Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ 20-30-Х ГГ. XІX В. «ЗАПАДНИКИ» И «СЛАВЯНОФИЛЫ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ В 40-Е ГОДЫ XІX В.

  • «Западники» и «Славянофилы»

  • История России, зачёт 1. История как наука. Вспомогательные исторические дисциплины. Виды исторических источников


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеИстория как наука. Вспомогательные исторические дисциплины. Виды исторических источников
    Дата13.09.2022
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория России, зачёт 1.docx
    ТипРассказ
    #675048
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    При Николае I Павловиче (1825–1855) была выработана идеологическая доктрина «официальной народности».

    Автором этой концепции был министр народного просвещения Сергей Сергеевич Уваров. Он, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой «теорию официальной педагогики».

    Теория «официальной народности» провозглашала основными ценностями:

      1. православие – трактовалось как основа духовной жизни русского народа;

      2. самодержавие – в нем сторонники теории видели гарантию, нерушимость Российского государства;

      3. народность – под ней понималось единение царя с народом, при котором возможно бесконфликтное существование общества.

    У официальной доктрины было очень много сторонников. В числе них были великие русские писатели А.С. Пушкин (в 1830-е гг.), Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

    Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г.

    1. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ 20-30-Х ГГ. XІX В. «ЗАПАДНИКИ» И «СЛАВЯНОФИЛЫ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ В 40-Е ГОДЫ XІX В.

    Революционные кружки конца 20-30-х гг. XIX века:

    Тем не менее, в связи с укоренением капиталистических отношений, кризисом крепостнических порядков, неизбеж­но возникали вопросы о путях дальнейшего развития Рос­сии. Попытки ответить на жгучие вопросы современности, обосновать новую теорию развития стали характерным со­держанием общественного движения конца 20-х — 30-х го­дов. Одним из первых революционных кружков, возникших после восстания декабристов, стал кружок братьев Крит­ских. Считая себя идейными последователями декабристов, члены кружка считали необходимым свержение самодер­жавия и уничтожение крепостного строя. В качестве основ преобразования народной жизни они рассматривали просве­щение и воспитание. Несмотря на свою малочисленность и политическую наивность, этот кружок стал первой револю­ционной организацией, продолжившей идейную линию декабристов. После того, как члены кружка разбросали на Красной площади прокламации, призывающие к свержению монархии, организация была разгромлена полицией.

    В начале 30-х годов ведущее место в революционном дви­жении принадлежало Московскому университету; в студен­ческой среде возникали многочисленные кружки, в рамках которых обсуждались различные вопросы современной жиз­ни. В 1831 году выпускник Московского университета Н.П. Сунгуров организовал тайное общество, считавшее своей главной целью введение в России конституционного строя. Идеологи организации разработали план восстания в Моск­ве и Петербурге, который предусматривал вооружение на­рода, привлечение на свою сторону армии и т.д. Эта группа вскоре была раскрыта полицией. Несколько иной характер имел другой университетский кружок, который возглавлял Н.В. Станкевич. Осуждая современную им действительность, члены кружка, тем не менее, не допускали никакого на­сильственного вмешательства в действия правительства. Эта группа, в которую входило много ярких, талантливых лю­дей (К. Аксаков, В. Белинский, М. Бакунин, М. Погодин, П. Грановский и многие другие), была своеобразным «куль­турным обществом», стремившимся к распространению про­свещения и знаний, оказавшим прогрессивное влияние на русскую культуру и общественную мысль.

    «Западники» и «Славянофилы»:

    В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

    И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию

    Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

    Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

    При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта