Главная страница

История и методология науки


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеИстория и методология науки
Дата19.09.2022
Размер1.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаs16-122.pdf
ТипУчебное пособие
#683977
страница8 из 19
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
Физическая концепция Аристотеля.
На основании понимания движения, соотношения формы и материи Аристотель сформулировал первый в истории предмет физики как особой науки о формах движения тел.
Аристотель свел все виды движения к перемещению, считая, что качественные и количественные изменения предполагают перемещение как свое обязательное условие. Так, пища, чтобы усвоиться, должна пройти по пищеводу. Перемещение выступает как движение, которое свойственно и опосредует все остальные виды движения. Отсюда попытка понять самое первое перемещение (идея Перводвигателя) и построить иерархию перемещений в наблюдаемом физическом мире.
В физике Аристотеля формы движения делились на совершенные (или круговые движения, для которых характерно постоянство и бесконечность) и несовершенные (или конечные движения). Несовершенные формы движения, согласно Аристотелю, делятся на естественные, которые совершаются сами по себе (например, падение тел на землю) и насильственные, когда движение происходит под влиянием или воздействием других тел.
Учение Аристотеля о формах движения легло в основание первой физической картины мира, которая не подвергалась изменению вплоть до XVI в. Согласно Аристотелевой физике, в центре космоса находится Земля, поскольку именно к центру Земли направлены все естественные (конечные) формы движения. Совершенные формы движения присущи небесным телам, первопричина их движения – Бог, который понимается как Перводвигатель.
Совершенное движение происходит по кругу. Несовершенные движения имеют не круговой путь. Так в физике Аристотеля утверждалось, что равномерное движение – насильственное, поскольку отличается от естественного падения.
В картине мироздания Аристотель выделил 4 причины: формальную, материальную, действующую и целевую. Физика, согласно Аристотелю, раскрывает действующую причину. В современном естествознании идеал научного объяснения на основе выявления причинной связи дает физика. У

78 самого Аристотеля философия природы опирается на примат целевой причины, учение о форме как основном факторе движения и развития мира.
Целесообразность – основной принцип живой природы. Аристотель пытался осознать ее всеобщность. В наше время учение о целевой причине Аристотеля и учение о форме просматриваются в современных представлениях о генетическом коде.
Аристотелю принадлежит первая методика научного исследования природы, в которой он выделил три важнейших этапа: 1) отнесение исследуемого предмета (явления) к некоторому общему роду (метод - классификация); 2) выяснение его строения, формы и источника движения, а также целей (метод - анализ); 3) формулирование понятия идеального объекта
– эталона определенного рода вещей (метод - идеализация).
С именем Аристотеля связана идея непрерывности материи. Он отрицал пустоту, полагая, что пространство (аналог пустоты) непрерывно по протяженности, а время – по последовательности. В натурфилософии
Аристотель развивал элементаризм, отвергая пустоту и полагая, что каждая из стихий является носителем двух свойств из четырех – влажности и сухости, тепла и холода. Воздух – теплый и влажный, огонь – сухой и теплый, земля – сухая и холодная, вода – влажная и холодная. В тоже время Аристотель с понятием элемента связывает некоторые «предельные части», на которые разлагаются все тела. Эти части, далее не делимые, отличаются друг от друга
«по виду». Поэтому помимо известных уже четырех элементов Аристотель вводит пятый элемент – «сущность». Именно благодаря различиям в сущности, вещи качественно отличаются друг от друга. В Средние века этот элемент стали называть «квинтэссенцией» (quinta essentia – лат. пятая сущность). В космологии самого Аристотеля пятый элемент – это особое совершенное вещество эфир, из которого состоят звезды.
Аристотель представил космос как мир конечный в пространстве и состоящий из кристально прозрачных сфер, несущих звезды и планеты.
Движение этих сфер наблюдается с земли как движение планет и звезд.
Неподвижная Земля имеет форму шара и занимает центральное положение.
Область между орбитой Луны и Землей характеризуется беспорядочным движением, подвержена постоянным изменениям и превращениям. Формы движения тел в этой области несовершенны, конечны, а сами тела состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля занимает центральное место во Вселенной как самое тяжелое тело. Над ней располагаются оболочки воды (сравни - гидросфера), воздуха (атмосфера) и огня (ионосфера). Область

79 между орбитой Луны и крайней сферой – область равномерных движений. С крайней («внешней») сферой соприкасается «Перводвигатель Вселенной».
В своей натурфилософии и космологии Аристотель не признает ни начала, ни конца мира, считая, что ни время, ни движение не могли иметь начала, также как никогда не будут иметь конца.
Категории, которые ввел Аристотель, составили круг основных мировоззренческих категорий научного знания.
Систематизируя знание, сложившееся в Античном мире, Аристотель ввел
первую классификацию наук
, к которой восходит структура науки в современном мире. Согласно Аристотелю, в античном мире сложились:
- наука о движении тел и природных явлениях, ее он назвал физикой; это название сохраняется до сих пор, именно Аристотелю принадлежит первая система физики как науки о формах движения;
- наука о скрытых сущностях – метафизика (мета – греч. за пределом…, метафизика дословно означает «за пределом наблюдаемых физических явлений»); в европейской культуре метафизика обозначает чисто умозрительные дисциплины, положения которых не всегда возможно соотнести с опытом, развивается как теология, богословие, философия;
- наука о рассуждении и методе обоснования – аналитика; в современной структуре наук – логика и методология;
- наука об обществе – политика;
- наука о душе – психология;
- наука о добродетели – этика.
2.2 Античная наука в эпоху эллинизма
В конце IV в. до н.э. Греция потеряла свою самостоятельность под натиском Македонских царей. В 332 г. до н.э. Александр Македонский основал новый город в Египте – Александрию. Выгодно расположенный географически, город быстро стал одним из крупных торговых и ремесленных центров. В связи с упадком Афин после смерти Александра сюда переместился центр научной мысли древнего мира. Афины еще долго оставались центром философских школ, но оформившиеся к этому времени науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, возникших после распада империи Александра
Македонского. Центром научного знания стала Александрия - столица эллинизированного Египта, где после смерти Александра и вплоть до II в. н.э.

80 правила греческая фамилия Птолемеев. Здесь была создана знаменитая библиотека и основано первое в истории специальное учреждение, где обучали известным в то время наукам и занимались различными исследованиями – Мусейон (прототип нынешней академии наук). Ученые жили при Мусейоне, получали государственное жалованье, достаточное для того, чтобы полностью посвятить себя научным занятиям.
Античная наука александрийского периода – явление вполне самостоятельное, которое характеризуется интересом к предмету исследования безотносительно к каким-либо философским учениям. В эллинистическом Египте, где религиозные воззрения отличались синкретичностью, произошло соединение античной науки и традиционного культа жрецов, в последствие этот симбиоз вылился в такие явления средневековой науки и культуры, как астрология и алхимия.
Расцвет Александрийской науки приходится на III-I вв. до н.э. связан с именем Евклида - создателя современной геометрии, жившего в Александрии в III в. до н.э. В своем труде «Начала», состоящем из 13 книг, Евклид обобщил достижения древнегреческих ученых-математиков. По «Началам» Евклида, систематизировавшим основу античной математики, до сих пор школьники изучают геометрию. Евклид внес существенный вклад и в развитие физики, заложив основание геометрической оптики. Исследуя распространение прямолинейного луча света, он сформулировал закон о равенстве углов падения и отражения, описал отражение от плоских, вогнутых и выпуклых зеркал.
В александрийской школе высказывается идея гелиоцентрического строения космоса. Этому предшествует учение пифагорейцев и Гераклида
Понтийского (4в. до н.э.), ученика Платона, который искал объяснения странному поведению планет, которые для земного наблюдателя то движутся вперед, то останавливаются, то отступают назад. Если допустить, что все планеты вращаются вокруг Земли, то самым странным образом ведут себя
Венера и Меркурий. Они находятся между Землей и Солнцем, но нам вовсе не кажется, что они движутся вокруг Земли. Гераклид объяснил такое поведение вращением этих планет вокруг Солнца, но продолжал утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли.
Оформление гелиоцентрической идеи в астрономии связано с именем
Аристарха Самосского
, который жил в Александрии в период царствования первых двух Птолемеев (с 310 по 230 гг. до н.э.). Из многочисленных работ
Аристарха сохранилась до нашего времени только одна «О величии Солнца и

81
Луны и о расстоянии между ними», в которой он утверждал впервые в древнем мире, что Солнце много больше Земли, примерно в триста раз (в действительности - в миллион триста раз). В его гелиоцентрической системе, которая известна со слов Архимеда и Плутарха, Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Земля вращается вокруг своей оси и делает один оборот вокруг Солнца за 1 год. Солнце – неподвижная звезда. По мнению
Аристарха, между Солнцем и Землей имеется огромное расстояние, но еще более значительное расстояние между Солнцем и другими звездами, которые тоже неподвижны. Аристарх давал этому такое геометрическое доказательство: между двумя точками, достаточно удаленными друг от друга, на Земле можно было бы построить основание треугольника, вершиной которого было бы Солнце; такое построение со звездами было бы невозможно, поскольку основание треугольника явилось бы ничем по отношению к практически бесконечной высоте. Система Аристарха и система
Коперника почти полностью совпадают. И это не случайно. Коперник был хорошо осведомлен обо всех астрономических учениях древности. В своей основополагающей работе «О движении небесных сфер» Коперник цитирует
Филолая, Гераклида, Аристарха, добавляя, что именно эти воззрения заставили его самого подумать о вращении Земли.
Гипотеза Аристарха настолько противоречила признанному учению
Аристотеля, непосредственному опыту и религиозным культам, что вызвала много возражений и нападок вплоть до требования возбудить процесс против
Аристарха за то, что он представил Землю в движении, поскольку нельзя представить в движении то, что по природе неподвижно. Возражения
Аристарху высказывал Архимед, а позже известный в поздней античности астроном Гиппарх, который выполнил большую работу по составлению звездной карты, которая включала более 850 звезд. Гиппарх утверждал, что необходимо считаться теми фактами, которые мы наблюдаем.
Можно сказать, что именно в связи с гипотезой Аристарха был сформулирован принцип, вошедший в науку как принцип эмпирической проверяемости гипотез: недостаточно создать гипотезу, нужно убедиться,
соответствует ли она фактам
. Гиппарх, пробуя объяснить гипотезу
Аристарха, установил «ошибки» в движении планет. Позже в XVIв. на том же основании Копернику возражал Тихо Браге. Гелиоцентрическая система казалась невероятной до тех пор, пока Кеплер не открыл, что орбиты планет эллиптические, а Солнце находится в одном из центров эллипса. Но это случилось гораздо позже. В Александрийской натурфилософии идея

82
Аристарха осталась непризнанной. Много значил авторитет Аристотеля, сторонника неподвижности Земли. Поэтому в поздней античности утверждается геоцентризм.
После Гиппарха в античной астрономии конца II в. до н.э. открытий не было. Научная астрономия не интересует римлян, господствующих в Европе и
Египте. С этого времени астрономия надолго уступает место астрологии, которая пришла из Персии и Вавилона и в эллинистическом мире математиков, астрономов и ученых приобрела облик псевдонаучный.
В александрийский период развивается эллинская медицина, основанная
Гиппократом (ок. 460-377 гг. до н.э.) как опирающееся на опыт исследование, цель которого обеспечить здоровье и продлить подвергшуюся опасностям жизнь человека. В самой Греции вскрытие тела после смерти было строго запрещено. Чтобы представить себе работу человеческого организма,
Аристотель вскрывал в большом количестве животных. В Египте, имеющем тысячелетние традиции бальзамирования, для ученых было отменено запрещение анатомирования. По свидетельствам, первый преподаватель
Мусейона, Герофил сопровождал свои лекции по медицине публичным вскрытием человеческих трупов. Воспитанный на строгом методе точных научных знаний учеником Аристотеля – Стратоном, он полагал, что не может сообщать о том, чего сам не видел. Согласно Тертуллиану, Герофил произвел публично более шестисот вскрытий. Его труд «Anatomica» был утрачен, однако известно, что он стал отличать артерии от вен, первый признал, что они наполнены кровью, изучил печень, поджелудочную железу, органы размножения, сердце и систему кровообращения. Считая пульс главнейшим элементом диагностики, Герофил измерял его с помощью водяных часов, различил в биении сердца четыре фазы: систолу, диастолу и два промежуточных интервала. Герофил открыл нервную систему, тщательно исследовал зрительный нерв и сетчатку. Выделив головной мозг как центр нервной системы, он много сделал для его изучения, а также установил различие между чувствительными нервами и сухожилиями, соединяющими мышцы и кости (в греческой медицине они обозначались одним словом как нервы) и ввел анатомическую терминологию. Известно, что его трактат, предназначенный для повивальных бабок, улучшил практику помощи при родах. Современник Герофила Эрасистрат создал свою школу медицины, которая пользовалась также большой известностью во II в. до н.э. Именно у александрийских врачей появилась и стала развиваться практика анестезии.

83
Обезболивания достигали, натирая соком мандрагоры часть тела, предназначенную для операции.
34
В это же время жил Архимед (287-212 гг. до н.э.), легендарный ученый и инженер. Создав модель астрономической сферы, Архимед считал равноправными две точки зрения: геоцентрическую, которая опиралась на физику Аристотеля, и гелиоцентрическую, выдвинутую Аристархом. В математике Архимед решил ряд задач, связанных с определением площади и объема криволинейных фигур, вычислил пределы числа π, подсчитал, что количество пылинок во Вселенной составляет 10 83
. Математический метод
Архимеда, связанный с работами пифагорейцев и Евклида, содержал в себе предвидение метода интегрального исчисления, который был найден только двадцать веков спустя. В физику Архимед ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения, сформулировал правила рычага, основал новый раздел физики - гидростатику, сформулировал известный каждому школьнику закон о плавании тел: «на каждое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости».
Механика Архимеда широко применялась в античном мире при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.
Архимед был выдающимся инженером. Его технические изобретения: устройство для подъема воды, различные системы рычагов, военные метательные машины, - с успехом использовались в войне с римлянами. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, своего родного города. Когда Сиракузы все же были взяты, Архимед погиб от руки римского солдата.
В античном мире Архимед был легендарной личностью, однако его наследие было оценено по достоинству лишь через полторы тысячи лет, в эпоху Возрождения. Архимед одним из первых создал учение о методах рассмотрения и решения задач, выдвижения и обоснования гипотез с помощью упрощенных представлений (моделей). В труде «Стомахион» он описал способы создания новых технических объектов из известных элементов. Позже Папп Александрийский (III в. н.э.), обобщив труды античных математиков, в частности способы работы Евклида в поиске доказательств, обозначил методы, отличные от чисто логических, словом
«эвристика».
34
Боннар А. Греческая цивилизация. Книга третья.: От Еврипида до Александрии. Ростов-на-
Дону, 1994..

84
У Архимеда было много учеников. Живший во II в. до н.э. александриец
Ктесибий присоединил к изобретениям Архимеда зубчатое колесо, создал на его основе счетчик оборотов (предок современного спидометра). С помощью системы зубчатых колес он улучшил водяные часы, они стали бить и приводить в движение фигурки. Потом он занялся изобретением гидравлического насоса и его применениями. Один из учеников Ктесибия был в свою очередь учителем Герона Александрийского (между 150 и 100 г. до н.э.) самого выдающегося после Архимеда ученого своей эпохи. Герон вел теоретическую работу и стоял во главе основанной им в Александрии школы инженеров, которая стала прообразом политехнической школы. В ней отвлеченные курсы по арифметике, геометрии, астрономии, физике велись параллельно с практическими курсами – работой по дереву и металлу, конструированию машин и архитектуре. Герону принадлежат открытия по гидростатике, среди них знаменитый «фонтан Герона» (игрушка), изобретение геодезического прибора – диоптра, открытие свойств пара. Фактически Герон изобрел первую паровую машину (эолипил – Эолов мяч, ветроиспускатель). В эллинистическом мире были популярны разного рода механические игрушки.
Герону принадлежит труд «Изготовление автоматов», где он описывает использование паровой машины для того, чтобы заставлять танцевать в круге марионеток, чтобы открывать двери в храме без помощи людей, чтобы показывать фигурки, которые «ходят сами по себе».
Геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея (ок. 90 – 168 гг. н.э.), подвела итог состоянию античной астрономии, определив ее дальнейшее развитие на тысячелетие. Постулаты, сформулированные Птолемеем, представляли мир следующим образом:
- Шарообразная Земля неподвижна и находится в центре небесного свода.
- Небосвод имеет сферическую форму, вращается вокруг Земли, делая 1 оборот в сутки.
- Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли по окружностям с постоянной скоростью.
Труд Птолемея «Математическая система», или «Великое математическое построение» (арабское название «Альмагест») содержала расчеты траекторий движения звезд и планет. Бурные события последующих веков, которые ознаменовались захватом Александрии римлянами, а затем арабами (ок. 640 г.н.э.), концом династии Птолемеев в Египте, не способствовали развитию науки, греческий оригинал сочинения Птолемея был утерян. В начале VIII в. власть арабов распространилась от Гибралтара до Индии. Научно- практические знания античного мира сохранились и были восприняты мыслителями арабского Востока. Примечательно, что сохранился только арабский перевод труда Птолемея, который вошел в европейскую культуру

85 под своим арабским названием «Альмагест» и уже в XII в. был переведен на латинский язык.
35
Постулаты Птолемея с некоторым ограничением легли в основу христианского мировоззрения. После Александрийского периода научное знание в Европе развивается в рамках христианской теологии.
Идея Аристотеля о противоположности земного и небесного движения легла в основу религиозного мировоззрения, определявшего горизонты культуры и натурфилософии в последующие 10 веков европейской истории.
Учение о взаимном превращении элементов и учение Аристотеля о пятой сущности первыми стали применять и развивать алхимики. Эти идеи античной натурфилософии, составив основу главного учения алхимии – учения о
трансмутации
, положили начало химическим опытам и экспериментальным поискам способов получении золота из неблагородных металлов.
3. Наука в средние века
После Александрийского периода научное знание в Европе развивается в рамках христианской теологии, главная проблема которой – соотношение естественного порядка вещей и божественного всемогущества (догмат о сотворении Богом мира из ничего).
Античное наследие, которое получила европейская мысль к началу новой эры, включала: атомистическое учение Левкиппа –Демокрита, пифагорейскую и Евклидову математику, учение Платона, физику и натурфилософию
Аристотеля, геоцентрическую систему Клавдия Птолемея, механику и гидростатику Архимеда и его учеников, пифагорейскую и александрийскую медицину. Идея Аристотеля о противоположности земного и небесного движения легла в основу религиозного мировоззрения, определявшего горизонты культуры и натурфилософии в последующие 10 веков.
Учение о взаимном превращении элементов и учение Аристотеля о пятой сущности первыми стали применять и развивать алхимики в учении о
трансмутации
, положив начало химическим опытам и экспериментальным поискам способов получении золота из неблагородных металлов.
Христианская мысль внесла ряд уточнений в области математики, оптики
(как раздела математики), соединила физику с механикой, создала новые понятия и методы исследования. В отличие от античности, где почитались два источника знания: чувства и разум (с приоритетом разума, умозрения), христианская теология выдвигает положение о трех источниках знания, дополняя опыт чувств и разум откровением, засвидетельствованным в
35
«Альмагест» Клавдия Птолемея был переведен на латинский язык Герардом Кремонским в 1175г.

86 священных текстах. Утверждается догмат о достоверности чувств
(ощущений) и достоверности священных текстов
(Августин).
Первое достижение средневековой мысли связано с сакрализацией природы, изменением ее онтологического статуса. Для антиков мир природы - безусловная реальность, для язычников «мир и есть Бог». В христианской теологии «Мир есть чудо» (Августин). Бог творит мир, и поэтому мир есть
Бог.
Второе достижение связано с изменением отношения человека к миру. В античности (платонизме и неоплатонизме) мир воспринимается и понимается как живое существо, обладающее душой. Августин выдвигает догмат о
подчиненном положении природы.
Человек создан Богом, чтобы повелевать стихиями, быть господином природы. Изменение статуса природы повлекло за собой изменение отношения к науке о природе. Естествознание теряет самостоятельное значение в средние века и рассматривается либо только с точки зрения практической пользы (поэтому наибольшего признания и развития достигают астрология и алхимия), либо чисто символически
(развивается логика и математика). Согласно Августину, проповедь научного знания – мирская суета, несмотря на то, что оно заключают в себе истину. Эта установка характеризует отношение к науке на протяжении VI-Xвв.
В средневековье утверждается мировоззренческая позиция: все, что
наблюдаем – иллюзия, видимость
. Вселенная и все, что мы видим – лишь символическое выражение божественного, трансцендентального замысла.
Каждое явление во всем своем многообразии определений - проявление некоего общего замысла. Задача познания - постижение потустороннего значения каждой из деталей мироздания, ее роли в божественном замысле.
Каждая вещь – символ. Ни одно явление не открывает само себя, а только указывает на иной, высший, «потусторонний» смысл.
Поэтому цель естествознания в средневековой традиции – не описание
явления природы, а ее символическое истолкование
. В качестве принципа объяснения явлений выступает указание на цель, которая также неясна.
Разрабатывается телеологическая модель объяснения, которая полностью заменяет поиск естественных действующих причин, что было характерно для античной натурфилософии и физики.
В средневековье формируется понимание человека как активного
субъекта действия
(наделенного определенной свободой), правда в религиозно-нравственных рамках. Сосредоточенность средневекового мышления на понятии воли подготовила поворот к новому пониманию

87 отношений между субъектом и объектом познания, который характерен для науки нового времени. В античности научное познание – это пассивное созерцание объекта (созерцание умом, умозрение, или чувственное созерцание). Христианская теология, совмещая понятие интеллектуальных добродетелей с благом, расширяет круг интеллектуальных действий: помимо созерцания в качестве особых форм выделяются «познание» (cognitio) и
«видение» (visio).
Позже, в новое время научное познание выступает как конструирование объекта (построение теории, мысленного или практического эксперимента).
Такой радикальный поворот в понимании субъекта познания (человека) был подготовлен в течение долгого времени, и важную роль в этой подготовке сыграло христианское учение о природе, созданной Богом из ничего и о человеке как активном субъекте действия, наделенном свободой воли и сверхприродными полномочиями. Переосмысление природы и человека в средневековой теологии принесло свои плоды для науки лишь после того, как христианская идеология стала терять свою тотальную власть над умами.
В средневековье формируется новое отношение к человеческому труду.
Ручной труд стал осознаваться не только как средство получения хозяйственных результатов или умерщвления плоти, но и как форма служения
Господу. Такой поворот во многом связан с трудом монаха. Уважение к работающему монаху изменило ценность труда и отношение к труду ремесленника и крестьянина. Возникло стремление – облегчить труд человека
(не раба) с помощью природных сил. К числу изобретений средневековой техники можно отнести: введение трехпольной системы земледелия, использование тяжелого плуга, усовершенствование рыцарского оружия.
Главным местом технического развития в XIIIв. стали монастыри, которые были своего рода фабриками по производству полезных продуктов, а также лабораториями, где обучались и экспериментировали. Возникает особое отношение к опыту, который дает совершенное знание, обладает преимуществами перед другими науками и удивительной пользой.
Немаловажную роль в становлении средневековой опытной науки сыграла алхимия.
Следствием этого выступило новое отношение к технике, практике, опыту, что сыграло важную роль в соединении физики (науки о природе) с механикой, которая в античном мире имела статус ремесла. В античности противопоставлялось естественное и искусственное (созданное человеком).
Физика, согласно античным авторам, рассматривает природу вещей, их

88 сущность, свойства, движения так, как они существуют сами по себе.
Механика (с греч. орудие, приспособление, ухищрение, уловка, синоним – техника) – искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления действий, которые не могут быть произведены самой природой. Античная механика – не часть физики, а особое искусство построения машин, которое не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо направлено на изобретение того, чего в природе нет, а вовсе не на познание того, что в ней есть. К механике относили искусство нахождения равновесия и центра тяжести и вообще всякое искусство приводить материю в движение. Греческое слово

(также как его латинский аналог ingenium) первоначально переводилось на славянский как
«хитрости», а

- как «хитрец».
В средневековой теологии высказывается идея первотолчка, с помощью которого Бог привел мир в движение (Ж.Буридан). Постепенно распространяется представление, что мир – машина в руках Бога. Ученые
XVIIв. (Декарт, Ньютон, Лейбниц) исходят из того, что природа как творение
Бога - машина мира (mobile mundi). Изменение статуса механики в средние века имело принципиальное значение для развития науки. Изобретенные человеком инструменты стало возможным рассматривать не как нечто инородное по отношению к природе (искусственное), а как однородное с природой, тождественное ей. Только в этом случае открывалась возможность видеть в опыте и эксперименте средство познания природы. До этого любой опыт, эксперимент был только ухищрением, фокусом, который демонстрируют искусные «инженеры», но который не имеет отношения к познанию природы.
Другой предпосылкой появления экспериментального знания было создание условий для точного измерения. В античности и в средние века считалось, что точные измерения не возможны там, где присутствует материя.
Математика как точная наука имела дело только с идеальными объектами, а не природными. Даже астрономия не признавалась точной наукой из-за погрешностей. Стремление устранить эти погрешности – породило движение к математизации физики, которое завершилось созданием математических методов описания движения. Не случайно у истоков науки в эпоху
Возрождения стояли астрономы – Коперник, Кеплер, Галилей.
Со второй половины VIIIв. набольший расцвет науки наблюдался на
Ближнем Востоке. Арабским ученым была знакома книга Птолемея, были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Одним из

89 основоположников аристотелизма на Востоке был ученый-энциклопедист аль-
Фараби, Абу Наср ибн Мухаммед (870-950). Он прокомментировал все произведения Аристотеля, получив прозвище «Второй учитель» (после
Аристотеля). Помимо этого ему принадлежит около 100 сочинений по истории наук и философии.
Наибольшие успехи средневековая арабская наука достигла в химии, опираясь на материалы александрийской школы алхимиков Iв. и персидских школ. Главной натурфилософской проблемой в этот период было строение металлов и их взаимопревращения. Позднее, благодаря испанским маврам, эти знания проникают в Европу. В XIв. переводы арабских текстов стали основанием нового развития европейской науки.
Интеллектуальный центр Востока в IX-X вв. – Средняя Азия, народы которой освобождаются от власти Арабского халифата. Большое развитие получают естественные науки. Родоначальниками естественнонаучной мысли в Средней Азии считаются известный астроном и математик аль-Фергани
(IXв.) и Мухамед бен Муса аль-Хорезми (790-847), математик, астроном и географ, написавший знаменитую книгу «Аль-джебри» по исследованию математических уравнений. Обобщив индийскую, греческую и арабскую математику, аль-Хорезми создал новую область науки, которая положила начало современной алгебре. Имя этого ученого увековечено в слове
«алгоритм», представляющем собой латинскую транскрипцию арабского имени. Большую роль в истории астрономии и математики сыграли также сочинения Аль-Хорезми «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах», «Изображение земли», которые были переведены на латынь.
Начиная с XIIв. в Европе возникают университеты (Парижский,
Болонский, Оксфордский, Кембриджский), в которых наряду с богословием изучаются математика и механика. В Парижском университете XIIIв. развивалось учение о равновесии простых механических устройств, была решена задача равновесия тела на наклонной плоскости. В Оксфордском университете XIVв. разрабатываются математические методы описания природы. Наиболее значительный труд этого времени – трактат «О пропорциях». Его автор – Томас Брадвардин (1290-1349) – предшественник
И.Ньютона в становлении точного естествознания.
Интерес к естественнонаучному знанию возрастает в XIIв. вместе с распространением технических изобретений. Начиная с этого времени, средневековые схоласты (официальные философы) переводят на латынь (с греческого и арабского) и переосмысливают ряд произведений Аристотеля,

90 которого в средневековом мире именовали «Философ».
36
Арабские переводы
Аристотеля содержали комментарии восточных ученых. «Физика» была снабжена комментариями Аверроэса. Ее перевод способствовал распространению определенного свободомыслия в мировоззренческом плане, которое преследовалось официальной церковью как еретическое.
Изучение работ Аристотеля открывало новый подход к анализу фактов, ориентировало на новую модель объяснения явлений. Христианской теологии стоило немалого труда истолкование учения Аристотеля таким образом, чтобы оно не противоречило христианским догматам. Эта задача была успешно решена Фомой Аквинским и настолько основательно, что принципы
Аристотеля стали ассоциироваться с ортодоксальной доктриной католической церкви. И все, кто оказывался в оппозиции, видели своего главного противника в Аристотеле. Тем не менее, натурфилософия христианского
Запада начинается именно с переосмысления трудов Аристотеля в XII-XIIIв.
Естествознание начинает свой путь в Новое время с противостояния науки (философии) и религии (богословия), с утверждения принципа
двойственной истины,
требующего признания прав «естественного разума» наряду с христианской верой, основанной на откровении.
Защитники прав естественного разума в средние века (Сигер
Брабантский, Альберт Великий) признавали за знанием, добытым с помощью естественного разума статус вероятного, полагая, что знание, полученное из опыта, не обладает безусловной достоверностью. Поэтому все здание аристотелевой физики и естественных наук обладает лишь относительной, а не абсолютной достоверностью. Учение Аристотеля о вечности мира можно допустить только как рассуждение по «естественной логике». Именно на таких основаниях рассуждение естественного разума («по естественной логике», т.е. по логике природы) получило право гражданство в официальной науке средневековья.
Результатом признания двойственной истины стало возникновение двух принципиально различных картин мира: одна картина для верующего христианина, которая опирается на откровение, другая – для натурфилософа, которая подтверждается опытом и индукцией (рассуждением). Первая признавалась как более очевидная, вторая – как вероятная. В последующем
36
Переводы с греческого на латынь работ Аристотеля «Топика», обе «Аналитики», «Физика», «Метафизика»,
«О душе» связаны с именем Якова Венецианского и Генриха Аристиппа (из Палермо). Параллельно в Толедо при дворе епископа Раймунда работает группа переводчиков с арабского, в частности, Герард Кремонский.

91 развитии европейской мысли естественный разум будет сначала поставлен наравне с откровением, затем в эпоху Возрождения - выше откровения.
37
Средневековые ученые широко обсуждают вопрос о «воображаемых допущениях», порожденный столкновением двух разных подходов к миру: с точки зрения естественного разума, и с точки зрения веры в сверхприродного
Бога. Совмещение идеи конечного замкнутого космоса с бесконечностью божественного всемогущества приводит схоластику XIVв. к удивительным следствиям. Новым содержанием наполняется понятие «пустоты». Поскольку
Бог творит мир из «ничего» и Бог вездесущ, то он присутствует не только в мире и сотворенных вещах, но и в пустоте, где кроме божественного присутствия нет ничего. Вездесущность Бога предстает как возможное, или
воображаемое бесконечное пространство
38
Таким образом, в средние века пустота получает значение физического эквивалента того «ничто», из которого Бог творит мир.
Средневековые физики называли воображаемым пространство, которым оперировала геометрия, следуя традиции поздней античности трактовать геометрические объекты как «гибрид» ума совместно с воображением.
Теологическое понятие божественной бесконечности вместе с геометрическим понятием пространственной бесконечности привел к созданию парадоксальной концепции реальности воображаемого пространства, пустого, подлинно осуществленного ничто. Старый космос предстал перед человеком
«как помещенный в ничто, окруженный ничто и насквозь этим ничто принизанный» (А.Койре). В последствие у И.Ньютона существование пустоты отождествляется с реальностью абсолютного пространства (вместилища мира).
За 1000 лет средневековья тотальное влияние церкви на духовную и социальную жизнь изменило отношение человека к природе и к самому себе, создав мировоззренческие предпосылки нового стиля познания природы.
Возникает целый ряд понятий и принципов: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения (прямолинейного), требование устранить из объяснения природы целевую причину, ограничиться только действующей (физической). В учении Григория Нисского, в частности, мир
материальный представлен как процесс взаимодействия сил
, нематериальных
37
Предвидя такие последствия, церковь в лице епископа Этьена Тампье в 1277г. осудила всех признавших двойственность истины. Для теологии декрет парижского епископа имел известное значение, но в отношении естественных наук, прежде всего космологии, его значение было ослаблено активным противостоянием доминиканцев, которые благодаря Фоме Аквинскому закрепили авторитет Философа (и естественного разума) на несколько столетий вперед, вплоть до конца XVI в.
38
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. С.465.

92 по своей природе. Их творит всемогущая божественная воля. Эти силы у Жана
Буридана уже выступают в качестве «деятелей» - орудий божьей воли. Так, в схоластической физике всякая действующая причина оказывается, в конечном счете, механическим средством осуществления идей, содержащихся в божественном уме.
4. Натурфилософия и наука эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения начинается со второй половины XVв., когда в
Западной Европе происходит ряд социально-экономических изменений, которые сопровождаются переменами в умонастроениях, в отношении к человеку, ремеслам и наукам, а также к античному наследию. Во Франции это
– период Ренессанса, в Германии – период Реформации. Итальянцы называют это период Чинквеченто. В процессе отделения государства, науки, искусства, образования от материально-экономической и духовной власти церкви наука и искусство (в частности, ремесло) обретают светскую материальную базу в лице меценатов и государей. Это сказывается на отношении к ученому, художнику, инженеру и вообще к человеку.
Эпоху Возрождения характеризует стихийное самоутверждение человеческой личности в ее творческом отношении ко всему окружающему и к самой себе. Возрожденческий гуманизм подчеркивает, что человек – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от других живых существ. Более того, он способен сотворить и природу, и светила, если найдет соответствующий материал и орудия.
В европейском сознании утверждается установка, что для человека нет ничего невозможного. Благодаря этой установке снимается проведенная в античности граница между естественным (нерукотворным) и искусственным
(рукотворным), между наукой и практическими искусствами (художеством, ремеслом, архитектурой, строительством, механикой). Инженер и художник эпохи Возрождения не просто искусник («хитрец»,

), он - творец, усматривающий природный закон построения вещей.
Особенности развития науки в эпоху Возрождения
связаны с появлением новой социальной среды, новых школ и университетов. Возникает немногочисленный слой людей, единственным занятием которой является выполнение гражданских и военных сооружений. Такие умельцы ценились королями, герцогами, горожанами, черпали свои знания и методы расчетов из математики и механики. На смену традиционному ремесленному цеху

93 приходит инженерная деятельность, опирающаяся на науку, а природа начинает рассматриваться как объект практической деятельности, подчиняющейся законам самой природы.
Появляются инженеры-самоучки, которые руководят и сами устанавливают сооружения (насосы, водяные и ветряные мельницы, чинят фонтаны и механизмы). Эти люди, расширяя свои знания и распространяя их, занимают важное место в обществе, выполняя функции учителей, организаторов научно-художественно-ремесленных школ. В подобной школе у Вероккьо учился Леонардо да Винчи, который сочетал создание художественный произведений с сооружением различных увеселительных механизмов, гидротехнических проектов, руководил фортификационными работам. Бóльшую часть гонораров Леонардо получал как гражданский и военный инженер.
39
С именем Леонардо связано распространение проектного способа познания, предполагающего графическое изображение (визуализацию) объектов природы в виде схемы, модели. Чертеж становится одной из необходимых форм конструирования в инженерной технике и кладет начало геометрической интерпретации физических процессов. Подлинного знания природы вещей, по мнению Леонардо, можно достичь не вербальным описанием явления, а с помощью образов (геометрических построений). Его теория перспективы, в которой глаз рассматривается как рабочий инструмент
(измерительное устройство), имела большое влияние на Галилея. Леонардо построил модель человеческого глаза, с помощью которой пытался объяснить его природу и действие. Эта геометрическая модель Леонардо стала первым искусственным объектом, специально созданным для объяснения естественного механизма зрения (в истории оптики известна как первая
камера-обскура.
).
40
Художники эпохи Возрождения ценили математику, придавали ей решающее значение в овладении искусством. Перспектива, согласно
Леонардо, - средство, своеобразный мост между природным объектом и его геометрическим эквивалентом, который служит для перевода трехмерных изображений реального мира в плоские геометрические фигуры, а также для изображения невидимых сил природы. Так в эпоху Возрождения, благодаря
Леонардо в познании природы распространяется новая методологическая
39
Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947.
40
Гуриков В.А. Становление прикладной оптики XV-XIXвв. М.,1983. С.12.

94
установка
, согласно которой истинное понимание естественного, природного достижимо посредством искусственного построения (проекта, схемы, модели).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


написать администратору сайта