История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Желудков Буланова 2003 -176с. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций Же. История государстваи права зарубежных стран
Скачать 1.99 Mb.
|
наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаже- ние на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание. определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев- шему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смерт- ной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца. 6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. • ствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис- следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп- ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. 19 ВОПРОС 11, Характеристика Древней Индии 1. цивилизация. 2. Ведийский период. 3. Магадхо-Маурийская эпоха. 1. Одна из самых древних цивилизаций в сложилась более тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в тысячелетии до и. э. ста- ли Хараппа и - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин- ного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок цивилиза- ции, который завершился с приходом племен. 2. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенно- го управления. Со временем должность раджи становится наследствен- ной. С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собра- ний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием зна- ти, приближенных раджи. Органы племенной администрации перерастают в государственные орга- ны. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государствен- ной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллекти- вов начали возникать государственные образования, принимавшие фор- му монархий или республик. По большей части их территории были невелики. 3. В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе- риоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным госу- дарством из возникших в ведийский период была а наивысше- го расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии .. Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито- рию Индостана. Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также па- дение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурь- ям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований. ВОПРОС 12. Общественный строй Древней Индии 1. Образование 2. община. 3. Рабство в Древней Индии. 1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен- ному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод- ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд- ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: брахманы - члены жреческих родов; кшатрии - военная аристократия; вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското- водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это- му способствовали: строгая эндогамность - заключение браков между представителями од- ной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам. Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материаль- 21 ное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше- нию к члену низшей полагалось наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших. 2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи- ческого строя в Маурийский период была община, поскольку объеди- няла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де- ревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения: верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; общинники, которые сами работали на своих участках; разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Деревенские ремесленники также занимали различное положение: ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен- ные мастерские; ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату. 3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с ра- бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб- ственность, право на наследование, право собственности на получае- мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро- довых и кастовых связей. Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо- поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов: захваченные под знаменем (военнопленные); рабы за содержание; рабы, рожденные в доме хозяина; купленные; 2 2 подаренные; доставшиеся по наследству; рабы в силу наказания. Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо- дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от- ношению к рабам. ВОПРОС 13, Государственное устройство Древней Индии Государственный строй. 2. Местное управление. 3. Судебное устройство. 4. Армия. 1. Для эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При власти строго соблю- дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель- ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь- ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху паришад приобрел функции политического совета, за- нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де- мократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по ко- личественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по со- ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе- ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи. 23 В эпоху государство имело административно-терри- торальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); округа (ахале); деревни. Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе- циальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - рад- жуки. В главных городах округов имелись Деревня была низшей единицей провинциального управления. 3. В Древней Индии существовали две системы судов: царские; внутриобщинные (кастовые). Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су- дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах долж- на была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весь- ма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией счи- тался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников: наследственные воины - кшатрии; наемники; воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами. Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности. 14, Законы Ману 1. Общие положения. 2. Право 3. Обязательства. 4. Брачно-семейные отношения. 5. Уголовное право. 6. Судебный процесс. 1, Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед- невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее (кастовое) устройство. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы воз- никновения права собственности: наследование; получение в виде дара или находка; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения (10 лет). Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж- ду собственностью и владением и уделяли значительное внимание ох- ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем- лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное. 3, В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос- новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри- ваются следующие виды договоров: договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения. Наиболее подробно описывается договор займа. Закон нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допуска- лось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу- чае должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Вследствие применения труда свободных наемных работников каров) Законы уделяют большое внимание договору найма рабо- чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не- исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалова- нье. Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник- новения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые ли- шались ее. Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого- вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при- чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли- продажи. В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре- зультате муж покупал себе жену и она становилась его соб- ственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво- его мужа как даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос- тью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под влас- тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле- жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все иму- щество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели- лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста- новился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. 5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует со- хранение следующих понятий: принцип талиона ("мера за меру"); ордалии (суд богов); принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, называемых Законами Ману: государственные преступления; преступления против собственности; преступления против личности; преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо- го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убий- ство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, |