Главная страница
Навигация по странице:

  • Научный вклад Аристотеля

  • История и методология науки


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеИстория и методология науки
    Дата19.09.2022
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаs16-122.pdf
    ТипУчебное пособие
    #683977
    страница7 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
    Атомистическое учение
    развивается в Милетской школе Левкиппом
    (предположительно 500 – 440 гг. до н.э.)
    32
    и его учеником Демокритом (ок.
    460-370 до н.э.), в последствии Эпикуром (341 – 270 до н.э.). Левкипп был учеником Анаксимена, слушал Зенона Элейского, но не стал последователем элейской школы, а создал собственное учение. Он утверждал, что в основе
    Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а бесконечное число движущихся элементов и бесконечное число их форм; что пустота
    («небытие») так же реальна, как и тело; что все существующее совершается в силу естественной необходимости, определяемой им как причинность.
    Ученик Левкиппа Демокрит был первым энциклопедическим умом среди греков. Ему принадлежало около 70 работ по философии, физике, математике, физиологии, медицине, теории музыка, поэзии, из которых сохранилось до нашего времени около 300 фрагментов. Демокрит был родом из ионийской греческой колонии (г. Абдеры), его первыми учителями были халдеи и персидские маги. В поисках знаний Демокрит посетил Египет, Вавилонию,
    Иран, Аравию, Индию, Эфиопию. В Афинах слушал Филолая и Сократа, знал
    Анаксагора, был другом Гиппократа. По возвращении на родину написал основное сочинение «Малый диакосмос», которое продолжало и дополняло первый главный труд атомистов «Великий диакосмос», которое приписывают
    Левкиппу. Диакосмос (греч. – устройство) - у античных атомистов «мировой порядок», «мировой строй», мироздание, мир - то, что Пифагор назвал в свое время Космосом. Эти сочинения не сохранились. Согласно более поздним свидетельствам, в «Великом дикосмосе» излагались общие проблемы мироздания, его предмет – первоначала (атомы и пустота) и состоящие из них миры. В «Малом дикосмосе» (в оригинале «Микрос диакосмос») - впервые была дана всеобщая теория естественного развития природы и человека.
    В качестве материального первоэлемента космоса выступает атом (греч. – далее неделимый), который представляет собой абстрактную (невидимую) единицу, с которой связывается неизменное, вещественно оформленное
    32
    Сведения о Левкиппе очень скудны. Известно, что он из Элеи или из Милета, ученик
    Анаксимена, современник Парменида, Зенона Элейского, Эмпедокла, Анаксагора.

    70 начало. Атом очень мал и лишен каких-либо качеств. Единство и качественное многообразие мира зависит от соединения атомов, разнообразия возникающих конфигураций. Картина мира в атомизме предполагает два начала: атомы и пустоту, которая в противоположность атому изменчива, невещественна, бесформенна. Пустота необходима для движения атомов и соединения их в разнообразные сложные структуры.
    В атомистическом учении Демокрита утверждается реальность движения и единство наблюдаемого мира, но сохраняется рациональное зерно элейского и пифагорейского учений. Атомисты истолковали элейское понятие бытия и небытия в физическом смысле, первыми стали учить, что пустота (небытие) столь же реальна, как и атомы, также является элементом («стихией») действительности и необходимым условием движения атомов и образования сложных тел. Атомы и пустота абсолютно исключают друг друга. Ничто свойственное атому не присуще пустоте. У Демокрита пустота – бесконечная непрерывность. Демокрит считал вслед за элейцами, что бесконечная делимость материи противоречит присущей ей неуничтожимости, поэтому должны быть столь малые тела, которые будут далее неделимыми, иначе они будут непротяженными, не имеющими величины математическими точками, которые превращаются в «ничто». Согласно Демокриту атомы неделимы вследствие своей плотности и малости, бескачественны, как если бы состояли из одного вещества. Атомы не превращаются друг в друга, они лишены частей и пустоты, непроницаемы и вечны. Атомы Левкиппа - Демокрита, как видим, существенно отличаются от того, как понимается атом в современной науке.
    Атомисты построили картину мира, в которой возможно становление, движение, множественность и разнообразие вещей, соединив идеи Гераклита и Парменида. Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения (поворота). Атомы «складываясь и сплетаясь… рождают вещи».
    Мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи неизменен. Закон сохранения бытия (выделенный элеатами) атомисты обогатили законом
    сохранения движения
    , а также установили, что главный закон происходящих в мироздании событий – причинно-следственная связь: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Это первая формулировка принципа причинности - почти все, что сохранилось от сочинения Левкиппа «О разуме».
    Благодаря Демокриту, в натурфилософии утверждается и развивается
    мысль о причинной обусловленности явлений
    (детерминизм) и о возможности

    71 достигнуть достоверного знания, основанного на данных чувств, дополненных деятельностью разума. Натурфилософская позиция Демокрита отмечена жестким детерминизмом, поскольку он считал, что нет событий, причину которых нельзя установить. Все в мире имеет конечную причину в соединении атомов, поэтому в мире нет случайных событий, все события совершаются необходимо. Случайность субъективна, случайно то, причину чего мы не знаем. Ссылка на случай, по Демокриту, – ленность мысли, отказ от поиска причины. Все происходящее имеет причину в другом, а другое – в третьем и т.д. Ничто не происходит без причины, свободно. У атомов нет никакого свободного движения, движение происходит вследствие столкновения атомов.
    Сведя необходимость к причинности, утверждая, что беспричинными явления только кажутся, атомисты отвергли случайность. В их картине мира царит сквозная необходимость.
    В космологию атомисты внесли идею о множестве миров и их естественном порождении. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная мирами, которые образованы беспредельным числом атомов самых разнообразных форм. Возникновение миров происходит не беспричинно. Пустота заполнена атомами неравномерно. В той части пространства, где сходится много атомов, они сталкиваются друг с другом и постепенно образуют вихрь – кругообразное движение, вследствие чего более крупные и, следовательно, тяжелые атомы накапливаются в центре, а более малые и легкие, округлые и скользкие вытесняются к периферии. Так возникают земля и небо, которое образуют огонь, воздух, светила, гонимые воздушным ветром. В центре космоса (макрокосма) скапливается тяжелая материя. Сжимаясь, она выдавливает из себя воду, которая заполняет низкие места, образуя океан. Каждый мир замкнут, шарообразен и покрыт «хитоном» из крючковатых атомов. Однако число миров бесконечно. Миры преходящи, одни похожи, другие различны. Наш мир – один из многих.
    В отношении нашего мира атомисты следуют геоцентрической картине, полагая, что Земля одинаково удалена от всех оболочек космоса, а потому неподвижна. Земля имеет форму диска. Вокруг Земли движутся звезды, которые являются достоянием нашего мира, а не другими мирами. Демокрит не приводит для объяснения вихря никакой другой причины, кроме случая и природной закономерности. Атомы образуют уплотнения в тех или иных местах великой пустоты вследствие беспорядочного движения – случайно, но в дальнейшем все происходит по природной закономерности. На Земле, когда она была влажной, илоподобной, выросли растения, деревья и некие оболочки,

    72 похожие на пузыри, из которых под влиянием Солнца, влаги и воздуха возникли различные животные. Согласно Демокриту, живое происходит непосредственно из неживого и отличается от него наличием большего числа мельчайших, круглых, наиболее подвижных, огнеподобных атомов, образующих душу. В основе учения атомистов о человеке – уподобление человека (микрокосма – малого мира) и макрокосма (большого мира).
    Сходство заключается, во-первых, в том, что тело человека (и животного) состоит из атомов и пустоты, во-вторых, в природе есть душа и разум (теплота и огонь).
    Атомисты отвергли мировой ум Анаксагора, утверждая, что только в атомах и их движении можно усмотреть основания существующих вещей.
    Даже состояние души, восприятие человеком предметов, а также существование богов Демокрит объяснял соединением и столкновением атомов, откуда следовало, что все в мире подвержено изменению, поэтому
    Боги, природа, люди, а также их души смертны.
    Эпикур
    , развивая идеи Демокрита, вводит в натурфилософскую атомистическую концепцию представление о случайности событий.
    Основание этого он видит в постоянном движении атомов, которые, падая в пустоте с одинаковой скоростью, в силу случайности отклоняются от своего пути. Благодаря таким отклонениям образуются миры. Эпикуру принадлежит первая гипотеза о естественном происхождении Земли на основании случайных отклонений в движении атомов. Далее, согласно Эпикуру, на Земле возникли небо и море, родилась жизнь – растения, животные, люди. В натурфилософии Эпикур выделял физику – учение о природе, в которой следовал атомистике, и канонику – учение о познании, в котором роль источника знания отводил чувственным ощущениям.
    Соединением атомов Эпикур объяснял не только материальные, но также психические и социальные явления. В Афинах он создал философско- этическую школу, проповедуя в качестве главных жизненных ориентиров знание, отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежность духа. В своем этическом учении, получившем в последствие название эпикуреизм, он предлагал особую жизненную стратегию, позволяющую избежать страха
    (смерти, суеверия, религии и др.), благодаря познанию природы.
    Обе концепции (атомистическое учение и элементаризм) своеобразно преломляются в натурфилософии Платона (428 – 348 до н.э.). Несмотря на то, что в космологии он утверждает божественный источник космообразования
    (космос создан Творцом, Демиургом в подражание идеальному образцу), в

    73 отношении природы, которая характеризуется строением вещества, Платон говорит о вещах, которые существуют не в силу какого-то высшего замысла, а возникают и гибнут в силу необходимости. Но в отличие от атомизма, в котором необходимость имеет всеобщий характер, у Платона сфера необходимости сильно ограничена и касается только неживой природы, где все процессы сводятся к взаимодействию и взаимопревращению четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. Общий план мироздания и небесные светила – замысел Демиурга (Творца). В отношении природы роль Демиурга ограничивается оформлением мельчайших структурных единиц. В дальнейшем, как и у Демокрита, все процессы совершаются в соответствии с законом необходимости. Платон создает свою атомистику только для этой сферы необходимости. В современных терминах его концепция элементов
    (своего рода теория строения вещества) соответствует области молекулярной физики и фазовых превращений. Платон высказывает также идею
    атомистической концепции пространства
    . У Демокрита атом – не частица материи, а единица бытия. Понятия материи еще нет. В учении об элементах
    Платона идея материи только намечена указанием на нечто, обладающее способностью принимать облики огня, воды, воздуха и других стихий. Это нечто было совершенно неясным, новым и темным. Сам термин «материя» появляется только у Аристотеля.
    Признавая четыре основных элемента Эмпедокла, Платон не считает их простейшими, далее неразложимыми элементами космоса. По Платону, истинные первоэлементы малы, не видимы, представить их можно в виде геометрической абстракции, поскольку они имеют внутреннюю структуру.
    Простейшие элементы имеют форму треугольника, сложные - форму многоугольника. Для сравнения приведем формулу воды. Ее пространственная конфигурация в современной химии напоминает треугольник. А углеводороды – сложные элементы органической природы, строятся на основе бензольных колец, имеющих вид многоугольника. Платон высказывает идею о взаимопревращениях природных элементов, предполагая, что сложные элементы меняют свою внутреннюю структуру, распадаясь на более простые. Эта идея до сих пор составляет фундаментальный принцип естествознания. В частности, периодическая таблица химических элементов построена на основе этого принципа. Изменения атомарной структуры приводят к образованию ионов, на этой основе возникают сложные образования – вещества (например, вода представляет собой соединение измененных атомов кислорода и водорода). Изменение ядерной структуры

    74 приводит к распаду атома, превращению его в другой химический элемент
    (пример, радиоактивный распад урана приводит к возникновению ?).
    Наивысшего развития древнегреческая натурфилософия достигает в трудах ученика Платона Аристотеля (384-322 до н.э.). Аристотель 20 лет учился в академии Платона, отличался склонностью к точным определениям.
    Ему были хорошо известны все античные учения о природе и те проблемы, которыми занимался сам Платон. Аристотель в своей натурфилософии соединил все основные идеи античности, создав систему понятий, которые стали фундаментальными в развитии научной мысли. Он впервые попытался определить понятие движения, которое оказалось в центре внимания натурфилософии благодаря апориям Зенона и атомистическому учению, ввел такие понятия как материя, сущность, энергия, взаимодействие,
    целесообразность,
    создал систематическую науку о природе - физику и науку о рассуждении и методе познания – аналитику (или логику). Именно
    Аристотель впервые назвал физиками всех философов, занимавшихся вопросами строения космоса и поиском природных первоэлементов (фюзис – греч. природа).
    В атомизме представления о вещественных телах и их свойствах сводились к геометрическим определениям атома – форме, порядку, положению, принцип, позволяющий понять закономерность взаимодействия атомов, отсутствовал. Сам атом выступает единицей бытия, а не единицей материи, как его привыкли считать позже. У Аристотеля природа (фюзис) сама по себе обладает принципом движения и тем отличается от искусства и геометрии. Аристотель критически переработал наследие своего учителя
    Платона и натурфилософские представления ранних «физиков», создав совершенно новую логику, новую физику и новое понятие науки в целом.
    Эмпирическое начало, считал Аристотель, имеет свой особый статус, не может быть сведено к идее (Платон) или числу (пифагореизм) и выведено из понятия, оно обладает непреложностью, которую необходимо принимать во внимание в научном познании.
    Научный вклад Аристотеля
    связан с тем, что он понятийно связал такие уровни умозрительного знания как единое и число с вещественными телами, выстроив содержательно цепочку: эмпирическое начало (индивидуальное
    бытие, предмет) – мера единого – сущность – число
    . Аристотель вводит понятие «сущность», определяя ее как «ни в чем не находящееся» (ни в одном из телесных вещей или элементов), и связывая сущность с отношением, которое у пифагорейцев и Платона было первичнее самих элементов,

    75 поскольку противоположность (как отношение) есть основание всему.
    Сущность, по Аристотелю, это третье начало, связующее противоположности, которое пифагорейцы не нашли. Сущность (другое выражение сущности – субстрат) первичнее противоположностей.
    В учении о сущности Аристотель выделяет первичные сущности
    (индивидуальные вещи) и вторичные сущности (роды и виды индивидуальных
    предметов)
    . Именно благодаря введению категории сущность оказывается возможным связать в познании мир вещественных предметов, мир природы и абстрактный мир идей и чисел. Сущность единого, пишет Аристотель в том, что оно известным образом представляет собой начало числа. Поскольку началом является первая мера во всяком роде, то единое является началом того, что может быть познано относительно каждого предмета. У каждого рода есть свое единое (сущность). В одном случае это – наименьший интервал, в другом – гласный или согласный звук; особая единица – для тяжести и другая – для движения.
    33
    Утверждая, что единое суть мера, которая
    выражается числом
    , Аристотель придает математическому знанию новый статус познания единого через меру.
    Аристотелю принадлежит и первое определение материи как основной категории познания природы. Идея материи возникает у Платона как синоним
    «не-бытия», хаоса, противоположного истинному бытию идей (эйдосов), которое отличается единством, гармонией, постоянством. Платон не определяет материю, но сближает ее с пространством. Чтобы соединить платоновские противоположности «бытие – небытие», неизменное и изменчивое, Аристотель вводит в качестве посредника третье понятие «бытие в возможности», которое известно как аристотелева трактовка материи. Его цель – объяснить изменение, возникновение и гибель всего природного, избежав ситуации, когда возникновение из небытия – случайно.
    Следуя платоновской традиции, Аристотель отдает приоритет деятельности (активности), что связано с особым пониманием формы как действительности вещи, по отношению к ее возможности (которое соотносится с материей). Действительность реальных вещей представляет собой завершение активной, целесообразной (оформляющей) деятельности.
    Материя же представляет их потенциально возможное состояние.
    Положение о приоритете действительности над возможностью (формы над материей) – выражение глубокого убеждения Аристотеля в том, что высшее не может само по себе возникнуть из низшего, что из хаоса никогда не
    33
    См.: Аристотель. Метафизика, V, 6.

    76 родится Космос, из лишенного смысла – смысл, из материи – форма. Это убеждение Аристотель разделяет с Платоном, а последующая эллинская и средневековая наука - с Аристотелем.
    Понятие движения
    . Проблему мысленного представления движения, его неопределенность, которую подчеркивали элеаты и Платон, Аристотель связывает с тем, что движение нельзя поместить ни в число потенций предметов, ни в число их энергий. Он определяет движение как переход от
    потенции к энергии
    , от возможности к действительности, поэтому оно всегда совершается «от - к», т.е. имеет вектор направления. Эта общая черта и позволяет познавать движение. Аристотель выделяет виды движения – качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение, а также перемещение, подчеркивая, что общим для всех видов движения будет
    «энтелехия существующего в потенции»: характер движения зависит от характера движущего.
    Стремясь найти решение парадокса бесконечности, выявленного в апориях Зенона, Аристотель вводит понятие континуум (непрерывное).
    Учение о континууме служит основанием для создания науки о движении.
    Именно эта часть аристотелевской физики никогда не оспаривалась и даже не ставилась под сомнение в Новое время и в современном естествознании.
    Принцип непрерывности – фундаментальный принцип, на который опирались в основных допущениях Галилей и Ньютон, а также вся математика.
    Непрерывность понимается Аристотелем как определенная форма связи состояний, отличная от последовательности и смежности. Непрерывными могут быть как предметы, так и движения. Чтобы движение было непрерывным должны выполняться три условия: 1) единство
    (тождественность) вида движения (только перемещение, или только качественные изменения и т.п.), 2) единство движущегося предмета, 3) единство времени. Смежные и последовательные вещи непрерывны только по времени. Если наступает покой, то следует говорить о нескольких движениях.
    В непрерывном «крайние концы образуют единое и касаются» (Физика, VI, 1,
    231а), поэтому непрерывное не может состоять из неделимых частей.
    Возражая Зенону, Аристотель подчеркивает, что «по неделимому пути ничто не может двигаться, а сразу является продвинувшимся». Движение при таком условии перестает быть процессом, становится суммой результатов. Движение
    «будет состоять не из движений, а из моментальных перемещений и продвижений чего-нибудь не движущегося… возможно будет прибыть куда- нибудь, никогда не проезжая пути: проехал его не проезжая» (Физика, VI,

    77 232а). Поэтому непрерывность, по Аристотелю, является условием возможности самого процесса движения.
    Однако идея непрерывности не решала проблемы начала движения, которая предполагала прерывность. Устраняя эту сложность, Аристотель сформулировал положение о непрерывности пространства и времени: «нет ничего первого», «ни в том, что изменяется, ни во времени, в течение которого оно изменяется» (Физика, VI, 5, 236а).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


    написать администратору сайта