Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Подбор синонимов к словосочетаниям.

  • 2. Задания на составление предложений с отдельными словами

  • II. Методы и приемы работы над словарем


  • Заучивание стихотворения

  • Диагностирование детей дошкольного возраста

  • Издательскоторговый дом Корифей Авторсоставитель О. И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса Подготовительная группа


    Скачать 385.19 Kb.
    НазваниеИздательскоторговый дом Корифей Авторсоставитель О. И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса Подготовительная группа
    Дата13.02.2023
    Размер385.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBochkareva_O_I_Obogaschenie_i_aktivizatsia_slovarnogo_zapasa_Pod.docx
    ТипЛитература
    #934627
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Работа над смысловой стороной слова

    Вместе с тем немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка, и в первую очередь над его многозначностью. Этот подход обеспечивает собственно языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры.

    Таким образом, программа обогащения и активизации словаря должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углуб­ления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие задачи:

    1. раскрытие многозначности слова;

    2. расширение запаса синонимов и антонимов;

    3. формирование умения правильно употреблять слова. Раскрыть перед детьми семантику многозначного слова по­могают синонимические и антонимические сопоставления.

    На необходимость разработки приемов использования синонимов и антонимов в словарной работе указывается и в «Программе воспитания в детском саду». В ней рекомендуется «использовать слова с противоположным значением» и «воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова».

    Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова имеет особое значение для подготовки детей к школе, так как в программе начальных классов большое место отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слов, с многозначностью слов и синонимией.

    Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений (продолжительностью 7-10 мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.

    1. Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет—как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

    Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, к словосочетанию река бежит дети подбирают такие слова: течет, плывет, шумит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».

    2. Задания на составление предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой— огромный—громадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова. Составление предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение пра­вильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полно­той и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

    II. Методы и приемы работы над словарем

    Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:

      1. разговор с детьми;

      2. поручения и задания;

      3. беседы;

      4. рассказывание;

      5. чтение;

      6. письма;

      7. заучивание стихотворений.


    Разговор с детьми

    Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.

    В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается. Нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.

    Поручения и задания

    Существует еще один методический прием, тоже свя­занный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значение, — это методически продуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко представлен в семье, в которой в одних случаях сознательно, в других бессознательно дети привлекаются к участию в общей трудовой жизни. Но организованно он не представлен ни в детском саду, ни в школе.

    Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен: 1) внимательно выслушать, что ему говорят, 2) понять содержание обращенной к нему речи, 3) запомнить сказанное, 4) выполнить поручение,5) дать словесный отчет о выполненном, 6) в итоге оказать помощь. Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка из­рядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.

    Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.


    Беседы

    Разговор и беседы—в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

    Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, развитие беседы соответствует их интересам и психике.

    Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественнейших факторов развития речи детей. Если темой беседы являются предметы и явления природы, то она может привести к законченному описанию, сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если же беседа возникла по поводу явления социального, общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением, рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет индивидуальное отношение к ним детей.

    Одно и то же явление может вызвать несколько тем для бесед. Во время прогулки весной дети нашли мертвую ласточку с пробитой головой. С ними можно провести беседы на следующие темы: 1. «Выяснение причин гибели ласточки», а) коршун заклевал (борьба в природе, о хищных птицах), б) мальчик убил камнем (этический вопрос).

        1. «О перелете птиц».

        2. «О теплых странах».

        3. «Жизнь и нравы ласточек».

    Использованы, конечно, будут одна-две темы в зави­симости от преобладающих у детей интересов.

    Беседа ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей знаний. Ее цель — систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями.

    Темы для бесед могут быть чрезвычайно разнообразны: их подсказывает жизнь домашняя, детского сада, живое общение с детьми в быту.

    К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. При планировании занятий отмечаются и часы рассказа, часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога. Обстановка при рассказе, как и при беседе, должна быть естественная, непринужденная. Дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодушевляют последнего. Можно ли сопровождать рассказ демонстрированием картинок? Это зависит от особенностей и сущности рассказа. Художественный рассказ или сказку, конечно, нельзя: показ картин нарушит цельность впечатления. Но существует категория рассказов, рассчитанных главным образом на маленьких детей, требующих параллелизма текста и иллюстраций. Примером этого может быть книжечка К. Чуковского «Цыпленок». Но и в этом случае картинки должны быть таковы и так предлагаться детям, чтобы интерес и ход их мыслей не оторвались от содержания рассказа.

    Встречающиеся в рассказе непонятные детям слова, незнакомые образы могут препятствовать пониманию со­держания рассказа, а потому они должны быть разъяснены детям предварительно: повод для этого нетрудно найти.

    Желательно, чтобы новое литературное произведение, преподносимое детям, расширяло круг их представлений и знакомило их с новыми образами, явлениями и обозначающими их новыми для детей словами. Этого требуют интересы культуры речи и обогащения словаря детей.

    Каждое новое слово должно быть сохранено в памяти детей и сделаться достоянием их собственной речи. Педагог должен об этом позаботиться. Все новые слова должны быть у него на учете. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить возможно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей.

    Один и тот же рассказ или сказку можно рассказывать детям несколько раз.

    Все пока сказанное относилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами дети. Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать. Дети интересуются эпизодами из жизни любимой воспи­тательницы.

    Она рассказывает им о приключении на улице, свиде­тельницей которого она была. Поскользнулась и упала женщина; корзина, которую она несла, отлетела в сторону, вся провизия рассыпалась. Женщина ушиблась, сама встать не может. Проходившие школьники подбежали к ней, помогли встать, стряхнули снег с ее пальто, собрали разлетевшиеся в разные стороны овощи, перевели испуганную женщину через улицу.

    По окончании своего рассказа воспитательница предлагает: «Дети, может быть, и вы видели что-нибудь интересное? Припомните, завтра нам расскажете».

    Или она рассказывает им о своей кошке. Но и у большинства детей есть кошки, о которых они могут рассказать.

    Предложение рассказать то или другое вызывает у детей различное направление мыслей, и проявляемая каждым из них индивидуальность—явление в высшей степени интересное и ценное. Следует неустанно обращать внимание ребенка на то, что он должен выражать свои мысли понятно, а для этого они прежде всего должны быть понятны ему самому. Если мы хотим, чтобы наши слушатели ясно представили себе, что с нами произошло на улице, заинтересовались бы нашим рассказом, мы должны сами с полной отчетливостью разобраться в том, что произошло.

    Прежде чем приступить к рассказу, следует самому себе поставить вопрос: представляю ли я сам себе вполне то, о чем я хочу говорить, все ли мне самому известно и понятно? И только в том случае, если все ясно, приступить к рассказу.

    Дети обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениваться впечатлениями — насущнейшая потребность человека, которая выражается у детей очень своеобразно, по-детски. Попробуйте предложить детям рассказать о собаке, которую они знали,—и к вам протянется несколько рук. И сколько уст готовы немедленно приступить к изложению! Вы вызываете одного, другого, третьего — и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, остановками, заиканием, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т. п. Тут-то и следует растолковать детям, отчего это происходит.

    На предложение рассказать о собаке сознание ребенка реагирует только одним ясным представлением: он знал Жучку или Дружка, которого он любил, но что рассказывать об этом самом Дружке, он совсем не знает. Детям нужно разъяснить: «Рассказывать все о твоем Дружке невозможно, хотя бы потому, что времени нет: товарищи твои тоже хотят что-нибудь рассказать. А потому остановись на чем-нибудь одном: расскажи нам о внешности Дружка или каком-нибудь событии его жизни, словом, о чем хочешь: но обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни — что, где, когда было. Можно и придумать что-нибудь про твоего Дружка». И если рассказ обставлен и подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше двух слов связать не могли.

    Следует всячески сосредоточивать внимание детей на сути того, что они хотят рассказать, на основной мысли. Все постороннее, несущественное следует отбрасывать: во-первых, оно только затемняет сущность, а во-вторых, отнимает время.

    Такие рассказы, темами для которых служат личные переживания, наблюдения детей, имеют для развития мыслительной способности и речи детей большое значение. В них развертывается широкая дорога для творчества детей, их самодеятельности, проявления индивидуальности.

    Ребенок вынужден брать и комбинировать слова и вы­ражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа. Ребенку рассказывать о виденном, слышанном и пережитом приходится почти ежедневно, но делает он это часто хаотически.

    Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.

    Пересказ готового литературного произведения не должен, конечно, быть вычеркнут из числа факторов, развивающих речь детей: ему должно быть только отведено второстепенное место. Рассказ, прочитанный детям, должен прежде всего служить уяснению его основной мысли, его основных частей (плана), логической и причинной связи его подробностей. И только когда эта работа произведена, можно приступать к пересказу. Образ­цом должен опять-таки служить пересказ воспитателя. Можно передать рассказ без изменений, в собственном вольном изложении, и можно сократить его.

    Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и до­ступные возрасту и развитию детей, допустимы для пересказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понятным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние детали, подробности затрудняют усвоение сущности, а потому и осложняют самый пересказ. Вначале следует выбирать рассказы возможно ясные и простые по конструкции.

    Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи «полные ответы» хоть какую-нибудь роль? Иногда можно дать план рассказа. Положим:

          1. Дети отправились в лес.

          2. Неприятное приключение в лесу.

          3. Возвращение домой.

    По нему педагог составляет рассказ. Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

    Вот образец такого рассказа мальчика 5 лет 9 месяцев.

    План

            1. Пропал котенок.

            2. Дети его ищут.

            3. Дети находят котенка.

    «Жил-был котенок Пушок, потому что он был пушистый. И были дети, которые его очень любили. Вдруг Пушок пропал. Дети искали его под кроватью, на шкафу, в кухне; звали кс-кс- кс—нигде нет! Они пошли в сад, зовут: кс-кс. Вдруг слышат высоко: мяу-мяу. Видят—на дереве сидит Пушок: он влез, а слезть не может. Мальчик Коля полез на дерево, снял Пушка и отнес домой» В таких рассказах вымысел обыкновенно сплетается с фактами жизни самих детей. Так, у этого маленького рассказчика был котенок Пушок, и он видел, как мальчик полез на дерево, чтобы снять сидевшую там кошку.

    Дети 6 лет могут придумывать рассказы по заглавиям, вроде следующих: «Ваня чуть не утонул», «Катя разбила куклу», «Приключение на катке», «Как дети вылепили снежную бабу» и т.д.

    Приводим образцы рассказов, придуманных детьми 6 лет на тему «Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо».

    Была только названа тема. Никакой предварительной проработки проведено не было.

    Маня (6 лет 2 месяца). Учительница дала мальчику письмо отнести на почту. Он пошел. Он увидел пионеров и с ними пошел и позабыл, что надо отнести письмо. Он долго не приходил домой. Учительница увидела, что мальчик долго не приходит. Она пошла его искать и нашла у пионеров в отряде. Она увела его домой, а сама пошла отнести письмо.

    Клара (6 лет 3 месяца). Одного мальчика послали на почту опустить письмо. Он потерял письмо и пришел домой. Его мама ругала и послала искать письмо. Идет он и видит: идет мальчик с письмом, его знакомый. Он спросил: «Ты потерял письмо?» Он сказал: «Да, я потерял письмо». Он взял у знакомого мальчика письмо и пошел на почту. Он опустил письмо и пошел домой. Мама спросила: «Ты нашел письмо?». — «Да, нашел и опустил на почте». Тогда мама сказала: «Если ты нашел, то это хорошо».

    Зина (6 лет 4 месяца). Одного мальчика послали на почту, чтобы письмо опустить, а он потерял. Он пришел домой, его заругали мама и папа.

    Кира (6 лет 10 месяцев). Одного мальчика послали из детского сада снести письмо в почтовый ящик. Мальчику было 10 лет. Он шел и увидел, что толпа народа стоит на улице. Он быстро прошел между народом и посмотрел. Там лежала лошадь. Она упала. Это было дело зимой. Мальчик засмотрелся. Начали лошадь распрягать. Весь «народ собрался, подняли лошадь. Мальчик вспомнил, что надо снести письмо в почтовый ящик. Он быстро побежал и опустил письмо в почтовый ящик и скорее побежал в детский сад.

    Валя (7 лет 4 месяца). Одного мальчика послали из школы на почту с письмом. Послали его поздновато. Почта через полчаса должна была закрыться. Ему надо было бежать скорее, чтобы не закрылась почта. Этот мальчик засмотрелся, как по улице ехал разукрашенный автомобиль, который показывал «Петрушку». Это было в праздник. Он засмотрелся и опоздал на почту. Когда он пришел в школу с письмом, ему попало от учительницы. Она стала его ругать за то, что он смотрел на «Петрушку». Они скоро пойдут в кино и там увидят тоже «Петрушку7', а незачем ему было стоять и Ыотреть какой-то автомобиль. На другой день утром мальчик побежал на почту и отдал письмо служащему. Прибежал в школу и сказал, что он письмо отправил. В этот же день они пошли в кино и смотрели «Петрушку».

    Карина (7 лет 10 месяцев). Жил мальчик в детском доме. Его звали Петя. Один раз учительница сказала: «Отнеси на почту письмо». Он взял письмо и пошел. Это было зимой. Он идет и видит: ребята в снежки играют. Он тоже с ними заигрался. Потом видит: октябрята идут; он побежал за октябрятами и позабыл, что надо на почту идти. Он думает: «Куда же я пошел?» И вспомнил, что надо на почту. Вот он побежал на почту, отнес письмо, получил расписку и пошел обратно. Пришел, а руководительница спрашивает: «Чего ты так долго?» А он ответил: «Я с ребятами в снежки заигрался, потом увидал октябрят, пошел за ними и забыл, что надо идти на почту. Потом вспомнил и пошел». А руководительница сказала: «Ты другой раз не забывай и не заигрывайся».

    Рассказы, придуманные детьми, вскрывают запас их представлений, направленность интересов и уровень их речевых умений.

    При каждой работе следует давать детям время для обдумывания, никогда ничего не требовать сразу, так сказать с места в карьер. Ведь каждый сколько-нибудь уважающий свое дело педагог сам готовится к занятию, обдумывает и план своего рассказа, и разработку его. Вправе ли мы требовать от детей, чтобы они проделывали эту работу без подготовки? Этими нелепыми, к сожалению, столь часто предъявляемыми к детям требованиями объясняются в значительной степени разбросанность и хаос их мыслей и еще больше — дефекты их языка.

    Нельзя не упомянуть еще об одном виде работ в этой области — заканчивании детьми рассказа, работе, которой с такой страстностью предавался маленький Гете. «Если я прерывала рассказ и отодвигала развязку до другого вечера,— свидетельствует его мать,—я могла быть уверенной, что он докончит его сам и явится на помощь моему воображению. И когда я на другой вечер заканчивала его так, как он желал, и прибавляла: «Вот видишь, как ты верно отгадал»,—восторгу его не было конца». Конечно, не все дети реагируют на подобное задание с гениальностью Гете, но все очень любят подобные работы. Педагог рассказывает детям начало рассказа, предоставляя им придумать конец. Очень желательно давать такое начало, которое предоставляло бы простор воображению детей разветвляться в разных, часто противоположных направлениях. При этом в высшей степени интересно следить за проявлением индивидуальности детей, их психики и мировоззрения.


    Рассказы по картинкам

    Остается еще сказать о рассказах, составляемых по картинкам. Картинки — материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Представленные на картинке предметы объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. При занятиях с маленькими детьми нужно выбирать такие картинки, художественный замы­сел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребенка, облегчать работу его воображения и опираться на жизненный опыт ребенка, на запас его представлений. Дети начинают справляться с этой задачей в среднем около 5—6 дет.

    Но рассказывать детям по картинке следует гораздо раньше. Трехлетки, а иногда и двухлетки реагируют на такие рассказы с большим интересом.

    Рассказывание детям по картинкам—один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ педагога. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.

    Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2—3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.

    Картинку, намеченную для составления рассказа детьми, заблаговременно вывешивают в определенном месте. Детям нужно щать время с ней познакомиться, хорошенько рассмотреть. Рассказывают дети поочередно. Прерывать рассказчика не следует. Все замечания делаются в конце.

    Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в таком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы, путем наводящих вопросов помогает им тему развивать, освещать ее наиболее существенные стороны. Дети высказываются, вносят в содержание рассказа те или другие, иногда противоречивые подробности, спорят, приходят к соглашению. По окончании этой предварительной работы кто- нибудь из детей излагает рассказ в связном виде. Такая коллективная работа, сопровождаемая обменом мнений, особенно ценна для развития мышления и языка.

    Приводим рассказ, коллективно составленный восемью детьми 7 лет по картинке «Читающие мальчики»: «На опушке леса стоял небольшой деревянный домик. В нем жила вдова с двумя сыновьями — Колей и Ваней. У них была собака. Мальчики жили очень дружно. Собаку звали Дружок. Это было летом. Мама этих мальчиков была сельской учительницей. Коля и Ваня учились в школе, и у них было много товарищей.

    Один раз под вечер, когда Коля и Ваня кончили уроки, к ним в дверь постучались. Оказалось, что к ним пришли школьные товарищи—Костя и Митя. Когда дети поздоровались, Коля сказал: «У нас есть очень интересная книга, мы ее взяли в школе, в библиотеке; пойдем на крыльцо, мы почитаем и посмотрим картинки». Они пошли и сели на крыльцо, на ступеньках.

    Вдруг слышат сзади шаги. Обернулись, видят—бежит Дружок. Он сел рядом с ними. Коля читал вслух, и все слушали. Умная собака тоже внимательно слушала и ни разу не помешала. Они прочли два рассказа. Потом мама Коли и Вани постучала в окно и позвала детей пить чай. Мальчики выпили чаю, поблагодарили, и Костя и Митя пошли домой, а Ваня и Коля остались в комнате. Скоро надо было ложиться спать».

    В дальнейшем группе старших детей можно поручать составлять рассказ по картинке без участия руководителя. Они совместно обдумывают его подробности и в законченном виде рассказывают другим товарищам.


    Чтение

    Мы говорим о том, что живой рассказ должен предпо­читаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое, отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все не исчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.


    Письма

    Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное—дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Ребенок должен понимать, что писать надо лишь о том, что представляет ценность и интерес, а то и другое в свою очередь зависит от того, кому письмо предназначается. То, что полно захватывающего интереса в письме к матери, будет неинтересным в письме к знакомому.

    Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники йа это еще не способны. Тем не менее подготовка к овладению эпистолярным искусством, использование его как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь вместо уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен понять, что письмо—средство общения между людьми. В письмах люди сообщают друг другу о подробностях своей жизни, узнают о жизни других, выражают благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда-либо. Следует развивать в детях отношение к письмам как к делу серьезному; надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли. Письмо к тому или другому лицу составляется кол­лективно. Дети под руководством воспитательницы обсуждают, что и как написать, а пишет сама воспитательница. Само собой разумеется, что писать следует только действительные письма существующим и близким лицам. Такое занятие возможно уже с трех-, четырехлетними детьми. Заболела любимая воспита­тельница, не ходит в детский сад. Как не предложить малышам: «Давайте напишем тете письмо, узнаем, что с ней, не лучше ли ей, когда она вернется к нам». Воспитательница берет бумагу и перо, собирает детей: «Как мы начнем наше письмо? Давайте начнем так: «Милая тетя Оля!» Теперь говорите, что написать тете Оле; говорите поочередно, что у нас в детском саду произошло особенно интересного». Дети высказываются: «У нас были котлеты, Коля разбил тарелку (дети любят отмечать провинности товарищей, их следует от этого удерживать), мы катались на санках, мы кормили птичек, Люда упала и ушиблась» и т. п. Высказывание идет не особенно гладко, детям приходится напоминать о том или другом происшествии, которые, несомненно, заинтересуют тетю Олю.

    Так или иначе письмо написано, дети поочередно диктуют свои имена для подписи; иногда, по личной инициативе предлагают вложить в конверт свои рисунки.

    Хорошо писать письма и товарищам, заболевшим, уехавшим. Значение этих писем меньше, потому что на них не последует ответа, но зато случаев к отправлению их больше.

    С письмами шести-, семилеток дело обстоит иначе. У нас дети, умевшие писать, писали их сами, коллективно, каждый по фразе; все подписывались. Если материала для письма набиралось очень много, письмо писалось воспитательницей под диктовку детей. Отношение к содержанию, стилю такого письма должно быть, конечно, строже, чем к письму малышей. Каждый выдвигаемый вопрос обсуждается с точки зрения его интереса и значимости, дети пытаются излагать свои мысли возможно гладко и литературно. Обращается внимание детей на внешнюю сторону письма, почерк, расположение материала на почтовом листе, на форму обращения, заключения, пометку числа, года, места отправления, на особенности адреса.

    Переписка должна играть в жизни детей не формальную или фиктивную, а реальную, жизнью обоснованную роль. Для этого особенно важно, чтобы люди, с которыми дети переписываются, относились к этому делу серьезно, вдумчиво, с интересом, чтобы ни одно детское письмо не оставалось без ответа. Чувство, мысль, оставшиеся хоть раз без ответа, могут замолкнуть и погаснуть от этого навсегда.

    Неизменное правило—предпосылать всякому виду упражнения детей в слове совершенные образцы такого слова — должно соблюдаться и в данном случае. Потому-то так важно, чтобы взрослые, переписывающиеся с детьми, серьезно относились к содержанию, стилю, внешнему виду своих писем.

    Заучивание стихотворения

    Дети любят стихи, любят их. слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к носприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее,

    чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.

    Диагностирование детей дошкольного возраста

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта