Главная страница
Навигация по странице:

  • А.Маслоу

  • 16. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 16.1. Психологические взгляды древней и средневековой Руси

  • 16.2. Эволюция российской психологической мысли в эпохи Нового времени и Просвещения Петр Васильевич Постников

  • Яков Павлович Козельский

  • Дмитрий Алексеевич Голицын

  • Николай Иванович Новиков

  • Александр Николаевич Радищев

  • Иван Михайлов

  • 16.3. Этапы развития психологической мысли в 19 веке

  • К.В.Лебедева

  • Одоевский Владимир Федорович

  • Н.Г.Чернышевского

  • И.М.Сеченова. К.Д.Ушинский

  • Н.Я.Грот

  • Лесгафт П.Ф.

  • Токарский А.Н. «Экспериментальные материалы по памяти» (1894-1895); Бернштейн А.Н.

  • Челпанов Г.И.

  • Даниил Михайлович Велланский

  • Ц1. История психологии. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеИстория психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
    Дата06.03.2022
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЦ1. История психологии.pdf
    ТипДокументы
    #384790
    страница13 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    К.Роджерсу (1902-1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне. «терапия, центрированная на клиенте»
    (1957) – так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом, причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности, с тем чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации.
    При этом важно представить, каким видится субъекту его «феноменальное поле», т.е. осознаваемый им внутренний план собственного поведения (искаженный прежней интроспективной психологией, которая в своих экспериментальных лабораториях искусственно расщепила это целостное «поле» на изолированные элементы сознания). Для этого нужна «теплая эмоциональная атмосфера», в которой индивид (впоследствии Роджерс перенес акцент на группу индивидов, т.е. на групповую психотерапию) реинтегрирует свою творческую личность как целое, и тогда он избавляется от тревоги, психологических стрессов и т.п.
    Главная задача – не решение отдельной проблемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он перестраивает свой феноменальный мир в систему потребностей, среди которых важнейшей является потребность в самоактуализации.
    К движению, названному гуманистической психологией, принято относить и ряд других концепций, в частности концепции А.Маслоу (1908-1970) и В.Франкла. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации.
    В своей книге «Мотивация и личность» (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.
    Не от сексуальных травм (как учил Фрейд), а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно, и превращение ущербной личности
    67
    в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.
    В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в особом, отличном от американского, варианте близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч.
    «логос» - «смысл»).
    В отличие от маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла.
    Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу – таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения.
    При утрате смысла возникают различные формы неврозов.
    Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам.
    Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям.
    Свобода – это способность изменить смысл ситуации даже тогда, когда «дальше некуда».
    В отличие от других адептов гуманистической психологии Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла.
    Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими психологами установку на самовыражение личностью своих аутентичных ее внутренней природе мотиваций (будь то независимость от других людей либо в интенсивном общении друг с другом) Франкл считал недостаточной для человека, чтобы понять, зачем жить.
    Быть человеком – значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу).
    Это не самоактуализация, а самотранценденция (от лат. «транс-цен-денс» - «выходящий за пределы»), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.
    Франкл разработал специальную технику психотерапии, ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т.п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преграды.
    Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние
    «экзистенциального вакуума» в виде чувства точки, апатии, опустошенности. Различные ветви гуманистической психологии развились с целью преодолеть ограниченность теорий, оставивших без внимания своеобразие психического строя человека как целостной личности, способной к самосозиданию, реализации своего уникального потенциала.
    16. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    16.1. Психологические взгляды древней и средневековой Руси
    Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения.
    Уже в повести «Временных лет» (1037-1039) сделаны первые описания психических состояний людей, с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: «И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу».
    В «Поучениях Владимира Мономаха» ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности.
    68

    В «Послании» Киевского митрополита Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания.
    Интересным культурным памятником представляется «Диоптра» («Зерцало») Филиппа
    Пустынника (вторая пол.11 века). В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов.
    С конца 12 века на Руси издается «Пчела» - сборник изречений из «священного писания», отцов церкви и ученых античности. В ее составе – целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знания русских мыслителей: «Слово об уме», «Слово о душе», «Слово о мудрости», «Слово о памяти», «Слово о сне», «Слово о ярости и гневе» и т.д.
    «Толковая Палея» (1406) представляет рассказы о Ветхом завете. В них аккумулировались взгляды на природу человека. Особое место отведено решению проблем соотношения души и тела, развития человеческого организма.
    В сочинении «О главных знамениях» - одном из сборников библиотеки Кирилло-
    Белозерского монастыря 15 века, дается конспективное изложение анатомо-физиологических и психологических представлений на Руси. Обращается внимание на единообразие процессов природы, единство закономерностей физических и психических процессов, необходимость обращения к опыту и наблюдению как средствам познания. К этому же времени относится статья из русских сборников «Галиново на Ипократа» - о взглядах Гиппократа и Галена.
    16.2. Эволюция российской психологической мысли в эпохи Нового времени и
    Просвещения
    Петр Васильевич Постников (род 1676). После обучения в Московской славяно-греко- латинской академии, в 1692г., он по указу Петра на 5 лет отправляется в Падуанский университет в
    Италию, где получает степень доктора философии и медицины.
    В 1697-1701гг. Постников по поручению Петра едет в Амстердам. Знакомство Петра (по рекомендации Постникова) с голландским анатомом Рьюишем послужило к развитию в России анатомо-физиологического направления в медицине (создание Кунсткамеры, коллекции препаратов
    Рьюиша, образование медицинских школ, подбор талантливых учеников и.т.д) Коллекция Рьюиша, собранная за 40 лет, переходит в созданную в 1725 г. Академию наук, где среди первых научных подразделений были кафедры анатомии и физиологию
    Первый начальник кафедры – Даниил Бернулли (1700-1782) – был одним из представителей швейцарской семьи выдающихся математиков. Его первые лекции были посвящены применению математических начал к физиологии. Он явился автором первой физиологической работы в России «О движении мышц» (лат. -1726, русс.-1758), исследований «О гидрофобии, т.е. болезни от воды по угрызении бешенной собаки» (1729), «О годах степенных», «О симпатии и антипатии», а также по вопросам о возможности оживления «утопших птиц» под влиянием электричества и др.
    Огромное значение для развития физиологии сыграло творчество М.В.Ломоносова, особенно его «Размышления о причине тепла» (1756), в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его «Риторике» (1748) посвящена глава «О возбуждении, утомлении и изображении страстей».
    69

    Яков Павлович Козельский (1728-1794). В «Философских предположениях» (1768) в теоретическую философию он включает теорию познания, логику и психологию, в практическую – политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь «через отправление им своих общественных обязанностей». Ученым разработана практически вся проблематика психологии 18 века.
    Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803) – ученый и дипломат, посол во Франции и
    Нидерландах, друг Вольтера и других энциклопедистов, почетный академик, натуралист издал книгу Гельвеция «О человеке», сыгравшую огромную роль в формировании научного мировоззрения в психологии.
    Николай Иванович Новиков (1744-1818) – издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в т.ч. работы более Радищева. Теоретические основы психологии отражены в издаваемом им журнале «Утренний свет» в статьях: «О душе», «О страстях», «О воображении»,
    «О достоинстве человека в отношении к богу и миру». Проблематика психологических изысканий
    Новикова очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей «Детские чтения для сердца и разума» с поучительными статьями о науке, в т.ч. по нравственно психологической проблематике.
    Матвей Пеккен, будучи военным врачом, он вместе с Е.А.Мухиным организовал работу первой терапевтической клиники. Им подготовлен труд «Физиология, или наука о естестве человеческом» (1788), который интересен рассуждениями о методе. К последним он относил наблюдения над здоровыми и больными людьми (сравнительные методики), а также
    «повторительные опыты» над животными и по аналогии с человеком. Ученый описал все известные психические процессы.
    Александр Николаевич Радищев (1749-1802) написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Радищев подчеркивал, что его мысль в ряде вопросов
    «разнствует от гельвециевой»: а) французский энциклопедист не показал, что «человек паче всех есть существо соучаствующее», т.е. социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: «…человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных».
    В 1796г. выходит в свет первая русская книга по психологии «Наука о душе». Ее автор Иван
    Михайлов, имея духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма (Локк): душа то, «что познают и ощущают обстоящие нас вещи». Михайлов определяет 4 закона душевной жизни:1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не поврежденные органы чувств, то «тогда мы чувствуем, хотя б и не хотели»; 2) определяет интенсивность ощущений относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа определяется воздействиями внешнего мира; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства.
    16.3. Этапы развития психологической мысли в 19 веке
    Первая половина 19 века характеризуется активным применением достижений естественной науки к познанию психических процессов. Содержание этапа заключается в выходе множества трудов по психологии, разработке ее мировоззренческих и научных основ и принципов. Издается ряд систематических руководств по различным направлениям психологии.
    П.Любовский, магистр Харьковского университета, подготовил «Краткое руководство к опытному душесловию» (1815) – вторую после И.Михайлова систематизацию психологического знания. Это была по сути «экспериментальная психология». Работа состоит из 3 частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение и воля.
    70

    Философ-идеалист А.И.Галич (1783-1848) доказывал подчиненность мышления законам объективного мира. Его работа «картина человека» (1834) включала следующие компоненты: 1ч. –
    «телесная дидактика» (отправления, система и части тела), «телесная феноменология» (здоровье, патология, сон, уродство) и «семиотика» (учение о темпераментах); 2ч. – «дух» (психологическая система); 3ч. – «соотношение между телесной и душевной жизнью».
    Следует выделить «Общую психологию» (1835) К.В.Лебедева, в которой он также подчеркивает оригинальность русской школы, отечественной материалистической физиологии.
    О.М.Новицкий подготовил «Руководство к опытной психологии» (1840), которое содержит научные обоснования и описание фактических данных по психологии
    Ряд трудов подготовил выдающийся русский мыслитель А.И. Герцен: «Дилентатизм в науке»(1842), «Письма об изучении природы» (1844-1845). Его сын Ал-др Ал-дрович Герцен
    (1839-1906) – физиолог, написал сочинения: «Общая физиология души», «Физиологическая деятельность нерва и электрические явления, сопровождающие ее».
    Одоевский Владимир Федорович (1803-1869), представитель княжеского рода, написал
    «Психологические заметки» (1843), в которых отразил вопросы о соотношении языка и чувства, языка и мысли.
    Белинский В.Г. в годичном обзоре русской литературы за 1846г. пишет «Вы, конечно, уважаете ум в человеке? – Прекрасно! – так не останавливайтесь же в благоговейном изумлении и перед этой массой мозга, где происходят все умственные отправления (…) Иначе, вы будете удивляться в человеке следствию, мимо причины и удовлетворитесь ими. Психология, не опирающаяся на физиологию, так же не самостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии».
    50-е годы 19 века отмечены выходом в свет общих работ по утверждению научных принципов психологии: Н.Г.Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1856); М.С.Волкова «Френология» (1857). В трудах Добролюбова Н.А.
    утверждается первичность материи и вторичность психического.
    60-е гг. называют «великим десятилетием» утверждения принципа психофизического монизма в психологии и физиологии, научного опровержения идеалистических теорий в этих науках. Чернышевский издает сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860) о природной принадлежности человека, возможности объяснения психических его процессов физическими, химическими и медицинскими принципами. В 1863г. выходят в свет «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова. К.Д.Ушинский пишет труд «Человек как предмет воспитания»
    (1867).
    80-е гг. 19 века выделяются огромным количеством работ, увеличением интереса к психологической проблематике. Н.Я.Грот пишет «Психологию чувствования» (1879-1880);
    М.И.Владиславлев (1840-1890) – профессор (1868) и ректор (1887) Петербургского университета, выступил против материалистического и гегелевского методов в психологии. Он возглавил в университете пореформенную психологическую и философские науки. Им переведена на русский язык «Критика чистого разума» И.Канта, написаны труды – «Современные направления в науке о душе» (1866), «Психология» (1881) в двух томах, где дал систематизацию экспериментального психологического знания.
    Профессор Харьковского университета П.И.Ковалевский основал первый русский психиатрический журнал «Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии», в котором печатались результаты экспериментально-психологических исследований и обзоры западной психологической литературы (с переводами статей В.Ф.Чижа). В.Ф.Чиж – профессор, руководитель Юрьевской лаборатории, написал книгу «Научная психолгия в Германии». Он публикует в 80-е гг. экспериментальные исследования: «Измерение времени элементарных
    71
    психических процессов у душевнобольных», «Объем сознания о здоровых и душевнобольных». В
    1886г. В.М.Бехтерев издает работу «Сознание и его границы».
    В 80-90гг. начинают выходить журналы «Вопросы психологии и философии», «Вестник психиатрии» с отделом психологии.
    90-е гг. охарактеризовались появлением более двухсот капитальных трудов и статей, экспериментальных исследований по психологии. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка»
    (1890); Ланге Н.Н. «Душа в первые годы жизни» (1892) и «Психологическое исследование» (1893);
    Сеченов И.М. «Предметная жизнь и действительность» (1892); Токарский А.Н.
    «Экспериментальные материалы по памяти» (1894-1895); Бернштейн А.Н. «О восприятии постоянных и переменных раздражителей» (1895), «Мир звуков как объект восприятия и мысли»,
    «Методика экспериментально-психологического исследования душевнобольных», Чиж В.Ф.
    «Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий» (1896), «Широта восприятия у душевнобольных», «Время ассоциаций у здоровых и душевнобольных», «Интеллектуальное чувствование душевнобольных»; Челпанов Г.И. «Проблема восприятия пространства» (1896);
    Гервер Г.И. «О памяти зрительных восприятий» (1899).
    16.4. Деятельность российских психологов конца 19 – начала 20 века.
    Даниил Михайлович Велланский (1773-1847) – профессор медико-хирургической академии, представлял натурфилософское направление в развитии психофизиологии конца 19 в. В
    1812г. вышел его большой труд «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные очертания всеобщей физиологии» Среди научных трудов
    Велланского следует выделить перевод книги Клюге «Животный магнетизм, представленный в историческом и теоретическом содержании», «Физиологическая программа о внешних чувствах, внутренних действиях мозга и наружных очертаниях головы» (1819), перевод учебника Прохазки
    «Физиология, или наука о естестве человеческом», «Опытная наблюдательная и умозрительная физика» (1831), «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира» (1836), одних первых русских учебников физиологии; «Животный магнетизм и теллюризм»
    (1840)
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта