Главная страница

История социальной работы


Скачать 73.04 Kb.
НазваниеИстория социальной работы
Дата04.04.2022
Размер73.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаisret2019.docx
ТипДокументы
#442154
страница2 из 4
1   2   3   4
чума Юстиниана», проказа и вызываемый попавший посредством употребления зерна в желудок человека грибок-спорыньи «антонинов жар». Однако, самая масштабная средневековая эпидемия стала «Черная смерть». Исследователи расходятся во мнении о сроках распространения болезни среди европейского населения. Одно остается ясным, что это была одной самых масштабных в истории человечества эпидемий. В период между 1347 и 1771 гг. население Западной Европы сократило от 1/3 до ½ населения. И лишь во второй половине XIX в. оно смогло достичь доэпидемического уровня. При этом многими исследователями признается восточное происхождение данной болезни и её значительное влияние на общественные отношения в постэпидемическую эпоху.

Впрочем, кроме чумы, средневековые летописи зафиксировали распространение нескольких опасных для жизни человека болезни: оспа, холера, дизентирия, проказа, брюшной тиф, несколько десятков видов различных венерических и кожных заболеваний. Но сама страшная болезнь в общественном плане оставалась проказа. Именно во время её распространения были зафиксированы самые страшные формы общественного недовольства в отношения больных. В результате римско-католической церковью было санкционированно создание целой сети, расположенных в не населенных пунктов, специальных учреждений лепрозорий.

Наряду с эпидемиями массовую смерть среди населения в Средние века вызывали войны, стихийные бедствия, голод, пожары, эпизотии. В любом случае, независимо от формы стихийного бедствия, приводившего к массовой гибели населения, ценность и длительность человеческой жизни была незначительной. В среднем она могла достичь 40 – 45 лет у мужчин и около 35 лет у женщин. При этом наблюдалась высокая смертность среди детей до года. В этих, условиях ценность церкви, как носителя идеологии спасения была высока. Однако, после эпидемии «Черной смерти» её значение для средневекового общества стало снижаться. Происходить эволюция в семейных отношениях. Вместо большой патриархальной семьи во главе со старейшиной рода все большую популярность начинает приобретать малая индивидуальная семья (двое родителей и неженатые дети). При этом начинает расти ценность детской жизни и сокращаться число мужчин находившихся вне брака.

Роль православной церкви на развитие социальных отношениях в Киевской Руси.

После принятия в 988/989 гг. князем Владимиром христианства в русских землях стали распространятся христианские идеи любви и сострадании к ближнему своему, ценности любой человеческой жизни. Поэтому в древнерусском обществе, как и в Западной Европе получает популярность церковь. Именно церковные структуры на Руси стали заниматься призрением бедных. Считалось, что через молитву и передачу милостыни нуждающемуся, подающий получает прощение бога. При этом следует отметить, что все действия православной церкви были согласовано с социальной политикой властей, что в значительной мере было отличной от социальной политики римско-католической церкви. Как и в Западной Европе она проводилась при помощи двух церковных структур: монастырей и приходов. Впрочем, здесь речь могла скорее идти использовании на практики византийского опыта, когда православные монастыри являлись в первую очередь местом для лечения, а не образовательные и учебные центры.

Первые больницы на Руси были организованы в Киево-Печерской лавре выходцем из Византийской империи Феодосием Печерским. Согласно византийской практике все лечение больных и неимущих должно было сопровождаться кормлением натуральных и свежих продуктов, доставляемых из приусадебных огородов, а также мытьем тел больных и стирки их одежды в находивших на территории монастырей бань и «портомоек». Причем все захоронения умерших должно было проходить на внутримонастырском кладбище.

Уже в опубликованном в XIII в. «Правилах о церковных людях» перечень социальной помощи оказываемое православной церкви был значительно расширен. Среди видов церковной социальной помощи можно отметить: пособия вдовам, приданое девицам, выкуп из плена. С другой стороны, церковь на Руси зачастую выступала и как контролирующий орган женщин и неимущих (больных и увечных). Исходя из текста «Устава князя Ярослава» для этих функций был создан специальный «божий дом».

Еще одной церковной структурой отвечавший за социальное обеспечение в Древней Руси являлись приходы. В его обязанности входило помощь убогим, нищим, воспитания подрастающего поколение. Являясь более открытой системой в вопросах комплектования управления, приходы обеспечивали пропитание в голодные годы и ссуды под залог имущества отдельных лиц. За выбранными старостами были закреплены решение широкий круг проблем (от экономических до социальных).

Изменения социальных отношений в Западной Европе в условиях формирования капитализма.

В западноевропейском обществе конец Средних веков и начало Нового времени (XV в.) характеризовалось глубочайшими социальными, идеологическими и экономическими кризисами. В этих условиях происходило формирование новой парадигмы, венцом котором явилось появления философии эпохи Возрождения с доминирующей идеей человека-творца и новой экономической формации – капитализм с идеей постоянного заработка. Результатом чего явилась смена всей идеологемы, указавшая, что поиск бога и чрезмерная религиозное рвение не является кратчайшим путем для достижения лучшей жизни. Наоборот, стремление через труд достичь лучшей жизни стали рассматриваться, согласно идеям реформаторов, как богоизбраность.

Формы и методы борьбы с нищенством в Англии в XVI – XVII вв.

Несколько по-другому в области социальной политики ситуация складывалась в Англии. Сразу же следует отметить, что в отличие от Германии и Франции, реформация на территории Английского королевства была санкционирован сверху и завершилась полным поражением католической церкви. Поэтому вся социальная политика английских властей стала приобретать по отношению к беднейшим слоям населения крайне жесткие формы. Так в первой половине 1530-х г. (1531 и 1535) английский король Генрих VIII опубликовал два эдикта, согласно которым весь контроль и оказания социальной помощи была возложена на местные власти. Впрочем, из-за массового закрытия католических приходов и монастырей, обеспечивавших помощь беднейшим слоям английского общества, эти законы вследствие жесткости наказания стали восприниматься исключительно как «кровавыми».

В результате реализации этих законов множество бродяг и нищих было казнено, работающие прикреплены к месту работы, а дети бедняков с 5 до 14 лет направлены принудительно на обучение ремеслу и торговле. После публикации в 1547 г. королем Эдуардом VI положение у беднейших слоев английского общества еще больше ухудшилось. Для предотвращения бунтов в будущем в 1552 г. была созвана специальная комиссия во главе с епископом Николасом Ридли. В результате деятельности этой комиссии было принято решение по примеру французских госпиталей открыть в Лондоне для всех бродяг, бездельников и «паразитов» специального работного дома с строжайшим трудовым режимом. В 1557 г. такой дом был открыт в бывшей королевской резиденции Генриха VIII в Бридвеле. По примеру дома в Бридвеле стали открываться аналогичные заведения и в других английских городах, что целом соответствовало законам 1572 и 1575 гг. Согласно текстов данных законов большинство из них были переданы в частные руки, что в свою очередь резко обострило социальную обстановку в Англии. Теперь вместо властей социальные низы столкнулись с настоящей охотой со стороны частных владельцев подобных «госпиталей». Согласно опубликованному во время правления Елизаветы статуту о подмастерьев (1563 г.), всякий работоспособный нищий или бродяга обязан был в возрасте с 20 до 60 лет найти работу. В случае неповиновения, бегства с места работы или продолжения бродяжничества следовало жесткое наказан. В случае нескольких побегов он должен был быть заклеймен, казнен или продан в рабство в колонии.

Рубеж XVI – XVII вв. в области социальной политики в Англии оказался самым кровавым за всю историю. Из-за того, что на законодательном уровне значительно расширился список лиц приравненных к бродягам. По стране прокатилась серия арестов с последующими пытками и продажей в рабство. В этих условиях важным становится принятием закона о бедных (1601 г.). Этот закон узаконил благотворительную деятельность на территории королевства и в английских колония. Последовавшее за этим введения специального налогообложения в пользу бедных и установления финансового контроля за распределением выделенных финансовых средств в значительной степени сняло напряжения в обществе.

В результате, в начале XVII в. под защитой государства оказались значительное число государственных служащих, отслуживших солдат и матросов. Именно в отношении последних был впервые опробованы основные принципы функционирования английской модели социально политики. В основе последней была положена: организованная помощь беднякам, проведение целой серии специальных мер по созданию рабочих мест и репрессии в отношение бродяг. Внедрение подобной практики шло в разрез действовавшего с 1572 г. «Статута о бедняках», предоставившего широкие полномочия деятельности частных фондов. Поэтому наличие свободных средств и определяло границы деятельности этих фондов. Зачастую усиленный централизованный государственный контроль в отношении последних со стороны возглавляемой лордом-лейтенантом без предоставления финансовой свобод зачастую являлся тормозом в развитии социальной политики в Англии.

Система государственного призрения в Священной Римской империи в правление Карла V: немецкий, голландский и испанский опыт.

Одной из первой стран, где идеи реформации стали популярны, стала Священная Римская империя германской нации (Германия). Именно здесь во времена правления Карла V (1519 – 1556) cтали приниматься первые законы в области социальной политики. Согласно эдиктам 1530 и 1531 гг. за местными властями закреплялся контроль над социально неблагополучными слоями населения (детей нищих и бродяг, больных и нищих). Создавшаяся таким образом система контроля строилась, как из запретительных мэр (тюремное заключение просивших милостыню в запрещенных местах), так и элементов социальной помощи. Среди них можно было выделить отправку больных в контролируемые государством церковные больницы, предоставление через, действующих при церковных приходах, специальные фонды всех внесенных в списки бродяг, пьяниц и лентяев индивидуальной финансовой помощи. В отношении остальных на законодательном уровне было принято решение о предоставления работы на производстве и торговле здоровым беднякам, а их детей направлять в школу.

В другой части империи Карла V в Испании идеи реформации не получили должной поддержки. Наоборот, при сохранении идеологического лидерства католической церкви и стремительного роста численности нищих и бродяг, практически до начало конца XVI в. никакой внятной социально политике не проводилось. Лишь с настигшим в 1580-х гг. общего банкротства испанского королевства способствовала началу проведения в 1590-х гг. социальных реформ. Правда основными способом воплощения последней явился репрессивный госудерственно-церковный аппарат. В общих чертах новая социальная политика испанских властей свелись к двум вещам:

насильственное «трудоустройство» всех «здоровых» бедняков и бродяг;

организация единой централизованной государственной помощи социально-незащищенных слоев населения.

В другой части Священной Римской империи – Голландии в отличие от Испанского королевства в проведении социальной политики изначально был заложен принцип экономической эффективности. Поэтому создавшие для социальных низов специальные работные дома совмещали в себе как прогрессивные формы социальной помощи (хорошо оплачиваемый труд, предоставления свободного времени) и карательные меры в отношение нарушителей трудовой дисциплины (карцер наполненный водой с помпой для откачивания воды). Голландский опыт по организации деятельности работных домов в последствии был реализован и в остальных немецких землях.

В общем и целом, если характеризовать новую социальную политику в Священной римской империи Германской нации, то можно выделить одну общую черту – стремление вытеснить церковные структуры из социальной сферы.

Опыт борьбы с бродяжничеством во Франции в XVI – XVII вв.

Более жестко, чем в Священной римской империи Карла V социальная политика в отношения нового социального явления – бродяжничества велась во Франции и Англии. В обоих странах последние рассматривалось прежде всего, как уголовное преступление. Поэтому меры в борьбы с ним носили явно репрессивный характер. Правда изначально во Франции стремились реализовать принцип милосердия к социально-незащищенным слоям населения. Так, согласно эдикту 1519 г. для проведения социальной политики была организованна для оказания финансовой помощи социальных низов и финансовый контроль госпиталей Королевская служба подаяний. Однако, в условиях реалий XVI в. социальная политика французских властей стала принимать крайне репрессивный характер. В первой половине 1530-х гг. парижскими властями были опубликована целая серия законов (1532, 1534, 1535) значительно ужесточившие наказания в социальной сфере. После чего, в период между 1540 г. и 1560 г. аналогичные законы были приняты в других французских городах.

Так, например, в г. Лион после городского восстания нищих в 1529 г. на базе существующей городской Службы раздачи хлеба была создана по примеру Парижа постоянная Служба подаяний. Гарантируя на законодательном уровне беднейшим слоям помощь в виде раздачи бесплатного хлеба или денег, а также всем здоровым нищим поиск рабочего места, городская Служба подаяний все же прибегала к репрессивным методам. Положение осложняло то, что помощь городских властей распространялась только на проживших на территории города не менее семи лет или при потери полной трудоспособности.

Однако, даже успешный лионский опыт не смог снизить накал социального противостояния во французском обществе. Для выхода из него на правительственном уровне было принято решение о предоставление рабочих мест всем социально-незащищенным лицам. Однако, и это решение не возымело должного результата, а наоборот, лишь ускорила развитие кризиса внутри французского общества в эпоху религиозных войн (1570 – 1600-х гг.).

В XVII в. положение в социальной сфере французского королевства в целом сохранялась. Как и прежде обеспечение работ госпиталей была возложена на находившихся на их территории беднейших слоев населения. Причем после публикации дектрета от 4 мая 1656 г. она получила новый управляющий орган – Парижский Общий госпиталь. Таким образом эта система в отношении социальных низов не только укрепила свою основную карающую функцию, но и значительно расширила их. Теперь за французской госпитальной системой числилась профилактическая и контролирующая функция социальных низов. Все это в итоге, и привело к установление более жесткого законодательства в отношении нищих. Но, не смотря на эти недостатки созданная система госпиталей для бедных стала одним из важнейших элементов социальной политики Франции того периода.

Другим важным её элементом явилось создание в середине XVII в. системы бесплатных школ для бедных. После многочисленных призывов первые школы были открыты в Мулене и Лионе. Постепенно подобные школы были открыты в практически во всех католических приходах страны. В состав их образовательных программ наравне с традиционным для приходских школ «Закона божьего», чтением, письму и пению, был внедрен целый комплекс светских дисциплин (математика, география и др.). В 1699 г. была открыта «Христианская академия, где в первые для социальных низов стали преподаваться широкий круг светских дисциплин. И все главной отличительной чертой французской системы образования конца XVII в. стала её всеобщая доступность и светскость, что в последствии скажется на ускорении революционной обстановки конца XVIII в.

«Стоглавый собор» 1551 г. и формирование в Московском государстве церковно-государственной системы призрения.

Плоть до правления Ивана IV Грозного в середине XVI в. развитие социальных отношений в русском обществе определялись установившиеся с принятием на Руси христианского представления о морали, семейных ценностях и нормах общественного поведения. Так или иначе все это было отражено в редком памятнике древнерусской литературы «Домострое». Впрочем, господствовавшее на тот момент феодальная раздробленность русских земель мешал созданию единого для всех русских земель варианта этого источника. Только лишь с воцарением первого русского царя это стало возможно. В 1551 г. на Стоглавом соборе на законодательном уровне был утвержден первый общерусский кодекс. Среди затронутых в тексте этого источника фигурировали вопросы касающиеся благотворительности, здравоохранения, быта, семейных отношений, общественного призрения, социальной помощи больным и нетрудоспособным. В целом, можно признать, что данный письменный источником явился для того периода, уникальным произведения мирового законодательства. Новаторским в тексте «Стоглавого собора» следует считать принятые решения в отношения создания на государственном уровне церковно-государственной системы богаделен для прокаженных и престарелых. Причем все финансирования строилась как из церковного и государственного финансирования, так и общественных пожертвований. Главным достоинством создаваемой отечественной системы призрения следует признать создание общественно-церковно-государственной системы контроля за деятельностью благотворительных учреждений, что было для христианских стран абсолютным новшеством. Таким образом, можно признать, «Стоглавый собор» явился для того периода, уникальным произведением мирового законодательства в области социального политики того периода. Причем с самого начала своего существования отечественная система призрения была напрямую связанна с государственными структурами, что в последствии отразилось на методах борьбы с нищими и принятых позднее законодательных актах.

Впрочем, окончательно отечественная система призрения была сформирована уже в XVII в. Так в царствование Борисова Годунова была организованна система бесплатной раздачи хлеба нуждающимся, государственного контроля за хлеботорговлей и голодающими. После русской смуты начала XVII в. в правление первых царей из дома Романовых появляются первые государственные учреждения социальной сферы (Аптекарский приказ, Особый Приказ строения богаделен). Однако, не смотря на поддержку церкви государственной политики и её ужесточение в отношение нищих (1682, 1691), число последних продолжало расти. В результате, чего произошла профессионализация русского нищенства.

Влияние идей философии Просвещения на изменения представления о правах человека.

Начало XVIII в. в Западной Европе характеризовалось становлением философии Просвещения. В Великобритании наиболее ярко идеи этого направления прослеживается в работах Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции – Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии – Г. Лессинг, И. Гердер, молодых Канта и Г. Фихте. Одной из главных идей эпохи Просвещения являлся рационализм. Именно через него философы пытались объяснить все происходящие социально-экономические, политические и идеологические потрясения. Следует отметить, что XVIII в. характеризовался разложением феодальных отношений и интенсификацией развития капитализма. Это в свою очередь в итоге и привело практически к полному изменению общественных отношений и формированию в Западной Европе новых социальных отношений.

Основным идеологическим базисом последних явилось учение о человеческом разуме. Именно в разуме философы увидели ту основу, которая является движущей силой субъективной деятельности человека. В отличие от других живых существ, обладавшими, что и человек схожими чертами (свободой, самодеятельностью, активностью), только последний, как самое разумное существо на Земле может одной лишь волей изменять окружающую действительностью. Поэтому человек должен в итоге стать властелином мира. На основе этого философского учения и были в итоге сформулированы основные постулаты учения о правах и свободах человека. Являясь неотъемлемым частью «всякой нации и всякого общества», одной из приоритетнейщих задач любого государства становилось обеспечение достойного уровня жизни своих граждан.

Деятельность во Франции Королевского Медицинского Общества.

Одним из точек приложения сил новой государственной идеологии явилось создание системы медицинского обеспечения защиты населения. Одной из первых стран, где была реализована эта идея стала Франция. В 1778 г. французский король Людовик XVI учреждает с ежегодным пособием в 40 тыс. ливров «Королевское медицинское общество врачей» (Societeroyaledemedecine). Одной из главных причин создания этого объединения явился рост недоверия со стороны монаршей особы к существовавшей в королевстве системе борьбы с эпидемией оспы. Поэтому главными задачами деятельности этого объединения явился:

А) сбор информации об эпидемиях;

Б) анализ и обработка полученных данных;

В) проведение медицинских исследований;

Г) регистрация средств, используемых в борьбе с заболеваниями;

Д) создание и распространения данных по применению лучших методов лечения.

Впрочем, из-за противодействия со стороны представителей католической церкви и ряда полицейских запретов на оказание первичной медицинской помощи во время спасения утопающих и погорельцев. Отсутствия специальных медицинских знаний еще больше ухудшало положение пострадавших. Поэтому одной из главных задач для государства становилось реформирование всей системы подготовки врачей. В результате была создана в регионах Франции не только специальная система госпитального обслуживания, но и аптекарского дела. Были даже разработаны проекты создания системы медицинского страхования. Однако, одним из главных результатов всех реформ в области медицины явилось изменение в организации больничного дела. В соответствии с разработанным французской Академии наук в 1788 г. проектом во всех больницах вводился принцип разделения больных по степени заболевания и отделения их от здоровых. Тем самым фактически ликвидировался принцип карантина, что в свою очередь снизило уровень недоверия в европейском обществе. Однако, об окончательном завершении реформ в области европейского здравоохранения можно говорить лишь в середине XIX в.

Влияние Великой Французской революции на формирование социальных отношений в Западной Европе в XIX в.

В конце XIX в. странах Западной Европы и Северной Америки стали назревать

внутриполитические противоречия, обострявшиеся масштабной концентрацией финансов, ростом напряженности в международных делах и эксплуатацией пролетариата. В этих условиях и стала набирать популярность идея К. Маркса о необходимом скорейшего проведения для построения справедливого общества социалистической революции.

Одной из первых удачных попыток решения назревших социальных проблем при помощи пролетарской революции стала Парижская коммуна 1871 г. Одной из главных предпосылок в её возникновении послужил вызванный проигрышем во франко-прусской войне (1870 – 1871) и подписанием новым французским правительством Тьера сепаратного мира с Северо-Германским союзом экономического кризиса. Именно под лозунгом скорейшего выхода их экономического и внутриполитического кризиса к власти в Париже 18 марта 1871 г. пришел, разделявший идеи Второго Социалистического Интернационала, Центральный комитет национальной гвардии (ЦКНГ).

С самого начала установления своей власти представители ЦКНГ взяли курс на проведения социалистических реформ в области рабочего законодательства. Согласно декрета от 16 апреля 1871 г. на брошенных владельцами парижских фабрик и мастерских вводились рабочие производственные товарищества. Взамен предполагалось проведение выплат всем бывшим собственника этих предприятий, и то только после их возвращения в Париж. Принятие этого декрета явилось первым шагом на пути проведения под полным государственным контролем масштабных социальных. Последующие шаги парижских коммунаров лишь подтвердил этот тезис.

В результате начала проведения новой социальной политики в конце апреля – начале мая 1871 г. был введен запрет на взимание незаконных штрафов и произвольных вычетов из заработной платы рабочих и служащих, ночного труда в пекарнях, установлен обязательный заработный минимум для всех занятых на выполнении заказов Коммуны, обеспечение всех безработных рабочим местом.

В области жилищной, финансовой и образовательной политики коммунарам удалось достичь определенного успеха. С целью решения жилищной проблемы Коммуна пошла на переселение с рабочих окраин в пустующие квартиры всех пострадавших в результате артиллерийского обстрела 25 апреля. Кроме того, всем неимущим слоям населения из парижских ломбардов было возвращено порядка 800 тыс. вещей и сроком на 9 месяцев вводилось освобождение квартирной платы. В интересах мелких торговцев и ремесленников сроком на три года были отменены платежи по долговым обязательствам и прекращены все судебные решения по делам невозврата кредитов. В делах образования коммунары следовали заветам лидеров Великой Французской революции. Их идеалом становилось всеобщее светское образование. Поэтому главный акцент в образовательной сфере был сделан на выдавливании католических священников и за счёт роста заработной платы повышение статуса светских преподавателей. В отношении музеев, библиотек и театров был задействован тот же принцип реформирования, что и при реформирования промышленного сектора. Больше достичь Коммуне не удалось. 28 мая 1871 г. после недельного штурма Парижа она была распущена, а её сторонники были арестованы, казнены или сосланы на каторгу. Хотя Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня, но его достижения в области социальной политики прочно вошли современной западной социальной системы.

Промышленный переворот и становления рабочего законодательства в Западной Европе и Северной Америке.

Дальнейших ход исторических событий в конце XVIII – начале XIX вв. показал преждевременность принятых решений. Наоборот, в связи с массовым обнищанием населения и ускоренное развитие капиталистических отношений происходит пересмотр всей системы общественных отношений. Массовое переселение в города приводит к тому, что основную долю населения составили представители нарождающегося пролетариата. Впрочем, социальное положение этого сословия в было близко к «рабам» в колониях. В особо бесправном положении оказались дети-сироты от 7 до 13/14 лет, которые вынуждены были нести основную нагрузку в растущем промышленном производстве. Но не смотря на предпринимаемые английским правительством в конце XVIII – первой половины XIX в. законодательные меры по улучшению санитарно-гигиенических условий труда положения представителей английского пролетариата оставалось также плохим.

В 1830 – 1840-х г. в Великобритании стало набирать популярность чартистское движения. Одним из главных требований Чартизма явилось предоставление всем мужчинам избирательного права и улучшения положения прав рабочих, что в сою очередь поспособствовало популяризации идей чартизма среди в самый широких масс городского и сельского пролетариата. В результате в период с 1832 по 1848 гг. была принята целая серия законопроектов, касающаяся улучшению социального положения рабочих и санитарно-гигиенических требований к организации рабочего процесса, медицинского обследования и запрета ночной работы для подростков и детей. Однако, главное достижение английского пролетариата явилась сокращение длительности рабочего дня с 12 до 10 рабочих часов.

По примеру реформированного английского рабочего законодательства и под влиянием революции 1848 г. во многих в европейских странах стала проводится реформа рабочего законодательства. Во Франции в 1848 г. был принят декрет о праве на труд. Согласно которому длительность рабочего дня сокращалась на один час. В 1864 г. французский парламент отменил запрет на проведение стачек. В Германии в 80-е гг. ХIХ в. была принята самая полномасштабная по тому времени система государственного социального страхования.

Таким образом, можно утверждать, что европейское рабочее законодательство второй половины XIX в. явилось первым шагом на пути построения современной социальной политики ряда стран.

Реформы Петра I и создание государственной системы призрения в Российской империи.

В начале XVIII в. в связи с активным реформированием Петром I всей системы государственного управления отечественная система призрения получила новый толчок в развитии. Причем реформирование последней совпала с общей секуляризацией церковной собственности. Поэтому завершение создание государственно-административной системы Российской империи произошло только в 1770-е гг. Процесс создание данной системы осложнялся тем, что в связи с активной внешней политикой финансирования социальной сферы царским правительством производилось по остаточному принципу и наметилась тенденция ужесточения законодательство в отношение церковных структур, положения социально-незащищенных слоев оставляло желать лучшего. Исключение здесь составили дети и вдовы служилых людей, получавшие, согласно указу 1706 г., постоянную финансовую помощь.

В связи с общим переходом в проведении социальной политики от церковных к государственным структурам, основными задачами этого направления становится не социальная помощь низов, а физическая борьба с ассоциальными элементами (разбойниками, профессиональными нищими) (указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг). В тоже время, наметившая после Административной реформы (1708) и Коллегиальной реформы (1718) децентрализации местного управления и создание Святейшего Синода приводить к частичной либерализации и децентрализация отечественного социального законодательства. Видимым результатом этих изменений явилось создание во всех губерниях для увеченных, престарелых и внебрачных детей государственной системы «
1   2   3   4


написать администратору сайта