Главная страница

История социальной работы


Скачать 73.04 Kb.
НазваниеИстория социальной работы
Дата04.04.2022
Размер73.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаisret2019.docx
ТипДокументы
#442154
страница1 из 4
  1   2   3   4

«История социальной работы».

Предмет, задачи курса. Периодизация Истории социальной работы.

На сегодняшний день в условиях резкого информационного потока и востребованности общества в осмыслении и в переосмыслении исторического прошлого возросла ценность отдельных направлений в исторической науке. Одним из них является история Социальной работы. Основной предмет данной дисциплиной является рассмотрения через призму исторических событий развитие социальной помощи, систему общественных взаимоотношений и становление профессиональной социальной работы ранее не поднимавшиеся в курсах «Отечественная история» и «История» тем: становление благотворительности, государственное призрение и социальное обеспечение. Хронология дисциплины строится либо исходя из развития общественных представлений о социальной работы, либо из истории функционирования специальных органов социальной помощи населению. При этом следует отметить, что в условиях пересмотра некоторых концепций в исторической науке привело к включению истории России в общеисторический контекст. Это позволило найти теоретическую базу некоторых тенденций в развитии отечественных институтов социальной политики. Таким образом общая хронология история социальной работы будет выглядеть так:

I. Период простейших форм помощи и взаимопомощи в эпоху архаики и древнего мира (VI тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.).

II. Период церковно-монастырской благотворительности в раннем и классическом средневековье (IV – XV вв.).

III. Период складывания и функционирования системы
государственного и общественного призрения в позднем
средневековье и в эпоху нового времени (XVI – XIX вв.).

IV. Период появления и институционализации социальной работы, формирование систем социального обеспечения (конец XIX – конец XX в.).

V. Период дальнейшего распространения социальной работы в мире и усиления ее роли в обеспечении социального благополучия (конец XX – начало XXI в.).

Основные исследовательские принципы и методы Истории социальной работы.

В рамках дисциплины активно используются, как общенаучные, так специально-исследовательские методы. Наиболее активно во время изучения материала дисциплины используются метод аналогий, анализа и синтеза и т.д. Среди специальных исторических методов – структурно-системный, функционально-структурный, диахронный анализ, проблемно-хронологический, сравнительно-методический, генетический и объективности. Кроме того, активно используются практически методы социальной работы: непосредственный, косвенный, индивидуальный метод и метод групповой социальной работы. Использование вышеуказанных методов позволяет комплексно осмыслить мировой и международный опыт развитие социальной помощи, системы благотворительности и социального обеспечения. В целом применение принципа историзма и системности предоставляет возможность комплексного осмысления развития социальных структур в историческом процессе.

Основные виды и типы источников, использующиеся в дисциплине.

Как и любая дисциплина исторической науки «История социальной работы» обладает своей источниковедческой базой и собственной хронологией.

Источники: Самую многочисленную группу составляют письменные источники нормативно-нормативного характера, позволяющие понять эволюцию законодательных актов во вопросах социальной политики (законы вавилонского правителя Хаммурапи (II тыс. до н.э.), церковный устав 996 г. князя Владимира I, решения Стоглавого собора (1551), английский налоговый закон (1601), английский Закон о бедных (1834), конвенция ООН о правах ребенка). Вторую группу входят письменные источники, где становление социальных служб рассматривается лишь косвенно (повествования древних авторов, летописные описания; нормативно-правовые документы; труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей, философов; документы и материалы общественных организаций; архивные документы; материалы прессы; научную и художественную литературу как исторический источник; материалы социологических исследований). К третьей группе письменных источников относятся труды и высказывания государственных, общественных деятелей, известных политиков, писателей и мыслителей, где затрагиваются вопросы милосердия, социальной помощи и поддержки.

В рамках изучения дисциплины активно используется как хранящийся в архивах документальный и статистический материал по различным аспектам благотворительной деятельности, так и материалы периодической печати. Одной из наиболее специфических групп письменных источников дисциплины составляют литературные произведения, позволяющие через творчество писателя сложившуюся в обществе ситуацию. Наибольшие данные по различным аспектам развития общества содержат материалы социологических исследований.

Основные теории и подходы, использующиеся в Истории социальной работы.

Становление теоретической базы научной дисциплины «Истории социальной работы» произошло во второй половине XIX в. Большую роль в её становлении сыграла социология. Основной целью социологических исследований является изучение закономерности развития и функционировании общества. Поэтому в «Истории социальной работы», акцентирующей внимание на этой проблематике, активно используются теоретические наработки социологии. Одной из первых научных теорий, получивший широкое распространение стал популярный во второй половине XIX в. в британских научных и общественных кругах социал-дарвинизм. В конце XIX – начале XX вв. среди интеллектуальной среды получила еще одна теория развития общества – «Марксистская теория». Сторонники этого направления считали, что основным источником бедствий человеческого сообщества является не бедность, а природно-климатические условия. Первую они считали лишь неизбежным следствием роста социальных противоречий в капиталистическом обществе. Дальнейшим развитием марксизма стало учение о социальной гигиене. В XX в. стала набирать популярность антропологическая теория. В основе её лежала идея того, что все беды в мире исходят от каждого конкретного человека. Поэтому социальную работу надо выстраивать исходя из конкретной ситуации. В этом случае большую роль будут играть методы и средства, используемые в социальной психологии (психология личности, психоанализ, теория групп и др.).

Теория естественного права.

Становление теоретической базы научной дисциплины «Истории социальной работы» произошло во второй половине XIX в. Большую роль в её становлении сыграла социология. Основной целью социологических исследований является изучение закономерности развития и функционировании общества. Поэтому в «Истории социальной работы», акцентирующей внимание на этой проблематике, активно используются теоретические наработки социологии. Одной из первых научных теорий, получивший широкое распространение стал популярный во второй половине XIX в. в британских научных и общественных кругах социал-дарвинизм. Исходя из сформулированного Ч. Дарвином «Закона естественного отбора и борьбы за существование» только сильнейшие и адаптировавшиеся к условиям свободного рынка человеческие сообщества и индивиды должны выжить. Поэтому именно им и надо оказывать наибольшую поддержку. Причем последняя должна базироваться на традиционных для англосаксонского мира формах религиозной благотворительности. Таким образом, основные принципы действия институтов социальной помощи были провозглашены следующие:

индивидуальный подход;

широкий набор средств и методов социальной помощи;

основной ценз для получения материальной помощи оседлость;

стимулирование и сохранение индивидуальной инициативы.

Теория общественного договора.

В конце XIX – начале XX вв. среди интеллектуальной среды получила еще одна теория развития общества – «Марксистская теория». Сторонники этого направления считали, что основным источником бедствий человеческого сообщества является не бедность, а природно-климатические условия. Первую они считали лишь неизбежным следствием роста социальных противоречий в капиталистическом обществе. Дальнейшим развитием марксизма стало учение о социальной гигиене. Одной из главных концепций данного учения явилась идея улучшения быта и условий жизни неимущих слоев населения. Прямым результатом реализации этого учения стало появления социально-ориентированного законодательства.

Формы взаимопомощи в первобытнообщинном строе.

Предпосылки становления системы взаимопомощи были вызваны складыванием общественных отношений в условиях неолитической революции VIV тыс. до. н.э., то есть в период формирования основных форм хозяйственной деятельности (сельское хозяйство и скотоводство). Хотя первые зачатки взаимопомощи были отмечены у неандертальцев и ранних семейных общинах современных людей. Среди наиболее распространённых форм можно выделить помощь при ранениях, похоронах и обучении младших. При этом следует отметить, что первобытных сообществах главным определяющий фактором в социальных отношениях в этот период являлась круговая порока, позволявшая права и обязанности каждого из членов семейной общины.

В V – II тыс. д.н.э. происходит переход к родовым общинам. Доминирующей формой общественного устройства стала родовая община во главе с советом старейшин. Этот орган крестьянского самоуправления отвечал за решением налогово-финансовых и земельных вопросов, судебных споров и оказание помощи нуждаемся. Однако, главной задачей совета функционирования совета старейшин являлось обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных связей внутри сообществ людей. Фактически в условиях доминирования близкородственных связей именно функционирование семейно-брачных отношений становилось тем базисом, на который основывались все конкретные формы помощи и взаимопомощи.

Среди наиболее распространенными видами общественных отношений в древности можно выделить культовые формы помощи и поддержки людей с различными сакральными атрибутами. В массе своей это были культовые праздники, посвященные смене времен года, завершению различным сезонным работам либо верховным богам. Фактически подобные формы общественных отношений в древности несли функцию мирного распределения между всеми членами общины созданных общими усилиями материальных богатств, а также передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире и предках, правил поведения в обществе. Среди других форм общественной взаимопомощи можно выделить совместное проведение трапезы собранный вскладчину еды (магарыч), приглашение соседей на сезонную или срочную общую работу (помочь).

Для нормального функционирования общественных отношений в первобытных общинах было сформирован институт старцев и вдов. За первым институтом как правило было закреплено воспитание подрастающего поколения и разрешение наиболее спорных вопросов. То за вторым – уход за могилами усопших родственников, больными и немощными, а также оказание помощи при родах.

Общественные отношения в Месопотамии (Шумер, Вавилон, Ассирия) и Древнем Египте.

Одним из первых регионов на Земле, где произошёл переход родовой общины к соседской, а потом и к государству, стал Восток. Именно там на берегу больших судоходных рек возникли первые государства. Поэтому одной из отличительных черт общественных отношений внутри данных сообществ являлась совместное возведение ирригационных сооружений, дорог и важных общественных зданий (каналов, пирамид, гробниц и храмов). Взамен потери личной свободы и времени сначала община, а потом и государство предоставляло всем своим членам пропитание, уход за немощными (стариками, детьми, сиротами и больными). При этом эти обязанности как правило возлагались на наиболее состоятельных членах общества. Однако, если в Древнем Египте (конец III тыс. д.н.э.) эти обязанности по обеспечению бедных и немощных были делом добровольны, то в государствах Месопотамии (Шумер, Вавилон, Ассирия) это было закреплено законодательно. О чем напрямую свидетельствуют законодательство вавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. д.н.э.). Причем, в них поддерживался статус исключительно мужчин либо всей общины. Поэтому усыновлённые дети закреплялись за последними. Собственно, статус женщины на законодательном уровне в государствах Междуречье имел ограниченный характер.

В целом, большую роль в общественных и внутриполитических отношениях государств Востока играли главным образом храмовые комплексы. Именно в них и началось формирование системы по оказанию социальных услуг широким слоям населения.

Общественно-государственные отношения в Древнем Китае и Древней Индии.

Несколько иначе строились социальные отношения в Древнем Китае и в Древней Индии. В обоих случаях мы имеем пример, разделенного на касты или социальные группы, жестко иерархичного и жестко контролируемым государством общества. Возникшие до нашей эры эти сообщества практически просуществовали без изменений вплоть до середины XX в. Одной из главных причин их устойчивости было напрямую связанно со становлением местных философских учений (конфуцианство, индуизм). В тоже время, между обществами Древнего Китая и Древней Индии существовало достаточно множество различий, главный из которых являлось отношение к государству. Если в Индии плоть до середины XVIII в. так и не возникло единого государства. В связи с этим, в индийском обществе большую роль в обществе играли горизонтальные связи, что в свою очередь мешало перемещение людей в рамках индийского общества. Причем одной из специфических форм контроля являлись религиозно-философские учения. Именно в текстах последних были описаны все правила поведения в обществе.

В конце I тыс. д.н.э. в Древнем Китае сформировалось философско-государственное учение Конфуция. Согласно ему в древнекитайском обществе стали до минировать вертикальные связи. Все китайское общество было разделено на 5 классов: ван – верховный правитель, чжухоу – аристократы, дафу – чиновники, ши – землевладельцы, простолюдины. Причем, как и в древнеиндийском обществе в Китае все частные вопросы в общественных отношений были строго регламентированы. Так например был создан целый свод правил по внешнему виду, быту, кулинарии и строительству.

Несмотря на столь значительные различия в древнеиндийском и китайском обществе первоначальной ячейкой считалась семья. Именно внутри её и решались основные общественные проблемы. При этом общественное положение мужчин находилось выше, чем у женщин, стариков и детей.

Схожим был и статус власти. В обоих восточных сообществах за верховной властью были закреплены функции помощи населению в случае стихийных бедствий, голода, эпидемий и войн. Впрочем, такая политика носила крайне несистемный характер. Как и в государствах Востока в Древней Индии и в Древнем Китае большую общественную роль играли религиозные центры – храмовые комплексы.

Социальные отношения в Древней Греции.

Одним из регионов где началось складываться современная цивилизация стало Средиземноморье. Природно-климатические условия и ландшафт способствовали формированию в начале I тыс. д.н.э. возглавляемые царями или верховными жрецами сообщества свободных людей. Постепенно вокруг царских и храмовых комплексов стали формироваться города с хозяйственной округой. Но из-за прибрежного горного ландшафта, изобилующего множеством долин, объединение этих поселений в более крупные политические объединения было крайне затруднительно. Поэтому ко времени формирования классических древнегреческих полисов (VIII – VI вв. до.н.э.) вся территория Древней Греция оказалась разделена между несколько десятков подобных объединений. По большей степени эти образования представляли небольшие общины под республиканским или диктаторским управлением. Зачастую общая площадь древнегреческого полиса равнялась 100 – 200 кв. км с общим населением от 5 до 10 тыс. человек. Причем независимо от формы правления важное место занимали только свободные мужчины-граждане. Именно они обладали всеми гражданскими правами и свободами, формировали полисного войско. Главным их отличие от остального населения являлось наличие недвижимого имущества, как на территории самого города, так и за его пределами. Женщины, дети, иностранцы-метеки и рабы такими свободами не обладали.

Среди крупнейших древнегреческих полисов выделялись Афины, Спарта, Эфеес и Милет. В среднем численность населения могла достигать 120 – 150 ты. человек, а общая площадь всей территории могла достичь 2500 тыс. кв. км. Именно в них и проводились самые заметные реформы в области социальной политики. Одними из самых заметных в древнегреческой истории стали реформы Солона (конец VI в.д.н.э.). Основной целью данных реформ стало: 1) увеличение числа афинских граждан за счет проживавших в Малой Азии и в Причерноморье афинских колонистов; 2) запрет долгового рабства среди обедневших слоев населения Афин; 3) закрепление на законодательном уровне финансирование богатыми всех социально-важных объектов, храмов, кораблей и общественных празднеств; 4) введения государственного контроля за хлебной торговлей; 5) внедрение государственной помощи всем получивших увечья на войне или потерявших в ходе военного конфликта кормильца; 6) обеспечение государственное финансирование бесплатных билетов на театральные представления для всех малоимущих.

Однако, продолжающееся развитие товарно-денежных отношений и численный рост военных конфликтов привел к формированию в Афинах в IV в. д.н.э. новых форм социальных явлений: наемничества и профессиональных нищих. Однако, сложившаяся к тому времени система общественных отношений в древнегреческих полисах так и не смогла начать решать встававшая перед ней проблемы в социальной сфере.

Социальные отношения на заре Древнего Рима.

Примерно в то же время, что и в Древней Греции (VIII в. д.н.э.) на Аппенинском полуострове начался процесс создания становления общин-государств. Однако, в отличие от Пелопонесского и Анатолийского полуострова территория Италии позволила создать крупное государственное объединение этрусков. Одним из городов начавшее свое существование во времена господства этрусских вождей на Аппенинском полуострове явилась будущая имперская столица – Рим. Основанный в 753 г. д.н.э., благодаря выгодному природно-географическому месторасположению он в кратчайший срок смог вырастить из возглавляемых выборными вождями-рексами (rex пер. с лат. царь) общины 300 родов в одни из крупнейших итальянских городов. Причем если исходит из анализа общественно-политического развития Рима то можно прийти к выводу, что это была скорее община во главе с советом старейшин римских родов (патрициев) сенатом. Все остальное пришлое население, обладавшее личной свободой, но ограниченное имущественных и личных правах называлось плебеями.

Такое общественное разделение в итоге и привело не только к свержению в 509 г. д.н.э царей с последующим провозглашением республики, но проведению в VI в. д.н.э. Сервием Туллием реформ, заложивших в итоге новую систему социальных отношений в Древнем Риме. Теперь основным базисом древнеримского общества являлось не происхождение гражданина, а его финансовые возможности и размер земельного надела. Таким образом основные социальные слои представляли три большие группы населения: патриции, плебеи и рабы. Именно между социально-политическими группами населения (патрициями и плебеями) и происходила борьба за распределения свобод. Видимыми результатами этой борьбы явилось расширение прав плебеев (Закон «veto» (494 г. д.н.э.), Закон XII таблиц (451/450), законы о предоставлении плебеям право на занятие любых государственных должностей (364 – 337)).

Изменения социальных отношений после провозглашения Римской республики.

В конце III – начале II вв. д.н.э. в условиях назревания кризисных явлений в Римской республики в древнеримском обществе углубилось расслоение общества по экономическому принципу. При этом ситуация осложнялась из-за: 1) роста недовольства, стремившихся получить те же права, что и граждане Рима, лично-свободных иностранцев (перегринов); 2) увеличение роли рабства в производственных отношений; 3) консервации традиций передачи гражданских прав исключительно среди глав римских семейств – «домовладыков»; 4) рост политических амбиций среди возникшей из представителей патрициата и богатых плебейских родов сословия всадников; 5) укрепление позиций в обществе римской армии и её ветеранов. Предпринятые в 130 – 120-х гг. д.н.э. реформ Гракхов по наведению порядка в землепользовании в Римской республики лишь частично сняли возникнувшие при развитии древнеримского общества противоречия, но окончательное разрешение потребовало срочного перехода к империи. После восстания Спартака в 74 – 70 г. д.н.э. он стал реален как никогда.

Основной движущей силой этом процессе явились ветераны империи, которые и получили в итоге основные привилегия. В 27 г. д.н.э. после длительной борьбы Октавиан получив почетное наименование Август, звание императора и пожизненные права народного трибуна, завершил создание империи. Однако, создание империи не привело к решению всех накопившихся в древнеримском обществе проблем. Для разрешений последних в Римской империи стал использоваться базировавшийся на принятом в 73 г. д.н.э. законе Кассия принцип «хлеба и зрелищ», то есть предоставления населению бесплатных театральных представлений и продовольствия.

Формы и методы социальной политики в Римской империи.

Вне всякого сомнения, проведения подобной политики требовала больших финансовых затрат, что по аналогии с широко принятыми в Древнем Риме государственными институтами усыновлением и опекой социальных незащищённых слоев населения (женщин и детей) относило её скорее к государственной филантропической деятельности. Однако, в условиях назревавшего мировоззренческого кризиса начала новой эры древнеримскому обществу нужны были несколько иные формы.

Социальная практика в древнеиудейских и раннехристианских сообществах.

Появление среди иудейских обществ базировавшегося на идеи братства и равенства нового религиозного учения (христианства) привело к масштабному кризису древнеримского общества и всей Римской империи. Пропаганда первыми христианами популярного в иудаизме принципа религиозного альтруизма, то есть помощи всем нуждающимся исходя из религиозных предписаний. В данном случае ими выступали 10 библейских заповедей. Популярность среди жителей Римской империи христианства обеспечило рост апокалиптических настроений и подъем общего интереса к восточным религиозным верований.

Еще большей популярности христианству принесли распространение через учеников Иисуса Христа, основанной на любви к ближнему, идеи иудаизма, системы социальной помощи, выливавшаяся в дальнейшем формированием политики справедливого распределения доходов и оказание социальной помощи всем нуждающимся (больные, имеющие умственные и физические недостатки, вдовы, дети, старики). Причем помощь могла быть оказана исключительно члену религиозной общины. Именно члены первохристианских общин в дальнейшем сформулировали основные постулаты государственной социальной политики, как правило проводившаяся исключительно христианскими институтами.

Роль римско-католической церкви и её структур в формирование средневековых общественных отношениях.

После распада Западной Римской империи и начало эпидемии Юстиановой чумы в конце V – начале VI в. н. э. в Западной Европе началась новая эпоха, характеризовавшаяся новыми экономическими и социальными отношениями, основным базисом которых становился лично-свободный человек. Поэтому, зачастую большую роль в социуме начинали играть наличие сильных личных связей при доминировании общей идеологической основы – веры в спасителя человечества Иисуса Христа. Именно носители христианской морали, стремившиеся к справедливости (Робин Гуд, Жак Простак, Уолт Тайлер и др.), а также схожие с первохристианскими объединениями общественные организации (цеха и религиозные общины) и становились наиболее популярными выразителями общественных интересов. Впрочем, одной из главных объединений людей в Средние века оставалась христианская церковь.

Её популярность в обществе базировалась с помощи активной пропаганды христианских идеалов: равенства, милосердия и любви к ближним. Однако, реализовать свое видение мироустройства церковь в Западной Европе смогла только после начала проведения клинической реформы конца XI в. Попытка реализации христианских добродетелей посредством союза с политической властью в эпоху Карла Великого и первых германских императоров (X – XI вв.) привела к лишь нарастанию внутри самого общества и появлению нового формы социальных протестов – религиозных ересей. Поэтому дальнейшее развитие существовавших на востоке закрытых религиозных объединений верующих (монашеских орденов), ставивших во главе угла защиту и просвещение слабых и обездоленных, дало толчок к дальнейшему развитию христианства в Западной Европе.

Одним из самых крупных монашеских орденов считался бенедиктцев. Совмещая свою духовную практику с занятием физической трудом, и пропагандируя четыре обеда (нестяжательства, целомудрие, повиновение и постоянство), орден очень быстро снискал поддержку не только среди низов средневекового общества, но и среди верхов, усмотревших в действиях этого ордена один из примеров общественного поведения. Все это привело к тому, что орден св. Бенедикта в достаточно короткий срок смог накопить посредство сбора церковной десятины среди жаждущих достаточно большую сумму на богоугодное дело – открытие новых больниц, школ и приютов. Пример ордена св. Бенедикта стал показательным. Вслед за ним уже в эпоху крестовых походов в Святую Землю (XI – XIII вв.) были созданы такие знаменитые ордена: иоанниты, францисканцы, госпитальеры, Тевтонский, Ливонский орден, орден Св. Лазаря и др.

Влияния массовые эпидемии Средних веков на развития социальных отношений.

Одной из важных общественных функций для монашеских орденов явилась борьба с эпидемическими заболеваниями. Одними из первых в Средние века были зафиксированы «
  1   2   3   4


написать администратору сайта