Главная страница

1 глава. История изучения проблемы и состояние исследований формирования убеждений в психологопедагогической литературе


Скачать 91.36 Kb.
НазваниеИстория изучения проблемы и состояние исследований формирования убеждений в психологопедагогической литературе
Дата22.05.2018
Размер91.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 глава.docx
ТипДокументы
#44570
страница4 из 4
1   2   3   4

называемого убеждением, многие авторы также выделяют его волевой компонент. К сожалению, сам механизм такого выбора, ведущего к принятию или непринятию того или другого мотива, все еще, как отмечается в литературе, изучен недостаточно. С развиваемых позиций считаем возможным предположить, что в работе механизма, обеспечивающего выбор из двух (нескольких) конкурирующих между собой мотивов одного, главного, наряду с такими средствами регуляции, как смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, установки, должно участвовать и другое психологическое образование, которое посвоему характеру является надситуативным и способным включать в акты внутреннего выбора в качестве эталонов систему личностных ценностей. Вместе с тем оно должно быть связано с механизмом «значащих» переживаний. В случае отказа

следовать в актах внутреннего выбора (мотивов, целей, поступков) собственным эталонам, идеалам, принципам личность под воздействием внутренних санкций должна, очевидно, испытывать состояние психологического дискомфорта. Напротив, в случае их реализации субъект будет переживать состояние внутреннего комфорта, удовлетворенности. Таким требованиям, по нашему мнению, удовлетворяет психологическое образование, обозначаемое как убеждение личности. Будучи единицей мировоззрения, оно призвано реализовать определенные личностные ценности. Поэтому убеждение и может выступать в качестве эталона, способного служить критерием при сравнении между собой конфликт мотивов (целей, средств их достижения). Убеждение как бы «прощупывает» и «оценивает» каждый из конкурирующих мотивов с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать. Мотиву, характер которого отвечает этим ценностям (когнитивному компоненту убеждения), дается «разрешение» быть включенным в процесс

построения социальной ориентировки. Напротив, для мотивов, характер которых не согласуется в должной мере с содержанием данной личностной ценности, убеждение выступает барьером, исключающим их участие в социально-ориентировочной деятельности. Такие мотивы личностью отвергаются, подавляются. При этом мотив, выделяемый с помощью убеждения в качестве действующего, ведущего, одновременно наделяется соответствующим личностным смыслом в зависимости от ранга, который данное убеждение занимает среди других убеждений. (Чем выше в иерархии личностных ценностей находится данное убеждение, тем более глубокий личностный смысл придается его реализации, а следовательно", и выделенному с его участием мотиву.). В то время как организующая функция мотива направлена на выбор соответствующего ему поступка, продуктом

аналогичной функции, выполняемой убеждением, является выбор самого мотива (принятие того мотива, который отвечает личностным ценностям). Выделенный (при участии определенного убеждения) мотив и будет затем выступать в качестве ведущего и смыслообразующего начала формирования деятельности, определяющей характер поступка (соответствующего данному

мотиву). В соответствии с приведенными выше соображениями становится понятной недостаточная обоснованность попыток отождествить понятие «убеждение» с понятием «социальная установка». Установка, как известно, тесно связана с ситуацией действия, включает в себя как момент мотива, так и момент ситуации, чаще функционирует на неосознанном уровне. Напротив, общепринятым является рассматривать убеждение как осознанное образование,- которое само по себе не включается в конкретные акты поведения, а выступает как надстройка, обеспечивающая надситуативную ориентировку. Мы полагаем, что, несмотря на тесную взаимосвязь стоящих за ними психических явлений, понятие «убеждение», «мотив» и «установка» нельзя смешивать, отождествлять друг с другом. Убеждение представляет собой особое психическое образование, обладающее специфическими функциями, которые оно выполняет в структуре мировоззренческой деятельности (в структуре способа мировоззренческой ориентировки). Оно

служит побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции —мотивирующая, побудительная функция — и основанием для функции выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм — когнитивная функция. В последнем случае оно участвует в выборе мотивов, целей, поступков. Тем самым и обеспечивается влияние личных ценностей на характер социально-ориентировочной деятельности. В этой связи считаем особо важным отметить, что в первой, мотивирующей своей функции убеждение наиболее отчетливо проявляется в содержательном, гносеологическом плане при рассмотрении вопроса о составляющих мировоззрение компонентах (знаниях, взглядах, идеалах, убеждениях). Такой

содержательный анализ проблемы достаточно подробно проделан в работах М. Н. Алексеева, Э. И. Моносзона, Н. А. Менчинской, Т. К- Мухиной, Р. М. Роговой. Другая, когнитивная функция убеждения отчетливо присматривается при функциональном анализе проблемы, в рамках которого оно выступает в качестве психологического регулятора отношений между личностью и обществом. Здесь убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка. Очевидна необходимость исследования проблемы в единстве применения как содержательного, так и функционального- анализа. Последний открывает возможность изучения вопроса о механизмах включения убеждений в процесс ориентировки, в акты выбора мотивов, целей, поступков. единство знания (оценок, норм, идеалов) и положительного к ним отношения. Различие между ними именно в функции, которую каждый из них выполняет в социальной ориентировке. Если «взгляды» используются личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к ситуации или событию, попадают под «действие» фиксированного в них значения, то «убеждение» выполняет другую функцию. С его помощью решается вопрос о том, использовать ли данные взгляды (знания) в качестве критерия выбора мотивов и целей, которыми

личность намерена руководствоваться в той или другой ситуации. Особую, специфическую функцию выполняет в структуре социально ориентированного механизма психическое свойство, обозначаемое как убежденность личности. Выступая как высшая форма обобщенной мотивационной направленности, убежденность (как и убеждения) сама по себе не включается в конкретные акты поведения как их элемент, а выступает как надстройка, реализующая применение научных знаний и приемов в качестве личного способа социальной ориентировки. Тем самым осуществляется переход от абстрактного владения научным мировоззрением к его практическому использованию для построения активной жизненной позиции. Теперь, когда гипотетически сформулировано представление об особой роли убеждения в структуре способа социальной ориентировки, открывается возможность более строго определить характер связи убеждения и поведения личности. Проделанный анализ показывает, что в литературе, как правило, эти понятия достаточно отчетливо разводятся. Так, убеждение,

которое не реализуется в поведении, предлагается рассматривать как вполне полноправное, сформированное, поскольку «далеко не всякий продукт» индивидуального создания реализуется в поведении человека, которое шире, богаче, сложнее индивидуального сознания (И. Я. Лернер, Э. И. Моносзон, Р. М. Рогова, И. В. Сысоенко, Г. И. Школьник). Только отдельные авторы допускают наличие очень тесной и даже однозначной связи (Н. И. Болдырев, В. И. Роенко, 3. М. Шилина) между исследуемыми понятиями. Большинство же исследователей, напротив, подчеркивают, что связь эта является сложной, носит опосредованный характер. При этом указывается на влияние внешних и внутренних факторов на характер взаимодействия убеждения и поведения.

В заключение считаем важным подчеркнуть, что построение понятийного аппарата проблемы путем выделения в качестве системообразующего признака значения той функции, которую выполняет каждое из этих понятий (стоящих за ними явлений) в структуре социально ориентированной деятельности открывает также возможности для строгой формулировки гипотез относительно условии формирования убеждений личности, которая поддавалась бы строгой экспериментальной проверке.
1   2   3   4


написать администратору сайта