтому для сохранения чистоты веры по еврейскому законодательству наказывались смертной казнью как идолопоклонники, колдуны, гадатели, так и те, кто к ним обращался за помощью. Проявление истинного Богопочтения являлось не только главной религиозной, но и государственной обязанностью евреев, так как Сам Господь был Главою государства и от Него зависело благосостояние и могущество государства. Наказания смертью, положенные в Моисеевом законодательстве по способу казни, не имели характера изощренной жесткости, особенно сравнительно с формами смертной казни, практиковавшимися в то время у других народов Востока. Это были самые обычные, не искусственные, способы казни: усечение мечом и побиение камнями. Казнь умерщвления мечом употреблялась тогда, когда надо было казнить сразу множество преступников. Побиение камнями назначалось в тех случаях, когда должен был быть умерщвлен один преступник. На первый взгляд способ такой казни представляется жестоким, но при выяснении обстоятельств совершения такой казни мнение изменяется. Во-первых, казнь совершалась не принародно в городе, что было бы воспитанием жестокости у жителей, а за городом. Во-вторых, свидетельствовавшие против обвиненного должны были первыми бросить в него камни, что являлось определенным препятствием для лжесвидетельства. Моисеево законодательство, никогда не идущее резко против установившегося обычного права иудеев, утвердило и право кровной мести. Кровная месть была обычной как у древних евреев, так и у народов их окружающих. Эту обязанность мщения иудеи называли выкупом (гаал), а того, кто был обязан ее исполнить, - освободителем, мстителем. Отмстителями за убитого были все родственники его, так как по древнему взгляду совершение кровомщения было делом, касавшимся чести всего рода. Но и при совершении кровной мести Моисеево законодательство отличается установлением рамок справедливости, утверждением положения, что наказание должно быть вполне соразмерно с проступком. Требование – око за око, зуб за зуб и не более, - значительно смягчает суровость прежней кровной мести, бывшей у окружающих евреев народов. Идеею о справедливости мотивировались и другие, сделанные пророком Моисеем ограничения древнего права мщения. По Моисееву праву не всякое умерщвление человека есть преступное убийство, подлежащее отмщению. Так, мщение за невольное убийство, или невольно нанесенное оскорбление является несправедливым. Кто не посягал на жизнь другого по злобе или с враждебными намерениями, а умертвил ближнего нечаянно, тот должен быть защищен перед кровомстителем. Для этой цели было постановлено отделить по три определенных города-убежища по ту и другую сторону реки Иордан и дорогу к этим городам содержать в хорошем состоянии, чтобы легко мог убежать туда тот, кто нечаянно и неумышленно умертвил ближнего своего. В городе-убежище, своего рода вынужденной ссылке, невольный убийца должен был жить до смерти первосвященника. Если он выходил из него раньше этого срока, то это говорило о халатности нечаянного убийцы, который не ценил ни чужую ни свою жизнь и кровомститель мог умертвить его. Но по смерти первосвященника, когда общее горе народа должно было заглушить все личные счеты, невольный убийца мог оставить свое убежище и возвратиться на свою родину и кровомститель не мог уже более преследовать его. Безнаказанными оставались по Моисееву праву и невольно нанесенные телесные повреждения. Наконец, говоря о Моисеевом уголовном праве относительно возмездия, нужно отметить еще то, что только в случае убийства определенно говорится о невозможности замены кровной мести на денежный выкуп. Что же касается членовредительства, то в Моисеевом праве нет такого прямого постановления, что преступник не может за такое преступление откупиться деньгами. За клевету, за прелюбодеяния и за другие обиды ближнему, которые не подходили под закон кровной мести, виновный подвергался палочным ударам, но не более как сорока ударам, чтобы наказание не было особенно жестоким. Также применялось и более мягкое наказание плетью, которое не считалось даже постыдным. К числу уголовных преступлений ныне относится и воровство, которое наказывается арестом. По Моисееву праву воровство считалось только гражданским преступлением и наказывалось штрафом. Причиной такого отношения к воровству является то, что: во-первых, оно было противным Божественным заповедям и считалось, что человек мог пойти на него только от безысходной бедности, которая была недопустима в еврейском обществе или по случайному неблагоприятному стечению обстоятельств; во-вторых, так как не было в употреблении у странствующих евреев наказания в виде заключения под стражу; и в-третьих, так как были предприняты основательные меры по предотвращению воровства с помощью законов о займах и благотворительности. Воровство, не имевшее последствий (порчи, продажи украденного), наказывалось только тем, что укравший чужую собственность принуждался каким-либо способом вознаградить ее владельца вдвое. Здесь мы видим, что Моисеево право заботится не столько о том, чтобы наказать виновного, сколько о том, чтобы собственник не терпел убытка. Малозначительность данного карательного постановления имеет свое основание еще и в том, что здесь предполагается возможность будущего раскаяния и возвращения украденного вором. Если же воровство является проявлением злонравия, о чем должна свидетельствовать испорченность или продажа украденного, то вор принуждался возместить убыток потерпевшего в четыре раза, а если украденное полностью испорчено, истрачено или продано, то в 5 раз. Гражданские законы Моисеевы поддерживали нравственную чистоту и прочность брачно-семейных отношений, так как от крепости семьи зависит крепость государства. В соответствии с традициями того времени законом не воспрещалось многоженство, но оно значительно ограничивалось: через запрещение царям увеличивать жен, а значит это косвенно касалось и подданных; через обязанность мужа в равной степени между женами разделять как имущество, так и ложе; а также через то, что переспание с женою делает мужа нечистым (не имеющим возможность проявлять общественную жизнь) до вечера. Брачное законодательство запрещало евреям брать в супруги язычников-иноплеменников, а также состоящих в близкой степени родства. Замечательным исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата для продолжения потомства, которое считалось юридически от умершего брата. Такой брачный закон называется левиратом (от лат. levir – деверь, мужнин брат) или по славянски – ужичеством. Муж имел право развестись с женой, только за бесчестное, постыдное поведение жены. Развод осуществлялся в судебном порядке и только в письменной форме и с законодательным запрещением восстановления расторженного супружества, для того, чтобы удержать мужа от необдуманного поступка и чтобы жене предоставить юридическую независимость для дальнейших её действий. Право развода для жены Моисеевым законодательством не урегулировано, но обычай предоставляет женам право требовать развода в случае лишения её супружеского сожития, в случае десятилетнего, или даже ранее, бездетства, в случае неприязни к мужу и заболеванием заразной, например проказой, болезнью. Касательно отношений между родителями и детьми в гражданских Моисеевых законах существуют следующие постановления. Родители по этим законам обязываются кормить и воспитывать всех своих детей, они не имеют права на жизнь и смерть детей. Дети должны воздавать почтение и повиновение родителям. На сына буйного и непокорного родители имели право жаловаться суду старейшин, и в случае справедливости обвинения, такой ребенок осуждался на смерть. 4. Рассмотрим законы о займах. Закон Моисеев повелевает евреям охотно ссужать деньги своим нуждающимся единоверцам и не брать с них за это ссуду, никаких процентов. Правда, заимодавцу позволялось брать с должника для обеспечения уплаты залог, но и это обставлялось особыми условиями. Так, закон запрещал заимодавцу входить в дом должника и указывать ему, за какую именно вещь он его ссужает, а повелевал ему ждать на улице, что должник сам вынесет ему в залог. Также закон запрещал брать в залог от должника жернова, необходимые для ежедневного приготовления хлеба, а следовательно и другие необходимые в хозяйстве вещи. По закону позволялось брать у должника его верхнюю одежду в залог только до вечера и с наступлением ночи обязательно возвращать ее, чтобы ночью бедняк имел чем укрыться от холода. Да и вообще брать залоги у бедных людей считалось делом предосудительным. Строгой ответственности подвергались только поручители за должника, если таковые были. В случае, если должник не мог или не хотел заплатить своего долга, то закон позволял обращать должника или его детей в рабство, чтобы они своею работой вознаградили заимодавца, но обхождение с рабами должно было быть кротким. В Древне-Еврейском государстве институт рабства образовался как из должников, так и из пленных и купленных рабов, но состояние рабов у евреев не имело ничего общего с их положением у других народов. Тогда как у образованнейших греков и римлян рабы причислялись к числу бесправных домашних вещей, рабы у евреев причислялись к семейному обществу своего господина. По человеколюбивому Моисееву законодательству запрещалось слишком отягощать рабов трудами, а в субботу предписывалось освобождать их от всякой работы. Господин имел право наказания раба, но без жестокости. Если господин изувечил своего раба, лишил его глаза, зуба, то он обязан был отпустить раба на волю. Закон защищал жизнь раба. В субботний год, а также в седьмой год рабства заимодавцы должны были как прощать долги, так и освобождать от рабства. Очень вероятно, что такие выгоды, предоставленные в законе должникам для преодоления бедности, могли для жестокосердных граждан служить побуждением – не делать одолжения бедным. Для предотвращения этого Моисей дает высокое нравственное увещание: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему (в займе); ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех; дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Втор. ХV. 9, 10) Особенно подробным законодательство Моисея было по вопросу о благотворительности к нищему в полном смысле этого слова, к сироте и вдове. По этому законодательству всякий состоятельный еврей каждый третий год должен был жертвовать десятину из собранных им плодов служителям Божиим – левитам, бедным, сироте и вдове, а также разделять с ними выросшее в 7-й, субботний год. Да и каждый год повелевалось евреям оставлять поля не дожатыми и плоды в садах не собранными до самого конца в пользу бедных. По позднейшему талмудическому толкованию указанных Моисеевых законов, на бедных должно было идти не менее 60-й части состояния богатых. Кроме того, по постановлению Моисея, состоятельные евреи в дни праздников должны были приглашать к своей трапезе бедняков, вдов и сирот, чтобы и они по временам могли иметь день удовольствия и вкусить от радостей жизни. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Тема: Государственный строй в Афинах и Спарте. Афинское право» |