Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль и значимость убеждений в структуре личности человека.

  • 1 глава. История изучения проблемы и состояние исследований формирования убеждений в психологопедагогической литературе


    Скачать 91.36 Kb.
    НазваниеИстория изучения проблемы и состояние исследований формирования убеждений в психологопедагогической литературе
    Дата22.05.2018
    Размер91.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 глава.docx
    ТипДокументы
    #44570
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Место убеждений в структуре личности. Структура формирования убеждений. Подходы к формированию убеждений.

    Особый интерес представляет вопрос о специфике убеждения и о месте его в структуре личности. Несмотря на разность подходов к определению убеждения, есть возможность выявить общее, отмечаемое многими исследователями, в его свойствах, структуре и функциях.

    Исходя из понимания убеждения как осознанной потребности личности, побуждающей ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, можно утверждать, что содержание этих потребностей, вербализованных в форме убеждений, отражает понимание человеком мира и себя в этом мире.

    Постольку поскольку убеждения касаются разных сторон жизни, их принято делить на идейные, политические, философские, этические, эстетические, религиозные, экологические, антропологические, педагогические и др. Убеждения входят составной частью в мировоззрение человека, являясь его наиболее глубинной, «интимной» частью, это наиболее личностное образование. На такой позиции настаивает В.Э.Чудновский. Именно такие взгляды характеризуют человека как личность (см. рис.1).
    рис. 1 мировоззрение







    Единица мировоззрения


    религиозные

    научные


    нравственные


    эстетические

    философские


    правовые

    Если исходить из мнения большинства ученых, убеждение формируется, начиная с подросткового возраста, когда начинается процесс осознанного формирования личностной позиции в связи с ощущением своей автономности, идет интенсивный поиск идеалов, идут процессы формирования нравственной позиции, системы убеждений, мировоззрения в целом. Социальное и личностное самоопределение предполагает автономию от взрослых, четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это становится чрезвычайно важным этапом формирования личности: иногда сформированное убеждение в подростковом возрасте может не претерпевать изменений в дальнейшем, в связи с чем можно говорить о таких свойствах убеждений, как осознанность и устойчивость.

    Убеждения могут касаться разных сторон жизни, в связи с этим расхождения во взглядах и позициях у людей могут быть самыми крайними, однако основой для интеграции могут послужить этические, или нравственные, убеждения. Именно они, по мнению большинства философов,

    являются основой личности человека, именно формированию нравственных

    убеждений уделялось и уделяется особое внимание в педагогике.

    Убеждения представляют собой субъективную строну поступка, руководящий принцип поведения». На основании этого определения можно выделить дополнительные свойства убеждения: убеждения - это продукт интериоризации, так как это личностно принятая человеком позиция («выработанный человеком взгляд» на основе идей.) и убеждение действенно по своей природе (обладает побудительной силой).

    Классифицируя нравственные убеждения, Краснобаев в качестве критерия выделяет содержание, глубину и действенность. Так, по содержанию различаются убеждения житейские (односторонние, ошибочные и антинаучные), основанные на житейских понятиях, усвоенные под влиянием среды, вне специального обучения, и научные, основой которых являются идеи и понятия, отражающие действительность с научной точки зрения. С точки зрения глубины различаются убеждения поверхностные, то есть усвоенные на уровне знания, но не выступающие регулятором поведения, и глубокие, прочно входящие в сознание личности, становящиеся ее второй природой.

    И, наконец, автор выделяет убеждения действенные и пассивно-созерцательные, «свойственные людям, для которых их взгляды служат не столько стимулом к действию, сколько предметом любования. Им нравится их стройность, логическая последовательность. Такой человек испытывает эстетическое удовольствие, высказывая свои взгляды, рассуждая, споря, на
    словах защищая свои убеждения. Но это бесплодные убеждения Они не переходят в действия, поступки. Их сфера - слово без дела».

    В принципе подобная классификация может быть принята с оговоркой, что подобными характеристиками могут обладать убеждения на стадии их становления, ибо для сформированных убеждений характерна глубина и действенность.

    Таким образом, говоря о классификации убеждений, следует выделить следующие виды убеждений:

    по критерию - сфера жизни и деятельности человека: идейные, политические, религиозные, педагогические, этические, эстетические, антропологические, экологические, философские.

    По критерию - содержание: житейские, научные.

    По критерию - уровень усвоения: поверхностные, глубокие.

    Также можно выделить следующие свойства сформированных убеждений (где убеждение - продукт интериоризации): осознанность; устойчивость; действенность; глубина.

    Необходимым представляется также рассмотреть вопрос о структуре убеждения. Единого взгляда на структуру убеждения у авторов, зани-мающихся этой проблемой, не существует. Так, И. М. Краснобаев утверждает, что убеждение является сложным фактором сознания и одновременно неделимым на более мелкие единицы. «Убеждение самым тесным образом связаны с разумом и чувствами человека, которые непосредственно участвуют в их формировании.... Убеждение не просто мысль, не просто правильный взгляд, а страстная мысль. В этом ... заключается сила убеждений».

    Исследователь убежден, что только в совместной работе интеллекта и чувств человек приходит к истине, которая становится его убеждением. С другой стороны, являясь субъективной стороной поступка убеждения выступает необходимым условием воли. Таким образом, убеждение, по мне-
    нию автора, связано со всеми сторонами сознания человека - разумом, чувством, волей — и принимает непосредственное участие в образовании нравственного характера.

    Существуют попытки (Л. А. Зеленов, А. Н. Титаренко, Е. В. Субботский и др.) выделить в структуре убеждения более мелкие единицы, «расчленить» его на составные части. Общим в подобном структурировании можно назвать выделение следующих компонентов:

    • когнитивный - отражает уровень соответствующего знания - нормы, оценки;

    • мотивационный - выражает особенности личного отношения к усвоенному знанию, степень уверенности в его личной значимости;

    • поведенческий - выражает «действенность» мотивационного компонента, степень его влияния на поведение.

    В связи с этим определяются критерии сформированности убеждений:

    • уровень усвоения нравственной нормы;

    • уровень понимания моральных понятий;

    • уровень умения решать нравственные задачи.

    Самым проблематичным оказывается возможность получить данные о содержании личностного смысла и о готовности руководствоваться полученными знаниями как регуляторами поведения. Несомненно, что такие данные могут быть получены лишь в процессе наблюдения за деятельностью, ибо нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется в поступках же.

    Особую роль в установлении единства знаний и убеждений играют конфликтные ситуации. «Человек, - утверждает И. Кон, - не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов». (78, с. 209). В современных условиях с «ограниченными» возможностями для деятельности
    учащихся в рамках образовательных учреждений особую роль в формировании поведенческого компонента убеждений играют воспитательные системы, именно они, включая учащихся в систему отношений, дают возможность проявить знания в деятельности, в том числе и в конфликтных ситуациях.

    Убеждения непосредственно связано с ценностями («активное положительное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям»). Ценность же, в категориях философии, психологии и педагогики, - объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов, целей, интересов и потребностей. Одновременно представляя и мотивацион-ные и когнитивные образования, ценности направляют, организуют и ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией.

    Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей. Главной особенностью ценностей является то, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное с добровольным выбором (37).

    Кроме этого, ценности выступают как образования мотивационно-потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей. «Ценности представляют собой некоторые конечные цели, к которым стремится индивид. Они дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях» (154).

    По мнению многих психологов, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, детерминируют особенности ее поведения (2, 3). Так, Б. Г. Ананьев в
    работе «Человек как предмет познания» (3) характеризует ценностные ориентации как «направленность личности на те или иные ценности», поэтому они обязательно предполагают момент выбора.

    Ссылаясь на это определение, В. Г. Алексеева (2) предлагает под ценностными ориентациями понимать избирательность сознания и поведения, их детерминированность представлениями личности о ценностях жизни и культуры. Будучи компонентом не только сознания, но и поведения, ценностные ориентации являются достоянием эмоциональной жизни индивида, связаны с его убеждениями.

    Способность убеждений выполнять функцию побудителей поведения обуславливается тем, что они «фокусируют в себе» ценностные ориентации, благодаря этому работа убеждений придает поведению избирательность, направленность и личностный смысл. В основе другой функции, организующей активность личности в «построении» целевых программ должного и предпочитаемого поведения, лежат фиксированные в убеждении оценочные критерии.

    Интересно, что «психологическим механизмом» экстериоризации, приведения в действие, включение в ориентировочный процесс содержащихся в убеждении оценочных критериев, по мнению Момова (108), служит воля. Важна также и мысль автора о том, что сформированное убеждение влияет на психическое развитие личности. Эта связь проявляется в том, что усвоение знаний, эталонов на уровне убеждений порождает определенный тип поведения - личностное, свободное поведение. Оно строится преимущественно с помощью актов внутреннего выбора мотивов, целей и способов поведения. Благодаря этому личность освобождается от непосредственного воздействия внешних факторов, приобретает способность действовать на основе и в соответствии со своими ценностными ориентациями, оценочными критериями, сообразуясь при этом с особенностями внешней ситуации.
    В данной концепции отчетлйТю звучит мысль о сущности нравственно воспитанной личности как личности внутренне свободной (И. Кант, С. Гессен), способной самостоятельно совершать акты внутреннего выбора, сообразуясь с нравственными убеждениями.

    Однако стоит иметь в виду, что существует взаимозависимость не только ценностей и убеждений, но и всех элементов мотивационно-потреб-ностной сферы, ибо сформированные убеждения или ценности более высокого порядка влияют на формирование новых потребностей, тоже более высокого порядка. Таким образом, процесс формирования убеждений неизбежно должен повлечь изменения во всей мотивационно-потребностной сфере, при этом наиболее тесная связь у убеждений, вероятно, будет с ценностями (опора на них) и ценностными ориентациями (реализация).

    Формирование ценностных ориентации в свое время было одним из главных путей воспитания активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, когда «единство слова и дела становится повседневной нормой поведения» (2). Диапазон ценностных ориентации определялся диапазоном интересов личности, широтой ее связей с окружающим миром. Считалось, что наибольшее значение для каждого человека имеют идейно-политические, нравственные, эстетические ориентации, а отношение к труду было основным интегральным показателем идейной зрелости человека. Интеллигентность человека определялась овладением основными ценностями человеческой культуры и неукоснительным воплощением их в жизнь и в свою трудовую деятельность, повседневное общение и поведение. «Интеллигентность - это ориентация на самые высокие образцы культуры прошлого и настоящего» (там же). Особое внимание уделя-лось формированию нравственных ценностных ориентации.

    Однако сегодня в большей степени сложность и противоречивость процессов, происходящих в обществе, определяют характер воздействия на
    становление сознания. С одной стороны, мы наблюдаем отход от ценностей социализма, с другой - неразработанность идеалов нового общества, что в целом вызывает кризис ценностей.

    В исследовании Н. Д. Никандрова (112) убедительно показано, что, несмотря на наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни: статистика роста преступлений, ухудшающаяся экология, проблема питания, цены, не соответствующие зарплатам большинства россиян, ухудшение здоровья, резко понижающаяся продолжительность жизни, рост смертности. Семья также является одной из приоритетных ценностей человека, но реальность и здесь вносит поправки: тяжелое материальное положение, возрастание числа разводов, свободная мораль, рост проституции.

    Н. Д. Никандров в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий» делает попытку очертить круг ценностей, являющихся общечеловеческими, то есть такими, которые принимает весь род человеческий. Попытка найти наиболее общие нравственные основания для поведения и привести их в систему писаных моральных норм была предпринята еще в глубокой древности. В Библии, Коране мы можем найти свод правил для нравственного поведения. И до сих пор предпринимаются попытки составить некий реестр ценностей, которые следует воспитывать. Так, в «Прогностической концепции целей и содержания образования» содержатся еле-
    дующие ценности: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность и взаимопомощь, гуманистическая направленность технического прогресса.

    Существуют и другие списки ценностей. Но если их обобщить, можно свести всего лишь к нескольким ценностям более высокого порядка: Жизнь, Человек, Добро, Земля, Красота, Справедливость.

    Логика выделения ценностей более высокого уровня, на формирование которых следует обратить внимание в процессе воспитания, присуща и другим исследователям. В. А. Караковский (68), утверждая, что общечеловеческие ценности есть основа целостного учебно-воспитательного процесса, пишет о том, что эти ценности имеют два уровня: первый - уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие взаимоотношения между людьми. Составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, милосердие, скромность и т.п. Однако - утверждает автор - все названные качества в чистом виде не существуют, зачастую поведение человека зависит от ситуации: и добрый человек может совершить злой поступок, а милосердный совершить жестокость (и с этим невозможно не согласиться; это подтверждается данными исследователей атрибуции, которые обнаружили, что люди часто не придают должного значения ситуации; объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления черт и установок индивида). Поэтому и Караковский предлагает выделить ценности более высокого уровня, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты,
    высоконравственные потребности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
    Роль и значимость убеждений в структуре личности человека.

    Построение основных понятий составляет начальный этап исследования. До сих пор, однако, сделать это достаточно строго не удавалось. Представленные в литературе многочисленные определения понятий «убеждение» помимо того, что они вызывают разногласие среди самих авторов, не учитывают, как справедливо отмечал И. Я. Лернер, в достаточной степени психолого-педагогического аспекта исследования-проблемы. Их трудно поэтому использовать для построения системы понятий, связанных с процессом формирования убеждений и мировоззрения (о структуре и критериях и сформированности, об условиях и средствах направленного воспитания и др.), а также для создания адекватного метода проверки выдвигаемых гипотез и рекомендаций. Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающее ему действенный характер. В философской литературе под убеждением чаще всего понимают определенное состояние сознания личности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию... В педагогической литературе подчеркивается заключенное в убеждениях единство знания и личного отношения к нему, переживания его истинности.
    В психологии убеждения связывают с мотивационной сферой личности. В психологических словарях и учебниках убеждение традиционно определяется как «система мотивов личности, понуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением». Отмечается, что убеждения — это осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень активности личности. Правда, в ряде исследований убеждения трактуются как особые социальные установки личности.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта