История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Желудков Буланова 2003 -176с. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Же. История государстваи права зарубежных стран
Скачать 1.99 Mb.
|
Виды договоров, известные в древнеегипетском праве: договор займа; договор найма; договор купли-продажи; договор аренды земли; договор поклажи; договор товарищества. 10 Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере- хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий: первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа; второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор; третье - ввод покупателя во владение, что вело к права собст- венности на землю. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен- ностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлял- ся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой се- мьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое по- ложение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по за- вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. 5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы: посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступле- ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ- ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи; преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство; преступления против личности - убийство, членовредительство; имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасило- вание. Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказа- ния, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, де- нежные штрафы. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер. ВОПРОС 6. Древние государства Месопотамии 1. Древний Шумер. 2. Древний Вавилон. 1. В Азиатском между реками Тигр и Евфрат, первые госу- дарства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и строе этих небольших городов-государств долго со- хранялись черты организации. Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древней- шего населения страны, заложившего основы цивилизации в Между- речье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее цар- ство. 2, Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Ва- вилона способствовало удобное географическое положение, и при царе - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромно- го государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в г. до н. э. было уничто- жено хеттами и касситами. В VII - VI вв. до н. э. Вавилон новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, обо- ронительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремес- ло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество. ВОПРОС 7. Характеристика Древнего Шумера /. Общественный строй Древнего Шумера. 2. Государственный строй Древнего Шумера. 1, Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохра- нение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятель- ством, что сельское хозяйство основывалось па принципе организо- ванного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня вы- деляла своему храму участок земли, который обрабатывался крестья- нами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепен- но храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, при- своив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду. Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку ка- налов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и дере- вень. Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмо- вых землях. Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или куплен- ные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица. 2, Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на тер- ритории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных го- родов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее изве- стными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского хра- ма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра- нии. Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекоменда- ции, производили общий контроль над его деятельностью, осуществ- ляли суд и управление общинным имуществом. ВОПРОС Общественный строй Вавилонского государства Рабство в Вавилоне. 2. Свободное население Вавилона. 1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вар- дум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став- шие бесправными свободные. Рабы подразделялись на: 13 царских; храмовых; частновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые зна- ки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб- ственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждени- ем имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они мог- ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос- подина и переходило к нему после смерти раба. 2, Свободное население Вавилона делилось на: полноправных (авилум); неполноправных (мушкену). Основную массу населения составляли полноправные свободные не - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. На- ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долго- вую кабалу. Другую часть населения составляли жители покоренных городов и обла- стей - мушкену. Наряду с сословным делением существовало разделение по профес- сиональным занятиям: первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество; далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" - различного рода военнослужащие; в соответствии с государственным значением религии и храмов почет- ное положение среди профессий занимали храмовые служащие; высокое положение в обществе занимало чиновничество; низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали круп- ные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики. ВОПРОС 9, Государственное устройство Вавилонии Государственный строй. 2. Судебное устройство. 3. Армия. 1. По своему государственному строю царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги- рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп- равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич- ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме- лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп- равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу- дарстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на- чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв- шие административную, финансовую и судебную власть. 2, В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу- ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра- ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об- щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко- водство ими осуществляли рабианумы. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо- чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве- дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило- вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. 15 В нововавилонском в храмовые советы, осуществлявшие су- дебные функции, включались представители народных собраний горо- дов, на которых находились храмы. 3. В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечи- вал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно- стям. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам- мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, исполь- зовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем. ВОПРОС 10. Законы Хаммурапи Общие понятия. 2. Собственность. 3. Виды обязательств. 4. отношения. 5. Виды преступлений и наказаний. Процесс. 1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу прав- ления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хам- мурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который по- мещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, сто- ящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической фор- ме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему цар- ство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также пере- числяет благодеяния, которые были им оказаны городам своего госу- дарства; 282 статьи законов; обширное заключение. 16 Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские новое законодательство. 2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивыс- шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких- либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще- ствовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись осо- бому правовому режиму. 3, Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен- ных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста- навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются по- рядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под- робно регулировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, ростовщиком; ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дур- ного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще- ствования частной собственности на движимое и недвижимое имуще- ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ- лялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Брак заключался на основе письменного договора между будущим му- жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право- способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга- лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отре- зать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве на- следников выступали: дети; дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де- тей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре- ступления. 5, Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна- ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания коди- фикации можно выделить три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убий- ство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассмат- риваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, ра- бов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрыва- тельство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбо- деяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью |