Главная страница
Навигация по странице:

  • Восприятие -«здесь-и-сейчас».

  • Директивностъ, или направление поведения.

  • Диалог -«верхней»- и -«нижней»- собак

  • Цели психологической помощи

  • Роли и функции консультанта

  • Причины для изучения психологом-консультантом основ гештальт-терапии

  • Все ответы консультирование. История консультативной психологии


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеИстория консультативной психологии
    АнкорВсе ответы консультирование.doc
    Дата22.12.2017
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВсе ответы консультирование.doc
    ТипДокументы
    #12507
    страница11 из 18
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

    2. Проекция представляет собой отмежевание от некоторых аспектов собственной личности и приписывание их окружению. Это связано с ригидной «Я-концепцией». Эмоции, установки или элементы поведения, не соответствующие или угрожающие такой «Я-концепции», отчуждаются и проецируются вовне, а возникаю­щие за счет этого «дыры» заполняются благодаря интроекции. С этим механизмом связаны отказ от ответственности за свои действия и попытка переложить ответственность на среду за то, что происходит с человеком («что-то толкнуло меня на это», «что-то заставило меня сделать это»). Человек видит мир и дру­гих людей холодными, враждебными, агрессивными, в то время как это — его собственные чувства.

    Существует несколько видов проекции:

    Sзеркальная, при которой человек находит в других людях черты или свойства, которые ему нравятся и желанны;

    Sдополнительная (комплементарная), когда другим приписы­ваются характеристики, с помощью которых можно оправдать свои действия и поступки;

    Sкатартическая, состоящая в том, что человек освобождается от своих негативных свойств, приписывая их другим;

    Sатрибутивная, когда окружающие наделяются собственными мотивами и потребностями.

    Проекция и интроекция тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, образуя пространство внутренней несвобо­ды и внешней скованности. Интроецирующий индивид теряет свою личностную идентичность, собирая осколки «чужих», прое­цирующий — разбрасывая ее вокруг себя.

    1. Ретрофлексия («обращение на себя»). Человек, которому свойственна данная форма нарушения, пытается отделиться от окружения и направить на самого себя действия, первичной целью которых была внешняя среда. Возможны два типа ретроф­лексии: когда человек делает себе то, что он хотел бы сделать дру­гим (упрекает, обвиняет, наказывает), или то, что хотел бы полу­чить от других (жалеет, восхищается). Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц («Я должен заставить себя сделать это»; «Я стыжусь самого себя»; «Я должен владеть собой»).

    2. Конфлюенция (слияние) состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не-Я». В состоянии слияния (ребенка с матерью, индивида с группой, влюбленного со своей возлюбленной) происходит полное отождествление с другим (другими), отказ от различий, чувства реальности собственного «Я». Патологическое слияние особенно часто возникает в семей­ных (супружеских и детско-родительских) отношениях. Когда слияние и стирание границ между собой и окружением становит­ся хроническим, человек утрачивает способность чувствовать, кто же он есть на самом деле, и не способен к контакту ни с окруже­нием, ни с самим собой.

    По словам Ф. Перлза, интроецирующий индивид делает то, чего от него хотят другие; проецирующий же делает другим то, в чем он сам их обвиняет; находящийся в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлексирующий делает себе то, что хотел бы сделать другим.

    1. Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелательного контакта (с определенным человеком или аспектом реальности). Иногда дефлексия направлена на уклонение от контакта со свои­ми собственными желаниями или чувствами. Уклоняющееся по­ведение позволяет личности отгородиться от мира и от себя, уси­ливая контактную границу или делая ее непроницаемой. Дефлек­сия противоположна слиянию, в чрезвычайных ситуациях эти механизмы иногда переходят друг в друга, и человек бросается от экзистенциального одиночества к публичной демонстрации любви ко всем. Дефлексия может проявляться в форме разговора общи­ми фразами, болтливости, шутовства, избегания смотреть в глаза собеседнику, ритуальности и условности поведения, «сглажива­ния» конфликтных проблем и т. д.

    2. Эготизм (изоляция) — наиболее тяжелый тип нарушения контактной границы. Субъект изолирован как от внешнего мира, так и от внутреннего. Он отторгает других людей с их чувствамии поступками, а также свои собственные глубинные импульсы. Его поведение в основном соответствует уровню «клише» и состо­ит из автоматизированных, стереотипных действий. Он редко поднимается даже до уровня «ролей», на котором выражена тенденция манипулировать другими в собственных интересах. Но в состоянии изоляции легко достигнуть уровня «тупика», когда любое поведение влечет за собой переживание беспомощности и безысходности.

    По мнению Ф. Перлза, невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию клиентом своей истинной индивидуальности.

    1-й уровень — уровень фальшивых отношений, игр и ролей.

    2-й уровень — фобический. Он связан с осознанием «фальши­вого» поведения и манипуляций. Но при этом человек представ­ляет себе, какие последствия могут быть, начинает вести себя искренно, и его охватывает чувство страха.

    3-й уровень — тупик, безвыходное положение. Пройдя два первых уровня, перестав играть не свойственные ему роли, отка­завшись от притворства перед самим собой, человек начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Он оказывается на треть­ем уровне в ловушке и с чувством потерянности. Человек пережи­вает утрату поддержки извне. Но он еще не готов или не хочет использовать свои ресурсы.

    4-й уровень — имплозия. Здесь человек с горем, отчаянием, отвращением к себе может прийти к полному пониманию того, как он ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже ощущение, что он умирает.

    5-й уровень — эксплозия. Достижение этого уровня означает, что человек стал аутентичной личностью, обрел способность к пе­реживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия — глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит об­легчение и возвращает эмоциональное равновесие.

    В процессе гештальт-терапии самым важным вопросом явля­ется мобилизация собственных ресурсов. Основную идею концеп­ции изменения индивида можно выразить в следующей формули­ровке: «Изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем не являешься». Это главная идея всей гештальт-терапии.


    1. Формы нарушения взаимодействия между индивидом и средой в гештальт-терапии (интороекция, проекция)

    /. Интроекция склонность человека неразборчиво погло­щать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгля­ды, мнения, ценности других людей, не пытаясь в них разобрать­ся и критически переосмыслить. Ф. Перлз объясняет это явление, пользуясь метафорой еды. Интроекция похожа на заглатывание огромных неразжеванных кусков, в ходе которого человек не ощущает вкуса. Организм не в состоянии переварить и усвоить такую пищу, поэтому интроекты остаются чужеродными телами. Несовместимые друг с другом установки и мнения приводят к колебаниям, неуверенности, тревоге. Интроецирующая личность тратит всю свою энергию не на развитие или рост, а на безус­пешные попытки примирить внутренние противоречия, изба­виться от психологической «тошноты», составляющей фон его существования.

    Типичными примерами интроектов являются родительские поучения, мнения педагогов, социальные нормы, толкающие чело­века к конформному поведению. Личность превращается в подо­бие комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для своих собственных.

    2. Проекция представляет собой отмежевание от некоторых аспектов собственной личности и приписывание их окружению. Это связано с ригидной «Я-концепцией». Эмоции, установки или элементы поведения, не соответствующие или угрожающие такой «Я-концепции», отчуждаются и проецируются вовне, а возникаю­щие за счет этого «дыры» заполняются благодаря интроекции. С этим механизмом связаны отказ от ответственности за свои действия и попытка переложить ответственность на среду за то, что происходит с человеком («что-то толкнуло меня на это», «что-то заставило меня сделать это»). Человек видит мир и дру­гих людей холодными, враждебными, агрессивными, в то время как это — его собственные чувства.

    Существует несколько видов проекции:

    Sзеркальная, при которой человек находит в других людях черты или свойства, которые ему нравятся и желанны;

    Sдополнительная (комплементарная), когда другим приписы­ваются характеристики, с помощью которых можно оправдать свои действия и поступки;

    Sкатартическая, состоящая в том, что человек освобождается от своих негативных свойств, приписывая их другим;

    Sатрибутивная, когда окружающие наделяются собственными мотивами и потребностями.

    Проекция и интроекция тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, образуя пространство внутренней несвобо­ды и внешней скованности. Интроецирующий индивид теряет свою личностную идентичность, собирая осколки «чужих», прое­цирующий — разбрасывая ее вокруг себя.


    1. Формы нарушения взаимодействия между индивидом и средой в гештальт-терапии (ретрофлексия, конфлюенция)

    Ретрофлексия («обращение на себя»). Человек, которому свойственна данная форма нарушения, пытается отделиться от окружения и направить на самого себя действия, первичной целью которых была внешняя среда. Возможны два типа ретроф­лексии: когда человек делает себе то, что он хотел бы сделать дру­гим (упрекает, обвиняет, наказывает), или то, что хотел бы полу­чить от других (жалеет, восхищается). Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц («Я должен заставить себя сделать это»; «Я стыжусь самого себя»; «Я должен владеть собой»).

    Конфлюенция (слияние) состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не-Я». В состоянии слияния (ребенка с матерью, индивида с группой, влюбленного со своей возлюбленной) происходит полное отождествление с другим (другими), отказ от различий, чувства реальности собственного «Я». Патологическое слияние особенно часто возникает в семей­ных (супружеских и детско-родительских) отношениях. Когда слияние и стирание границ между собой и окружением становит­ся хроническим, человек утрачивает способность чувствовать, кто же он есть на самом деле, и не способен к контакту ни с окруже­нием, ни с самим собой.

    По словам Ф. Перлза, интроецирующий индивид делает то, чего от него хотят другие; проецирующий же делает другим то, в чем он сам их обвиняет; находящийся в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлексирующий делает себе то, что хотел бы сделать другим.


    1. Формы нарушения взаимодействия между индивидом и средой в гештальт-терапии (дефлексия, эготизм)

    Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелательного контакта (с определенным человеком или аспектом реальности). Иногда дефлексия направлена на уклонение от контакта со свои­ми собственными желаниями или чувствами. Уклоняющееся по­ведение позволяет личности отгородиться от мира и от себя, уси­ливая контактную границу или делая ее непроницаемой. Дефлек­сия противоположна слиянию, в чрезвычайных ситуациях эти механизмы иногда переходят друг в друга, и человек бросается от экзистенциального одиночества к публичной демонстрации любви ко всем. Дефлексия может проявляться в форме разговора общи­ми фразами, болтливости, шутовства, избегания смотреть в глаза собеседнику, ритуальности и условности поведения, «сглажива­ния» конфликтных проблем и т. д.

    Эготизм (изоляция) — наиболее тяжелый тип нарушения контактной границы. Субъект изолирован как от внешнего мира, так и от внутреннего. Он отторгает других людей с их чувствамии поступками, а также свои собственные глубинные импульсы. Его поведение в основном соответствует уровню «клише» и состо­ит из автоматизированных, стереотипных действий. Он редко поднимается даже до уровня «ролей», на котором выражена тенденция манипулировать другими в собственных интересах. Но в состоянии изоляции легко достигнуть уровня «тупика», когда любое поведение влечет за собой переживание беспомощности и безысходности.


    1. Техники гештальт-терапии

    В гештальт-терапии часто используются следующие методы воздействия: директива, обратная связь, интерпретация. Гештальт-терапевт во время сеанса может вести себя несколько отчужденно, а его уважение к клиенту проявляется только тогда, когда он ста­новится самим собой. Он может быть требовательным, добиваясь доверительных отношений. По мнению многих психологов-прак­тиков, гештальт-терапия дает более быстрые перемены по сравне­нию, например, с клиент-центрированнной терапией, однако она обладает и потенциально деструктивным воздействием, если пси­холог хочет добиться перемен слишком быстро. Клиент может воспринять психолога как «гуру». С одной старой* это вселяет в него веру и увеличивает возможности позитивных изменений, с другой — увеличивает опасность возникновения зависимости от харизматического терапевта.

    1. Восприятие -«здесь-и-сейчас». Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас, а не в прошлом или будущем. Хотя обсуждаются и прежние переживания, мечты о бу-дуТщзмГакцент делается на их связи с актуальными, сиюминутны­ми ощущениями и переживаниями. _Е.сли_клиент рассказывает о каких-либо событиях прошлого, то его можно попросить перенес­ти с помощью фантазии действие в настоящее и рассказывать о событиях так, будто они происходят в данный момент.

    2. Директивностъ, или направление поведения. В некоторых ситуациях психолог указывает клиенту, что ему делать: предлага­ет выполнить определенные действия, дает инструкции и указа­ния относительно того, что нужно совершить в данный момент. Дополнительный эффект придают директивам обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпретация. Такой экспе­римент вызывает у клиента определенные переживания, способ-ные изменить его точку зрения на свое прежнее поведение, пере­живания, отношения с людьми.

    3. Речевые изменения. Гештальт-терапевт, как правило, стре­мится сменить вопросы на утверждения. Большинство вопросов есть не что иное, как замаскированные утверждения. (Вопрос «Ты меня любишь?» может на самом деле обозначать «Я не уверен, что ты действительно меня любишь».) Гештальт-терапевт добива­ется, чтобы клиент заменял вопросы на Я-утверждения, тем са­мым усиливая самоидентификацию и конкретность. Клиенту предлагается говорить в настоящем времени («Все происходит здесь-и-сейчас»), что помогает сфокусироваться на проблеме. По­этому предпочтительнее вопросы «как», «что», чем вопросы «по­чему», направляющие беседу по интеллектуальному руслу.

    4. Диалог -«верхней»- и -«нижней»- собак top-dog» и «under­dog»). Эта техника связана с наличием у клиента различных расщеплений, фрагментов, противоположностей^ "личности. Для повышения эффективности функционирования личности требуется , интеграция расщепленных частей, противоборствующих фрагмен­тов личности, преодоление внутренних барьеров и установление связи между этими фрагментами. Когда у клиента наблюдается расщепление, гештальт-терапевт предлагает провести следующий эксперимент: отождествиться с каждой частью конфликта по оче­реди и провести диалог между ними. Авторитарная, требователь­ная «верхняя» собака характеризуется наличием слов «должен», «обязан».

    «Нижняя» собака, напротив, пассивна, с чувством вины, она оправдывается и ищет прощения. Подобные, диалоги могут- провй-диться между другими значимыми полярностями личности: между агрессивным и пассивным, мужским и женским,.дево|ии правой, рукой и т.д. Диалог между расщепленными фрагментами, помогает клиенту лучше понять себя. ,

    5. Работа со сновидениями. Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорит, чтб"«сон — это королевская дорога к интегра­ции личности». Он считает, что сновидение — это проекция на­шей личности, а отдельные элементы сновидения — отчужденные части нашей личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать отчужден­ные, спроецированные части личности своими. С помощью «про­работки» отдельных элементов сновидения посредством отожде­ствления с ними и произнесения от их имени монологов обнару­живается скрытое содержание сновидения через его переживание.

    При повторении определенных сновидений велика вероят­ность того, что за этим кроется важная для клиента экзистенци­альная проблема. В работе со сновидениями можно выделить че­тыре этапа. На 1-м этапе клиент рассказывает содержание своего сна. На 2-м этапе он пересказывает сон, меняя прошедшее время на настоящее, будто сон снится клиенту теперь. На 3-м этапе кли­ент, как режиссер, формирует сцену, включающую в себя элемен­ты сна. На 4-м этапе консультант поощряет клиента превращаться в различные элементы своего сна, используя техники организации диалога между различными людьми, объектами или частями эго, которые сталкиваются друг с другом. Такие столкновения дают клиенту возможность интегрировать отчужденные части, иденти­фицироваться с ними путем ассимиляции проекций. При этом не обязательно, чтобы клиенты работали со всем сном.

    В последнее время сотрудники Московского Гештальт Инсти­тута предложили ряд собственных идей для работы со сновидени­ями. Интересной является техника Д. Хломова «Антисон». Она основана на теоретическом положении гештальт-терапии о проти­воположностях, из которых состоит как сознательное, так и бессознательное. Работа осуществляется следующим образом. Клиент последовательно рассказывает свой сон психологу. По­следний выбирает и записывает все существительные, прилага­тельные и глаголы. Затем клиенту предлагается найти антоним (противоположность) для каждого слова. После этого психолог рассказывает клиенту новую историю (сон), который состоит из выбранных клиентом антонимов. Как показал наш опыт работы, эту технику хорошо использовахь^^огда кдиеиту приснился очень неприятный^ тгJfiВД)ЖШ>цl сон,-д лслиент склонен приписывать ему" некое мистическое содержаще»

    6.Противоположности (реверсявн&Я/^Ч>а) Иногда явное
    поведение клиента представляет собой отрицание глубоких и
    скрытых желаний, противоречие с тем, чего он хочет на самом де­
    ле. "Например, человека, который является «душой компании»,

    "можно попросить сыграть злобного, угрюмого, отгороженноготипа.

    1. Преувеличение,. Гештальт-терапевты большое внимание уделяют невербальным, телесным сигналам," считая, что они более точно передают чувства человека, чем язык. Движения,^ ясесты, позы клиента иногда несут важное содержание. Предлагая клиен­ту усилить, преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

    2. Выявление фантазий. Эта техника используется для уско­рения процесса гештальт-терапии. Гештальт-терапевт поощряет клиента описать его фантазию в отношении обсуждаемых фигур или самого терапевта. Обратная связь от клиента, касающаяся фантазий относительно терапевта, расценивается как проецирова­ние качеств клиента на терапевта.




    1. Работа со сновидениями в гештальт-терапии

    Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорит, чтб"«сон — это королевская дорога к интегра­ции личности». Он считает, что сновидение — это проекция на­шей личности, а отдельные элементы сновидения — отчужденные части нашей личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать отчужден­ные, спроецированные части личности своими. С помощью «про­работки» отдельных элементов сновидения посредством отожде­ствления с ними и произнесения от их имени монологов обнару­живается скрытое содержание сновидения через его переживание.

    При повторении определенных сновидений велика вероят­ность того, что за этим кроется важная для клиента экзистенци­альная проблема. В работе со сновидениями можно выделить че­тыре этапа. На 1-м этапе клиент рассказывает содержание своего сна. На 2-м этапе он пересказывает сон, меняя прошедшее время на настоящее, будто сон снится клиенту теперь. На 3-м этапе кли­ент, как режиссер, формирует сцену, включающую в себя элемен­ты сна. На 4-м этапе консультант поощряет клиента превращаться в различные элементы своего сна, используя техники организации диалога между различными людьми, объектами или частями эго, которые сталкиваются друг с другом. Такие столкновения дают клиенту возможность интегрировать отчужденные части, иденти­фицироваться с ними путем ассимиляции проекций. При этом не обязательно, чтобы клиенты работали со всем сном.

    В последнее время сотрудники Московского Гештальт Инсти­тута предложили ряд собственных идей для работы со сновидени­ями. Интересной является техника Д. Хломова «Антисон». Она основана на теоретическом положении гештальт-терапии о проти­воположностях, из которых состоит как сознательное, так и бессознательное. Работа осуществляется следующим образом. Клиент последовательно рассказывает свой сон психологу. По­следний выбирает и записывает все существительные, прилага­тельные и глаголы. Затем клиенту предлагается найти антоним (противоположность) для каждого слова. После этого психолог рассказывает клиенту новую историю (сон), который состоит из выбранных клиентом антонимов. Как показал наш опыт работы, эту технику хорошо использовахь^^огда кдиеиту приснился очень неприятный^ тгJfiВД)ЖШ>цl сон,-д лслиент склонен приписывать ему" некое мистическое содержаще»


    1. Консультативный процесс в гештальт-терапии

    Цели психологической помощи:

    sвосстановление контакта клиента со своими чувствами; Sразвитие ответственности;

    Sразвитие способности формировать и завершать гештальты; sовладение навыками саморегуляции и др. Роли и функции консультанта: Sаутентичное поведение, спонтанность, гибкость; sсоздание атмосферы уважения и внимания к клиенту; Sвыявление актуальных расстройств клиента на границе кон­такта;

    Sподдержка клиента в его стремлении к росту и фрустрация потребности в поддержке тех областей, где клиент пытается быть зависимым и безответственным.

    Ожидания от клиента:

    Sготовность к активному участию в консультативном про­цессе;

    Sготовность к выражению и принятию собственных чувств, как приятных, так и неприятных;

    Sготовность жить «здесь-и-сейчас», принимать себя и свое окружение таким, как есть;

    Sоткрытость к экспериментированию, росту и изменениям;

    Sпринятие ответственности за свою жизнь.

    Причины для изучения психологом-консультантом основ гештальт-терапии:

    */ возможность целостно подходить к человеческому организму, который существует именно в этой социальной среде (не рассмат­ривая традиционные дихотомии душа—тело, мысли—чувства и др.);

    Sвозможность выявить в актуальном взаимодействии фик­тивные роли и игры, которыми клиент пользуется для получения поддержки от окружающей среды вместо развития собственной самостоятельности;

    Sвозможность усиливать познание клиента «здесь-и-сейчас» на многих уровнях в процессе гештальт-эксперимента;

    Sвозможность для психолога сделать свою жизнь более це­лостной и осознанной.


    1. Уровни развития организации личности
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


    написать администратору сайта