Главная страница

Реферат. Реферат история. Иван iii и его роль в русской истории


Скачать 109.3 Kb.
НазваниеИван iii и его роль в русской истории
АнкорРеферат
Дата17.12.2022
Размер109.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат история .docx
ТипРеферат
#849287
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Обзор источников


Время Ивана III - время расцвета русского летописания, появления ряда литературных памятников - переводных и оригинальных повестей. Большая часть сохранившихся списков русских летописей относятся к XV-ХVI вв. Это, в общем, закономерно, так в течение почти всего ХV в., как отмечал известный историк A. A. Зимин, - Русь (ещё не Россия) только выбирала дальнейший путь развития, стояла, как на распутье. Это касалось и отношений между князьями и отношений внутри церкви. Внимание к генеалогии у князей вполне можно связать с идеей равенства между ними в период противостояний и междоусобиц, о которых ещё будет сказано ниже. Но после того, как в последней четверти ХV в. окончательно стала очевидна победа Москвы (Ивана III) о равенстве можно было говорить только в рамках некоторой оппозиции, серьёзно оспаривать главенство московских князей уже никто не решался. Итак, в XV в., как и в предшествующий период, летописи были основными памятниками исторического повествования. Но в отличие от летописных сводов предшествующих веков своды XV в. дошли до нас не только в поздних списках, но часто в своем подлинном составе или в близких по времени редакциях.

Основными памятниками исторического повествования в XV в., как и в предшествующий период, были летописи - своды русской истории. В отличие от летописных сводов предшествующих годов своды XV в. дошли до нас не только и поздних списках, но часто в своем подлинном составе или в близких по времени редакциях. Наиболее замечательным памятником русского летописания XV в., оказавшим влияние на все последующее общерусское и новгородское летописание, был свод, лежащий в основе двух летописей (Софийской I и Новгородской IV) и условно называемый в научной литературе сводом 1448 г. Через все рассказы этого свода проходила мысль о необходимости прекращения братоубийственных войн между удельными князьями и об объединении против внешнего врага. К 70-м годам XV в. относятся первые доступные нам летописные своды великих князей Московских. Наиболее ранний из них - свод начала 70-х годов, дошедший в составе Никаноровской и Вологодско-Пермской летописей. В 1479 г. был составлен новый великокняжеский Московский свод. Кроме московского великокняжеского летописания во второй половине XVI в., продолжало существовать местное (до 70-х гг. - новгородское, до 80-х гг. - тверское и до XVI в. включительно - псковское) летописание, также независимые от великокняжеской власти летописи, ведшиеся, вероятие всего, в каких-либо монастырях. Наиболее яркая из этих летописей - Ермолинская летопись. В основе Ермолинской летописи и сходных с ней, очевидно, лежал свод, составленный в Кирилло-Белозерском монастыре в 1472 г. Он этот осуждал жестокости князя и злоупотребления его воевод. Особый интерес в несколько ином аспекте представляют новгородские и псковские летописные своды. На их основе их можно достаточно подробно восстановить не только политическую, но и экономическую и даже повседневную жизнь этих древних городов.

Еще один независимый летописный свод, составленный в конце 80-х годов XV в., дошел до нас в составе Софийской II и Львовской летописей. Этот свод резко критиковал великого князя Ивана III. В свод был включен ряд литературных памятников, в том числе "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. В конце 80-х годов XV в. независимое летописание в Русском государстве (кроме Пскова) прекратилось; все общерусские летописи с этого времени стали исходить только от московской великокняжеской власти.

В отличие от более раннего периода важными источниками по истории России XV в. являются разного рода актовые материалы, хотя повествовательные виды источников (летописи, сказания) сохраняют еще свое большое источниковедческое значение. Ценный исторический материал дают документы различных архивов - это, прежде всего духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. Их содержание позволяет проследить рост Московского великого княжества и создание Российского государства. Например, Великий князь Василий Дмитриевич (умер в 1425 г.) выделяет во владение своего старшего сына Василия Васильевича (Темного) наиболее обширные и богатые земли. Удел старшего сына еще более резко увеличивается в духовной грамоте Василия Темного, а Иван III уже дает своему старшему сыну Василию Ивановичу больше владений, чем всем его братьям вместе: "Благословляю сына своего старейшего Василья своею отчиною великими княжствы, чем мя благословил отец мой, и что ми дал бог. А даю ему город Москву с волостьми, и с путми, и с станы, и с селы, и с дворы с городскими со всеми, и с слободами, и с тамгою, и с пудом, и с померным, и с торги, и с лавками, и с дворы с гостиными, и со всеми пошлинами, и с Добрятинским селом, и с бортью, и с Василцовым стом, да числяки. и ординцы. ". Большой интерес вызывают духовные грамоты, в которых перечисляется движимое имущество, драгоценности и т.д. Эти сведения во многом позволяют судить о торговых отношения между различными областями. Также важными документами русской истории XV в. являются договоры Новгорода и Пскова. Они не только дают обширный материал по хронологии событий, но и позволяют судить о социально-экономическом положении тех или иных земель развитии торговли не только между русским княжествами, но и с другими государствами (прежде всего с Западноевропейскими) . В наибольшем числе сохранились грамоты, связанные с землевладением. Подобные документы длительное время служили доказательством прав на владение землёй и предъявлялись на суде. Поэтому древнейшие акты частного порядка - это в основном землевладельческие грамоты. Среди них особенно распространены купчие, дарственные и вкладные. Наиболее своеобразным видом актового материала являются духовные грамоты (завещания). В них завещатели обычно перечисляют все свое движимое и недвижимое имущество, что позволяет судить не только об уровне благосостояния тех или иных слоёв населения, но и об уровне развития ремёсел в тех или иных областях.

Образование единого Российского государства не могло не затронуть области юридических отношений и правовых норм. Раздробленная Русь до XV в. пользовалась в основном местными юридическими сводами, но эти местные законы не могли уже соответствовать потребностям объединенного Российского государства. В конце XV в. был создан единый свод законов, известный под названием великокняжеского первого Судебника, называемого в современной исторической науке - Судебник 1497 г. Он дошел до нас в единственном списке, вероятно в связи с тем, что был заменен новым Судебником Ивана IV и таким образом действовал только чуть более 50 лет. Первый Судебник, несомненно, использовал более ранние документы юридического характера. Так, некоторые статьи его напрямую восходят к тексту Русской Правды, другие вероятно взяты из Псковской судной грамоты. Несмотря на это он является, безусловно, одним из важнейших источников по рассматриваемому периоду.

Обзор не летописных, а скорее литературных источников второй половины XV в. очевидно нужно начать с имени Иосифа Волоцкого (1440-1515). Он, несомненно, входит в череду самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю. Его активная деятельность пришлась на последнюю треть XV - начало XVI в., то есть на время, когда шел процесс становления политической системы и официальной идеологии Московского государства. И в этом процессе он сыграл огромную роль. Его идеи тесно связаны со спорами о церковном имуществе и борьбой против так называемой ереси жидовствующих. Основное его сочинение - "Просветитель" ("Книга на новгородских еретиков"), написанное в краткой редакции (1502-1504) и в пространной (1510-1511). На его основании, а также на основании многочисленных посланий можно с большой степенью достоверности судить о состоянии русской Православной церкви в тот период, её взаимоотношениях с государственной властью и влиятельными сословиями в обществе, и о возникающих и набирающих определённую силу еретических учениях. Дошёл до нас и устав обители, позднее изложенный преподобным Иосифом в одном из своих сочинениях, который сохранил важные сведения о монастырских правилах.

Нескольким особняком от перечисленных источников стоят сведения, которые можно почерпнуть из различного рода сочинений о России, написанных иностранцами. Это были, прежде всего, путешественники, послы или сотрудники посольств из Западной Европы в Россию и страны Азии. Их ценность состоит в том, что наблюдения людей других стран, другой культуры и вероисповедания позволяют под другим углом взглянуть на важные политические события, участниками или свидетелями которых они были. Конечно, эти сочинения не всегда объективны. Это объясняется, прежде всего, непониманием или языка, обычаев, нравов в той степени, в которой это было бы необходимо для более справедливой оценки событий. Кроме того следует принимать во внимание предвзятость того или иного автора, вызванную личным отношением, стремлением отдать приоритет собственной культуре и т.д. Но все это не умаляет интереса к запискам иностранцев о России. Для нашей работы ценным являются записки Амброджо Контарини, который, возвращаясь из посольства в Персию, посетил Москву, где пробыл 4 месяца (с конца 1476 до начало 1477 годов). Источник содержит многочисленные сведения о социально-экономическом развитии России, её взаимоотношениях с соседними государствами, а также некоторые данные о быте и культуре русского народа.

В заключении обзора исторических источников по нашей теме необходимо упомянуть ещё об одном небольшом сочинении, которое напрямую касается личности Ивана III и важнейшего внешнеполитического события в период его правления - "стояния на Угре". Это сочинение Вассиана Рыло (ум.1481 г.) - архиепископа Ростовского, церковного деятеля и публициста. Оно получило название "Послание на Угру". В нём служитель церкви выступает как поборник создания сильного государства, убеждает Великого князя не уступать хану Золотой орды. Указанные события будут более подробно рассмотрены нами в основной части работы.

Итак, подчеркнём, что для нашей работы, для достижения поставленной нами цели мы имеем достаточное количество ценных исторических источников.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта