История россии
Скачать 5.27 Mb.
|
Документы О русском купечестве (из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа») В Москве я с большим интересом присматривался к купеческому кругу, дающему тон всей московской жизни. И не только московской. Я думаю, что в полустолетие, предшествовавшее революции, русское купечество играло первенствующую роль в бытовой жизни всей страны. Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город... Выбиваясь из сил и потея, он в своей деревне самыми необыкновенными путями изучает грамоту. По сонникам, по требникам, по лубочным рассказам о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче. Он по-старинному складывает буквы: аз, буки, веди, глаголь... Еще полуграмотный, он проявляет завидную сметливость. Не будучи ни техником, ни инженером, он вдруг изобретает какую-то машину для растирки картофеля или находит в земле какие-то особенные материалы для колесной мази — вообще что-нибудь уму непостижимое. Он соображает, как вспахать десятину с наименьшей затратой труда, чтобы получить наибольший доход. Он не ходит в казенную пивную лавку, остерегается убивать драгоценное время праздничными прогулками. Он все время корпит то в конюшне, то в огороде, то в поле, то в лесу. Неизвестно каким образом — газет не читает, — он узнает, что картофельная мука продается дешево и что, купив ее теперь по дешевой цене в такой-то губернии, он через месяц продаст ее дороже в другой. И вот, глядишь, начинает он жить в преимущественном положении перед другими мужиками, у которых как раз нет его прилежания... С точки зрения последних течений мысли в России, он — «кулак», преступный тип. Купил дешево — кого-то обманул, продал дорого — опять кого-то обманул... А для меня, каюсь, это свидетельствует, что в этом человеке есть, как и подобает, ум, сметка, расторопность и энергия... А то еще российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в самой Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки, на лотках льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым взглядом хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито. Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке или на Пресне, он ест требуху в дешевом трактире, впри- кусочку пьет чаек с черным хлебом. Мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее. Его не смущает, каким товаром ему приходится торговать, торгуя разным. Сегодня иконами, завтра чулками, послезавтра янтарем, а то и книжечками. Таким образом он делается «экономистом». А там, глядь, у него уже лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех не понятых еще нами Матиссов, Манэ и Ренуаров и гнусаво-критически говорим:
А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву... Из «Воспоминаний старого рабочего» Е. Н. Немчинова Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев — своя одежда и обувь, хозяйские стол и квартира. ...Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работали 16 мастеров и 19 мальчиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали вповалку, рядышком все 16 человек. Между полатями и стеною — аршинный проход, над полатями нижними были верхние полати для учеников, которые спали тоже вповалку. Все кишело паразитами — вшами и клопами. Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, */2 часа на утренний чай — мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и, проработав 12, чаще всего 12'/2 часа (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6—7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть — не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже. ...Я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел... Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на Пасху — неделя, а на Святки — две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковско- му, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками... Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования... Из «Писем из деревни» А. Н. Энгельгардта Если даже у мужика есть избыток хлеба, то он все-таки не продаст, а захочет, чтобы у него хлеба хватило за «новь», чтобы можно было прожить своим хлебом еще год... Если мужик по осени продает хлеб по мелочам, то это или пьяница, который продает на выпивку, или бедняк, которому не на что купить соли, дегтю, нечем платить попу за молебен в праздник... Наш мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят да батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси... Задание к документам: Пользуясь текстом параграфа и документами, составьте рассказы о жизни купечества и рабочих в России второй половины XIX в. Расширяем словарный запас: Меценатство — покровительство наукам и искусствам со стороны богатых и влиятельных людей. Станица — большое казачье селение. Требник — книга с текстами церковных служб, молитвами для богослужебных обрядов, совершаемых по просьбе самих верующих (крестины, венчание, панихида и т. д.). § 34. Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. В первые дни царствования Александра III крупнейшие нравственные авторитеты страны — сначала писатель JI. Н. Толстой, а вслед за ним публицисты и ученые К. Д. Кавелин и В. С. Соловьев — высказали идею о необходимости помиловать цареубийц. По их мнению, это нравственно обезоружит сторонников насильственных преобразований и тем самым положит конец ожесточению в обществе. Но Александр III не счел возможным оставить смерть отца без отмщения. 3 апреля 1881 г. состоялась публичная казнь пяти террористов. После убийства Александра II один из участников покушения, Рысаков, бросивший первую бомбу в карету царя, рассказал полиции все, что знал о своих соратниках. Обыски и облавы привели к разгрому петербургской организации «Народная воля». Увидев, что надежды на революцию не оправдались, Исполнительный комитет обратился 10 марта 1881 г. с письмом к Александру III, обещая прекратить террор в обмен на конституцию. Осенью 1882 г. начальник Петербургского охранного отделения Г. П. Судейкин завербовал видного революционера С. П. Дегаева. Была уничтожена военная организация народовольцев. Тогда же был окончательно разгромлен Исполнительный комитет «Народной воли». 56 самых опасных народовольцев были заключены в Шлиссельбург- скую крепость. К 1886 г. с «Народной волей» было покончено. 28 человек казнили, более 500 отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Однако на следующий год, 1 марта 1887 г., в Петербурге была совершена попытка покушения на Александра III (единственная за время его царствования), вызвавшая новую волну арестов. Либеральное движение. Убийство Александра II изменило атмосферу в обществе. Требование конституции, прозвучавшее в письме «Народной воли» к Александру III, поставило либералов в двусмысленное положение. Настаивать на своем главном требовании вслед за террористами они не сочли возможным. Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и «сильной руке». Даже либерал Б. Н. Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом... Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества, но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями... Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода». А участник осуществления реформ 60—70-х гг. Д. А. Оболенский доказывал Льву Толстому, что государственных преступников «ввиду несообразного злодейства их преступлений нужно прямо ослеплять для предотвращения побегов». Если несколько лет тому назад интеллигенция в целом с большим сочувствием относилась к революционным романтикам, то теперь большинство отвернулось от радикальных способов переустройства общества, а заодно вообще от политики. Умеренные интеллигенты стали искать для себя иные сферы приложения сил. Либеральное движение приняло новые формы. Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам отдельной личности. Это считалось не менее важным, нежели требование конституции. Либеральные идеи проникали в общество вместе с «великой грустью за человека» со страниц произведений Г. И. Успенского,
Свой вклад внесли и художники. Они нередко отказывались от отражения в своих произведениях острых общественных проблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросам бытия, места человека в мире. Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своему роду занятий средствами ученые: историки В. О. Ключевский, Н. И. Ка- реев, юристы М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин. Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества. Демонстративный уход из политики позволил либералам, с одной стороны, дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой в конечном счете все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой. Распространение марксизма в России. Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить причины кризиса народничества и попытаться найти новые идейные ориентиры. Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу. В Европе в тот период росла популярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса были и ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народников пересмотрели свои взгляды на революционные возможности крестьян и социалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г. В. Плеханов. Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) родился в Тамбовской губернии, в небогатой помещичьей семье. В основном путем самообразования он стал энциклопеди- t чески образованным человеком. Пле ханов прекрасно разбирался в философии, истории, эстетике, художественной литературе и искусстве, вопросах естествознания. Его путь в революцию начался в народнических организациях, куда он пришел 19- летним студентом. Он был сторонником Бакунина и его бунтарских идей. Но в своей революционной работе Плеханов пошел собственным путем, увлекшись пропагандой среди петербургских рабочих. Он часто бывал в рабочих кружках, участвовал в подготовке и проведении стачек, писал листовки. В декабре 1876 г. он выступил с яркой речью на демонстрации студентов и рабочих у Казанского собора в Петербурге. После раскола в
За границей Плеханов объединил единомышленников — видных революционеров: В. И. Засулич, П. Б. Аксельрода, JI. Г. Дейча, В. Н. Игнатова и др. — в группу «Освобождение труда». Плеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического строя России и признали факт ее вступления на путь капитализма. Исходя из общности исторической судьбы России и стран Западной Европы, цель своей деятельности группа «Освобождение труда» видела в подготовке пролетарской социалистической революции. В программном заявлении, опубликованном группой «Освобождение труда» в 1883 г., провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Тогда же было объявлено об издании группой «Библиотеки современного социализма». Эта небольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма. Консерваторы. При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К. П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора. Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания М. Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоять на страже прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности», а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М. Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры. Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны по образцу западноевропейских стран, как это предлагали либералы. Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения. Поэтому любые посягательства на политический строй объявлялись не только не соответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными. После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты «Вольное слово» и «Правда». В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана. Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882 г. «Священная дружина» была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия. В 80-х — начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка общественно-политических сил России. В революционном движении ослабло влияние народников, появились первые марксистские организации. Усилилась роль консерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики. Влияние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось.
1. Какие изменения и почему произошли в либеральном движении? 2. Какие изменения произошли в революционном движении? 3. В чем заключаются основные расхождения между марксистским и народническим учениями? Что между ними общего? 4. Почему марксисты объявили о своем полном разрыве с народническим движением? 5. Расскажите об идеологии русского консерватизма. 6. Что было новым в консервативном движении 80—90-х гг.? |