Главная страница
Навигация по странице:

  • Поиски ориентиров.

  • (1814—1876)

  • Петр Лаврович Лавров (1823—1900)

  • История россии


    Скачать 5.27 Mb.
    НазваниеИстория россии
    АнкорDanilov_Kosulina_Istoria_Rossii_19_vek_8_kla.doc
    Дата02.02.2017
    Размер5.27 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDanilov_Kosulina_Istoria_Rossii_19_vek_8_kla.doc
    ТипДокументы
    #1837
    страница14 из 26
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   26
    § 25. Зарождение революционного народничества и его идеология

    Причины роста революционного движения. После кре­стьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и кон­сервативным движениями, резко усилилось и революци­онное движение. Это было вызвано несколькими причи­нами.

    Часть радикально настроенной интеллигенции выража­ла недовольство умеренным характером реформ: сохране­нием помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введени­ем временнообязанного состояния. У нее сложилось пре­увеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого счи­тались выступления крестьян Пензенской губернии и в се­ле Бездна Казанской губернии. Поводом для действий ре­волюционеров служили медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследователь­ность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

    Поиски ориентиров. Идейным вождем революционно­го движения в России в конце 50-х — начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник»

    Н. Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он высту­пал в своих статьях за крестьянскую революцию, разви­вал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, рато­вал за создание революционной организации.

    В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и поме­щен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был

    напечатан в журнале «Современник». В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала на­стоящей «библией» для русских рево­люционеров. Идеи и образ жизни геро­ев романа стали на долгие годы приме­ром для молодежи. В 1864 г. Черны­шевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

    Н Г Че нышевский Деятельность Герцена и Черны­шевского, других пропагандистов «общинного» социализма не пропала даром. Еще в 1861 г. в Петербурге возникла тайная рево­люционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещен­ной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объ­единила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мел­ких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» — разночинцев.

    Программа «Земли и воли» включала требования созы­ва парламента и установления демократической республи­ки, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и го­родского населения в самоуправляющиеся общины.

    Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, матери­альной помощи ссыльным. «Земля и воля» готовилась на­чать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.

    Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революцио­нерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла реше­ние о самороспуске.

    Теория революционного народничества. Идеи «общин­ного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского

    стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народни­чества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и счита­ли своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на револю­цию, которая дала бы возможность России миновать ста­дию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупны­ми теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

    Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считал­ся идеологом анархического крыла народничества. Он ро­дился в просвещенной дворянской се­мье, учился в Артиллерийском учи­лище в Петербурге. В 1835 г. Баку­нин вышел в отставку в чине прапор­щика, затем выехал в Германию для учебы в Берлинском университете.

    Он участвовал в европейских револю­циях 1848—1849 гг. Дважды его приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем ав­стрийский. Бакунин был передан России, где его сослали в Сибирь. В

    1. г. он бежал из ссылки за гра­ницу.

    В те годы среди приверженцев идей социализма в Ев­ропе получило распространение учение К. Маркса — марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общест­ва к коммунистическому, где все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предпри­ятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет экс­плуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти без социалистической революции, глав­ной силой которой будет рабочий класс (пролетариат).

    Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко кри­тиковал его учение. Он считал необоснованным утвержде­ние о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма от­рицательно относился и к идее Маркса о диктатуре про­летариата, которая должна быть установлена после рево­люции для построения коммунистического общества. По мысли Бакунина, государство диктатуры пролетариата бу­дет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет

    бунт. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная и хорошо вооруженная армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам «заведовать обра­боткой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхи­щению и гнуснейшему деспотизму».

    Сам Бакунин уповал на стихийный народный бунт про­тив самодержавия, даже если он будет, как писал Пуш­кин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти уни­верситеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

    Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось го­сударство. При этом он критиковал любое государство, да­же так называемое «народное». Отвергая управление цен­трализованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свобод­ную организацию «снизу вверх» — рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления на­рода.

    Начинать создание такого общества необходимо на сле­дующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на се­бя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революцион­ной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя ника­ких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «во­лости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между со­бою федерацию».

    Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он родился в

    богатой дворянской семье, окончил Петербургское артиллерийское учи­лище и Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях, дослужился до чина полковника. С 1857 г. Лавров выступал со статьями по педагогике, философии, истории. В 1862 г. он сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля». В 1866 г. был арестован, предан военному суду и выслан в Вологодскую губернию.

    В 1870 г. Лавров бежал из ссылки, прибыл в Париж. С

    1. по 1876 г. он редактировал издававшийся за грани­цей журнал «Вперед!», пользовавшийся значительным вли­янием в среде русских революционеров.

    Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

    Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лав­рова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие лично­сти», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, ин­теллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага бла­годаря трудам и лишениям многих поколений народа.

    Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он ро­дился в небогатой дворянской семье, в 1861 г. поступил на юридический факультет Петербургского универси­тета. Как один из зачинщиков сту­денческих волнений был заключен в Петропавловскую крепость. С 1862 г.

    Ткачев начал печататься в различ­ных журналах. В 1871 г. он был осужден за революционную деятель­ность. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. Ткачев сотрудничал с Лав­ровым в журнале «Вперед!», а после разрыва с ним стал издавать в Жене­

    ве журнал «Набат». В конце 1882 г. он тяжело заболел и последние годы жизни провел в психиатрической боль­нице.

    В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить ре­волюцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организа­ция революционеров, члены которой прошли строгий от­бор и подчиняются железной дисциплине. Но предвари­тельно эта организация должна была «расшатать» суще­ствующую власть путем террора. Выступая против анар­хизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институ­тов на новые, революционные.

    Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности рево­люционных народнических организаций. В зависимости от об­становки среди народников усиливалось влияние взглядов ли­бо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

    Вопросы и задания

    И 1. Какие обстоятельства обусловили широкое распростра­нение революционного движения в России? 2. Какова роль

    Н. Г. Чернышевского в революционном движении? 3. Дайте характеристику деятельности организации «Земля и воля». 4. В чем сходство и в чем различия взглядов М. А. Бакунина, П. JI. Лаврова, П. Н. Ткачева? 5. Определите характерные чер­ты народничества.

    Документ

    Из работы М. А. Бакунина «Государственность и анар­хия»

    ...Мы не только не имеем намерения и малейшей охо­ты навязывать нашему или чужому народу какой бы то ни было идеал общественного устройства, вычитанного из книжек или выдуманного нами самими, но в убеждении, что народные массы носят в своих, более или менее раз­витых историей, инстинктах, в своих насущих потребнос­тях и в своих стремлениях, сознательных и бессознатель­ных, все элементы своей будущей нормальной организа­ции, мы ищем этого идеала в самом народе; а так как вся­кая государственная власть, всякое правительство, по су­ществу своему и по своему положению поставленное вне народа, над ним, непременным образом должно стремить­ся к подчинению его порядкам и целям ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, го­сударственной власти, врагами государственного устройст­ва вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различ­ных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам со­здает свою жизнь.

    Вопросы к документу: 1. Какими обстоятельствами обос­новывает Бакунин свое отрицательное отношение к государству?

    1. Какое общественное устройство он предлагает взамен государ­ственной власти?







    Расширяем словарный запас:

    Конспирация — методы, применяемые нелегальной орга­низацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности.

    § 26. Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в.

    Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг. Главной целью народников являлась орга­низация крестьянской революции в России. Представле­ния о способах достижения этой цели у членов народни­ческих организаций на протяжении 60—80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революцион­ной деятельности.

    В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась ор­ганизация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863— 1866). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.
    Покушение Каракозова привело к усилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты близ­кие народникам журналы «Современ­ник» и «Русское слово», запрещены студенческие кружки, усилена цен­зура.




    С. Г. Нечаев
    Однако, несмотря на то что выст­рел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену «ишутинцам» пришли «неча- евцы». В 1869 г. бывший вольнослу­шатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве обще­ство «Народная расправа». Он составил «Катехизис рево­люционера» — свод правил, которыми должны были ру­ководствоваться его сторонники. Революционер для Неча­ева — это «обреченный человек. Он не имеет личных ин­тересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным инте­ресом, одной мыслью, одной страстью: революцией».

    Нечаев планировал покрыть Россию сетью революцион­ных организаций, связанных железной дисциплиной. Для их членов дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революции. Нечаев пы­тался насадить в «Народной расправе» дух безоговорочно­го подчинения вождю. Когда один из руководителей орга­низации студент И. И. Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, тот обвинил его в преда­тельстве и вынес ему смертный приговор. Приводить при­говор в исполнение должны были все члены организации, дабы кровь бывшего товарища еще теснее сплотила их.

    В ходе следствия по делу об убийстве Иванова полиция арестовала всех членов «Народной расправы». Перед су­дом предстало 87 человек. Самому Нечаеву удалось вы­ехать за границу. В 1872 г. он был выдан России как уго­ловный преступник. Нечаев был осужден на многолетнюю каторгу, но отбывал наказание вплоть до смерти в 1882 г. в Петропавловской крепости.

    В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. JI. Лав­рова, К. Маркса. В противовес «нечаевщине» «чайковцы»

    строили свою организацию на принципах высокой нравст­венности. Члены организации сумели создать всероссий­скую сеть своих групп, в которых началась революцион­ная деятельность многих видных представителей народничества: С. JI. Перовской, С. М. Кравчинского, А. И. Желябова, М. А. Натансона и др.

    Одновременно с «чайковцами» существовал ряд дру­гих народнических групп, не связанных между собой. В

    1. г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В од­ной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструи­ровали примитивную печатную машину, на которой пе­чатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

    Не соблюдая никаких мер предосторожности, народни­ки распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре мо­лодые революционеры были арестованы.

    «Хождение в народ». В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немед­ленной революции, то капитализм, набирающий силы, из­менит, приспособит к своему развитию крестьянскую об­щину. Поэтому необходимо было, по их мнению, идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя».

    Состав пропагандистов был очень пестрым: «в народ» устремились не только революционные романтики из чис­ла членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества.

    В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов под видом вра­чей, инженеров, учителей, порой, чтобы завоевать доверие крестьян, и переодетые мастеровыми, разбрелись по Рос­сии, проникая в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доноси­ли на пропагандистов в полицию.

    Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

    Деятельность народников, их самоотверженность вызы­вали к ним глубокие симпатии со стороны образованной

    части общества. Поведение револю­ционеров выглядело особенно впечат­ляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строитель­ства, учреждения банков и торгово- промышленных предприятий. Одна­ко крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся С л де овская представлениям, не откликнулись на

    и'А.'и.еЖелябов призывы народников.

    «Земля и воля». Неудача агитаци­онного движения заставила революционеров перейти к со­зданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену увлечению идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальное внимание к доводам Ткачева.

    В конце 1876 г. в Петербурге возникла организа­ция «Земля и воля», названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в «Землю и волю» вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский. Сво­ей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни обще­ства на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «толь­ко путем насильственного переворота».

    Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские мето­ды работы. Организаторские меры предусматривали веде­ние пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезоргани­заторские методы предполагали проведение действий, ос­лабляющих правительство, в том числе уничтожение наи­более «вредных» чиновников (индивидуальный террор).

    Организаторская работа среди крестьян являлась про­должением «хождения в народ». Но при этом «летучая» пропаганда сменилась «оседлой». Члены организации со­здавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специально­стям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такая работа часто отнимала столько времени и сил, что до про­паганды просто не доходили руки.

    Первые рабочие организации. Народники, видя в рабо­чих прежде всего выходцев из крестьянской среды, тесно связанных с деревней, пытались наладить пропаганду и среди них. Первые рабочие кружки создавались в основ­ном с просветительской целью.

    6 декабря 1876 г. землевольцам удалось организовать антиправительственную демонстрацию с участием рабочих у Казанского собора в Петербурге. В марте 1878 г. под их руководством прошла стачка на Новой бумагопрядильне в Петербурге, осенью того же года удалось организовать ряд стачек на других фабриках.

    В то же время сами рабочие стали все отчетливее осо­знавать особенности своего положения в обществе и созда­вать организации для борьбы за свои экономические ин­тересы. Появились также первые рабочие организации, выдвигавшие политические требования.

    В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский со­юз рабочих», выступавший за объединение рабочих для насильственного изменения общественно-экономического и политического строя. В 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих», в программе которого содержались требования широких политических свобод — свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих сою­зов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

    Раскол «Земли и воли». Дезорганизаторской группе на­родников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудораживших всю страну. В январе 1878 г. мо­лодая революционерка В. И. Засулич стреляла в петер­бургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.

    В августе 1878 г. в центре Петербурга средь бела дня С. М. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов

    Н. В. Мезенцева. В феврале 1879 г. был приведен в ис­полнение смертный приговор генерал-губернатору Харько­ва Д. Н. Кропоткину. В марте 1879 г. было совершено по­кушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук террористов пострадали шеф одесских жандармов, киевский прокурор, несколько агентов полиции.

    2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил новое покушение на Александра И. Пять выпущенных им пуль не достигли цели, царь остался жив.

    Власти боролись с революционерами чрезвычайными методами. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террори­ста были казнены.. За это же время от рук революционе­ров погибло 27 человек и несколько десятков было ране­но. Зачастую во время террористических актов страдали ни в чем не повинные люди, случайно оказавшиеся рядом с намеченной жертвой.

    В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации — «Черный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской рабо­ты, возглавляемые Г. В. Плехановым, и «Народную во­лю», объединившую сторонников индивидуального терро­ра. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. JI. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.

    «Народная воля»: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. Они были убеждены, что гибель царя по­служит сигналом для крестьянской революции.

    Исполнительный комитет «Народной воли» начал на­стоящую охоту на Александра II. Она проводилась при тщательном соблюдении конспирации и отличалась фан­тастической изобретательностью. Было решено организо­вать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Действовали три группы тер­рористов. Первая состояла из М. Фроленко и Т. Лебеде­вой, которые устроились на работу в качестве железнодо­рожных сторожей близ Одессы. Но императорский поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Здесь его ожидала вторая группа народовольцев во главе с А. Желябовым, который под видом купца обустраивал землю у самого полотна железной дороги якобы для стро­ительства кожевенного завода. Однако при прохождении царского поезда заложенная бомба не взорвалась. К делу была подключена третья группа во главе с С. Перовской, которая подготовила подкоп под железнодорожное полот­но в 7 км от Москвы. Но судьба вновь оказалась благо­склонна к императору. Был взорван не тот поезд.

    Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку но­вого, еще более дерзкого покушения — взрыва в Зимнем дворце. Народник С. Н. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда поне­многу динамита. Комната столяров находилась под царской столовой. Взрыв намечался на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья, но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.




    Покушение на Александра II 1 марта 1881 г.




    Запланировали новый взрыв — на дороге, по которой следовала карета царя от железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Операцию готовил А. Желябов. За Алек­сандром установили ежедневное наблюдение, выяснили маршруты его поездок. На Малой Садовой улице стали рыть подкоп. Но в конце февраля 1881 г. Желябов был арестован. Исполнительным комитетом «Народной воли» было принято решение ускорить покушение.

    1. марта 1881 г. император направился на развод войск в Михайловский замок. Он и на этот раз попытался обма­нуть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постарались исключить всякую случай­ность — на всех путях возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр ока­зался в ловушке. Император был смертельно ранен бом­бой, брошенной И. И. Гриневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скон­чался.

    Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. JI. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подго­товившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

    Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народни­ков, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен. Александра II в деревнях жалели. Народ­ническое движение зашло в тупик.

    Революционное движение стало мощным фактором обще­ственной жизни пореформенной России. Но «хождение в на­род» и террор народников не подтолкнули крестьян к револю­ции. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «об­щинного» социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

    Вопросы и задания

    1. Какие методы использовали в своей практической де­ятельности народники 60-х гг.? 2. Какими причинами было вы­звано «хождение в народ»? В чем были особенности этого дви­жения и его результаты? 3. Какие вы видите различия между народниками 60-х и 70-х гг.? 4. Почему народническое движе­ние приобретало все более радикальный характер? 5. Каково ва­ше отношение к убийству Александра II?

    Документ
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   26


    написать администратору сайта