Главная страница
Навигация по странице:

  • 5, Право средневекового Китая Имущественные отношения.

  • Возникновение мусульманской империи.

  • История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Желудков Буланова 2003 -176с. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Же. История государстваи права зарубежных стран


    Скачать 1.99 Mb.
    НазваниеИстория государстваи права зарубежных стран
    АнкорИстория государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Желудков Буланова 2003 -176с.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер1.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Же.pdf
    ТипКонспект
    #6815
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница12 из 21
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21
    феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная фео-
    дальная собственность на землю с правом окрепло круп- ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.
    Период Троецарствия, отмеченный борьбой
    Вэй, Шу и У,
    закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас- тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто- жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки- тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной
    Цзинь
    - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь- бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или
    Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

    В этот период получила развитие система надельного землевладения, на- зывавшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться
    церковное (буддийское) землевладение.
    Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй,
    которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди- настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь- ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев наступлением на древние общинные организации. Правление династии
    Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве- личение взимавшихся с народа повинностей.
    Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г.
    возвели на престол новую правящую династию - Тан.
    императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со- здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско- го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко- торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен- ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро- кратический аппарат управления.
    2. В социальной структуре Китая выделялись три группы:
    благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобож- дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Вось- ми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделив- ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю- рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные земле- владельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почет- ных званий и ученых степеней;
    добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мел- кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
    дешевый народ, или подлые люди, -
    свободные и рабы,
    государственные и частные. К
    относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батра- ками, стражниками, слугами и т. д.
    Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, опреде- ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле- жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских переход из одной группы в другую был возможен.

    3. Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов- ным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограни- ченные права.
    При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са- новники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший)
    и правый (младший), зачастую самостоятельно государствен- ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).
    Первому канцлеру подчинялись:
    ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновни- ков;
    ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета,
    нравственностью;
    ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.
    В ведении второго канцлера находились:
    военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в импе- рии;
    ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
    ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудо- вой повинности податных.
    Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру- ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже- ственные церемонии.
    Управление на местах основывалось на территориальном принципе.
    Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко- торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен- тра
    В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:
    административная, в обязанности которой входили учет людей и зе- мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и рас- пределением воды;
    военная,
    находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь- бу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

    В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судеб- ные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.
    На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в
    Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью,
    на низшей - выборный старейшина деревни.
    Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В слу- чае недостаточности доказательств дело откладывали или специальному следственному судье по уголовным делам.
    В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен- ные органы, которые рассматривали связанные с тяжкими пре- ступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством.
    Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше- ния выносились от имени императора.
    5, Право средневекового Китая
    Имущественные отношения.
    2. Семейное право.
    3. Наследственное право.
    4. Уголовное право.
    5. Судебный процесс.
    1. Основными формами собственности в праве Китая были государственная
    и частная собственность. Особый вид собственности представляла цер-
    ковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона- стырям).
    Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древ- ности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища.
    Договоры заклада собственности имели следующие особенности:
    при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложен- ную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение соб- ственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей,
    даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В
    случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;
    при залоге движимого имущества также исключалось самовольное рас- поряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кро- ме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи.
    Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в
    пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.
    Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязатель- ственном праве. Главным условием его действительности являлось со- глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления
    Несоставление купчей наказыва- лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст- во, что продаваемый человек с рождения был лично
    2. Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху
    Хань законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.
    Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по- явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза- тельно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершен- нолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для муж- чин и 14 - лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.
    Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужс- кой линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фами- лию.
    Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены призна- вался недействительным. У
    могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем.
    Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайс- кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к во- ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо- ральному поведению.
    3. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопро- вождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед- ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственни- кам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы- ном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.
    Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.
    В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуци- анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все дол-
    9 5
    жны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что ственная аристократия и администрация должны стоять над законом.
    Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких норм.
    Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули- рованного в законе этого правового понятия препятствовали разгра- ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис- пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не- брежность, забывчивость, ошибка.
    Законодательство не знало института необходимой обороны, но осво- бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.
    Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас- ности основывалась на концепции "десяти зол":
    первой, второй и третьей формами зла считались преступные посяга- тельства против императора - заговор о мятеже против государя, непо- корство и измена;
    четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;
    пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесе- ны убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приго- товление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;
    шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап- ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;
    седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи- той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве ос- новы социального порядка.
    5. Судебный процесс носил инквизиционный характер.
    Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпев- шего в уездный суд, составленной по определенной форме.
    Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль- ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден,
    чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.
    До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

    Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис- ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч- ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме- нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве.
    Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при- знано сомнительным.
    Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
    ВОПРОС
    46, Арабский Халифат
    Возникновение мусульманской империи.
    2. Основные черты общественного строя.
    3. Характеристика государственного строя.
    4. Распад Халифата.
    1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становле- нием новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром
    Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в За- падной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное офор- мление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель- ную часть других районов Аравии.
    В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное те-
    ократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марок- ко, Египет, Иран, Ирак многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных ра- бовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государ- ства принято подразделять на следующие периоды:
    период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;
    период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.
    Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское обще- ство кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной' общины, подрывом соот- ветствующих ей политеистических религиозных представлений. Все ара- бы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся од- новременно политической организацией и религиозной корпорацией,
    объединяла единая вера, а не кровные связи.
    Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсаль- ность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последовате- лей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежнос- ти, нашли благоприятный отклик у тех общества, ко-
    торые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую оче- редь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой сульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.
    Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политичес- ких норм и права, в котором религия выступала унифицирующим определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ис- лам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлет- ворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на конт- роль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитар- ный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростов- щичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объе- динения различных населявших Халифат этнических, расовых, куль- турных групп в единый политико-идеологический организм.
    2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими
    характерными чертами:
    доминирующее положение государственной собственности на землю;
    широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;
    государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;
    религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у го- родов, каких-либо свобод и привилегий.
    Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не- мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня- ли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со време- нем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоот- ношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом,
    они могли вступать в браки с мусульманами, должны были отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи- вать поземельную и подушную подать (харадж).
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21


    написать администратору сайта