Главная страница
Навигация по странице:

  • Право собственности.

  • целью наказания

  • 1. Полисный этап истории Древней Греции.

  • 2, Гомеровский период (XI - IX

  • К классическому периоду

  • 21. Общественный строй Афин 1. Характеристика положения афинских граждан. 2. Положение 3. Рабство в Афинах. 1, Полноправными афинскими гражданами

  • 1. Общие положения.

  • демок- ратическую республику

  • ВОПРОС 23. Рабовладельческое государство в Спарте 1. Возникновение государства. 2. Общественный строй. 3. Государственный строй. 1. Спарта

  • История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Желудков Буланова 2003 -176с. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Же. История государстваи права зарубежных стран


    Скачать 1.99 Mb.
    НазваниеИстория государстваи права зарубежных стран
    АнкорИстория государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Желудков Буланова 2003 -176с.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер1.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Же.pdf
    ТипКонспект
    #6815
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница5 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    единая Ханьская
    империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных цар- ства, период существования которых получил название Саньго (Трое- царствие).

    19, Право Древнего Китая
    /. Право собственности.
    2. Обязательства.
    3. Брачно-семейные отношения.
    4. Уголовное право.
    5. Судебный процесс.
    1, Главными
    права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
    Земля:
    в период Инь - собственность императора (вана), приближенные име- ют лишь право пользования полученными в дар землями;
    во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собствен- ность;
    период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое зем- левладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.
    Рабы:
    в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существо- вало;
    во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.
    э. существовали две категории рабов: государственные и частные;
    период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.
    2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
    договор мены;
    договор купли-продажи;
    договор дарения;
    договор займа;
    договор аренды земли;
    договор личного найма.
    Договор мены появился одним из первых.
    Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.
    Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, ко- лесниц, оружия и другого имущества.
    Договор займа, появившийся в период оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, вы- дача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство
    36

    В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.
    В Древнем
    брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.
    Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде- лить:
    государственные - мятеж, заговор;
    религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
    против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;
    против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;
    воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
    Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более
    3000 различных преступлений.
    Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударствен- ном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис- темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни.
    Основной целью наказания во времена окончательно становится
    устрашение.
    К видам наказаний относились:
    смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне,
    разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
    членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки,
    ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);
    штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
    тюремное заключение.
    Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен- щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.
    5, Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непос- редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол- няли представители местной администрации.
    Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками,
    в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители
    (лица, приводившие в исполнение судебные решения).
    Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель-
    но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен
    розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше- ния преступлений рабами.

    ВОПРОС
    20. Древняя Греция
    1. Полисный этап истории Древней Греции.
    2. Гомеровский период.
    3. Архаический период.
    4. Афинское государство в V - IV вв. до н. э.
    После первобытнообщинных отношений в истории Древ- ней Греции наступил так называемый полисный этап - время формиро- вания и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнооб- щинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.
    Полисный этап принято подразделять на три периода:
    период - XI - IX вв. до н. э.;
    архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;
    классический период - V - IV вв. до н. э.
    Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и
    Спарта.
    2, Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную соб- ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли.
    Государственного устройства еще не существует, владычествует перво- бытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь -
    Должность базилевса совмещала в себе функции вер- ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; перво- начально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет
    старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.
    К концу данного периода отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.
    Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афин- ского государства.
    Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в ре- зультате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособ- ленных родовых обшин вокруг афинского акрополя. Свободное населе- ние афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:
    эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча- стков;
    геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
    демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.
    38

    Наряду с рабами и свободными людьми существовал так промежу- точный слой - лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.
    Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управ- лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра- тов архонтами и ареопагом - советом старейшин.
    По мере роста неравенства углублялись социально- экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари- стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и долговой кабалы.
    К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне- греческого рабовладельческого общества, полисного строя.
    В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид- ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в союз. Была уч- реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ- ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо- дов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин,
    поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак- тически превратился в афинскую морскую державу - архе.
    В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут- риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра- бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала
    Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистра- там, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), вы- бираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обя- занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ- ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - роса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази- ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе- ления союзных городов.
    В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра- тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз вы- полнил стоявшую перед ним военную задачу.
    Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе- лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов,
    в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис- тократия.
    Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

    21. Общественный строй Афин
    1. Характеристика положения афинских граждан.
    2. Положение
    3. Рабство в Афинах.
    1, Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
    Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие ределенных прав и обязанностей.
    К наиболее важным правам гражданина относились:
    право на свободу и личную независимость от другого человека;
    право на земельный участок на полисной территории;
    право на помощь от государства в случае материальных затруднений;
    право на оружия и службу в ополчении;
    право на участие в делах государства;
    право на почитание и защиту отеческих богов;
    право на защиту и покровительство афинских законов.
    Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре- ступления он быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
    Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда- нин, состояли в следующем:
    беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
    приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
    защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);
    повиноваться законам и избранным властям;
    принимать активное участие в общественной жизни;
    почитать отеческих богов.
    Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литур- гию, отчасти ограничивавшую частную собственность.
    2, Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточ- ный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:
    права гражданства;
    права приобретать недвижимость;
    права заключать браки с афинскими гражданами.
    К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

    У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо- бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин- ности.
    Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по положению к метэкам.
    3, Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском строительстве и т. п.
    Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь- ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.
    Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли- цам, и рабов, принадлежавших государству.
    Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при- обретать собственность и распоряжаться ею.
    ВОПРОС
    22, Государственное устройство
    Афин
    1. Общие положения.
    2. Народное собрание.
    3. Совет
    4. Органы исполнительной власти.
    5. Органы судебной власти.
    1. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор- ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок-
    ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав- ными правами и могли принимать активное участие в политической
    Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме- щение государственных должностей строилось на принципах вы- борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос- ти, отсутствия иерархии.
    Основными органами Афинского государства являлись:
    Народное собрание;
    Совет пятисот;
    гелиэя;
    коллегия стратегов;
    коллегия архонтов.
    ад

    2, Верховным органом власти было Народное собрание -
    Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достиг- шие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.
    Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.
    Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро- ков полномочий, решала дела по продовольственному го- рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ- альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы.
    В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппо- нента и говорить не по существу.
    3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).
    Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представи- тель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).
    Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани- на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Чле- ны Совета получали жалованье.
    Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси- лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял пред- варительное заключение для внесения в Народное собрание, без кото- рого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому воп- росу.
    Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания,
    деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь фи- нансовый и административный аппарат афинского государства действо- вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пяти- сот.
    Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита- нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился так- же и председателем Народного собрания.
    По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.
    К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и кол- легия архонтов.
    Основными функциями коллегии стратегов были руковод- ство и командование всеми вооруженными силами Афин.
    «42

    Коллегия состояла из десяти стратегов, которые афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя- занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из занимал первое место не только в коллегии,
    и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель- ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки.
    К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей- ные дела, а также дела, касающиеся нравственности.
    Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае- мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро- ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ- емую докимасию) и в гелиэе.
    5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж- дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.
    Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан,
    государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.
    Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол- легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
    ВОПРОС
    23. Рабовладельческое
    государство в Спарте
    1. Возникновение государства.
    2. Общественный строй.
    3. Государственный строй.
    1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в
    VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых
    - ахейской, про- живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое- ванием.
    В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во- енную организацию общества. Утверждение социального и политичес- кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя
    Ликурга.
    2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци-
    альные группы:
    спартиаты;
    периэки;
    правами пользовались только спартиаты. Вся земля в
    Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча- стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления.
    ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ- ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны- ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".
    Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет- него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.
    Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда- не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра- пез, исключались из числа равных и переходили в разряд
    Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод- ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес- ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами
    Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го- сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе- циальными должностными лицами.
    Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта