Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

  • Раздел 1 . Рабовладельческое государство в Афинах

  • 2. Реформы Солона

  • 3.Реформы Клисфена

  • 4.Афинская демократия.

  • Государственный аппарат

  • Народное собрание

  • Список использованной литературы

  • Контрольная 1. История государства и права зарубежных стран


    Скачать 43.04 Kb.
    НазваниеИстория государства и права зарубежных стран
    Дата05.11.2022
    Размер43.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная 1.docx
    ТипКонтрольная работа
    #771399



    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»


    Институт непрерывного и дистанционного образования
    Направление подготовки

    40.03.01. Юриспруденция
    Направленность (профиль)

    Правовое сопровождение международной деятельности в органах власти

    Кафедра

    Конкурентного права и антимонопольного регулирования


    Оценка: ________________




    Студент

    Куваев Александр Сергеевич

    Группа ИНО-ЮКП-21 СЛ

    Преподаватель

    Ягофарова Инара Дамировна, к.ю.н., доцент



    Екатеринбург

    2022 г.

    Содержание

    Раздел 1 (реферативная часть).

    1. Рабовладельческое государство в Афинах…………………………..3

    2. Реформы Солона………………………………………………………4

    3. Реформы Клисфена……………………………………………………6

    4. Афинская демократия…………………………………………………8

    Раздел 2 (практическая часть)………………………………………………15

    Список используемой литературы …………………………………………17

    Раздел 1 .

    1. Рабовладельческое государство в Афинах

    Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.

    На смену старому делению приходит новое. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы – геоморы, выделялась группа ремесленников – демиургов[3]. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.

    Следующим шагом к образованию государства стало утверждение новой должности – архонта. Коллегия архонтов, состоявшая из девяти человек, избиралась ареопагом сроком на один год. Первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, осуществлял функции жреца, а также суд по религиозным делам. Третьему архонту – полемарху, принадлежала военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

    По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг представлял собой аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на горе Ареса, отсюда и произошло его название. Ареопаг осуществляет законодательную власть, высший суд, осуществляет надзор за действиями должностных лиц.

    2. Реформы Солона

    В 1594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось в большую смуту. Оказавшись в сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона, который выбрал политику «золотой середины». Он провел ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп.

    Первой и самой крупной реформой была сисахфия – отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов[4]. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства[5]. Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, а за счет иноплеменников, захваченных на войне или купленных на мировом рабовладельческом рынке.

    Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

    Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (52,5 л.). Те, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду пентакосиомедимнов; получающие 300 медимнов или способные содержать боевого коня относились к всадникам. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли быть только представители первого разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать.

    К разряду зевгитов относились те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа закрепила законодательно уже сложившееся к тому времени разделение общества.

    Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах. Феты обладали правом только избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

     Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

    3.Реформы Клисфена.

     С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы государственного строя, которые привели к ликвидации остатков родового строя.

    Клисфен начал с введения нового административного деления Аттики, построенного на чисто территориальном принципе. В результате реформы вся Аттика была Разделена на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутреннюю центральную полосу и береговую полосу. Каждый округ состоял из десяти равных частей.

    Целью реформы было смешать население, разъединить роды и, тем самым, ослабить силу эвпатридов. Было устранено всякое значение родоплеменного деления для

    государственной организации и, таким образом, предопределена замена «совета четырехсот» «советом пятисот».

    Клисфеном был создан еще один новый орган – коллегия стратегов. При Клисфене были также расширены ряды афинских граждан путем предоставления многим метекам гражданских прав.

    Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введен остракизм. Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчете голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.

    Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

    4.Афинская демократия.

     В истории Греции V в. до н.э. получил название классического периода. Это было время расцвета афинской демократии. Пятый век до нашей эры открылся греко-персидскими войнами. Греческая политическая система и греческое войско в этих войнах блестяще оправдали себя.

    По окончании персидских войн в Афинах наблюдается два политических движения: демократическое и олигархическое. В первом движении участвовали зажиточный демос, ремесленники, крестьяне. Они стремились к государственному строю, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание. Представители олигархического движения (земельная аристократия, крупные рабовладельцы) стремились к такому государственному порядку, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялась бы лишь наиболее богатой части граждан.

    Борьба двух движений закончилась победой демократии.

    Уже во время войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили и всадники. Эта реформа свидетельствует не только о демократизации государственного строя Афин, но и об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением стратегов.

    Дальнейшая демократизация афинского государственного строя связана с именами Эфиальта и Перикла.

    Эфиальт отнял у ареопага право налагать вето на постановления народного собрания, передав это право гелиэе (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Сократилась судебная компетенция ареопага: за ним остались лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Таким образом, ареопаг почти полностью был лишен политической власти.

    После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При Перикле происходит более четкое разделение властей: законодательной – у народного собрания, исполнительной – у Совета пятисот и магистратов, судебной – у гелиэи. Принцип жеребьевки распространяется на большинство ранее выборных должностей, вводится плата за участие в выполнении общественных функций.

    Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную же массу населения составляла беднота. Рабов было значительно больше чем свободных граждан. Различались

    рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве, в сельском хозяйстве, промышленности. Раб занимал положение вещи, поэтому собственность иметь не мог. Лишь за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

    Свободное население Афин было неоднородно. Полноправными афинскими гражданами считались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, Совете, выборных органах), право на почитание и защиту богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов.

    Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису (городу-государству) всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане могли по суду быть ограничены в правах, то есть подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия – определенные повинности в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересах всего класса рабовладельцев.

    Метеки (чужеземцы, проживающие в Афинах) правом гражданства не пользовались. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата – посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, несли они и другие повинности, привлекались к военной службе.

    К метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники.

    Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

    Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

    Полномочия Народного собрания охватывали все стороны жизни Афин. На Народном собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решались дела по продовольственному снабжению города, обсуждался и утверждался государственный бюджет. В компетенцию Народного собрания входило такое чрезвычайное мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия от народного собрания. Это был специальный контрольный и полномочный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член народного собрания имел право выступить в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы.

    В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить мог любой участник собрания, однако он должен был придерживаться

    некоторых правил, которые сводились к тому, что нельзя было повторяться, нельзя было оскорблять своего оппонента, и говорить следовало по существу дела.

    Экклесия собиралась довольно часто, обычно через каждые 8 – 9 дней.

    В конце V в. была введена плата за посещение народных собраний: вначале в размере обола (денежная единица), а затем – трех оболов.

    Рядом с народным собранием в системе государственных органов был Совет пятисот (булэ). Совет, будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов.

    Совет подготовлял и обсуждал все дела, которыевыносились на обсуждение и решение народного собрания. Он составлял предварительное заключение для внесения в народное собрание, народ не мог вынести постановления по вопросу, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета. Совет следил за исполнением постановлений народных собраний, контролировал деятельность всех должностных лиц.

    Совет производил проверку девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в особенности лиц, виновных в неправильном расходовании государственных средств.

    Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат афинского государства.

    Срок полномочий членов Совета составлял один год; по истечении его они отдавали народу отчет. Каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье.

    В системе государственных органов сохранился и ареопаг. В него входили представители афинских аристократов на пожизненный срок. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н.э. ареопаг выступал в качестве судебной инстанции (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

    Коллегия десяти стратегов избиралась открытым голосованием путем поднятия рук из числа наиболее богатых и влиятельных граждан.

    В основные функции коллегии стратегов входило: верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинской державы. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. На практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве.

    В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и дела, касающиеся нравственности.

    Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя, которая состояла из 6 000 тысяч человек, ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

    Круг судебных дел, подлежащих решению гелиэи, был обширен. Она разбирала наиболее важные частные дела самих афинских граждан, все государственные дела, все спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

    Система афинской демократии в V – IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.

    Рабовладельческий строй в Афинах сложился в наиболее развитой форме – в форме демократической республики.

    Раздел 2.

    Обвинявшийся в краже 1 фунта стерлингов Том Браун 13 апреля 1685 г. был освобожден из-под стражи, а 17 октября 1685 г. был вновь арестован по тому же основанию мировым судьей Клеем Миррором. 30 октября 1685 г. родственники арестованного обратились к судье Суда Королевской скамьи Джону Хетчу с прошением выдать приказ Habeas corpus. Хетч выдал приказ, но тюремный смотритель отказался доставить Брауна в суд, ссылаясь на бранные ругательства последнего. Какие нарушения Акта 1679 г. допущены?

    В данной ситуации было допущено жесткое нарушение Habeas Corpus act 1679 г. – арестованного должны были незамедлительно доставить в суд и заявить о причине ареста.


    “Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем”, или же Habeas Corpus act принятый в 1679 году являлся законом в соответствии с которым любой арестованный имел право обратиться в личном порядке (или же через родственников и знакомых) в высший суд Англии с просьбой выдать так называемый приказ о Хабеас корпус. Согласно данному приказу, лицо, в ведении которого был арестованный, под устрашением уплаты довольно крупного штрафа потерпевшему (а в случае повторного запроса и невыполнения) – снятия с должности должно было в течение одних суток доставить арестованного в суд и заявить о причине ареста.

    После этого суд должен был рассмотреть основания произведённого ареста и вынести решение о том отпустить ли арестованного или же оставить под арестом. Лицо, которое было таким образом освобождено на основании Хабеас корпус больше не могло быть задержано по этому же обвинению (поводу) вторично.

    Штрафу в пятьсот фунтов стерлингов подвергался и тот судья, который отказался выдать приказ о Хабеас корпус. Подобная процедура освобождения под денежный залог до суда была известна и ранее в Англии. Но здесь впервые была установлена ответственность лиц, которые были виновны в неисполнении предписаний.

    Однако были и исключения. Так, действие данного акта не распространялось на лиц, которые были арестованы за тяжкое уголовное преступление или же за государственную измену. Кроме того, парламент сохранял за собой право в некоторых случаях приостанавливать действие Хабеас корпус акт (например, во время военных действий или народных волнений).

    Немного позже Акт становится одним из самых важных конституционных документов Англии. Хабеас акт утвердил Карл Второй в качестве конституционного компромисса, при условии, что виги не станут противиться занятию Яковом Вторым престола.

    Список использованной литературы

    1.Вологдин, А. А.  История государства и права зарубежных стран в 2 т. Том 1: учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01978-0. — Текст: электронный// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470763 (дата обращения: 16.11.2021).

    2.Бабаш, А.В. История защиты информации в зарубежных странах: Учебное пособие / А.В. Бабаш,Д.А. Ларин.-М.:ИЦРИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018.-283c.
    3. Иванов, А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / А.А. Иванов.-М.:ЮНИТИ,2018.-343 c.
    4. Исаев, И.А. История государства и права зарубежных стран. Уч. для бакалавров. / И.А. Исаев.-М.:Проспект,2016.560c.
    5. Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1 / Н.А. Крашенинникова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 720 c.


    написать администратору сайта