Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • Заключение

  • Глава I .

  • Список литературы

  • реферат. История постановок пьес А. Н. Островского в Малом театре


    Скачать 100.39 Kb.
    НазваниеИстория постановок пьес А. Н. Островского в Малом театре
    Анкорреферат
    Дата07.10.2022
    Размер100.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРеферат
    #720876





    РЕФЕРАТ

    на тему:
    «История постановок пьес А. Н. Островского в Малом театре».


    г. Салехард

    2021 г.

    Содержание

    Введение…………….………………………………………………………………3

    Глава I. Постановки в Малом театре.

    I. 1. Начало карьеры в Малом театре……………………………………………....4

    I. 2. Продолжение карьеры в 60-е и 70-е годы……………………………………..5

    I. 3. Период позднего творчества драматурга………..…………………………….5

    Заключение………………………………………………………………………......6

    Список литературы………………………………………………………………....6

    Введение

    Драматургия — это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. А. Н. Островский считал, что драматургия имеет огромное влияние на общество, именно поэтому его творчество являлось отражением важных жизненных проблем. Для произведений драматурга характерны сложность конфликтов, социально-психологическая драма и комедия нравов. Внутренний драматизм нравственных конфликтов пьес Островского строится на несовместимости героев с окружающим миром. Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев. Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.

    Глава I. Постановки в Малом театре.

    I .1. Начало карьеры в Малом театре

    В 50-е годы А. Н. Островский изучал и выдвигал идеи просвещения, восхищаясь русской жизнью и широтой русской души. Одна из самых ярких пьес этого периода – постановка «Бедность не порок», которая в 1854 в Малом театре вызвала горячие споры. Так, Аполлон Григорьев опубликовал стихотворную рецензию, в которой превознес пьесу и объявил ее появление началом новой эпохи в русском театре. Новаторство пьесы ярко проявилось на сцене Малого театра, многие зрители и деятели искусства высоко оценили эту постановку. В то же время, как среди читателей, так и среди зрителей и даже среди актеров находились люди, которых шокировала и отталкивала излишняя жизненность творчества драматурга, многие полагали, что мир купцов и приказчиков, крючкотворов и пьяниц не достоин сценического воплощения, даже самого талантливого.  Островский воссоздал на сцене атмосферу старой Руси, которая смущала и восхищала зрителей.

    Однако популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.

    В конце 50-х годов изменился характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859). Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление пьесы «Доходное место», сатирически изображающей жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. В основе пьесы лежит типичный для русской драматургии конфликт общества и личности, не желающей жить по несправедливым законам. Как «бытописателя» А.Н. Островского интересовало, насколько прочен человек в борьбе за нравственные идеалы, тем более если этот человек будет поставлен в условия крайней материальной нужды. Герой пьесы Жадов сталкивается с миром лжи, он повсюду наблюдает порочность и разврат. В первую очередь в поведении своего дяди и его помощников, которые высмеивают желание молодого человека прожить на «одно жалованье», без взяток, «с чистой совестью». Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 50-х годов, неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы.

    Впервые «Гроза» Островского была поставлена на сцене Малого театра 16 ноября 1859 года. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, – не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Для многих зрителей, читателей и критиков пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. Островский обладал глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» является самым решительным произведением в его карьере, которая произвела на публику необыкновенное впечатление, а пресса пестрела хвалебными рецензиями. .

    I. 2. Продолжение карьеры в 60-е и 70-е годы

    В 60-е–70-е годы драматург создал несколько сатирических произведений, которые безусловно могут быть отнесены к ярчайшим шедеврам его творчества.

    Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» – одна из тех пьес, которые во все времена звучат остро и злободневно. Чем сегодня интересна история о том, «как выходят в люди», написанная в позапрошлом веке? Да хотя бы тем, что пути в «высшее общество» все те же, а вот соискателей становится все больше. Каким путем, каким способом можно сделать карьеру и выбиться в люди? Как создаются и гибнут человеческие репутации? Островский отвечает на эти вопросы, рассказывая историю молодого человека по фамилии Глумов, решившего во что бы то ни стало добиться высокого положения в обществе. История молодого человека, который пытается построить успешную карьеру и добыть богатую невесту, актуальна как никогда. Ведь набор приемов с течением времени мало изменился: найти себе богатого покровителя, стать вхожим в его круг, получить несколько выгодных карьерных предложений, наконец, заключить выгодный брак. Островский обличает пороки общества, в котором царит лицемерие, корысть и подлость.

    Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия. В пьесе «Лес» Островский обращается к проблематике, поднявшейся на пик актуальности в 1860 - 1880е гг. Вопрос семьи и её ценностей, влияния общественных отношений на семью обсуждались в это время особенно активно. В своем произведении драматург отразил столкновение интересов очень разных людей по социальному статусу. В это комедии провозглашаются различные проблемы и вопросы, данная пьеса о правде и лжи, о ханжестве и лицемерии, об искренности и чистоте, о высоком благородстве и наглой бесцеремонности.


    I. 3. Период позднего творчества драматурга

    В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится все более и более трагическим. Мир поздних пьес Островского оказывается населен мечущимися в поисках счастья и спокойствия героинями, окруженными циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, не менее циничными матерями, согласными более или менее неприкрыто продать своих дочерей и, быть может, не слишком плохими, но безвольными и беспомощными поклонниками или женихами, не способными ни защитить даму своего сердца, ни предложить ей настоящую любовь.

    В таких обстоятельствах развивается судьба Ларисы, героини пьесы «Бесприданница», которая, подобно многим другим женским персонажам Островского, мечтает о лучшей жизни, о возможности вырваться из своего провинциального мира. Однако очень быстро выясняется, что красота Ларисы не помогает ей обрести свободу и любовь, а превращает героиню в объект искусных манипуляций богатых купцов. В мире пьесы «Бесприданница» нет шанса на счастливую и спокойную жизнь. Лариса презирает своего жениха Карандышева и с негодованием отказывается от его предложения. Тогда обезумевший от любви и ревности Карандышев убивает Ларису, которая перед смертью благодарит его за дарованное ей избавление от всех жизненных тягот.

    Заключение

    Персонажи, связанные с миром театра, встречаются во многих пьесах Островского и это, конечно, не случайно. Он всегда принимал близко к сердцу беды и удачи российского театра. Его ужасало бесправное положение актеров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование и тяжкий труд, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Островский часто сам репетировал с актерами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру пьес. Островский в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. В конце концов, в 1886 уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Это означало, что в его руки было передано художественное руководство всеми театрами города. Островский с энтузиазмом взялся за долгожданное дело. Он надеялся освободить театр от бездарной, любительской игры, когда каждый актер был «сам за себя», пренебрегая художественной стороной театрального дела. Островский надеялся начать формировать репертуар из серьезных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актеров. Однако смерть не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.

    Список литературы

    1. https://www.culture.ru/themes/255442/pesy-aleksandra-ostrovskogo-v-postanovke-malogo-teatra

    2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c89fe5c9-3bb3-78f6-0621-6a1c694b0041/1010347A.htm

    3. https://diletant.media/articles/29383974/

    4. file:///C:/Users/Alenaa/Downloads/dramaturgiya-a-n-ostrovskogo-v-interpretatsii-stsenografov-sibirskih-teatrov-1940-h-1980-h-gg%20(1).pdf

    5. https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/mir_ostrovskogo_na_scene_i_na_ekrane/



    написать администратору сайта