История Наука, изучающая ход развития человеческого общества и познание настоящего и его будущего
Скачать 158.15 Kb.
|
1)понятие история История - Наука, изучающая ход развития человеческого общества и познание настоящего и его будущего. 1) Место истории в системе наук. История одна из наиболее древних наук. Она тесно связана с другими науками такими как психология, социология, философия, и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития обществ в целом, взаимосвязь этих наук между собой. В то же время каждая из этих наук проходит свою историю. Таким образом появляются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др. История никогда не закнчивается происходит лишь смена одной истории другой-история древнего мира за ней история средних веков и так далее. 1) Предмет и функции исторической науки. Предмет: Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые — историки, которые и пытаются познать историческую действительность. вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки являются— Археология, нумизматика( изучение монет), геральдика (изучение родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и др. Функции: В первую очередь познавательная функция- это когда историческая наука связывает между собой разные исторические явления, выявляет место человека в разных изменения жизни. Следующая функция — коммуникативная. Накопление разной информации и переработка её для использования в настоящем и будущем. Функция истории — сохранение социальной памяти. Это передача знаний о прошлом новым поколениям человечества, это формирует представление о прошлых временах. Образовательная функция. Это разъяснение обществу о пройденных исторических путях народов и причин их успехов и неудач. Воспитательная функция-это социализация подрастающих поколений Прогностическая функцию исторической науки, это анализ прошлого человечества. Эстетическая функция - это теоретическое и эстетическое освоение мира. 1)исторические источники: Исторические источники —продукт социальной деятельности людей. палеография — изучает видоизмененность букв по разным историческим эпохам и странам, а также занимается изучением рукописей сфрагистика — изучает печати; дипломатика — изучает исторические документы, акты, грамоты, определяет их происхождение, даты, подлинность и степень достоверности нумизматика — изучает монеты и медали как памятники истории и культуры 1) цивилизационного подхода в истории. Цивилизационный подход – это единая саморазвивающаяся система, все социальные и несоциальные виды исторического процесс. например: - природно-географическая среда обитания; - биологическая природа человек; - хозяйственно-производственная деятельность; - социальная структура общества (касты, планы, сословия, классы) - институты власти и управления; - сфера духовного производства, религиозные ценности, мировоззрение (менталитет); - взаимодействие локальных сообществ и др. в структуре цивилизации - экономические характеристики общества могут выводится из его духовной сферы. Основатель цивилизационного подхода английский историк А. Тойнби. Он утверждал, что цивилизация создается разделением труда между городом и деревней, торговлей, обменом, при этом развитие общества проходит через определённые исторические циклы; Два принципиально отличающихся друг от друга значения «цивилизация», а) цивилизация как стадиальное явление в мировой истории (наличия общемировой цивилизации) б) цивилизация как локальное (региональное) явление относительно человечества в целом (отрицанием общемировой цивилизации и мировой истории) 1) стадиальный подход. Стадиальный (унитарский) подход – это взгляд на восходящее развитие человечества. Этот подход возник давно. История делится на различные стадии всемирно - исторического значения. Например Гегель разделял ее на - историю народов Востока, историю античности, деятельность германских народов. А. Фергюсон делил историю человечества на такие стадии, как дикость, варварство и цивилизация. 1)Объективность и истинность в историческом познании. Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество ( т. е. общественное развитие в прошлом.) Процесс достижения объективной истины осуществляется в несколько этапов: 1. воспроизводится объект познания и раскрывается полученные знания об объекте исследования. 2. Полученная оценка раскрывает значение исследуемого объекта со стороны общественных потребностей которые происходили в развития общества. И все это обосновывается на фактах. 3.происходит систематизация различных фактов.(все формируется в одно целое) 4.Далее все обобщается -это дает возможность лучше понимать полученные знания.(соединяет более важные знания). 5.Осмысление данных способствуют субъективному взгляду на вещи. 6.Завершающим этапом на пути достижения объективной истины является установление смысла исследуемых явлений. Это все поможет человеку изучающему объективность истинны глубже осмыслить значимость исследуемого материала, выработать новую перспективу его рассмотрения, соответствующую конкретным объективным социальным процессам. 2)Западники и славянофилы В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей — западники и славянофилы. Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. В сфере экономики основное расхождение между западниками и славянофилами заключалось в разных взглядах на судьбу крестьянской общины: Если славянофилы, социалисты, рассматривали эту общину как основу самобытного исторического пути России, они считали необходимым всяческую поддержку крестьянской поземельной общины. То западники, не социалисты, видели в общине пережиток прошлого, и полагали что общину должно ждать исчезновение, они были за переход к подворному землевладению Славянофилы С самого возникновения и на протяжении всего времени своего существования славянофильство было представлено немногочисленной группой, это были- Хомяков, Киреевский, Аксаков и Самарин и др. Чуть позже выделилось движение почвенников, ими являлись Григорьев, Страхов, Достоевский и др. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”, славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы, они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности Западники Наиболее выдающимися представителями западников выступали: Анненков, Боткин, Гончаров, Тургенев, Чаадаев и др. Западники считали, что Россия — Европа, но только отстала от нее в развитии. И что русские должны выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. 2)П.Я. Чаадаев Его настолько поразил Контраст между передовым европейским обществом и застойной действительностью тогдашней России, что он создает свои знаменитые «Философические письма» (всего их было 8), первое опубликованное в журнале «Телескоп»: это был обвинительный акт против собственного народа, там говорилось о умственной и духовной отсталости, неразвитости представлений о долге, справедливости, праве и порядке, отсутствие какой-либо самобытной человеческой «идеи». Властями чаадаевское «Письмо» было воспринято как прямая атака на существующий строй, и он был насильно подвергнут медицинскому освидетельствованию, высочайшим указом объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься. «Философические письма», послужили могучим стимулом для полемики между славянофилами и западниками, на стороне которых поначалу выступил Чаадаев. Но нельзя безоговорочно причислять Чаадаева к западникам, если смотреть на его более позднии письма то и славянофилы, и западники с равным правом могли считать его и своим, и чужим . Н.Я. Данилевский Будучи идеологом панславизма - течения, провозглашавшего единство славянских народов, - Данилевский в своем главном сочинении "Россия и Европа» обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. С.М. Соловьев По своим убеждениям и взглядам С.М. Соловьев принадлежал к числу западников. По своим убеждениям С.М. Соловьев был умеренным либералом. Главный труд всей жизни С. М. Соловьева — «История России с древнейших времен» в 29 томах. По его мнению, природа для Запада была матерью, для России — мачехой. По мнению С.М. Соловьева, в истории России огромную роль играло государство — "высшее воплощение народа". В.О. Ключевский По своим убеждениям Ключевский был умеренным либералом. Революционные взгляды он не принимал и на первое место ставил науку, "которая вечно пребывает и никогда не падает". Известность и славу В.О. Ключевскому принесли его исторические труды, — "Курс русской истории", пользовавшийся огромной популярностью при жизни автора и не утративший значения и в наши дни. По своим философским взглядам В.О. Ключевский стоял на позициях позитивизма. Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках "общих законов строения человеческого общества. Т ак же он считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории. В.О. Ключевский создал новую общую концепцию русской истории, разделив ее на периоды, каждый из которых представлял собой определенный этап о жизни страны. VIII — XIII вв. В. О. Ключевский характеризовал как Русь Днепровскую, городовую, торговую. XIII — первую половину XV вв. — как Русь Верхне-Волжскую, удельно-княжескую, вольно-земледельческую. Вторая половина XV — начало XVII вв. — это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. Время после смуты и до великих реформ. 2)Евразийцы о месте России в мире и особенностях ее исторического развития Евразийство - течение, возникшее среди эмигрантских слоев российской интеллигенции и связанное в первую очередь с попыткой осмысления ими истоков и последствий Октябрьской революции. Этого течения предерживались географ П.Савицкий, музыковед П.Сувчинский, филолог-славяновед Н.Трубецкой, религиозный философ и публицист о.Г.Флоровский. Первая поставленная евразийцами проблема - проблема определения места России в мире. Здесь евразийцы пришли к выводу, что культура, которую в течение веков преподносили России как общечеловеческую, на самом деле есть культура небольшой группы романских и германских народов. Главная ее черта - упорное нежелание признать самобытность и право на существование других культур, а также упорное стремление навязать себя миру. Как полагают евразийцы, все предпринимаемые со времен Петра Великого попытки привить России "чужеродную" европейскую культуру породили преимущественно негативные результаты: привели к расколу между европеизированной элитой и основной массой общества, к расходованию впустую творческих сил народа. В силу этого началось отторжение "насильственного европеизма" российским обществом, проявившееся в стихийных бунтах Разина и Пугачева, так же Октябрьская революция. В связи с этим, по мнению евразийцев, встает вопрос об определении пути развития России и ее места в мире. Согласно "утверждениям евразийцев", специфика России в первую очередь предопределена особенностями ее природно-климатической среды. Из цивилизационной специфики России вытекает и особая природа ее государственности -именно татаро-монголы, по мнению идеологов евразийства, собрали в свое время в единое целое русские и восточнославянские земли, и задача Российской империи и СССР - сохранить и укрепить их единство. КОРОЧЕ: Евразийство рассматривало русскую культуру не просто как часть европейской, но и как совершенно самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока. Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной этнической общности - Евразия. Подобная оригинальность русской культуры и государственности определяет и особый исторический путь России, ее национально- государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. 3)Норманнская теория. Норманнская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманнской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства. До шестидесятых годов XIX века школа норманнистов была господствующею. Норманисты находят подтверждение, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами. Отмечая роль славян в развитии всемирной истории и падении Римской империи, подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Однако в тот период классовые противоречия, раздиравшие древнерусское феодальное общество, привели к падению народоправства. Ломоносов подчеркивает, что не слабость и не неспособность россов к государственному управлению, как это упорно старались утверждать сторонники норманской теории, а классовые противоречия, которые были подавлены силой варяжской дружины, явились причиной призвания варягов. Помимо Ломоносова опровержение норманнской теории высказывают и другие российские историки. Итак, можно сказать о том, что норманская теория потерпела поражение под натиском российских ученых. Следовательно, до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Но так же нельзя отрицать и того, что скандинавы в достаточной мере повлияли на Русь и, в том числе на государственность. Первые русские князья, бывшие скандинавами, все-таки внесли много нового в систему управления. 3) Предпосылки возникновения Древнерусского государства «Повести временных лет», первого письменного источника древнерусской истории, где имеются свидетельства государственного объединения славянских племен. Процесс формирования государственности имел своиспецифические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных государственных образований. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть. Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской, формируется имущественное неравенство. Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии. Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком далеко. Унаследовшая у Киева Великое княжение Владимиро-Суздальская земля не успела (накануне «батыева нашествия») набрать достаточный хозяйственный и людской, а следовательно, и военный потенциал для «собирания» вокруг себя осколков бывшей «рюриковской империи». Именно в это время последовал мощный удар с Востока и на горизонте последующей истории нашего Отечества появились татары. 3) Этапы образования Древнерусского государства. Древнерусская народность, истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства дотируется VII – IX вв. Началом формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв. – время возникновения на Руси феодальных отношений и образования древнерусского государства. VIII – IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя к другому, т. е. от первобытн - общинного к феодальному обществу. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя,так возникли города на Руси : Киев, Псков, Новгород, и др. Рост торговли вызвал развитие денежного обрасчения. Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы – холопы, робы – рабыни. Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его появления в виде деления общества на классы. Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. 4) Принятие христианства. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г.Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину». Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуются равноапостольным. 5) Русские земли в период феодальной раздробленности. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель. В XIII в. процесс феодальной раздробленности не прекратился, однако завоевания русских княжеств монголо-татарами существенно отразилось на нем. Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства явился бурный рост производительных сил общества, прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли.. К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых, порядок наследования великокняжеского престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола. Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское. Эти государства при значительной пестроте экономических условий по политическому устройству можно разделить на два основных вида: феодальные монархии и феодальные республики. Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород.. Таким образом, в XII в. Древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности. По результатам этот процесс был двойственным. С одной стороны, раздвинулись границы русских земель, развились производительные силы. С другой стороны, междоусобицы проходили исключительно на русских территориях. Для борьбы с соперником русские князья нередко приглашали степняков. 6) Борьба Руси с монголо-татарами. Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Северо-Восточная Русь была разорена. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. 7)борьба руси с западной экспансией. С проникновением в прибалтийские земли начались вторжения и на русские территории... Православная Русь и католический запад: нарастание противоречий. Итак, с начала XIII столетия Русь вступает в новую фазу контактов с католическим Западом, пытавшимся разрешить свои внутренние противоречия за счет подчинения новых земель. Следует уяснить те причины и цели, которые лежали в основе действий Запада по отношению непосредственно к русским землям в первой трети XIII столетия (до татаро-монгольского нашествия). У сторон имелось и определенное совпадение интересов, на почве чего достаточно регулярно оформлялись союзнические отношении. Истории известны факты, когда отношения эти сопровождались даже добровольными территориальными уступками епископско-орденским силам. Имели место переходы русских князей в ленный статус по отношению к епископской власти. Организовывались совместные действия против литовцев или эстов. В столкновениях сторон религиозный фактор не являлся столь уж определяющим. Но и отбрасывать его полностью не приходится.(хрестианство) Недоделанно(. 8) Возвышение Москвы и начало объедение Русских Земель. Предпосылки: Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызывало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москву-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь. 9) завершение объединения русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства.Политика Ивана iii Задачи: 1) Собирание русских земель, которые не вошли в состав Москвы (Новгород, Тверь, Псков). Поход на Новгород С 1471 года Новгород не существовал отдельно. Поход против Тверского княжества: 1485 г. – присоединения Твери. Поход на Псков: было совершено три похода, но не один из них не был результативным. (1510 год – присоединение Пскова Василием III, сыном Ивана III). 2) Решение и создание централизованного государства. Для создания централизованного государства власти помогала Боярская дума. Туда входили: крупные землевладельцы – бояре, бояре-помещики, дворец, казна. Приказная система 1511: первый приказ – «Посольский». Система просуществовала до XVII века. При Иване IV она стала более разветвленной. Иван III назначал Митрополита сам. Митрополит попадал под зависимость Светской власти. 3) Внутренняя политика Ивана III За внешними успехами последовали большие внутренние перемены. После присоединения Новгорода и Твери, важнейшей задачей обеспечения существования независимого единого Русского государства была проблема уделов внутри самого Московского великокняжеского дома, где сквозь пеструю картину братоубийственных войн и ложных клятв виден главный политический стержень происходящего - прекращение феодальных усобиц, которое расчётливому Ивану III всё чаще удавалось осуществить без пролития крови. В 1497 году Иван III ввел в действие первый со времен Киевской Руси судебник, то есть свод законов государства. Он был составлен по приказу Ивана III дьяком Гусевым на основании «Русской Правды», судных грамот и традиций московского судопроизводства. Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом. Князь Иван III умер 27 октября 1505 года и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. 10) Московское государство в годы правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады и их оценка. Коронация состоялась в январе 1547 года. Великий князь «Всея Руси», первый русский царь (с 1547 г.), представитель династии Рюриковичей. Взойдя на престол, немедленно приступил к завоеванию Казанского ханства. С третьей попытки Казань была взята, что отдало под власть русского царя все Поволжье. В 1556 г. московское войско овладело Астраханью. Волжские степи до самого Каспия были включены в состав России. В 1549 г. собрал первый в русской истории Земский собор — сословно-пред-ставительный орган, которому доверялось принятие всех важнейших государственных решений. В1557 г. началась Ливонская война, в которой на первом этапе Грозному сопутствовал успех. Русскими войсками была взята Нарва, Нейгаузен, Дерпт и еще более 20 городов. Однако позже России предстояла война с Данией, Польшей, Швецией. В1564 г. Грозный внезапно уехал из Москвы и обосновался в Александровской слободе. Бояре и духовенство молили его о том, чтобы он опять взял управление государством в свои руки. Царь согласился, вытребовав себе право утвердить опричнину. Так началось тяжкое для всей России время. В опричнине служили 6 тысяч дворян и бояр, которым раздавались поместья, отнимаемые у прежних владельцев —представителей земщины. Опричники доносили царю обо всем, что происходило в его окружении, им вменялось в обязанность предавать смерти земских людей, грабить их дома. Враги Грозного — подлинные и мнимые — подвергались гонениям и казням. Жертвами зверских репрессий становились целые города. В 1572 г. опричнина была официально отменена, хотя казни так и не прекратились. В1578 г. русские потерпели серьезное поражение под Венденом. Поляки захватили целый ряд русских городов. Почти все ливонские города были потеряны. Затем начались мирные переговоры. Грозный отказался от всяких претензий на Ливонию. Царь имел от своих пяти жен восемь детей, но умирая, оставил после себя лишь двух сыновей: слабоумного Федора и малолетнего Димитрия, больного эпилепсией. После их смерти династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась. 10)Опричнина и ее последствия. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна разделена на две части: опричнину и земщину. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы. Символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 года. В самом Новгороде погром длился 6 недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви. Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Он не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. 11) Смута XVII века: социальная катастрофа и время альтернатив. Первый этап смуты. В связи с династическим кризисом в России встал вопрос о власти. Он решался на Земском соборе 1598 г., Оппозиция выдвинула свою кандидатуру – Борис Годунов. Решение подтвердила улица, и он был избран царем и царствовал с 1598 года по 1605. Годунов был ярым палачом, участвовал в опричном терроре, был очень противоречивым, став царем, он поменял мировоззрение и попал под западное влияние. 1601 г. – неурожай, голод (унес 120 тыс. жизней только в Москве). 1603 г. – восстание Хлопка. 1605 г. – Борис внезапно умирает. Второй этап смуты.(1605-1610 гг.) Москва утратила столичный статус. Тушино, Стародуб, Пуховль объявили себя столицами. От государства отделилась Астрахань, воспользовавшись слабостью государства, Казань заколебалась. В это время появляется Лжедмитрий I. Годы правления Лжедмитрия – 1605 -1606 (11 месяцев) Зрело недовольство против Лжедмитрия: отряд привели в его покои, Лжедмитрий сражался до последнего, выпрыгнул в окно, и там его добили и сожгли. В пушку зарядили его прах и выстрелили. Затем были Василий Шуйский, Лжедмитрий II и т.д., и т.д. Лжедмитрий II был зарезан собственной охраной в Калуге. Третий этап смуты. ( 1610-1613 гг.) Для этого этапа характерен выбор этапов путей развития. Предпринималась попытка возродить на русских землях европейские порядки, их предлагалось взять из Польши 9Речи Посполитой – соединение Польши и Литвы). 1543 год – конституция, монархия, был Сейм – он решал финансовые вопросы, военный контроль, выбирал короля и парламент. Воспользовавшись слабостью России, Сигизмунд вводит войско поляков в Москву – началась интервенция поляков. На престол предлагался сын Сигизмунда – Владислав – ему предлагалось принять православие, жениться на православной, освободить пленных русских. И Владислав согласился. 12) Военно-политические и социальные итоги. Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были "все до основания ". В ряде районов, и к 20-40 годам 17 века населенность была все ещё ниже уровня 16 века. 12) Культура московского государства XVI – XVII веках. В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры. 1. Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения. 2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества. В XVII в. в русской живописи появляется такой жанр, как портрет. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый 3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов. 4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство. 5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере. 6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. 7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству. 13) Реформы Петра I: борьба за преобразование традиционного общества в России. В политической сфере происходило становление абсолютной монархии. Вместо Боярской думы в 1711 г. был учрежден Сенат. Вместо приказов в 1717-1718 гг. появились 12 коллегий, состав которых определялся царем, а полномочия и направления работы — регламентами. За Сенатом с 1722 г. наблюдал генерал-прокурор, «око государево». Вместо патриаршества для руководства делами церкви был создан Синод. Для удобства управления страну разделили на восемь губерний во главе с губернаторами, которых назначал царь. Возник военно-промышленный комплекс. На основании проведенной переписи была введена подушная подать. Налог в денежной форме стал собираться не с крестьянского двора, а с мужской души крестьянина или посадского человека. При этом облагались все лица мужского пола от новорожденного до глубокого старика. Переписи населения (ревизии) проводились один раз в десять лет и были основой для налогообложения. 13)Основные направления «европеизации» страны. В период взросления в Немецкой слободе молодой Пётр увидел другой мир. В период пребывания в составе "Великого посольства" в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы. И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество. По возвращении из Западной Европы Пётр стал решительно ломать русские культурные традиции. Западноевропейские традиции стали проникать в Россию после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Так, бритье бород по польскому образцу стало распространяться среди дворянства в середине ХVII в. Пётр запретил носить бороды (за ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из - за границы учителей. Пётр I начал создавать в России сеть школ. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. Так, при Петре I в России было положено начало системе образования в России. При Петре Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря (старый стиль). Пётр I положил начало складывания наградной системы России. В 1699 г. был учреждён первый российский орден - Андрея Первозванного, ставший высшей государственной наградой в России. Петром были произведены перемены в быту дворян - в 1717 г. для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник "Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов", где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе танцами. 14) . Россия в послепетровский период (1725-1762). Дворцовые перевороты и их сущность. 1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов сентябрь 1727 — свержение Меншикова 1730 — престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие 1740 — свержение Бирона группировкой Миниха 1741 — возведение на престол Елизаветы Петровны 1762 — возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III По образному выражению Ключевского, период с 1725 года по 1762 получил название «эпохи дворцовых переворотов». За 37 лет от смерти Петра 1 до воцарения Екатерины 2 трон занимала шесть монархов, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов. Два из них – Иван Антонович и Петр 3 – были свергнуты силой и убиты. Причины дворцовых переворотов: 1)«указ о престолонаследии Петра I 1722 года» 2) усиление экономических и политических позиций дворянства и гвардии. 3)большое количество прямых и косвенных наследников(Романовы) 4) противоречия между самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. 15) Россия в период просвещенного абсолютизма. Екатерина II. При Екатерине II для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 г. были избраны 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновение интересов. Комиссию Екатерина II распустила. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. Губернаторы, генерал-губернаторы или наместники назначались императрицей и обладали огромными полномочиями. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Екатерина II опиралась на фаворитов, армию и полицию, жестко преследовала любые покушения на свою власть. Тайная экспедиция при Сенате провела следствие по делам Пугачева, Новикова, Радищева, княжны Таракановой, Мировича и др. В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий, на которых устанавливались крепостные порядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Крестьянство оставалось полностью бесправным. Помещики могли за любую повинность сослать своих крестьян в Сибирь с зачетом за рекрутов. Барщина доходила до 6 дней в неделю. Получила распространение месячина, при которой крестьяне лишались надела и за работу только на помещика получали скудное продовольственное обеспечение. Помещики зачастую творили жестокий произвол. Дарья Салтыкова замучила до смерти 90 из 600 своих крепостных. После начала Великой французской революции.(1789) Екатерина II окончательно охладела к идеям философии Просвещения и реформам. Новшества укрепляли абсолютизм, который применительно ко второй половине XVIII в. обычно называют просвещенным. Преобразования Екатерины Великой: 1. Отменила государственные монополии на табак и некоторые другие виды деятельности, что способствовало их развитию. 2. Создала целый ряд учебных образовательных учреждений. 3. При Екатерине расширилось строительство мануфактур, появились новые отрасли, такие как чулочно-носочная. 4. Освоение новых земель. Чтобы освоить новые территории на юге страны (Крым, Кубань, Юж. Украина), она дарит их дворянам. Через пару лет понимает, что это неэффективно и приглашает "инородцев"- греки основали Мариуполь, армяне - село Чалтырь, болгары приносят виноградарство. Кроме этого, Екатерина объявляет, что те крестьяне, которые сбегут и поселяться на новых землях, будут свободными. 4. Екатерина II не продала Аляску Америке, а сдала ее на 100 лет в аренду, чтобы американцы ее освоили. 16) Россия при Павле I Павел I. Правление Павла I (1796-1801).Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. В 1797 г. Павел издал "Учреждение об императорской фамилии", по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю. Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам. Внешняя политика Павла. Война с революционной Францией. Павел I продолжил борьбу с Францией, стремившейся утвердить свое господство в Европе. В 17981799 гг. последовал захват Наполеоном Мальты, Ионических островов и Египта. В 1798 г. Россия оказалась в антифранцузской коалиции европейских держав во главе с Англией. Военные действия сосредоточились в Италии и Средиземном море, куда направились флоты Англии и России. Вскоре в связи с обострением противоречий внутри антифранцузской коалиции Россия вышла из ее состава. За одержанные победы великий русский полководец А.В. Суворов получил титул князя Италийского и высший воинский чин генералиссимуса. Однако вскоре А.В. Суворов, к которому Павел I питал острую неприязнь, оказался в опале. В 1800 г. он умер. Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге. 17) Реформы Александра I: замыслы и реализация Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику по законам и сердцу" своей бабки Екатерины II. В этом сочетались его либеральные воззрения. Александр восстановил отмененные Павлом "Жалованные грамоты" дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя граф Строганов, польский князь Чарторыйский, граф Кочубей и граф Новосильцев. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами (8). В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. 1803 –указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами 1810 - учреждение Государственного совета 1815 г - введении конституции в Царстве Польском. В 1816 г. Александр I утвердил указ о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря. В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ. Уровни системы образования: университет, гимназия в губернском городе, уездные училища, одноклассное приходское училище. 18) Россия во второй четверти XIX века. Внутренняя политика Николая I . Общественная мысль России второй четверти и середины XIX века. По рождению Николай I не должен был царствовать (он был третьим сыном Павла I) и получил военное образование. Николай взошел на престол при чрезвычайных обстоятельствах, и это определило характер его царствования. После выступления декабристов император во многом утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в бюрократическом управлении. В годы его царствования численность чиновничества резко возросла. |