История России, зачёт 1. История как наука. Вспомогательные исторические дисциплины. Виды исторических источников
Скачать 0.54 Mb.
|
Парадигмы исторической науки: Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Каменный век: Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура). Периодизация каменного века: Палеолит: Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus. Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы. Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения. Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует. Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Медный век: Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные. Бронзовый век: Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима. Периоды бронзового века: Ранний бронзовый век Средний бронзовый век Поздний бронзовый век Железный век: Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века. КРУПНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. СКИФЫ. Древнегреческие колонии Северного Причерноморья: Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) — первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э. Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины. Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона); Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV — ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.); Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) — важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро. Калос-Лимен (у пгт Черноморское) — основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до .н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами — скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э. Феодосия — основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н. э. — захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия — аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа; Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н. э. или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства: Нимфей Тиритака Мирмекий Илурат Киммерик Акра Китей Зенонов Херсонес Гераклий Порфмий Парфений На азиатской стороне Боспора Киммерийского: Гермонасса — основана милетянами в первой четверти VI века до н. э. Кепы — основаны милетянами в 580-е — 570-е годы до н. э. Коркондама Патрей — основан не позднее третьей четверти VI века до н. э. Фанагория — основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива; Киммерий Ахиллий Бата В античные времена политическое устройство было близко к устройству метрополий. Местные жители занимались сельским хозяйством, рыболовством, ремеслами и торговлей. Через колонии осуществлялся вывоз хлеба, шкур из Скифии в Грецию, взамен завозились в основном керамика, вино, оливковое масло. Около 480 г. до н.э. греческие полисы на берегах нынешнего Керченского пролива (Боспора Киммерийского) были объединены под властью Пантикапея в Боспорское царство. В І в. до н. э. Боспорское царство попало в зависимость от малоазийского Понтийского царства, а позднее — от Римской империи, для которой Северное Причерноморье стало захолустной северо-восточной окраиной. Также в зависимости от Рима оказались Тира и Ольвия. Римская крепость известна южнее современной Ялты (Харакс). Практически все греческие полисы Причерноморья погибли или перенесли глубочайший кризис во времена Великого переселения народов. Более всего «продержался» Херсонес (благодаря тому, что находился в составе Римской, а позднее — Византийской империй) — до 1399 года, когда был разрушен войсками Тимура (мурза Едигей) и окончательно заброшен. Греческие колонии являлись форпостом античной, а позднее христианской цивилизации в варварском мире юго-восточной Европы. Здесь, в Херсонесе, в IX в. крестился Великий князь киевский Владимир, отсюда же на север шло распространение христианства на Русь. Преемником греческих колоний в Крыму в средние века было православное княжество Феодоро на юге полуострова. Греки также составляли большинство населения в генуэзских колониях Крыма. Значительная часть их погибла вследствие турецкого завоевания в 1475 г., оставшиеся были в значительной степени отуречены, приняли ислам. Окончательно греки были выселены из Крыма Екатериной ІІ в 1778 г. в Приазовье (со временем частично вернулись) и в 1944 г. Ски́фы — древний народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.[1] В узком смысле под скифами подразумеваются ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в античных источниках Скифией. Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота) и археологических раскопок. Скифский язык, согласно традиционному взгляду входит в северо-восточную подгруппу иранских языков, однако некоторые лингвисты в последнее время стали относить язык к юго-восточной подгруппе иранских языков. Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы (сарматы), саки и массагеты. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. Восточные славяне: Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.До 7 в. ни одного русского на земле не существовало. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в тысячах греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали другие племена: кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами. Во второй половине тысячелетия единообразие славянского мира постепенно размывается. К этому времени у многих племен Центральной Европы появляются многочисленные войска, вооруженные бронзовым оружием. Начинается времена войн и завоеваний. Это способствует распаду старых одноязыковых общностей и образованию новых из этнически разных, разноязычных племен. Так в северной половине центральной Европы складывается новое единство, получившее название "Венеды" из части западных славян и частей кельтских и иллилийских племен. Со временем кельты уйдут, оставив общее наименование за славянами, которые будучи доминирующей силой в этом союзе не будут испытывать влияние содедей на свой язык. И в дальнейшем мирно сосуществуя с другими племенами, будут в большей или меньшей степени обогащать другие языки. В начале тысячелетия до н.э. происходит дальнейшее развитие восточно-славянского мира. Здесь, в районе Среднего Поднестровья создается новое общественное образование, которое послужило основой создания славянского государства Киевская Русь. Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом экономического и социально-политического развития. Широко распространялось земледелие с использованием орудий труда из железа, распадалась родовая община с превращением ее в соседскую, шел рост числа городов, возникали дружины - это свидетельства формирующийся государственности. Военные походы антов, русов на более развитые страны приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Это способствовало расслоению восточно-славянских общества и говорило о начале складывания государственности. Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Новгород) и Артании (Рязань или Чернигов, по разным исследованиям). Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политического объединение “Русь”, включающего в себя и часть северян. Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирования государственности. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ІX-X ВВ. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ. Образование Древнерусского государства IX-X вв.: Образовавшееся Древнерусское государство (IX—XII вв.) было крупнейшим государством Европы того времени. Его территория простиралась от Балтийского до Черного моря, от Карпатских гор до верховьев Оки и Волги. По большим рекам возникали древнейшие русские города, сосредоточие ремесел и торговых факторий. Таковыми были: в землях ильменских словен — Ладога и Новгород на Волхове; Полоцк на Западной Двине у полочан; на территориях кривичей и полян — Смоленск и Киев на Днепре. По рекам плыли купеческие караваны с мехами, зерном, шел интенсивный обмен изделиями ремесленников. В Древней Руси в первую очередь обособилась от земледелия такая отрасль как металлообработка. Основными центрами добычи и обработки железа являлись регионы: Старая Ладога, Черниговское Полесье, Волынь, Белозерье, Устюжна, Владимирщина и другие. Образовавшееся Древнерусское государство включало свыше 20ти разноязычных народов. Оно сплотило вокруг себя многие соседние племена: на севере — карелов, коми; на западе — эстов; на востоке — мордву и др. Экономическое развитие страны остро поставило вопрос о выходе на торговые коммуникации. Помимо этого предстояло отстоять свою независимость от притязаний внешних противников. На южно-восточных рубежах государству угрожал Хазарский каганат. Он препятствовал выходу купеческим караванам по Оке и Волге в земли Багдадского халифата. Более того каганат стремился наложить дань на славянские племена полян в степях Приднестровья и вятичей, которые расселились в бассейне реки Ока. Византийская империя, имея в Крыму мощную крепость Херсонес, контролировала плавание по Днепру и Черному морю. Все это не могло не сказаться на взаимоотношениях Древней Руси с соседями. Русь имела в своем распоряжении такие магистральные пути как знаменитый водный путь из «варяг в греки» по Неве, озеру Ладоге, Волхову, Ловати и Днепру, соединявший Балтийское с Черным морями. По Западной Двине Русь поддерживала отношения с прибалтийскими землями и странами Западной Европы. Киев практически контролировал основные торговые пути Древней Руси и это определило тот факт, что он явился связующим центром объединенных славянских племен. Правители-князья прежде всего стремились занять престол в Киеве, который гарантировал им политическую и экономическую власть. Киевский князь, опираясь на дружины крупных славянских племен, мог успешно проводить военные мероприятия, обеспечивающие интересы населения Древней Руси. Ведущую роль в объединении и функционировании аппарата управления княжеством играла старшая дружина — приближенные великого князя бояре — крупные землевладельцы и князья подвластных племен. Все они считались советниками великого князя по военным и административным вопросам. С их помощью он осуществлял контроль за соблюдением правовых порядков — обычное право («Закон русский"). Оно было выработано в результате совместной трудовой и военной деятельности племен. На содержание постоянного контингента войск — дружину — князь собирал дань (полюдье). Дань взималась или с крестьянского двора (дым), или с количества земельной площади (рало-плуг) и строго фиксировалось. Первым князем на Руси являлся варяжский воевода Рюрик, призванный новгородцами на княжение в 862 г. Он в своей деятельности руководствовался новгородскими законами, что исключало какие-либо самовластные действия с его стороны. Князь Олег (правил в 882—912 гг.) освободил часть племени полян от дани хазарам, а затем с объединенным войском славян, в которое входили представители разных племен (чудь, варяги и др.) нанес удар по Константинополю. Князь Олег, появившийся на небосклоне русской истории после Рюрика и пришедший в Новгород из Ладоги, под видом купца прибыл в Киев, где утвердился как предводитель объединенных славянских и других племен вокруг Новгорода, Смоленска и Киева. Он посадил на княжение Игоря (правил с 912 по 945 гг.), якобы сына Рюрика. Но как Рюрик в Новгороде, так и Олег в Киеве столкнулись там с завершающимся этапом складывания государственного организма, в котором существовали законы, обязывавшие население к строгому их соблюдению. Олег объединил военные силы Киева и Новгорода, организовал походы на Византию в ответ на нарушение торговых договоров со стороны империи. В 945 г. погиб князь Игорь, возжелавший в нарушение закона вторично взять полюдье со славянского племени древлян. Вдова князя Игоря, княгиня Ольга сожгла столицу древлян Искоростень, а князь Мал и его дочь Малуша (будущая мать князя Владимира I) оказались в плену. Княгиня Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установили «уроки» — размер полюдья и его место сбора — «погосты». В правление Ольги к Киеву присоединились земли тиверцев по нижнему Днестру и уличей в Поднепровье. Дальнейшее укрепление не только внутреннего состояния, но и международного положения Древней Руси связаны с полководцем Святославом Игоревичем. Походы киевского князя Святослава (правил в 964—972 гг.) сокрушили владычество хазар. Вятичи окончательно освободились от дани Хазарскому каганату, а волжский путь стал доступен русским торговцам. Затем все усилия Святослава были направлены на Балканы. В упорной трехлетней войне (968—971 гг.) с Византией Святослав не осуществил поставленной цели. Его походы основательно потрясли могучую империю, но силы были не равны. Кроме того, византийцы сумели привлечь на свою сторону кочевавших в причерноморских степях печенегов и добиться ухода русского войска с Балкан. Сам Святослав погиб в 972 г. в схватке с печенегами на днепровских порогах. Его преемник Владимир Святославович (правил в 980—1015 гг.) вынудил подписать Византию гарантированные договора с Русью, повел борьбу с печенегами. Для обеспечения безопасности рубежей государства со стороны степи он построил города по рекам Десна, Трубеж, Сула и заселил их воинам-славянами, вепсами, эстами и другими. При Владимире было принято христианство (988 г.), которое еще больше утвердило авторитет князя, окончательно укрепило государственную власть и территориальное единство Древней Руси. Православие заменило многочисленных языческих племенных славянских богов — Сварога, Хорса, Даждьбога и др. Оно стало единой идеологией для всех славянских племен Руси. Православная церковь способствовала развитию этических норм, поддерживала стремление к единству народа, поощряла тягу с просвещению. Введя христианство как государственную религию, Владимир Святославич оставил свое государство независимым от Византийской империи, которая обычно считала все крещенные при ее помощи народы вассалами. Наоборот, Византия была обязана самой Руси распространению христианства в славянской державе. Православная религия на Руси удачным образом слилась с народными обычаями и традициями, не вошла в противоречие с общепринятыми в славянском мире понятиями о добре и зле, о чести и справедливости. С распространением христианства на Руси завершился долгий процесс, начавшийся в VI в.н.э., зарождения и становления Древнерусского государства. На всей объединенной территории действовал общий для всего населения «закон русский», в который вошли и церковные уставы, регулировавшие взаимоотношения людей в обществе. Таким образом, в период правления Владимира Святого 1 июля 988 г. можно считать как дату окончательного формирования не только государства, но и государственности на Руси. Великий киевский князь Владимир большое внимание уделял укреплению государственного аппарата. Он ликвидировал призрачную независимость («автономию») племенных князей. Великий князь лично направлял своих ставленников в крупные центры Древней Руси. Чаще всего это было его сыновья (наместники), реже — старшие дружинники — бояре (посадники). Все они назывались наместниками или посадниками. Сыновья великого князя именовались князьями-наместниками. Так, в землях новгородских словен в Новгороде был посажен князьнаместник Вышеслав, позже Ярослав — будущий великий князь, в дальней Тмутаракани — Мстислав. Теперь великий князь в Киеве получал дань от наместников, которые управляли назначенной им в управление территорией. Кроме наместников великокняжеская власть создала аппарат должностных лиц из дружинной верхушки: сборщиков дани — данников, судебных лиц — мечников и вирников; управляющих княжеским владением — тиунов и непосредственно княжеским двором — ключников. Норманская теория (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм (обе концепции как отдельные существуют только в России/СССР/постсоветских странах, за рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства и поэтому ненаучными, и работы зарубежных учёных только ошибочно называются «антинорманистскими», даже если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.). Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией. |