Главная страница
Навигация по странице:

  • Сословия и классы в пореформенном обществе.

  • История россии


    Скачать 5.27 Mb.
    НазваниеИстория россии
    АнкорDanilov_Kosulina_Istoria_Rossii_19_vek_8_kla.doc
    Дата02.02.2017
    Размер5.27 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDanilov_Kosulina_Istoria_Rossii_19_vek_8_kla.doc
    ТипДокументы
    #1837
    страница18 из 26
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   26

    Документ

    О железнодорожной политике (из воспоминаний

    С. Ю. Витте)

    В царствование императора Александра III установи­лась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возмож­ность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей пре­следуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов.

    Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последо­вательный выкуп железных дорог из рук частных об­ществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной...

    Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодер­жавного государя, пекущегося преимущественно об инте­ресах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Алексан­дра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства — железнодорожные, в которых царили маленькие железно­дорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр.
    Вопросы к документу: 1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III?

    1. Чем руководствовался Александр III, определяя новые подхо­ды в железнодорожной политике?







    Расширяем словарный запас:

    Акциз (акцизные сборы) — косвенный налог на предме­ты потребления.

    Акция — ценная бумага, свидетельствующая о взносе оп­ределенного капитала в предприятие и дающая ее вла­дельцу право собственности на него и участия в прибы­лях.

    Биржа — учреждение для заключения финансовых и тор­говых сделок с капиталом и крупными партиями това­ров.

    Винная монополия — исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков. Косвенные налоги — наценка, устанавливаемая государ­ством на товары массового потребления.

    § 32—33. Положение основных слоев общества

    Сословия и классы в пореформенном обществе. Во вто­рой половине XIX в. по-прежнему сохранялось сословное деление общества. В Своде законов Российской империи все городское и сельское население делилось «по разли­чию прав состояния» на четыре главных разряда: дворян­ство, духовенство, городских и сельских обывателей.

    Высшим, привилегированным сословием оставалось дворянство. Оно делилось на личное и потомственное. Право на личное дворянство, которое не передавалось по наследству, получали представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табели о рангах. Служа Отечеству, можно было по­лучить и потомственное, т. е. передающееся по наследст­ву, дворянство. Для этого надо было получить определен­ный чин или орденскую награду. Император мог пожало­вать потомственным дворянством и за успешную предпри­нимательскую или иную деятельность.

    В разряд городских обывателей входили потомствен­ные почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники. К числу сельских обывателей относились крестьяне, каза­ки и другие люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

    Но вместе с развитием капиталистического производст­ва все большее значение приобретала не сословная при­надлежность человека, закрепленная законами, а его классовое, т. е. экономическое, положение. Оно зависело от места человека в производстве и распределении его ре­зультатов. В стране шло формирование буржуазного обще­ства с двумя его основными классами — буржуазией и пролетариатом. В то же время преобладание в экономике России полуфеодального сельского хозяйства способство­вало сохранению и двух основных классов феодального об­щества — помещиков и крестьян.

    Рост городов, развитие промышленности, транспорта и связи, повышение культурных запросов населения приво­дят во второй половине XIX в. к увеличению доли людей, профессионально занимающихся умственным трудом и ху­дожественным творчеством, — интеллигенции: инжене­ров, учителей, врачей, адвокатов, журналистов и т. д.

    Крестьянство. Во второй половине XIX в. крестьяне по- прежнему составляли подавляющее большинство населе­ния Российской империи. По законам представители этой части общества значительно отличались от остальных со­словий. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и госу­дарственные, входили в состав самоуправляющихся сель­ских обществ — общин. Несколько сельских обществ со­ставляли волость.

    Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому суще­ствовала зависимость крестьян от общины, проявлявшая­ся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

    На сельском сходе на 3 года избирались староста, сбор­щик податей и представители общины для участия в во­лостном сходе. Волостной сход избирал волостного стар­шину. На волостного старшину и сельского старосту, по­мимо решения текущих хозяйственных вопросов, возлага­лась также и охрана порядка.

    Для крестьян существовал особый волостной суд, чле­ны которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на ос­нове норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зача­стую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказани­ям, которые давно уже были упразднены для других со­словий. Например, волостные суды имели право пригова­ривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке. Особо безнравственных, не поддающихся перевос­питанию крестьян община имела право исключать из чис­ла своих членов, что означало для провинившихся высыл­ку в Сибирь.

    Многовековое существование общины наложило силь­ный отпечаток на психологию русского крестьянина. Его сознанию были присущи коллективизм, развитое чувство справедливости. Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, тради­ций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» — заступника, стража правды и справедливости.

    Русские крестьяне исповедовали православие. Необы­чайно суровые природные условия и связанная с ними на­пряженная работа — страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт не­урожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, при­мет и обрядов.

    Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены. Прежде всего усилилось рас­слоение крестьян. Ярче стали проявляться богатство од­них и бедность других. Мерилом зажиточности чаще все­го являлось наличие в хозяйстве определенного количест­ва лошадей, без которых невозможно было обрабатывать землю. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревен­ской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности счита­лось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, на­нимали батраков и расширяли свое хозяйство.

    Отмена крепостного права привела в деревне к резко­му усилению потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хо­зяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьян­ских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой уро­жайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хле­ба за границу основывался на недоедании жителей дерев­ни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом ».

    8Данилов, 8 кл.



    Зажиточный и бедный кретьяне




    Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантиро­вала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, рас­пределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно, а не своди­лись в одном месте. Каждый член общины имел по не­большому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.


    /
    В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки. В де­ревне стало возникать противостояние двух типов общин­ников. Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с ее коллективизмом и защищенностью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.
    Происходившие перемены подрывали общинные устои. Многие крестьяне уходили на заработки в города. Дли­тельная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крес­тьянском самоуправлении. Такие женщины меньше вре­мени уделяли воспитанию детей, передаче им крестьян­ского опыта и семейных традиций. На селе появились не­виданные ранее явления — разводы, усилилось пьянство. Грамотность среди сельского населения страны оставалась низкой. По данным переписи 1897 г., она составляла лишь 17,4%.

    Важнейшая проблема России накануне XX в. заключа­лась в том, чтобы превратить крестьян — основную часть населения страны — в политически зрелых граждан, ува­жающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

    Дворянство. После крестьянской реформы 1861 г. быс­тро шло расслоение дворянства за счет активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоев населения. В 1856 г. для предотвращения этого были по­вышены классы чинов, дававших право на личное и по­томственное дворянство. Для получения личного дворян­ства теперь требовалось иметь военный чин не ниже 12-й (подпоручик) или гражданский — не ниже 9-й ступени (титулярный советник) Табели о рангах, для потомствен­ного — 6-й для военных чинов (полковник) и 4-й для гражданских (действительный статский советник).

    Тем не менее во второй половине XIX в. численность дворянства выросла: например, в 1867 г. потомственных дворян было 652 тыс., в 1897 г. — свыше 1 млн 222 тыс. Однако политическое положение дворянства несколько ос­лабло: при зачислении на службу все более учитывались подготовленность к ней и образование, все меньше прини­малось во внимание сословное происхождение. К концу XIX в. среди офицеров было 51,2% потомственных дво­рян, а среди чиновников высшего и среднего звена — 30,7%. Всего дворяне составляли */4 от общего количест­ва служащих. Большая часть чиновников-дворян уже по­теряла связь с землей, жалованье стало единственным ис­точником их существования.

    Постепенно наиболее привилегированное сословие утра­чивало и свои экономические преимущества. После крес­тьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дво­рянам земли уменьшалась в среднем на 0,68 млн десятин 8* в год. Число помещиков среди дворян сокращалось. В 1861 г. 88% дворян были помещиками, в 1878 г. — 56%, в 1895 г. — 40%. При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять по- лукрепостнические формы ведения хозяйства и разо­рялась.

    Одновременно часть дворян широко участвовала в пред­принимательской деятельности: в железнодорожном стро­ительстве, промышленности, банковском и страховом де­ле. Средства для занятия предпринимательством были по­лучены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельца­ми крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недви­жимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заве­дений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

    Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в го­сударстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни россий­ского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая — в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс неког­да всесильных помещиков постепенно исчезал.

    Буржуазия. Развитие капитализма в России вело к рос­ту количества буржуазии. Продолжая официально чис­литься дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Среди крупнейших капиталистов-промыш- ленников было немало выходцев из богатого купечества (Губонин, Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Браниц- кие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк), но много было и кре­стьян, особенно старообрядцев (Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Коноваловы). Начиная со времен «железнодо­рожной горячки» 60—70-х гг. буржуазия активно попол­нялась за счет чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспе­чивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии. Злоупотребления на этой




    Доменный цех завода в Донбассе




    почве приобрели такой размах, что правительство было вынуждено в 1884 г. запретить высшим чиновникам зани­маться предпринимательской деятельностью.

    Среди крупнейших отечественных предпринимателей, помимо русских, были представители многих народов Рос­сии — украинцы (И. Г. Харитоненко, семья Терещенко), армяне (А. И. Манташев, С. Г. Лианозов, Гукасовы), азер­байджанцы (Т. Тагиев, М. Нагиев), евреи (Б. А. Каменка, Бродские, Гинцбурги, Поляковы). В России появилось и немало иностранных предпринимателей (Нобели, Дж. Юз, Г. А. Брокар, JI. Кноп, Г. Гувер, JI. А. Уркарт).

    Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропей­ского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотре­ла на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

    И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись госу­дарством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

    Долгое время недостаток культуры и образования у предпринимателей во многом восполнялся их природным умом, колоссальной энергией и огромной работоспособно­стью. Некоторые из основателей известных торгово-про­мышленных семей — С. В. Морозов, П. К. Коновалов — до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том чис­ле и университетское. Сыновей нередко отправляли за гра­ницу изучать торгово-промышленную практику.

    Многие представители этого нового поколения буржуа­зии стремились поддержать ученых, представителей твор­ческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Заботясь о развитии обра­зования и здравоохранения, промышленники и торговцы открывали больницы, приюты, различные учебные заведе­ния. Значительную роль в расширении благотворительно­сти и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Сол- датенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

    Савва Иванович Мамонтов (1841—1918) был потомст­венным купцом и предпринимателем. Он учился в Горном институте, а затем на юридическом факультете Москов­ского университета. Мамонтов увлекался игрой в люби­тельских спектаклях, обладал незаурядными музыкаль­ными способностями. Несколько лет он прожил в Италии, где учился пению, изучал живопись. В 1872 г. он был из­бран директором общества Московско-Ярославской желез­ной дороги. Затем строил Донецкую железную дорогу. Правительство предложило ему купить государственный Невский завод в Петербурге, производящий паровозы, ва­гоны и суда, в том числе и для военного министерства. Для снабжения завода отечественным сырьем Мамонтов учредил акционерное общество восточносибирских чугуно­плавильных заводов.

    Мамонтов оказывал значительную помощь таким ху­дожникам, как В. А. Серов, К. А. Коровин, М. А. Вру­бель. Он обожал открывать новые имена в искусстве, ис­кать молодые дарования. На сцене созданной им в Моск­ве Частной оперы начал свои выступления великий рус­ский певец Ф. И. Шаляпин.

    В своем имении Абрамцеве Мамонтов создал уникаль­ный художественный центр, где не только хранил собран­ные предметы народного творчества, но и организовал производство изделий из керамики (обожженной глины). Абрамцево стало также своеобразным домом творчества талантливых художников России.

    Пролетариат. Еще одним основным классом индустри­ального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фа­брично-заводские, горные и железнодорожные рабочие — промышленный пролетариат. Его образование шло одно­временно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наемного труда было занято око­ло 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчи­тывалось 1,5 млн.

    Рабочий класс России имел ряд особенностей. Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный про­летариат постоянно пополнялся выходцами из деревни. Рабочими становились представители разных националь­ностей. В России наблюдалась значительно большая кон­центрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах. В 1890 г. на предприятиях с числом ра­бочих более 100 человек было сосредоточено 3/4 всех фаб­рично-заводских и горных рабочих, в том числе почти по­ловина из них работала на предприятиях, имевших 500 и более человек.

    Наемный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней. Более половины пролетариев продолжали со­четать промышленный и сельскохозяйственный труд. Ритм работы на многих фабриках учитывал сельскохозяй­ственные нужды. Хозяева нанимали рабочих в период от Покрова (1 октября по старому стилю) до Пасхи (март — апрель), а в страду были вынуждены отпускать их для ра­боты в деревни.

    В городе многие рабочие придерживались привычных норм общинной жизни. В фабричных казармах (общежи­тиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местно­сти стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. От­рыв от родных мест нередко приводил к падению мораль­ного уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и тем­ных комнатах, плохо питались.

    Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80—90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наибо­лее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г.




    Рабочие в ожидании найма




    на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

    Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п. Оно носи­ло в целом характер экономической борьбы с целью улуч­шения условий труда и положения рабочих. Рабочие не поднимали вопроса о своих политических правах.

    Духовенство. Церковные служители — духовенство — составляли особое сословие, разделенное на черное и белое духовенство. Черное духовенство — монахи — принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «ми­ра». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

    Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная про­поведь. С конца XVII в. был установлен порядок, соглас­но которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способст­вовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

    Хотя духовенство в России принадлежало к привилеги­рованной части общества, сельские священники, состав­лявшие подавляющую его часть, влачили жалкое сущест­вование, так как кормились своим трудом и за счет при­хожан, которые сами нередко едва сводили концы с кон­цами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

    Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семи­нарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослу­жителей.

    Преобразования 60-х гг. затронули и православное ду­ховенство. Прежде всего правительство попыталось улуч­шить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли все члены Синода и высшие должностные лица государст­ва. К решению этой проблемы были привлечены и обще­ственные силы. В 1864 г. возникли приходские попечи­тельства, состоявшие из прихожан, которые не только за­ведовали церковными делами прихода, но и должны бы­ли содействовать улучшению материального положения духовенства. В 1869—1879 гг. доходы приходских свя­щенников значительно увеличились за счет упразднения около 2 тыс. мелких приходов и установления для них го­дового жалованья. Были введены пенсии по старости для священнослужителей.

    Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про­свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили пра­во поступать в университеты. В 1864 г. детям духовных лиц было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. — в военные училища. В 1867 г. Синод принял решение о ликвидации наследственности приходов и о праве поступ­ления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способство­вали обновлению духовенства.

    Интеллигенция. В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интелли­генции. В стране было свыше 3 тыс. ученых и литерато­ров, 4 тыс. инженеров и техников, 79,5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18,8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актеров.

    В первой половине XIX в. ряды интеллигенции попол­нялись в основном за счет дворян. После отмены крепост­ного права и реформ 60—70-х гг., сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и званий, численность интеллигенции стала расти за счет разночин­ной молодежи. Из купцов вышли художники И. К. Айва­зовский и И. И. Шишкин, композитор А. К. Глазунов, му­зыканты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Писатель А. П. Че­хов родился в семье мелкого торговца. Сыновьями сель­ских священников были художники В. М. и А. М. Васне­цовы, историк В. О. Ключевский; историк С. М. Соловь­ев был сыном московского священника. В бедных мещан­ских семьях родились художник И. Н. Крамской и певец Ф. И. Шаляпин. Художник И. Е. Репин был сыном военного поселенца, а В. И. Суриков происходил из сибирских казаков. Все они хорошо знали нужды и чая­ния простых людей и стремились отразить их в своем творчестве.

    Часть интеллигенции так и не смогла найти примене­ния своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить заня­тость многим выпускникам университетов, чьи семьи ис­пытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненно­го уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

    Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлин­ное творчество. Поэтому при отсутствии в стране полити­ческих свобод антиправительственные настроения значи­тельной части интеллигенции усиливались.

    Казачество. Появление казачества было связано с необ­ходимостью освоения и защиты вновь приобретенных ок­раинных земель. За свою службу казаки получали от пра­вительства землю. Поэтому казак — одновременно и воин, и крестьянин.

    В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск — Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Казачье население доходило до 4 млн человек, в том числе до 400 тыс. находилось на военной службе. Все казачьи войска и области подчиня­лись Главному управлению казачьих войск Военного ми­нистерства во главе с атаманом казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял «наказной» (назначенный) атаман, при нем — войсковой штаб, который управлял делами войска. В станицах и хуторах имелись станичные и хуторские ата­

    маны, избиравшиеся на сходах (казачьем круге). Все муж­чины с 18-летнего возраста были обязаны нести военную службу. 3 года они находились в подготовительном разря­де, затем 12 лет — на строевой службе с летними лагер­ными сборами и 5 лет — в запасе. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

    В станицах и поселках существовали специальные на­чальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

    В 1869 г. был окончательно определен характер земле­владения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли со­ставляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста ка­зачьего населения. В общественном пользовании находи­лись леса, пастбища, водоемы.

    Во второй половине XIX в. казачьи области становят­ся районами торгового земледелия. Развивается аренда войсковых земель, которые казаки сдавали пришлому (иногороднему) населению. Казачество занималось также огородничеством, табаководством, виноградарством и ви­ноделием. На землях различных казачьих войск успешно развивалось коневодство. И хотя расслоение не миновало и казачьи станицы, все же обеспеченность землей здесь была намного выше, чем у крестьян, особенно в Европей­ской России.

    Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по эконо­мическому, классовому признаку. В состав нового предприни­мательского класса — буржуазии — вливаются и представите­ли купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наемных рабочих — пролетариат — попол­няется прежде всего за счет крестьян, но мещанин, сын сель­ского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократи­зация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остает­ся приверженцем своего прежнего образа жизни.

    Вопросы и задания

    1. Какие новые группы появились в российском общест­ве? Каковы причины их появления? 2. Какие новые явления происходили в крестьянской среде? 3. Как изменялось положе­

    ние дворянства? 4. Из каких слоев населения складывалась бур­жуазия? Как изменялся облик русского купечества? 5. Каковы были особенности российского пролетариата? 6. Что изменилось во второй половине XIX в. в положении духовенства? 7. Как шло формирование интеллигенции? 8. Какие черты казачества позволяют называть его «особым» сословием?

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   26


    написать администратору сайта