Главная страница

Все ответы консультирование. История консультативной психологии


Скачать 1.13 Mb.
НазваниеИстория консультативной психологии
АнкорВсе ответы консультирование.doc
Дата22.12.2017
Размер1.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВсе ответы консультирование.doc
ТипДокументы
#12507
страница14 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы


Психологически здоровые люди стремятся не только использовать большинство зрелых защит (например, реверсию). Они также сдерживают тревогу и справляются с другими тяжелыми эмоциональными состояниями, обращаясь к различным защитным моделям. Поэтому на них нельзя навесить какой-то один ярлык.

Репрессия (вытеснение)


Суть репрессии – мотивированное забывание или игнорирование. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Примером действия репрессии в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить.

Репрессия рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковым может оказаться, например, желание уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Современные аналитики считают, что человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного «Я», прежде чем станет способен сдерживать беспокоящие его импульсы репрессией.

Можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.

Как и другие бессознательные защиты, репрессия начинает создавать проблемы только тогда, когда она: не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности); стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни; действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности.

Регрессия


Ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден. Практически каждый человек, находясь в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Подфаза воссоединения («репрошман») в процессе сепарации-индивидуации, которую Малер описала как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности.

Некоторые люди используют регрессию как защиту чаще, чем другие. Например, некоторые из нас реагируют на стресс, вызванный ростом и возрастными изменениями тем, что заболевают (соматизация).

Некоторые ипохондричные люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами, которые никогда не поддаются лечению, используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого – самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов.

Когда регрессия определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность.

Изоляция


Одним из способов преодоления страха и других болезненных психических состояний является изоляция чувства от понимания. Изоляция аффекта весьма разнообразна: хирург не смог бы эффективно работать, если бы был постоянно настроен на физические страдания пациентов или на свое собственное отвращение, дистресс или садистические чувства, взрезая чей-то живот; генерал не сможет разрабатывать стратегию сражения, если у него перед глазами будут все время нарисованы ужасы войны; офицеры полиции смогут расследовать преступления, связанные с насилием, только соблюдая хладнокровие.

Будучи очень важной в плане адаптации в экстремальных ситуациях, изоляция является в большей степени дискриминативной, чем диссоциация: из сознания удаляется не весь опыт переживания, а только его эмоциональное значение.

Изоляция считается самой примитивной из «интеллектуальных защит», а также базовым образованием в механизме действия таких психологических операций, как интеллектуализация, рационализация и морализация. Когда первичной защитой становится изоляция, и паттерн жизни отражает завышенную оценку значимости рассуждений и недооценку чувств, тогда структура характера определяется как обсессивная.

Интеллектуализация


Человек, использующий изоляцию, обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно. Многие люди чувствуют себя более зрело, когда интеллектуализируют в стрессовой ситуации, а не дают импульсивный, «сопляческий» ответ.

Секс, добродушное поддразнивание, проявление артистизма и другие соответствующие взрослому человеку формы игры могут быть излишне ограничены у человека, который научился зависеть от интеллектуализации, справляясь с жизненными трудностями.

Рационализация


Рационализация может проявиться в любой из двух игр. Иногда нам не удается получить то, чего мы хотим, и тогда мы делаем вывод: не так уж и хотелось. Или же происходит что-нибудь плохое. Тогда мы решаем: это не так уж и плохо. Примером первого вида рационализации может служить следующее заключение: дом, который мы не можем себе позволить, в любом случае слишком велик для нас. Примером второго вида рационализации вывод: «Ну хорошо, это был полезный опыт».

Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим рационализатором он является. Защита работает доброкачественно, если она позволяет человеку наилучшим образом выйти из трудной ситуации с минимумом разочарований. Однако как защита она имеет слабую сторону: фактически все может быть – и бывает – рационализировано. Люди редко делают что-либо только потому, что это хорошо для них. Они предпочитают обставить свои решения разумными доводами.

Морализация


Когда же человек морализирует, это означает, что он ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении. Морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обязательств. Морализатор будет настаивать на том, что это «формирует характер».

Испанская инквизиция представляла собой социальное движение, известное своей морализацией агрессии, жадности и жажды всемогущества.

На менее катастрофическом уровне многие из нас наблюдали, как некто рьяно защищает свой критицизм, направленный в адрес подчиненного, на том основании, что обязанность проверяющего – быть откровенным по поводу неудач подчиненного.

В морализации можно усмотреть действие супер-Эго, обычно ригидного и наказующего.

Морализация является очень важной защитой в организации характера, которую Рейк назвал моральным мазохизмом. Некоторые обсессивные и компульсивные люди также привязаны к этой защите. При конфронтации определенных саморазрушающих отношений или поведения пациенты считают своих терапевтов ущербными за то, что те не понимают проблем, связанных с их поведением.

Компартментализация (раздельное мышление)


Ее функция состоит в том, чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги. Тогда как изоляция подразумевает разрыв между мыслями и эмоциями, компартментализация означает разрыв между несовместимыми мысленными установками. Когда некто использует компартментализацию, он придерживается двух или более идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия. Для непсихологически думающего наблюдателя раздельное мышление ничем не отличается от лицемерия.

В более патологической части континуума раздельного мышления мы обнаружим людей, которые являются большими гуманистами в общественной сфере, но при этом жестоки в обращении со своими детьми у себя дома. Этот термин применим только в тех случаях, когда обе противоречивые идеи или оба действия доступны осознанию. При конфронтации человек, использующий раздельное мышление, будет рационализировать противоречия, чтобы избавиться от них.

Аннулирование (undoing)


Аннулирование может рассматриваться в качестве естественного преемника всемогущественного контроля. Аннулирование – бессознательная попытка уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект. Ярким примером аннулирования может служить возвращение супруга домой с подарком, который предназначен для компенсации вспышки гнева накануне вечером. Если мотив осознается, мы технически не можем называть это аннулированием. Но если аннулирующий не осознает чувства стыда или вины, и, следовательно, не может осознавать собственного желания искупить их, мы можем применять это понятие.

Люди, которые испытывают сильные угрызения совести за предыдущие грехи, ошибки и провалы – реальные, преувеличенные или совершенные только в мыслях – могут планировать свою жизнь, используя аннулирование.

Когда аннулирование является центральной защитой, мы расцениваем этого человека как компульсивную личность.

Поворот против себя


Перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Если некто критически настроен по отношению к авторитетному человеку, чье расположение кажется ему основой безопасности, и если он думает, что этот человек не сможет вынести критики, он будет чувствовать себя безопаснее, направив критические мысли и идеи вовнутрь.

У большинства из нас существует тенденция обращать против себя негативные аффекты, отношения и восприятия благодаря иллюзии, что этот процесс дает нам больше контроля над неприятными ситуациями. Автоматическое и компульсивное использование данной защиты является общим для депрессивных личностей. Оно наблюдается также в некоторых случаях мазохистического характера.

Смещение


Смещение – перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.

Классический сюжет о том, как мужчина, которого обругал начальник, пришел домой и наорал на жену, отшлепавшую детей, которые в свою очередь побили собаку, является учебным пособием по смещению.

Страсть также может быть смещена. Сексуальные фетиши, по-видимому, можно объяснить как переориентацию эротического интереса с гениталий человека на бессознательно связанную область – ноги или даже обувь. Если в истории жизни мужчины произошло нечто, что сформировало у него представление о влагалище как о чем-то опасном, некоторые другие предметы, ассоциирующиеся с женщиной, могут так же пугать его.

Когда человек использует смещение тревоги с какой-то одной области на весьма специфический объект, который символизирует пугающее явление (страх пауков, которые представляют бессознательный образ поглощающей матери, боязнь ножей, которые бессознательно приравниваются к проникновению фаллоса), то он страдает фобией. Если у человека имеется паттерн смещения страхов во многих жизненных аспектах, мы рассматриваем такой характер как фобический.

Некоторые печальные культурные тенденции – как расизм, сексизм, гетеросексизм, громкое обличение проблем общества группами, лишенными гражданских прав и имеющими слишком мало власти, чтобы отстоять свои права, содержат в себе значительный элемент смещения. Все это отражает тенденцию находить козла отпущения (что легко можно заметить в большинстве организаций и субкультур). Перенос, как в клинических, так и во внеклинических проявлениях, которые Салливан назвал «паратаксическими искажениями», содержит в себе смещение (чувств, направленных на объекты, важные в раннем детстве) наряду с проекцией (внутренних характерных особенностей собственного «Я»). Положительные виды смещения включают в себя перевод агрессивной энергии в созидательную активность (огромное количество домашней работы выполняется, когда люди находятся в возбужденном состоянии), а также переадресовку эротических импульсов с нереальных или запрещенных сексуальных объектов на доступного партнера.

Реактивное образование


Преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций.

Возможно, самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс – 3-4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному. Сестра дошкольного возраста, которую оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность и заботу, «любить ребенка до смерти»: обнимать слишком сильно, петь ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее.

Его функция состоит в устранении амбивалентности. Основной психоаналитической предпосылкой является то обстоятельство, что ни одна позиция не является полностью изолированной. Мы можем ненавидеть человека, которого любим, обижаем того, к которому испытываем благодарность и признательность. При реактивном формировании человек убеждает себя в том, что все, что он чувствует, относится только к одному полюсу сложного эмоционального ответа.

Другая ситуация, когда эта защита способствует адаптации: оба компонента чувств – унижение и восхищение – приводят ребенка скорее к соревнованию с компетентным Другим, чем к отказу от него.

Реактивное образование является излюбленной защитой в тех случаях психопатологии, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь держать их в руках. Например, параноидные личности часто испытывают только ненависть и подозрительность, когда сторонний наблюдатель полагает, что они также способны чувствовать привязанность и зависимость. Обсессивные и компульсивные пациенты нередко свято убеждены, что испытывают лишь уважение и признательность к авторитетам, тогда как другие считают, что они чувствуют и обиду.

Реверсия


Проигрывание сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект или наоборот. Например, если некто чувствует, что желание испытывать заботу со стороны других является постыдным или содержит угрозу, он может жертвенно удовлетворить свою потребность в зависимости, проявляя заботу о другом и бессознательно идентифицируясь с этим человеком, получающим удовлетворение от заботы о себе.

Человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы играть скорее в инициирующую роль, чем отвечающую. Если развивается положительный сценарий, защита работает конструктивно. Если же имеет место отрицательный сценарий – деструктивно. Например, в общинах при унизительных и других обрядах посвящения, связанных с насилием, опыт преследуемой во время посвящения жертвы трансформируется, и ситуация начинает ощущаться как положительная благодаря переключению с пассивной роли на активную, с жертвы – на преследователя.

Идентификация


Многие виды идентификации вызываются необходимостью избегать тревогу, горе, стыд, другие болезненные аффекты, или для того, чтобы поддерживать себя, ощущая угрозу чувству самоуважения и целостности.

Зрелый уровень осознанной (даже если и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

Близкие отношения создают благоприятную возможность для взаимного обогащения идентификациями. Архаичные формы идентификации постепенно превращаются во все более тонкие, со множеством нюансов, способы обогащения собственного «Я» путем аккумуляции качеств значимых других.

Так как идентификация представляется средством на все случаи жизни, она более часто используется как защита в случаях эмоционального стресса (когда подвергаются проверке на прочность имеющиеся субъективные представления о том, кто ты есть). Очевидно, смерть и потеря подталкивают к идентификации с утраченным объектом любви, а затем – с теми, кто займет место утраченного в эмоциональном мире человека. Желание подростков найти героев, с которыми они могли бы соревноваться в попытках справиться со сложными требованиями «туманной юности», наблюдается в течение многих веков.

По-видимому, некоторые люди идентифицируются более легко и гибко, чем другие, представляя собой как бы «промокашку», впитывающую любые психологические чернила. Очевидно, к группе риска относятся те, кто хотя бы в малейшей степени страдает от нарушения базовой идентичности. Опыт конверсии содержит значительный компонент идентификации как защиты. Даже вполне здоровые люди с некоторым нарушением в области идентичности (например, женщины с истерической организацией характера и с бессознательным чувством, что ее пол является проблемой) могут больше других идентифицироваться с кем-либо из окружения, кто производит впечатление, что он лучше справляется с жизненными трудностями.

Возможно, способность человека идентифицироваться с новыми объектами любви является главным способом, благодаря которому люди освобождаются от эмоционального страдания, и одним из основных способов, который использует психотерапия в целях достижения изменений.

Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out)


«Отреагирование вовне» – поведение, обусловленное бессознательной потребностью справиться с тревогой, ассоциированной с внутренне запрещенными чувствами и желаниями, а также с навязчивыми страхами, фантазиями и воспоминаниями (Aichhorn, 1936; Fenichel, 1945). Проигрывая пугающий сценарий, пациент, бессознательно испытывающий страх, оборачивает пассивное в активное, превращает чувство беспомощности и уязвимости в действенный опыт и силу, независимо от того, насколько болезненна драма, которую он разыгрывает (Weiss, Sampson & the MZPRG, 1986).

Таким образом, термин отреагирование относится к любому виду поведения, которое предполагает выражение отношений переноса, привносить которые в терапию в словесной форме пациент чувствует для себя еще недостаточно безопасным. Этот термин может быть также применим к процессу, благодаря которому любое отношение вне или внутри терапии разряжается в действии с бессознательной целью справиться со страхами, связанными с этим отношением. То, что отреагируется вовне, преимущественно саморазрушительно или преимущественно способствует росту, или может быть в некоторой степени и тем, и другим. То, что заставляет отреагировать вовне, не является ни плохим ни хорошим, но такова бессознательная и пугающая природа импульсов, толкающая человека к действию компульсивным, автоматическим образом, который отличает поведение при отреагировании вовне.

Существует несколько навязчивых ярлыков отреагирования: эксгибиционизм, вуайеризм, садизм, мазохизм, перверсии и все понятия, содержащие приставку «контр»: контрфобия, контрзависимость, контрвраждебность и так далее.

В той мере, в какой определенная категория людей полагается на отреагирование при решении своих психологических дилемм, эта группа подпадает под категорию импульсивных личностей. Люди с истерической организацией личности известны отреагированием своих сексуальных сценариев; людей со всеми видами зависимости можно рассматривать как отреагирующих отношение к предмету своего предпочтения (в таких случаях, конечно, химическая зависимость может усложнить то, что уже было психологической зависимостью); люди с компульсиями, по определению, являются отреагирующими, когда уступают внутреннему давлению и вовлекаются в свои определенные компульсивные действия; социопаты вновь и вновь проигрывают сложные паттерны манипуляций.

Сексуализация (инстинктуализация)


Сексуализация возможна без отреагирования вовне (процесс, который более точно можно было бы назвать эротизацией)

Сексуальность является сильной динамической основой в человеческих существах, и человеческое сексуальное поведение во многих случаях можно приравнять к соответственно направленному выражению желания продолжения рода.

Сексуальная фантазия и активность используются как защита для управления тревогой, сохранения самоуважения, нивелировки стыда или отвлечения от чувства внутренней умерщвленности.

Люди могут сексуализировать любой опыт, бессознательно стремясь превратить ужас, боль или другое переполняющее чувство в восторг. Сексуальное побуждение – наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив. Детским страхом смерти, который испытал ребенок, оставшийся один, ужасом перенесенного насилия над ним или другого страшного несчастья можно управлять психологически посредством превращения травматической ситуации в жизнеутверждающую.

Для женщин более характерно сексуализировать зависимость, а для мужчин – агрессивность. Некоторые люди сексуализируют деньги, другие – грязь, третьи – власть и так далее. Многие из нас сексуализируют процесс обучения; эротичность присутствия талантливого учителя была отмечена со времен Сократа.

Не является по своей сути проблематичной или деструктивной. У сексуализации имеются контекст и следствия ее использования во взрослом возрасте, которые определяют, надо ли (мне самой или другим) расценивать ее как позитивную адаптацию, дурную привычку или патологию.

Сублимация


Изначально считалось, что сублимация является «хорошей» защитой, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами.

Она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы и разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое (например, как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силой (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути: она позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз (Fenichel, 1945)


  1. Психопатические (асоциальные) личности.

 

Психопаты – самые непопулярные и пугающие пациенты из всех, что встречаются психологу. Суть психопатии удачно схвачена диагностическим критерием, согласно которому организующий принцип асоциальной личности состоит в том, чтобы «сделать» всех или сознательно манипулировать другими. Опытные клиницисты заметили, что психопаты – те из них, кто избежал заключения в тюрьму – имеют тенденцию «выгорать» к среднему возрасту, часто становясь удивительно примерными гражданами.

Асоциальные личности обладают врождёнными тенденциями к агрессивности и к более высокому, чем в среднем, порогу приносящего удовольствие возбуждения. Вместо того, чтобы выражать (проговаривать) свои эмоции на словах, психопаты действуют. Когда эти люди действительно чувствуют, по-видимому, они переживают или слепую ненависть, или  маниакальное радостное настроение. Психопат нуждается в резком, «встряхивающем» опыте для того, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо, что объясняет постоянное стремление таких людей к острым ощущениям и их очевидную неспособность обучаться через опыт. Клиницист не может надеяться на установление связи с таким пациентом через признание его чувств – психопат не умеет определять, что он чувствует.

Основной психологической защитой психопатов является всемогущий контроль. Они также используют проективную идентификацию, множество тонких диссоциативных процессов и отыгрывание вовне (acting out).

Психопаты будут открыто хвастаться своими победами, завоеваниями, успешными махинациями и обманами, если думают, что на слушателя произведёт впечатление их СИЛА. Такой преступник легко сознаётся в убийстве, но при этом скрывает взятие нескольких долларов из сумки жертвы, расценивая ничтожность суммы как признак слабости.

Важным диагностическим критерием психопатии является диссоциация личной ответственности. Раскаивающийся жулик может сказать: «Я плохо подумал в этом случае», но когда его попросят уточнить, о чём именно он плохо подумал, психопат будет сожалеть о том, что его поймали, а не о том, что он совершил жульничество.

Когда психопаты раздражены или расстроены, у них возникает внутреннее побуждение к действию. В отличие от здоровых людей, они не контролируют собственные реакции. Взятие собственных разрушительных импульсов под контроль для психопатов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ  проявлением силы воли, которое приносит удовлетворённость собой и укрепляет  самоуважение.  Это напрямую связано с их ранним детским опытом.

 

Детство психопата

 

Детство психопатов нередко отличается обилием опасностей. Они растут в хаосе суровой дисциплины и сверх-избалованности: родительскую пару составляют слабая, депрессивная, мазохистичная мать и вспыльчивый, непоследовательный, садистический отец. Частыми являются паттерны переездов, потерь, семейных разрывов. Это вынуждает детей большую часть жизни тратить на поиск подтверждения своего всемогущества.

Корни такого характера можно отыскать в личной истории, когда родители или другие важные фигуры демонстрировали силу и наслаждались тем, что никто не в силах её ограничить. Такие родители имеют тенденцию возмущаться действиями учителей, психологов или служителей закона, когда на асоциальные действия их детей пытаются наложить ограничения.

Психопаты не могут признать в себе наличие обычных эмоций, так как чувства ассоциируются у них со слабостью и уязвимостью. Антисоциальный индивид просто никогда в нормальной степени не испытывал привязанности, не хотел быть таким же, как те, кто о нём заботился (не идентифицировал себя с другими людьми).

Потенциальный психопат испытывает серьёзные затруднения в формировании самоуважения путём переживания любви и гордости своих родителей. Его родители либо жестоко били его, либо беспомощно опускали руки, не зная, что с ним делать. Никто не гордился им, никто его не любил.  Любой, чьи образы собственного «Я» отражают нереалистические представления о превосходстве, тот, кто избегает очевидного факта, что он всего лишь человек, будет пытаться восстановить самоуважение посредством проявления силы.

Врождённо гиперактивный, требовательный, рассеянный ребёнок нуждается в гораздо более активном родительском попечении, чем спокойный и легко утешаемый малыш. Чем беспомощнее оказались родители, столкнувшись с агрессивным ребёнком, тем меньше чётких ограничений было в его детстве и тем хуже он понимает последствия своих импульсивных действий. С точки зрения теории социального научения, грандиозность ребёнка является ожидаемым результатом воспитания без должной дисциплины.

Ещё одной особенностью переживания Я психопатических пациентов является примитивная зависть – желание разрушить всё, что является наиболее желанным. Как известно, антисоциальные люди психотического уровня убивают тех, кто их привлекает.

 

Психопат на приёме

 

Для асоциальных личностей характерно намерение нанести терапевту поражение. Некоторые психопаты настолько ущербны, опасны и полны стремления к разрушению целей терапевта, что их психотерапия может быть лишь наивным упражнением.

Основным переносом психопатов по отношению к терапевту является проекция на него своего внутреннего звериного Я – предположение о том, что клиницист намерен использовать пациента для его эгоистических целей. Совершенно не имея эмоционального опыта любви и эмпатии, антисоциальный пациент пытается вычислить «интерес» терапевта.  Наивный терапевт может не выдержать искушения и попытаться доказать свои намерения оказать помощь.

Обычным контрпереносом на стремление пациента «не дать себя провести» и его желание перехитрить терапевта является шок. Порой терапевтом завладевает ощущение что его идентичность «человека, оказывающего помощь», уничтожается. Обычными в таких случаях являются контрпереносные чувства враждебности, презрения и моралистического назидания по отношению к психопатической личности. Такие реакции называют конкордантными, т.е. совпадающими как у терапевта, так и у пациента.

Другой контрпереносной реакцией является ужасающей силы страх. Это комплиментарная , т.е. дополняющая реакция на холодность и безжалостность пациента. Помимо страха, терапевты сообщают о контрпереносном беспокойстве, что такой пациент подчинит их своему влиянию. Частыми являются мрачные предчувствия.

Важно, чтобы клиницист был способен вынести эти ощущения, а не пытался отрицать или компенсировать их.

Психопат может завидовать терапевту и справляться со своей завистью путём садистического обесценивания, что нередко вызывает у клинициста интенсивную враждебность и чувство беспомощности. Осознание этой психодинамики помогает сохранять некоторый интеллектуальный комфорт перед лицом открытого презрения, выражаемого пациентом.

Минимизация вызываемой психопатом угрозы неблагоразумна как с точки зрения реальности, так и с точки зрения динамики: она может побудить пациента продемонстрировать свою разрушительную силу.

Наиболее важной особенностью терапии становится неизменность и неподкупность терапевта. Эмпатию пациент может расценить как слабость. Чувство ответной признательности ему чуждо. Терапевт, который «поддался», доставляет психопату чувство садистического триумфа. Нереально ожидать любви от антисоциальных людей, но можно заслужить их уважение упорным противостоянием и требовательностью к ним. Когда я работаю с такими пациентами, я настаиваю на уплате денег В НАЧАЛЕ каждой сессии.

С неподкупностью связана бескомпромиссная честность и выполнение обещаний. Честность не означает ни самораскрытия, ни морализаторства.

Она означает лишь, что терапевт должен примириться со своими собственными асоциальными тенденциями, чтобы иметь основу для идентификации с психологией пациента. Например, при обсуждении вопроса об оплате с таким пациентом нужно быть готовым открыто признать свою эгоистичность  и жадность.

Любой пример, когда пациент сдерживает собственный импульс и испытывает гордость за осуществление самоконтроля, следует рассматривать как важнейшую веху лечения асоциальной личности.

В отличие от терапии пациентов с другими диагнозами, терапевт психопатического клиента должен усвоить позицию «граничащей с безразличием независимой силы». Не следует эмоционально «инвестировать» в пациента. Как только пациент уловит надежды и потребности терапевта, он тут же начнёт саботировать психотерапию, чтобы победить его и испытать чувство превосходства. Лучше дать пациенту понять, что это его дело – воспользоваться выгодами психотерапии или нет.


  1. Нарциссические личности.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта