История России, зачёт 1. История как наука. Вспомогательные исторические дисциплины. Виды исторических источников
Скачать 0.54 Mb.
|
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ: ОЛЕГ, ИГОРЬ, ОЛЬГА, СВЯТОСЛАВ. Вещий Олег (т.е. знающий будущее) – великий древнерусский князь, что пришёл к власти после легендарного Рюрика – первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега – «вещий» – относилось исключительно к его склонности к волхованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий. В древнерусских летописях говорится, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу (879-912 г.г.), так как сын Рюрика, Игорь, был мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племён, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые переговоры. Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. Он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве. В 907 году киевский князь Олег привёл (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 году заключён выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение. В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключённым после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877–945 гг.) – номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий – первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанёс первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Вещего Олега и его военной дружины «неразумные хазары» абсолютно безнаказанно собирали дань со всех соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже насильно навязать совершенно чуждую русскому народу идеологию, религию, исповедуемую хазарами – иудаизм. Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило да ещё как! Только вот Олеговым престолонаследником что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чём первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси. Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая – прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая – знакомство Игоря со своей будущей женой – Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев – Кирилла и Мефодия, создатели славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние – утверждение грамотности на Руси, реформы письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся по сей день. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской – Вещим Олегом: князь- язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ – славянской письменности и русской азбуки. Игорь (912–945) продолжил деятельность своего предшественника-опекуна (дяди или племянника) Олега. Став после смерти Олега (912 г.) великим князем, он подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил антикиевское восстание древлян. В 915 году на Русь впервые напали печенеги – объединённые племена заволжских кочевников – упорная борьба между Русью и Великой Степью продолжалась. Неспокойная обстановка на южных рубежах Киевской Руси не помешала Игорю предпринять поход на Константинополь (941 г). Этот поход не имел успеха: ладьи Игоря на подходе к Константинополю были сожжены так называемым «греческим огнём». В 943 году Игорь вновь пошёл войной на Византию, желая отомстить за первую неудачу. Византийский император Роман Лакапин предпочёл уклониться от новой войны, откупившись богатыми дарами. Игорь принял предложение императора, так как древляне во главе с князем Малом вновь восстали против гегемонии Киева. Вернувшись на Русь, Игорь с небольшим войском поспешил к городу Искоростень – главному городу древлянской земли. Осада Искоростеня длилась почти год. Однажды ночью (945 г.) древляне напали на лагерь Игоря. Нападение это было настолько стремительным и ожесточённым, что Игорь с небольшой свитой обратился в бегство. Древляне догнали беглецов и взяли их в плен. Великий князь Игорь был предан позорной смерти: его привязали к вершинам двух наклонённых берёз и разорвали пополам. По другой версии, жадный до богатства Игорь, собрав с древлян положенную дань (полюдье), вернулся и потребовал выплатить новую полную дань. Тогда древлянский князь Мал произнёс: «…повадится волк в стадо, всё стадо перетаскает». Ополчение древлян, предводительствуемое князем Малом, окружило лагерь Игоря и предало его смерти вместе «со всею дружиною». Сведения о семье Игоря противоречивы. Вероятнее всего у него было несколько жён, в их числе и Ольга, мать будущего великого князя киевского Святослава. Княгиня Ольга (890–969 гг.) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связанно с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал её хитрой, церковь – святой, история – мудрой. В чём же заключается историческое значение Ольги? Она праматерь нашего православия. Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги (945–957 гг.) было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Чёрного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период правления варягов до Игоря был не столько русской историей, сколько варяжской – это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима. Огромный напор с севера в центр тогдашней цивилизации прекратился лишь в веке Ольги. Она первая остановила варягов и внесла в варяжскую стихию, как славянка, начало более мирной и мягкой культуры. В лице Ольги варяжская национальность ломается и становится народно-русской. После смерти князя Игоря Ольга унаследовала крайне трудное государственное положение дел: первый серьёзный бунт, мог грозить полным развалом ещё не до конца сросшемуся из отдельных племён государства. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовского населения. Успех мятежа мог явиться роковым соблазном и для других недавно покорённых племён. Поэтому Ольга действовала хладнокровно и особо жестоко. Послы древлян были убиты, уничтожена столица древлян Искоростень, большая часть древлян обращена в рабство. Подавив древлянский мятеж, Ольга восстановила единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти поставленное под удар молодое государство. Для древних славян месть считалась благородной, так как защищая нарушенные права убитого, мститель подвергает смертельной опасности собственную жизнь. Месть Княгини Ольги не в коем случае нельзя рассматривать как личную месть – её месть, прежде всего, – укрощение государственного мятежа. Погасив мятеж, Ольга начала борьбу с причиной вызвавшей мятеж, в вопиющими недостатками тогдашней государственности. Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы. Летопись отмечает, что в укрощении древлянской земли Ольга ходила не как грабитель, а как управитель «и идёт Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища её и ловища». Отдохнув после тяжёлой войны всего лишь «единое лето» в следующем году идёт Вольга Новгороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани». Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Её предшественники – варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных – обязанностях власти. Она, говорит Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости». Власть государственная в то время была путешествующего, так сказать амбулаторного типа. От ноября до апреля ежегодно князья отправлялись в «полюдье» – не только для сбора дани, но и для суда и расправы. Ольга учредила погосты, т. е. станции для угощения. Она же установила оброки, т. е. определила содержание дани. Великая женщина сама училась, путешествуя, и во всю заставляла учиться других. Может быть этой наукой следует объяснить тот удивительный авторитет, который она приобрела у Игоревой дружины и мирного населения. При княгине Ольге не записано летописцем ни ропота войск, ни мятежей народных. Укрепив единодержавие и придав стране, вид государственно-культурный, Ольга приступила к своему третьему подвигу – к введению христианства. Понимая, что религиозная совесть свободна, Ольга крестилась только сама, не насилуя ни своей семьи, ни подданных. Она верила в могущество своего примера и знала, что добровольно принятая религия истинная. Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться ещё слабой русской государственности. Подавив восстания древлян, Ольга разделила Русь на волости, что явилось весьма дальновидным политическим решением. Она отменила опасное «полюдье», установив твёрдый размер дани «уроки», сроки её сдачи и место сбора «погосты». Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. Не следует забывать, что именно Ольга явилась праматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук – Князь Владимир. Без сомнения Ольга сделала всё для блага и рассветы государства. После княжения Ольги на престол взошёл Святослав (957–972 гг.). Святослав Игоревич – великий князь Киевский, сын князя Игоря и княгини Ольги, вошёл в историю как великий полководец и завоеватель. С юных лет Святослав воспитывал в себе привычку к лишениям. Был суровый и сильный воин. При князе Святославе границы Киевской Руси были значительно расширенны как на Восток, так и на Запад. По числу одержанных военных побед, князя Святослава по праву можно назвать Александром Македонским Восточной Европы. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель витячей, нанёс поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повёл упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут сходиться «блага из разных стран»: шёлк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружён стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключён договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть. По дороге в Киев Святослав в 972 году попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из неё на пирах, считая, что к нему перейдёт слава убитого. ПЕРВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА І. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. Первая религиозная реформа: С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились: Перун Хорс (солнечный конь) Дажьбог Мокошь Стрибог Симаргл (значение неизвестно) Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами. Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии. "Выбор веры" Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.) Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь. Значение принятия христианства: Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. «РУССКАЯ ПРАВДА». Политический строй: После смерти Владимира Святого (1015 г.) начались междоусобицы его сыновей. В результате их киевский престол в 1019 году занял Ярослав, бывший в Новгороде наместником великого князя Киевского. При Ярославе Мудром (1019-1054) началось, а при его сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права (с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений), которая образовала впоследствии юридический сборник “Русская правда”. Под этим общим названием известны три памятника: «Краткая», «Пространная» и «Сокращенная Правда». «Краткая Правда» делится на «Правду Ярослава» (около 1016 г.) и «Правду Ярославичей» (вторая половина ХI в.). Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты нового, феодального уклада и старого, родоплеменного. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина, с которой он советовался по основным вопросам. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, “думу”, князя, стали именоваться боярами. У них также формируется своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины “отроки”, “чадь”, “гриди”. Если старшие дружинники выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей) , вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. Наряду с дружинниками сохраняло свое значение и народное ополчение – “вои”, в чем проявлялись пережитки феодального строя. В ХI веке сохранялось также вече. Народные старейшины – “старцы градские” – участвовали в княжеской думе. Но в то же время летописи отразили падение роли вече в общественной жизни: его упоминание как правило связывалось с экстраординарными ситуациями. Внешнеполитические связи княжеского дома были скреплены брачными союзами с правителями Польши, Франции, Венгрии, скандинавских стран. Русь успешно боролась с притязаниями Византии на господство в Северном Причерноморье и Поднепровье, а также с притязаниями кочевников: печенегов, тюрков, половцев. Ярослав поставил митрополитом русского священника Илариона. |