Курсовой проект. Курсовой проект парикмахерское искусство. История развития постижерного дела и его значение в современной моде
Скачать 0.53 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Одной из творческих и популярных профессий является профессия парикмахера. На сегодня парикмахерское дело в нашей республике находится на этапе развития, но первые шаги в этой области дают надежду надеяться на дальнейшие удачные успехи. За весь период существования человечества, у людей всегда была заинтересованность в эффектном виде. В течение веков человек придумывал новые украшения, формы причесок, одежды, новую моду, новый стиль. Сегодня постижерные изделия применяют не только в сфере искусства, но и для создания обычных, повседневных или праздничных причесок, для создания образа. Постижерные изделия могут быть успешно использованы и с эстетической целью людьми, желающими просто временно изменить причёску или имеющими проблемы с волосами [16, с. 17-18]. Постижерное изделие – это съемное изделие из натуральных или искусственных волос, способное украсить прическу и вписаться в ваш индивидуальный, особый стиль. Постижерное изделие простое в использовании. Носить его могут все независимо от возраста и длины волос. Постижер – специалист по изготовлению накладных изделий из натуральных или искусственных волос (париков, накладок, кос, и др.). Ремесло постижер, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной потери волос, а также потребность в преднамеренном изменении прически в угоду моде существовали еще в Древнем Египте. Поэтому и люди, которые владели искусством создания «новой» шевелюры со старого чужого волос известны практически со времен начала цивилизации [5, с 21-23]. На сегодня в постижерном деле активно используют заменитель натуральных волос – синтетическое волокно. Синтетические волокна – это заменители натуральных волос – должны имитировать натуральные волосы как по естественному блеску, цвету, так и на ощупь, сохранять цвет к форму завитков после мытья. В ходе изготовления постижерного изделия было использовано синтетическое волокно – канекалон [21]. Тема курсового проекта: разработка и выполнение постижёрного изделия «Ободок из роз» для создания романтического женского образа. Причёска – это форма, придаваемая волосам стрижкой, завивкой, укладкой и филировкой. Она может быть из естественных и искусственных волос с шиньонами и прядями разных цветов. Цель курсового проекта: разработать и выполнить постижёрное изделие «Ободок из роз» для создания женского романтического образа. Задачи курсового проекта: изучить историю развития постижерного дела и его значение в современной моде, дать характеристику проектируемого постижерному изделию, обосновать выбор модели прически, выполнить композиционный разбор проектируемой модели прически. Дать характеристику видам сырья и материалов для изготовления постижёрных изделий, дать характеристику оборудованию, инструментам и приспособлениям для изготовления постижёрных изделий, выполнить и схематически изобразить технологическою последовательность изготовления постижерного украшения, разработать модель прически с постижерным украшением, изучить уход за постижёрными изделиями. Структура курсового проекта: введение, творческая часть, технологическая часть, 3 часть уход за постижерными изделиями, вывод, список литературы, состоящий из 21 источников, 2 тех. карты, 2 рисунка. Общий объем 38 страниц. 1.ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 История развития постижерного дела и его значение в современной моде Постижерное изделие - обобщенное название всех изделий из волос. Это парик, шиньон, накладки, локоны и др., иначе их называют постижерные изделия. Впервые, такое понятие появилось во Франции при Людовике XIV. Результаты археологических раскопок показывают, что даже древним людям было не чуждо стремление украсить свои волосы, закрепляя и приподнимая их кожаными или меховыми ленточками. Хотя, скорее всего, эти «первобытные укладки» были продиктованы не тягой к прекрасному, а служили ритуальным целям. Древнейшие парики предназначались для воинов и охотников, которые стремились быть похожими на сильных животных. Их изготовлением занимались женщины и дети; они собирали, промывали и просушивали шерсть и птичьи перья, а затем плели парик как чулок, используя вместо спиц деревянные палочки. Эти довольно громоздкие конструкции намертво приклеивали к голове с помощью смолы или помета. Поскольку такой парик было невозможно снять, после длительного ношения его срезали вместе с волосами[10]. В IV веке до нашей эры плетение появились в Египте, жители которого из-за жаркого климата были вынуждены убирать волосы. В Индии плели причудливые косы, которые укладывались на голове в форме пирамиды или храма и украшались самым причудливым образом - драгоценными камнями, цветами, бусами, обручами. Готовую прическу окуривали ароматическим дымом. Китаянки носили парики из прямых волос с несколькими проборами. Поднятые с висков вверх волосы пропитывали специальным фиксирующим составом, наматывали на бархатные валики и закрепляли на голове, придавая им форму петель или пучков. На щеки с висков выпускали длинные прямые пряди, на которые надевали украшения - цветы или небольшие веточки - одновременно игравшие роль заколок. Знатные японки носили сложные многоярусные парики (чем выше положение в обществе - тем больше ярусов на голове). Для создания такой прически волосы наматывали на бархатные валики, подушечки, овальные гребни или на тонкий картон. Ярусы отделялись один от другого шарфами и гребнями. Для придания блеска на волосы наносили растопленный воск или масло, а на время сна и отдыха приходилось укладывать голову на специальную подставку, чтобы сложная укладка оставалась на весу (рисунок 1.1 а). В Римской империи волосы высоко поднимали над головой и закрепляли в виде нимба на проволочном каркасе. Крупные завитые локоны укладывали по кругу, а на затылке заплетали мелкие тонкие косички укладывали их в пучок и закрепляли длинной тонкой шпилькой. В части у римской знати были и парики, особенно из светлых волос. Их носили многие римские императоры - Оттон и Домициан, Калигула и Каракалла, Ганнибал и Нерон [11]. В прическах средневековой Европы, которая отличалась суровыми пуританскими нравами, высокие объемные формы и парики поначалу уступили место высоким и строгим головным уборам, но уже в XII веке появились замысловатые прически из кос, свернутых в некое подобие морской раковины или улитки. В Англии парики впервые появились во время правления короля Стефана, в середине XII века, и в последующие столетия получали все большее распространение. Их изготавливали из самых разных материалов - человеческого волоса, шелковой нити, лент, кружев, сушеной травы и луба, волокон кукурузы и конопли. В XVI веке при помощи специального инструмента - тупея - парикмахеры научились взбивать высокие прически, добавляя к ним для объема различные накладки и проволочный каркас. В прическу добавляли цветы, атласные ленты, кружева (рисунок 1.1 б). В XVII-XVIII веках прически достигли просто невероятных размеров, вычурности и изысканности. Волосы водружали на специальные подушки, укрепляли шпильками, пудрили, украшали накладными шиньонами, приглаживали помадой. В России моду на парики ввел Петр I, вменив ношение париков в обязанность знати. Сам Петр был очень непритязателен и носил короткий простой парик, из-под которого выбивались его собственные волосы. Идеологи Великой Французской революции в 1789 году объявили вне закона и вычурные прически, и пудреные парики. Ношение парика, который воспринимался новыми правителями как символ королевской власти, могло стоить человеку жизни [13]. В средневековой Европе, светские дамы, сооружали у себя на головах архитектурные шедевры и с гордостью носили, невзирая на вес и хрупкость парика. Можно утверждать, что парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевали в романы, фильмы, спектакли [8, с 46-48]. После долгих экспериментов в 1938 году химики разработали и получили новое синтетическое волокно нейлон, при этом использовали не природный волокнистый материал, а синтезированный полимер. Волокна, которые заменили натуральные волосы, можно разделить на три группы: акриловые, виниловые, полиамидные. Были созданы специальные мастерские с самым современным оборудованием. Подобные парикмахерские работали в Италии, Франции, Германии, Кореи, США. Мода на накладные волосы то возникала, то снова сходила на нет. В 60-х годах появились материалы, которые использовали для проборов, так как они напоминали кожу человека. В париках этот материал пришивали на монтюр-основу парика, и при разделении пробора можно было видеть не тюль, а искусственную кожу. Форма прически влияла на рисунок монтюра, шапочку, которую делали из тюля, тесьмы. С годами модели монтюров совершенствовались, как и используемое сырье для париков [4; ст. 25]. В 80-х годах в моду вошли парики из натуральных волос. Женщины полюбили эти палочки-выручалочки, позволяющие без лишних хлопот менять имидж и не тратить драгоценное утреннее время на приведение прически в порядок. Современные парики делают как из натуральных волос, так и из искусственных. Изменилось назначение париков, они доступны всем и причесаны в соответствии с последней модой. Современные композиции из натуральных и искусственных волос - на пике моды (рисунок 1.1 в). Особенно популярны цветы из волос, декорированные органзой, ажурным кружевом, натуральным мехом, интересными стеклянными бусинами, бисером и многочисленными сияющими стразами, которые нельзя наклеивать на свои волосы, но прекрасно можно использовать в постижерном изделии [2, с 14-16]. Постижерные изделия актуальны и в настоящее время. Парики, накладки, шиньоны – используют для того что бы скрыть существующие проблемы с волосами, а вот разные цветы, бабочки, косы и другие декоративные изделия из волос применяют как дополнение к любому образу (рисунок 1.1 г). Сегодня постижерные услуги весьма востребованы, поскольку позволяют быстро, без каких-либо неблагоприятных физических воздействий поменять имидж, добавить в облик именно ту изюминку, которая необходима в данной ситуации. Многие мастера предпочитают работать с натуральными волосами, потому что только из них можно создать нужное многообразие форм и цвета. Это очень нелегкий труд, требующий не только владения парикмахерским искусством, но и навыками рисования и, безусловно, творческого мышления.
1.2 Характеристика проектируемого постижерного изделия Проектируемое постижерное изделие выполнено на основе каркаса – обруча. Обруч – это аксессуар, который несколько лет назад вернулся в моду, и плотно поселился в гардеробах современных модниц. Он служит стильным дополнением прически, позволяет быстро зафиксировать волосы в любой ситуации и подходит к любому современному луку. Важно лишь подобрать подходящий аксессуар, который станет настоящим украшением образа. В курсовом проекте для создания постижерного изделия «Ободок из роз» – использовано искусственное волокно - канекалон, его длина примерно 30 см, голубого цвета, имеет гладкую и блестящую фактуру. Изготовлено постижёрное украшение в виде ободка с цветами для создания романтического женского образа. Канекалон – это синтетическое моноволокно, так называемые искусственные волосы – легче натурального волоса в 8 раз. Используется для плетения всех видов африканских косичек, а также искусственных («безопасных») дредов и французских косичек (по голове). Палитра – 100 цветов (натуральные и креативные оттенки). Флюр – канекалон, светящийся при попадании на него лучей ультрафиолетовой лампы [21]. Канекалон был изобретен в Японии и получил самое широкое распространение в мире. Парики, в которых используется канекалон, получили широкое распространение по всему миру, в том числе и в России. По своей структуре и внешнему виду канекалон максимально приближен к натуральным волосам, так как в его состав входит вещество органического происхождения, а именно - морские водоросли. Благодаря специальной термообработке в печах, канекалон может длительное время сохранять завивку [5, с.98]. Постижерное украшение – «Ободок из роз» выполнено в технике клеевого метода, использовался желатин. Одна из базовых технологий изготовления постижерных изделий технология «клеевого метода», которая основана на конструировании и формировании композиций и «дизайн-форм» из проклеенных волос с использованием альтернативного для данной техники клеящего материала - желатина. Длина волос для изготовления постижерного изделия – 10-15 см. Длина ободка 35 см., высота цветков – 5см., нижний лепесток выполнен из фатина темно-синего цвета, что создает нюансное цветовое сочетание. Постижерное изделие – «Ободок из роз» выполнено в романтическом стиле, которому присущи: легкость, свобода и страстность. В романтическом стиле всегда есть что-то чистое, неподкупное. Главным признаком этого стиля являются плавные линии, кудри и локоны. В постижерном изделии романтический стиль выражен в форме и элементах. Лепестки цветов скругленной формы с плавным изгибом и дополнены объемным лепестком из прозрачного фатина. Постижерные изделия, выполненные в технике «клеевого метода», нередко используются как дополнения к прическам и обеспечивают воплощение различных замыслов модельеров, достижение неожиданных зрительных эффектов, усиливают эстетичность восприятия причесок как произведений искусства [21]. Для получения задуманной формы цветов в работе были применены дополнительные приспособления, позволяющие создать нужный изгиб лепесткам, а именно: стеклянная форма, зажимы для волос, цилиндры различного диаметра, изготовленные из материалов, препятствующих склеиванию прядей с поверхностью цилиндра, полиэтиленовые перчатки, кисть. Постижерное изделие «Ободок из роз», выполненное в ходе курсового проекта романтическое, среднего объёма, дополнено прозрачным фатином, является декоративным дополнением прически модели и подчеркивает романтический образ [рисунок 1.2]. Общий вид постижа рисунок 1.2 |