История россии
Скачать 5.27 Mb.
|
Документы Из воспоминаний актера и писателя И. Ф. Горбунова. 1849 г. ...С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены; появились живые люди из замкнутого купеческого мира, люди, на которых или плевал с высоты своего невежества петербургский драматург Григорьев «со товарищи», заставляя их говорить несуществующим, сочиненным, дурацким языком, или изображал их такими приторными патриотами, что тошно было смотреть на них. Из «описания картин и эскизов Павла Федотова», составленного самим П. А. Федотовым «Сватовство майора» (картина). В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка зазывает гостей. В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами. На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря. Из речи Николая I на освящении Большого Кремлевского дворца. 1849 г. Кремлевский дворец мой — изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории. Вопросы и задания к документам: 1. Чем творчество А. Н. Островского отличалось от работ его предшественников, описывавших купеческий быт? 2. На примере творчества П. А. Федотова докажите, что в русской живописи происходило утверждение реалистических начал. 3. Чем отличался «московский стиль» в русской архитектуре первой половины XIX в. от «петербургского»? Расширяем словарный запас: Ампир — разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне (ампир — в переводе: империя). Национальное самосознание — осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу. Художественная культура — совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами. Художественный стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления. § 18. Быт и обычаи Жилище. Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX в. сохраняли черты прошедших времен. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. Из него строились не только избы крестьян, но и дома ремесленников, мелких и средних чиновников, дворян средней руки. Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение со множеством больших окон — светлица. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы (получившие распространение именно в тот период), ставни и т. п. Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам. Работные люди жили в заводских казармах. Русская пляска Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами. Трубы дымоходов на крышах таких домов порой были сделаны в виде скульптур. С XVIII в. сохранилась мода на загородные дома. Вслед за помещиками, имевшими такие постройки и раньше, теперь их стали сооружать представители чиновничества, интеллигенции. Такие дома строились, как правило, из дерева и иногда штукатурились с внешней и внутренней стороны, напоминая каменные постройки. Передняя стена была украшена двумя — четырьмя колоннами. Внутреннее убранство жилища также было различным. В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. По диагонали от нее находился красный угол, где висели наиболее ценные или дорогие для хозяев иконы, стоял стол, за которым семья ела. Деревянные столы и скамьи, а с начала века также табуретки и стулья составляли основу убранства дома. Возле печи было место, где хозяйка готовила пищу. Около входной двери было рабочее место мужчин. Здесь они шорничали, плели лапти, чинили орудия труда. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли. Спали на печи или на полатях — дощатом настиле под потолком. Освещались избы лучиной, вставленной в печную расщелину, или светцами — опущенными в масло фитилями. Городской дом небогатых людей был таким же. В домах и дворцах знати центральное положение занимал парадный зал, где проходили балы и приемы. Основным был второй этаж, где делали наиболее высокие (а значит, светлые) помещения, богато украшенные мебелью, картинами, скульптурами. Для работы над убранством помещений представители знати приглашали выдающихся отечественных и зарубежных мастеров. Комнаты располагались последовательно друг за другом — анфиладой. К середине века в новых постройках получила развитие «коридорная» система — все основные комнаты выходили в коридор. В нижнем этаже помещались служебные помещения. На верхнем жила прислуга. Освещалось жилище множеством свечей, закрепленных в больших люстрах (для включения их нужно было каждый раз опускать на специальных цепях) или подсвечниках. Стены отделывались дорогими обоями, выписанными из- за границы. Парадная посуда была как традиционная (из золота и серебра), так и из дорогого саксонского или севрского фарфора. Вошла в моду восточная мебель, украшение залов коврами и оружием. городские жители первой половины XIX в. Одежда. Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин — 25—30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. Работные люди, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция в зависимости от благосостояния носили городской костюм, являвшийся разновидностью обще Площадь в русском городе первой половины XIX в. европейского с чертами русского крестьянского костюма. У мужчин были в ходу рубашки-косоворотки, надевавшиеся поверх нешироких штанов (портов) и подпоясанные ремнем или поясом. Основной обувью являлись сапоги. Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства — из ставших модными фабричных тканей. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «грешневики» — почти цилиндрические коричневые шапки. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти. Их носили с суконными или холстинными онучами (портянками), привязанными тесьмой. Кроме них, порой надевали поршни (морши) из сыромятной кожи. Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты» (тяжелые кожаные галоши). Зимой носили валенки, которые в начале XIX в. пережили свое второе рождение. Если раньше к короткому валенку пришивалось суконное голенище, то теперь они стали изготавливаться в виде высокого твердого валяного сапога. Питание. С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники — пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом — из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо — щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже — отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами. Зато рыба была более доступна. В зависимости от достатка и расположения села это могли быть: снеток, корюшка, окунь, карп, сазан, судак и т. п. В умеренных количествах употреблялись молочные продукты и яйца, растительное и, реже, животное масло. Продавец рыбы. С картины художника И. С. Щедрое ского Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень — горячий медовый напиток с пряностями, многочисленные и разнообразные наливки и настойки. В первой половине XIX в. широкое распространение получил чай (главным образом китайский). Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда. Они считались признаком обеспеченности. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливу, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи. Прачки. С картины художника И. С. Щедровского Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки — «чугунки». В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома. Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую, особенно французскую. Неотъемлемыми продуктами повседневного питания знати и богатых горожан стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости (курабье, халва, шербеты), бисквиты, французские, немецкие, испанские вина. Досуг и обычаи. Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование — исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок. Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В богатых столичных домах ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в 50 тыс. рублей. Обычаем, пришедшим из века XVIII, стал переезд помещиков в начале лета в загородные дворцы и дома. Взяв с них пример, загородными домами обзаводились чиновники, представители творческой интеллигенции. Проведя на лоне природы летние месяцы и даже часть осени, они возвращались в города в ноябре. Начиналась традиционная светская жизнь с балами, маскарадами, театральными премьерами, интригами. Крестьянство проводило основную часть времени в труде и заботах о хлебе насущном. После того как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Накануне Рождества и после Нового года (до Крещения) гадали. Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед Великим (пасхальным) постом следовало вкушать жирную пи- Бал в Москве 20-х гг. XIX в. С картины художника Д. Н. Кардовского щу. В течение Масленой недели пекли блины. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, бревнах. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи (бабки, лапта и др.), катание на качелях. На Троицу, знаменовавшую начало лета, дома и церкви украшались березовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. На праздник Ивана Купалы начиналось купание в реках и сбор целебных трав. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю), когда в предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета, «встречая солнце». К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождавшиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами. Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. К этим дням было принято варить пиво в общем котле, закалывать быка, совместно принимать праздничную пищу. 5—Данилов, 8 кл. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках. Семья и семейные обряды. Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений — родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7—9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников. Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24—25 лет, а девушки в возрасте 18— 22 лет. Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребенка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов. После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его. Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п. Вопросы и задания ЧА-/ S 1. В каких жилищах проживали: столичная знать, незнатное дворянство, столичное чиновничество, крестьяне, городские мещане? 2. Какие изменения произошли в первой половине XIX в. в одежде различных слоев населения? Одежда каких сословий осталась практически без изменений? 3. Какие продукты питания составляли основу пищи россиян? 4. Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов. 5. Какие новые явления в питании и повседневном быте высших слоев населения появились в начале XIX в.? 6. Какие черты жизни и быта знати заимствовали представители чиновничества и средних слоев городского населения? 7. Какие игры, обычаи и развлечения были характерны для праздников? 8. Как отмечали крестьяне начало лета? Когда это происходило? |