Ц1. История психологии. История психологии. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Скачать 1.29 Mb.
|
как законы образования навыков. Между тем он считал, что исследует интеллект. На вопрос: "Имеется ли ум у животных?", был дан положительный ответ. Но за этим стояло новое понимание ума, не нуждающееся в обращении к внутренним процессам сознания. Под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех достигался случайно. Такой взгляд запечатлел новое понимание детерминации жизненных явлений, которое пришло в психологию с триумфом дарвинского учения. Оно вводило вероятностный стиль мышления. В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных. Этот стиль мышления открывал широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов. Главные достижения в разработке этих методов применительно к психологии связаны с творчеством Фрэнсиса Гальтона (1822 -1911). Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена Ч.Дарвина, он решающее значение придал не фактору приспособления отдельного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на данный постулат, Гальтон стал пионером в разработке генетики поведения. Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувствительности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на различиях, считая, что они генетически предопределены. В книге "Наследственный гений" (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. Используя наличные экспериментально- психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучению индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Последние считались не в меньшей степени зависящими от генетических детерминант, чем, скажем, цвет глаз. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но у Гальтона, которого иногда называют первым практикующим психологом, был более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионером преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей 56 заслугой Гальтона явилась углубленная разработка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы. Гальтон применял тесты для изучения работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно- двигательных функций. Между тем практика требовала информации о высших функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи принадлежал французскому психологу Альфредд Бине (1857- 1911), основателю первой во Франции психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили две его дочери). Однако вскоре по заданию правительственных органов он стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, неленивых, от тех, кто страдает врожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии Вильям Штерн ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. Ай-Кью). Данный коэффициент соотносил "умственный" возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (когда "умственный" возраст ниже хронологического), либо одаренности (когда "умственный" возраст превосходит хронологический). Это направление под именем тестологии стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой. Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии (а не чисто эмпирически) решать вопросы обучения, отбора кадров, профпригодности и др. Достижения экспериментального и дифференциального направлений, наиболее ярко воплощенные в творчестве названных исследователей, но ставшие возможными благодаря работе всего поколения молодых профессионалов, подспудно и неотвратимо изменяли предметную область психологии. Это была иная область, чем очерченная в теоретических схемах, от которых психология начинала свой путь в качестве науки, гордившейся своей самобытностью. Предметом анализа служили не элементы и акты сознания, никому неведомые, кроме субъекта, изощрившего свое внутреннее зрение. Им стали телесные реакции, изучаемые объективным методом. Выяснилось, что их связи, носившие в прошлом имя ассоциаций, возникают и преобразуются по особым психологическим законам. Их открывает эксперимент в сочетании с количественными методами. Для этого нет необходимости обращаться ни к физиологии, ни к показаниям самонаблюдения. Что же касается объяснительных принципов, то они черпались не в механике, снабжавшей психологическую мысль в течение трех веков принципом причинности, а в дарвиновском учении, преобразовавшем картину организма и его функций. 14. Кризис интроспективной психологии сознания. Кризис психологии: разногласия по поводу предмета психологии. В начале десятых годов XX века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVI – начале XIX века. Выход из кризиса определялся поиском как 57 новых теоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новых экспериментальных методов исследования психики. Радикальное изменение ориентации в психологической науке отражало как запросы логики научного познания (переход к биологической причинности), так и актуальные общественные потребности. Это ярко проявилось в поисках факторов, обучающих организм эффективным приспособительным действиям, и в успехах психодиагностики. 14.1. Бихевиоризм Бихевиоризм утвердил в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Отцом бихевиоризма принято считать Дж.Уотсона (1878-1958), в статье которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители». Ни Павлов, ни Бехтерев, на концепции которых опирался Уотстн, не придерживались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на «муки сознания». Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул – реактивные отношения. Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обработке. Ведь реакции животных носили не жестко предопределенный, а статистический характер. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной, но и внешней, телесной реальности. В психологии утверждался новый взгляд, согласно которому 1) предмет психологии (бихевиоризма) – поведение человека как любая внешне наблюдаемая реакция человека на внешний стимул; 2) поведение – результат научения; 3) главная психологическая проблема – формирование навыка и научение; 4) человек «представляет собой животное, отличающееся словесным поведением». 14.2. Психоанализ. Бессознательное как предмет науки. В предмет науки область бессознательного превратил психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой 58 нервных процессов (используя, в частности сеченовское понятие о торможении). Однако ни в нейрофизиологии, ни в психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. Он обратился к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. Первый импульс к их изучению придало применение гипноза. Фрейд и его последователи считали, что истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Главной была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения – либидо. Этот взгляд привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционной психологии. Таким образом, Фрейд выделил в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрыто от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Предсознательное – его содержание неосознаваемо, но без труда может быть осознано человеком. Сознательное – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные влечения. Однако либидо все-таки прорывается сквозь «цензуру» сознания и проявляется в различных формах: сновидения, ошибочные действия, забывание неприятного, невротические симптомы и т.д. Поэтому техника психоанализа и сводится к тому, чтобы помочь человеку путем расшифровки скрытого смысла этих форм осознать вытесненное аффективное влечение. Согласно Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития: оральная фаза (до 1 года); анальная (1-3 года); фаллическая (3-6 лет); латентная (6-12/14 лет). Задача психоанализа – найти те слои и ситочники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу. С начала 20-х гг. Фрейд выделяет в структуре психической жизни другие инстанции: а) «я» (эго) – регулирует действие организма в интересах его самосохранения; б) «оно» (ид) – средоточие слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению; в) «сверх-Я» (супер-эго) – включает моральные стандарты и запреты, усвоенные личностью бессознательно как продукт влияния общества (проявляется в виде совести). Поскольку требование «ид», «супер-эго» и внешней реальности к «эго» несовместимы, то человек постоянно находится в состоянии конфликта, который создает невыносимое напряжение. Задача психоанализа – освободить «Я» от различных форм давления на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия «защитных механизмов»: вытеснения – неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного; рационализации – сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других – социально одобряемых; регрессии – уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень; сублимации – трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и пр.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (частный случай: творчество, проявление остроумия). Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания». Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937). Первый 59 назвал свою психологию аналитической, второй – индивидуальной. Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемо несколькими архетипами. Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертированный и интровертированный, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов. Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникли новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: «оно» (слепые иррациональные влечения), «я» (эго) и «сверх-я» (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями). От напряжения, под которым оказывается «я» из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой – моральных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытеснения, сублимации и т.д. 14.3. Французская психология. П.Жане (1859-1947). Первый период его творчества связан с изучением психических заболеваний: неврозов, психастении, травматической реминисценции и др. В дальнейшем Жане принимает за ключевой объяснительный принцип человеческого поведения общение как сотрудничество. В его глубинах рождаются различные психические функции: воля, память, мышление и др. В целостном процессе сотрудничества происходит разделение актов: один индивид выполняет первую часть действия, второй – другую ее часть. Один командует, другой подчиняется. Затем субъект совершает по отношению к самому себе действие, к которому прежде принуждал другого. Он научается сотрудничать с собой, подчиняться собственным командам, выступая как автор действия, как лицо, обладающее собственной волей. Многие концепции принимали волю за особую силу, коренящуюся в сознании субъекта. Теперь же доказывалась ее вторичность, ее производность от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек. Это же относится к памяти, которая первоначально предназначена для передачи поручений другим людям, тем, кто отсутствует. Что касается умственных операций, то и они изначально являются реальными телесными действиями (в частности, речевыми), которыми люди обмениваются, совместно решая свои жизненные задачи. 60 Главным же механизмом возникновения внутрипсихических процессов служит интериоризация. Социальные действия из внешних, объективно наблюдаемых становятся внутренними, незримыми для других. Именно в силу этого возникает иллюзия их бестелесности и порождаемости «чистым «Я», а не сетями межличностных связей. Прежние концепции, для которых исходным пунктом служил индивид как носитель психических актов и содержаний, искали пути его социализации. Вектор психологического изучения человека – по Жане – должен быть противоположным. Объяснению подлежит не социализация, а индивидуализация, т.е. причинный анализ того, как из социальных актов и отношений строится внутренний, личностный план поведения индивида. 14.4. Гештальтизм. В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Датский психолог Э.Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади. При так называемых «двойственных» изображениях» в одном и том же рисунке различаются либо ваза, либо два профиля. Эти и множество аналогичных фактов говорили о целостности восприятия. Идея о том, что здесь действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического мышления, объединила группу молодых ученых. В нее входили |