Главная страница
Навигация по странице:

  • цивильного

  • литеральных

  • Эмансипация

  • интенции, эксцепции и кондемнации.

  • - децемвиров

  • Киянко Валерий Игоревич

  • ИГПЗС древнего мира. История государства и права Древнего мира Учебное пособие


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеИстория государства и права Древнего мира Учебное пособие
    АнкорИГПЗС древнего мира.doc
    Дата31.01.2017
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИГПЗС древнего мира.doc
    ТипУчебное пособие
    #1537
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Тема: «Римское право в период республики, и во время монархии»

    ПЛАН


    1. Источники права и их характеристика.

    2. Правовое положение различных групп населения.

    3. Разработка права собственности.

    4. Обязательственное право.

    5. Брачно-семейное и наследственное право.

    6. Уголовное право.

    7. Суд и судопроизводство.

    Основные понятия: пандектная система, эдикты, цивильное (квиритское) право, преторское право, право народов. статусы, эвикция, манципация, сервитут, бонитарная собственность, нексум, прекарий, суперфиций, ипотека, эмфитевзис, деликты, казус, агнаты, когнаты, конкубинат, эмансипация, легисакционный процесс, формулярный процесс, интенция, эксцепция, кондемнация, экстраординарный (когниционный) процесс, инквизиционный процесс, децемвиры, центумвиры.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Всеобщая история государства и права... С. 70-85.

    2. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право)... - С. 168-204.

    3. История государства и права зарубежных стран.... - С. 151-186.

    4. Омельченко О.А. Указ. соч. – С.174-221.

    5. Федоров К. Г., Лисневский Э.В. Указ. соч. – С.227-258.

    6. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 78-99.

    7. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит., 1986. -160 с.

    8. Новицкий И. Б. Основы Римского гражданского права: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: Юрид. лит., 1972. - 296 с.

    9. Подопригора А. А. Основы Римского гражданского права. – Киев, Выща шк., 1990. – 283 с.

    10. Савельев В. А. Право собственности в римской классической юриспруденции// Сов. государство и право. -1987: № 12. - С. 121-126.

    11. Черниловский 3. М. Лекции по римскому частному праву. – М.: Юрид. лит., 1991. - 207 с.

    1. Вначале следует дать общую характеристику римского права, отметив его главные особенности, в том числе:

    - В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, абстрактные формы. Поэтому и те правовые нормы, которые служили урегулированию этих отношений, получили общее, абстрактное выражение.

    - Тончайшая разработка разного рода правовых институтов.

    - Детализация правил должного поведения.

    - Ясность аргументации, точность формулировок.

    • Высокая юридическая техника.

    Сказанное выше в особенной степени относится к праву собственности, институту договора, к наследственному праву.

    Можно выделить несколько обстоятельств, которые способствовали развитию римского права, тому, что оно получает классический, завершенный характер. Прежде всего, сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение имели масштабы империи, что породило потребность примирения различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте и др. Римские юристы имели возможность использовать правовой опыт этих стран. Сыграла свою роль и длительность существования Рима, возможность создать правовые традиции и передать их «по наследству». Кроме того, праву, юриспруденции уделялось здесь огромное внимание. Имени и мнению выдающихся юристов, таких как Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина, воздавались почет и уважение.

    Что касается периодизации истории римского права, то имеется несколько точек зрения по данному вопросу. Наиболее распространенной является та, которая выделяет два основных периода:

    • древнейший период (VI в. до н. э. – середина III в. до н. э.), период формирования и развития цивильного, или квиритского (гражданского) права;

    - классический период (середина III в. до н. э. - Ш в. э.), расцвет римского права, развитие преторского права и права народов.

    Иногда выделяется и третий - постклассический - период (IV-VI вв. н. э.), когда развитие права шло в основном в Восточной Римской империи, что проявилось, в частности, в создании единого Свода законов Юстиниана.

    Рассматривая квиритское (от слова «квирит» - гражданин) право, необходимо отметить, что оно характеризуется следующими чертами:

    - связью права с религией; это выражалось в применении ритуальных обрядов, а также в произношении определенных слов и фраз во время этих действий;

    - формализмом, что нашло свое выражение, например, в обряде манципапии, о которой речь пойдет ниже;

    - казуальностью (от слова «казус» - случай) правовых норм, что вело к невысокой степени обобщения;

    • распространением только на римских граждан.

    Классическое, или преторское право, в отличие от квиритского, носило светский характер, было свободно от формализма, лаконично, опиралось на широкий круг разнообразных источников; его основу составляло рациональное мировоззрение, а не религия, а его нормы распространялись на всех жителей Рима.

    Структура римского права может излагаться по-разному, в данном случае будет использоваться пандектная система ( впервые была применена в средневековой Германии), включающая:

    • источники права;

    • правовое положение различных групп населения;

    • право собственности;

    • обязательственное право;

    • брачно-семейное и наследственное право;

    • уголовное право;

    • суд и судопроизводство.

    Далее следует охарактеризовать основные источники римского права, древнейшим из которых были правовые обычаи. В 451-450 гг. до н. э. комиссия из 12 патрициев (децемвиров) разработала т. н. Законы XII таблиц (были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах), которые в своей основе являлись записью обычного права. Их отличительной чертой был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

    Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но совсем не касались государственного права.

    Другими источниками древнейшего периода служили решения народных собраний и сената. Народное собрание могло также принимать законы, которые предварительно обсуждались в сенате. Принятый закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка. Толкование законов до конца IV в. до н. э. оставалось привилегией жрецов-понтификов.

    Начиная с IV-III в. до н. э., Законы XII Таблиц стали корректироваться новым источников права – преторскими эдиктами, т.е. документами, которыми преторы заявляли о своем вступлении в должность. В них они развивали новые идеи, отражавшие изменения в обществе. На базе преторских эдиктов постепенно вырастают две новые и самостоятельные правовые системы: преторское право и «право народов».

    Помимо преторских эдиктов, источниками нового римского права сделались распоряжения императоров, постановления сената, консультации юристов.

    Преторы, сменявшие друг друга ежегодно, немного видоизменяли эдикт предшественника, внося новые положения и отменяя устаревшие. Но т. к. основная часть сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Особую роль сыграли эдикты претора перегринов, должность которого появилась в 242 г. до н. э. Так с течением времени появляется «право народов» (юс гентиум), свободное от древнеримских традиций, отличающееся большей гибкостью и впитывавшее в себя правовые нормы из права и товарных отношений других стран.

    Во время империи преторы формально сохранили право на издание эдиктов, но на практике просто копировали эдикт предшественника. Во II в. н. э. для упорядочения преторского права был официально одобрен эдикт Юлиана (известного римского юриста) в качестве «вечного эдикта». После этого эдикты стали выступать в качестве закона.

    Как уже отмечалось, важнейшим источником права в империи становятся императорские законы (конституции), которые делились на следующие виды:

    - эдикты - общие распоряжения;

    - рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивавшим консультацию по правовым вопросам;

    - декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция;

    - мандаты - инструкции для правителей провинций, которые в ряде случаев содержали нормы гражданского или уголовного права, которое применялось и к перегринам.

    В постклассический период оживленная кодификационная работа велась в Византии. Здесь в конце III в. были составлены частные сборники - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438 г. появилась кодификация конституций (Кодекс Феодосия). Наконец, в VI в. по указанию императора Юстиниана проводилась огромная кодификационная работа, результатом которой стал единый Свод законов Юстиниана. Более подробная его характеристика будет дана в соответствующем разделе, посвященном Восточной Римской империи.

    2. Раскрывая вопрос о правовом положении различных групп населения Рима, отметим, что достаточно подробное изложение данной проблемы содержится в предыдущем тексте. Используя его, а также рекомендованную литературу, следует осветить второй вопрос плана. Здесь же приведем лишь некоторые важные моменты.

    Как уже отмечалось, краеугольным камнем неписаной римской конституции считалось правило: люди не равны друг другу; рабы - не люди, а вещи. Исходя из этого, раб не мог быть субъектом права, но лишь его объектом. Однако и среди свободных людей не все пользовались правоспособностыо. Для этого они должны обладать тремя статусами, т.е. условиями правоспособности:

    - статусом свободы, о чем уже говорилось выше;

    - статусом гражданства, которое приобреталось, как уже говорилось, рождением от полноправных отца и матери (как правило);

    - статусом семейным: только отец семейства, глава семьи считался полноправным римским гражданином. Пока сын находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), он не имел права распоряжения имуществом.

    Далее следует подробно остановиться на характеристике правового положения перегринов, вольноотпущенников, рабов и на тех изменениях, которые происходили в этом положении на различных этапах развития Рима.

    3. Римское право, как отмечалось выше, отличается подробной и тщательной разработкой права собственности, поэтому на данном вопросе нужно остановиться подробнее. Прежде всего, было дано определение права собственности как права какого-либо лица на полное и исключительное господство над вещью в виде владения, использования и распоряжения ею.

    Важной чертой римского права собственности было разделение вещей на два типа - рес манципи (манципируемые) и рес нек манципи (неманципируемые). К первому типу относилась земля (в Италии), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все остальные вещи.

    Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от манус - рука - и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь и произнесении определенной формулы.

    Передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей, весодержателя с весами и медью и т. д. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты – асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

    Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр. Причина, по-видимому, состоит в том, что манципируемые вещи по своему происхождению тяготели к верховной коллективной собственности римской общины, и их отчуждение было делом весьма сложным. Вещи же второго типа изначально являлись предметами индивидуальной собственности.

    Такая форма собственности, защищенная Законами XII таблиц, называется квиритской. Однако, по мере развития в Риме товарно-денежных отношений, различных финансовых операций манципация стала анахронизмом. Поэтому преторы своими эдиктами стали упрощать правила перехода собственности из рук в руки. Так возникает форма собственности, называемая преторской или «бонитарной» (от слов «ин бонис» - в имуществе). Ее охраняет претор, его защита. Следствием новых порядков было стирание граней между маципируемыми и неманципируемыми вещами.

    Далее следует рассмотреть и охарактеризовать институты владения, держания и распоряжения, как их понимала римская юриспруденция. Практическое значение института владения заключалось в той защите, которую ему давало римское право. До тех пор, пока лицо, заявляющее о себе как о собственнике вещи и требующее ее изъятия у несобственника-владельца, не докажет законности своих притязаний и не добьется соответствующего судебного решения, претор и суд окажут владельцу всю возможную защиту. Самовольное лишение владения было запрещено.

    Как уже отмечалось, определение права собственности дали римские юристы классического периода. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом. Пользо

    ваться - значит извлекать выгоду, приносимую вещью, распоряжаться - значит определять ее судьбу, вплоть до передачи права на нее другому лицу.

    Но как бы ни было абсолютно право собственника, оно не может быть неограниченным. Ограничения делаются неизбежными вследствие противоположности интересов одного собственника интересам другого собственника.

    Особой формой ограничения права собственности является сервитут, или «право на чужую вещь». Различались вещные и личные сервитуты. Примером вещного сервитута служит право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью. Под личным сервитутом понималось право пожизненного пользования чужой вещью при сохранении этой вещи в неприкосновенности.

    С развитием городов широкое распространение получила такая форма сервитута, как суперфиций, т. е. право пользования жилищем, расположенным на чужой земле.

    4. Определяя содержание обязательства, римский юрист Павел (III в. н. э.) писал, что его сущность состоит в чтобы связать другого перед нами, дабы он что-нибудь дал, сделал или предоставил. В соответствии с этим, исполняя обязательство, лицо «развязывает себя», выполняет договор, ибо он уже сделал или предоставил то, что требовалось.

    Всякое обязательство возникает, по словам Гая, «либо из договора, либо из деликта» (причинения вреда). Неисполнение договора к указанному в нем сроку влечет за собой право на иск. Для действительности договора необходимо:

    а) согласие сторон - оно не должно быть достигнуто обманом или угрозой;

    б) - его соответствие закону.

    Древнейшим типом договора был договор словесный, вербальный. Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции, т. е. произнесения определенных слов, особенно «даю», «сделаю», содержавшихся в вопросах и ответах. С течением времени вербальные договоры, стали терять свой строго формальный характер: в конце республики стали писать протоколы о произведенной стипуляции. Изобязательства словесного стало возникать обязательство письменное. Римские юристы и раньше всего преторы стали признавать законной, а значит допустимой и защищаемой и эту форму обязательств, получивших название договоров (контрактов) литеральных (от «литера» - буква).

    Судебная практика вынудила римских юристов выделить в особую группу контрактов такие, которые стали называть реальными. Обязанность исполнения и связанная с этим ответственность наступают здесь не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. Отсюда (от «рес» - вещь) и само название договора этого типа. Типичный пример реального договора - договор хранения вещей. Помимо него, к этой группе были отнесены договоры займа и ссуды, между, которыми проводилось строгое различие. К договорам займа относились такие договоры, предметом которых являются вещи заменимые: деньги, вино, зерно и пр. С договором ссуды римские юристы связывали вещи индивидуально-определенные, какими могут быть, например, столовые сервизы, данные по-дружески для семейного праздника приятеля. Эти вещи не заменимы в принципе.

    Последней по времени возникновения и самой важной с экономической точки зрения была группа т. н. контрактов консенсуальных. Они охватывали (не считая договоров займа), все наиболее важные виды и формы правоотношений:

    куплю-продажу, наем рабочей силы, скота и помещений, договоры аренды земли, наконец, договоры товарищества. В этих договорах ответственность наступала тотчас по заключении соглашения («консенсус» - соглашение, согласие).

    К числу консенсуальных договоров относились различные виды залогов и аренды земли, такие как:

    - прекарий (от preces - просьба) - форма залога, по которой вещь, отчужденная у собственника, давалась ему во временное пользование на определенных условиях. Получил широкое распространение в последний период римской истории, когда начали устанавливаться феодальные порядки;

    - ипотека (от греческого слова, обозначающего «залог») - залог недвижимости (земли, строений) с целью получения долгосрочной ссуды, при котором заложенная вещь оставалась в пользовании должника до истечения установленного договором срока;

    - эмфитевзис - наследственная аренда ранее не обрабатывавшихся земель с внесением установленной платы и т. д.

    Особое место среди консенсуальных договоров принадлежит договорам купли-продажи. Ответственность сторон возникает уже не с передачей вещи, а немедленно по заключении соглашения, письменного или устного. Тем самым оборот товаров был значительно облегчен. Немалым удобст

    вом являлось и то, что стороны, при желании, могли заключить консенсуальный договор через посредника или письмом, не тратя времени на дорогу.

    Римское право обязывало продавца:

    а) гарантировать покупателя от эвикции, т.е. истребования вещи ее действительным собственником;

    6) предупредить покупателя о скрытых недостатках, не могущих быть обнаруженными при простом осмотре.

    Особую группу обязательств, как уже отмечалось, составляли в классический период обязательства из причинения вреда (из деликтов). Под причинением вреда понимался имущественный ущерб, наступивший в результате чьих-либо действий, нарушение правового запрета или правового установления - независимо от воли причинителя. Вместе с тем предполагалось, что последний дееспособен и, следовательно, может нести ответственность за вину. Виновного, однако, - с обращением к властям - преследует сам пострадавший; этим деликт отличают от уголовного преступления, где стороной, преследующей виновного, выступает государство.

    5. О семейном праве Древнего Рима может быть сказано

    прежде всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, являлись членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось их коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только глава семьи. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи которых также считали агнатами, хотя и дальними.

    Когнатическое родство (т. е. родство по крови) возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась в отношении своей семьи кровнородственной когнаткой.

    Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем проявлялся реликт, пережиток родовых отношений.

    В Древнем Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Первые две совершались в торжественной обстановке, в религиозной форме, с многочисленными формальностями, сопровождались торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем и отдавали ее под безграничную власть мужа.

    Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - «сине ману», т. е. «без власти мужа». Специфической е

    го особенностью было то, что его следовало возобновлять ежегодно (чтобы жене не попасть под власть мужа по приобретательной давности). Для этого жена на три дня уходила из его дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Брак оставался в силе. Дети, рожденные в браках

    любой формы, признавались законными в равной мере. Развод доступен мужу при всех формах брака, для жены -

    только в браке «сине ману».

    После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало точно придерживаться его буквального текста. Вдова получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники, однако, могли не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
    В период империи господствующей формой брачных отношений становится брак, при котором нет власти мужа. Обязательным условием брака является согласие брачующихся. Брак по расчету, особенно в среде имущих, становится обычным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.

    Освободившись от религиозных и моральных норм прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Широкое распространение получил конкубинат, т. е. неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Император Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. В числе прочего была установлена уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничение права разводов. Лицам, не состоящим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере. Вводился налог на безбрачие. Брачный возраст устанавливался: для мужчин - от 25 до 60 лет, для женщин – от 20 до 50 лет. Однако, несмотря на все эти меры, цель достигнута не была.

    Раздельность имущества супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращается жене.

    Меняется к лучшему положение детей, власть отца над ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Эмансипация (освобождение) сыновей из-под власти отца облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) и некоторая связанная с этим

    правоспособность получает защиту претора.

    Далее следует рассмотреть изменения в наследственном праве, происшедшие по сравнению с предшествующим периодом. Самым существенным может считаться признание права на наследство и за теми кровными родственниками (когнатами), которые прежде его не имели. Ближайшая степень родства исключала последующую (первыми наследовали дети, а если их не оставалось - внуки и т. д.).

    В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола, явившегося следствием полного господства частной собственности, в римское право были внесены нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствия завещания. Таким образом, в право вводился принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней. Само завещание стало составляться в письменном виде и удостоверяться свидетелями.

    6. Говоря о римском уголовном праве, нужно подчеркнуть, что оно складывалось из массы законов, включая Законы XII таблиц, из постановлений народных собраний и сената. Значительное число уголовных законов было издано по инициативе диктаторов и императоров. Законы не исключали произвола как императоров, так и магистратов, которые могли по своему усмотрению определять, что преступно и что нет. Естественно, что и наказание было произвольным. Во многих случаях императоры предпочитали непосредственную (внесудебную) расправу с политическими противниками или подозрительными лицами. Так, при диктатуре Суллы, лица, занесенные в особые, так называемые проскрипционные списки, объявлялись врагами народа и могли быть

    выданы властям каждым, кому это удавалось. Имущество убитых отходило частью государству, частью доносчику. В одном из случаев по приказу Суллы были казнены без суда 90 сенаторов и 2600 всадников.

    Особого упоминания заслуживает закон «об оскорблении величия римского народа». Неопределенность его формулировки позволяла применять закон против любого неугодного лица. Римские юристы того времени, к примеру, всерьез обсуждали вопрос о том, можно ли судить за то, что брошенный кем-то камень попал, хотя и нечаянно, в статую императора.

    Под этот закон подпадали восстания против императора, убийство его чиновников, государственная измена, служебный подлог и т. п.

    Немалое внимание уделялось преступлениям чиновников - взяточничеству, присвоению казенных денег, хищениям государственного имущества вообще и т. п. Виновные в этих преступлениях наказывались главным образом смертной казнью, ссылкой.

    Наказания различались по степени связанного с ним мучительства и позора на такие, которые применимы к лицам высших сословий, и такие, которые предназначены непривилегированным, особую группу тяжких наказаний составляли применявшиеся к рабам.

    За одно и то же преступление (например, повреждение межи) рабов ссылали на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой. В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, разрывание телегами и прочее. Рабы умирали распятыми на крестах.

    Что касается теории, то римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и пр. Неосторожное убийство, как и неосторожный поджог влекли, по общему правилу, меньшее наказание, меньшую ответственность.

    7. Древнейшей формой римского судебного процесса являлся процесс легисакционный, представлявший собой совокупность строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались и произносились в суде сторонами и магистратом. Он состоял из двух стадий: первая называлась

    ин юре, вторая - ин юдицио. Именно на второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

    С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения. Этот переход произошел около 150 г. до нашей эры. Теперь судья должен был следовать приказу претора, выраженному в виде формулы.

    Формула состояла из трех частей: интенции, эксцепции и кондемнации. Интенция заключала в себе требование истца, эксцепция - возражение ответчика, кондемнация - приказ претора судье. Как и прежде, сохранялись две стадии процесса.

    Кардинальные перемены в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли в период домината. Народные собрания, бывшие главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются этого своего права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных судов периода республики - децемвиров (десяти) и центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые имперской администрацией.

    Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Суд и администрация сделались неотделимыми. В Риме, например, высший уголовный суд оказался в руках префекта претория, то есть градоначальника.

    Римский суд стал строго сословным. Лица, принадлежащие к привилегированным сословиям, судились самим императором. Чиновнику давалась привилегия судиться в суде его собственного начальника.

    Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины считались пытки. Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как это было во времена республики, установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола.

    К концу империи, по мере формирования в ее недрах феодальных отношений, суд по делам колонов становился компетенцией землевладельцев. В каждой большой латифундии возводится свое собственное тюремное здание.

    Рассмотрение гражданских споров также стало делом чиновников. Вначале это делалось в чрезвычайных, экстраординарных случаях, затем вошло в обычную практику. Но название процесса - экстраординарный - сохранилось. Вызов ответчика, оценка доказательств, вынесение решения, его исполнение - все это стало делом судьи и его помощников.

    Высшей апелляционной инстанцией был император, практически же - его канцелярия. В последний период существования Рима появляется еще одна форма судебного процесса - инквизиционный (розыскной) процесс, отличительными чертами которого являлись широкое предварительное расследование, ведущееся государством, применение пытки, лишение обвиняемого права на юридическую помощь и других процессуальных гарантий.

    Оглавление


    Предисловие………………………………………………………..

    Семинарское занятие № 1. Тема: «История государства и права

    как наука и учебная дисциплина»…………………………………

    Семинарское занятие № 2. Тема: «Возникновение государства и

    правовые устои Древнего Египта и Вавилона»…………………..

    Семинарское занятие № 3. Тема: «Государство и право Древне-

    го Китая и Индии»………………………………………………….

    Семинарское занятие № 4. Тема: «Возникновение ветхозаветно-

    го права и Древнееврейского государства»…………………...

    Семинарское занятие № 5. Тема: «Государственный строй в

    Афинах и Спарте. Афинское право.»………………………………

    Семинарское занятие № 6. Тема: «Общественный и государст-

    веный строй Древнего Рима»……………………………………….

    Семинарское занятие № 7. Тема: «Римское право в период

    республики и во время монархии»…………………………………

    Учебное издание




    Киянко Валерий Игоревич, кандидат исторических наук, доцент;
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта