Главная страница

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Изд-во Международ¬ного университета бизнеса и управления (Братья Кар. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Издательство московского университета издательство международного университета бизнеса и управления


Скачать 1.54 Mb.
НазваниеИздательство московского университета издательство международного университета бизнеса и управления
АнкорАнтонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Изд-во Международ¬ного университета бизнеса и управления (Братья Кар
Дата01.02.2017
Размер1.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнтонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Изд-.doc
ТипДокументы
#1648
КатегорияСоциология. Политология
страница18 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

292

меньше — разница косвенным образом указывает наличие родствен­ников в семьях.

28—Г. К пятидесяти годам в России в начале 90-х гг.. оставалось чуть более 3% никогда не состоявших в браке. Обычно думают, что эта цифра выше.

29—А. К возрасту 50 лет женщин, никогда не состоявших в браке, примерно 3,4%, а мужчин — 3,2%, разница не столь большая, как можно было бы думать. Это показывает, что брачный статус, как бы ни относились к браку и семье люди, пока еще остается весомым в сравнении с холостячеством (хотя впервые вступающих в брак стано­вится меньше).

30—Б. Современные семьи на 90% и выше являются малодетными, а среди них — более половины семей — однодетные. Уже эта статистика косвенно показывает, что при распространении однодетности пол ребенка безразличен. Социологические опросы подтверж­дают это — в двухдетных семьях второй ребенок обычно появляется, поскольку хотят "малыша" любого пола или противоположного по отношению к первенцу.

31—Б. В качестве приемных детей девочки предпочтительнее мальчиков, поскольку социокультурные стереотипы позволяют наде­яться, что девочки лучше удовлетворяют различные потребности приемных родителей и к тому же не являются носителями семейной преемственности, патрилинеальности. Таким образом, установки на пол ребенка существенно различаются в случаях рождения своих детей и усыновления чужих.

32—Г. В России показатель числа рождений, приходящихся в среднем на женщину за всю жизнь (суммарный коэффициент рож­даемости), достиг в 1993 г. уровня 1,39 ребенка при сохраняющей­ся массовой социальной норме двухдетности. Со второй половины 60-х гг. распространение потребности семьи всего в двух детях озна­меновало рубеж исторического отмирания норм многодетности как ведущих норм семейного образа жизни. Этого рубежа наша страна достигла за 60 лет, тогда как европейские страны постепенно шли к этому в течение 250-300 лет.

33—Б. В 1993 г. было 18,2% внебрачных рождений. Следует учесть, что какая-то часть внебрачных рождений происходит в "фак­тических браках", сожительствах, юридически не оформляемых как брак. Эта тенденция в нашей стране, вероятно, будет все заметнее в будущем, если судить по ситуации в европейских странах. Возмож­но, рост внебрачных рождений окажется своеобразной формой пере­хода к сплошной однодетности как более "оправданной" форме со-

293
временного образа жизни. В лоне семьи это поведение при сохране­нии остаточных норм "семейно-детной" морали оценивается как девиантное, отклоняющееся. В случае же отсутствия юридического брака сама нелегитимность рождения, как исключение из правила, ведет к принятию допустимости именно единственного ребенка у пары сожителей.

34—Б. В 1993 г. было зарегистрировано примерно 3,2 млн абор­тов. При непопулярности добровольной стерилизации (единственной пока альтернативе аборту) и при неэффективности остальных средств контрацепции искусственный аборт остается основным мето­дом реализации потребности семьи в одном-двух детях. Появилась группа семей, изначально ориентирующаяся на искусственный аборт в случае наступления зачатия, подобная линия поведения смогла сформироваться только при целенаправленной политике отказа от расширения ассортимента средств контрацепции и их совершенство­вания. В условиях действия социальных норм малодетности и отсут­ствия эффективной контрацепции семьи обрекаются на аборт. Со­кращение их числа зависит поэтому от усиления потребности в детях и от распространения добровольной стерилизации.

35—В. Вазектомия как метод мужской стерилизации впервые осу­ществлена 300 лет назад и к 1925 г. становится рутинным методом. В настоящее время это самое эффективное средство, применение которого у нас, к сожалению, прежде запрещалось, а ныне тормо­зится социокультурными стереотипами мужественности, неинформированностью населения о его сути и последствиях, часто своди­мых к пресловутой кастрации. Вазектомия производится за 15 мин и в 4 раза дешевле женской стерилизации.

36—Б. Первым в мире транссексуалом стал в 1952 г. Георг Йор-генсен, в настоящее время операции по перемене пола примерно на 90 % связаны с переменой мужского пола на женский.

37—А. Этот ответ многими может быть оценен как неверный, что связано с расширительной трактовкой самой семьи. Если под семьей понимать любые эмоциональные связи, тогда семьей можно назы­вать все, что угодно, в том числе и гомогенные по полу сексуальные связи, которые в прошлом всегда осуждались, но не из-за "разврат­ности", а как девиантные, принципиально не ведущие к деторожде­нию. С другой стороны, смягчение этого табу в древности для муж­чин, находящихся в гетеросексуальном браке, можно рассматривать как своего рода контрацепцию. Социокультурная легитимность гомо­сексуальных связей как альтернативных гетеросексуальным (и по­тенциально репродуктивным) никогда не существовала. Сегодня в

294

условиях развала социокультурных норм многодетности, отмены прежних табу и распространения "сексуальной революции" вдет борьба за узаконение гомосексуализма и лесбиянства как самостоя­тельных, а не дополнительных к гетеросексуальности форм сексуаль­ных связей. Причем стремление легализовать эти разновидности сек­са заставляет прибегать к семейной мимикрии, прятать девиантность гомосексуализма (точнее гомосексоголизма) за семейной терминоло­гией и называть подобные связи "однополыми браками" или "одно­полыми семьями". Однако гомосексуальные пары сожителей так же, как и добровольно бездетные гетеросексуальные супруги, не могут быть семьями из-за своей репродуктивной несостоятельности. Отказ от уголовного преследования людей с девиантными сексуальными склонностями (девиантными из-за своей принципиальной бездетно­сти) не означает отказа от социокультурного осуждения этих форм сексоголизма. Юридическая допустимость таких социальных мень­шинств, каковыми являются гомосексуальные сожительства, связана с необходимостью решения жилищных, имущественных и т.п. вопро­сов, и не предполагает социокультурного оправдания подобной девиантности. До сих нор у нас в стране и в странах Запада сохраняется негативное отношение к гомосексуальным связям, причем опросы в США обнаруживают, что женские пары осуждаются в 4-5 раз мень­ше, чем мужские.

38—В. Ответ основан на зарубежных данных, в России среди городских супругов до 35 лет, имеющих двоих детей, эта частота равна 2—3 раза в неделю.

39—Г. В 1993 г. средняя продолжительность предстоящей (при рождении) жизни мужчин составляла примерно 58,9 года, а жен­щин — 71,9 года. Столь большой разрыв связан с общим ростом смертности в нашей стране и со сверхсмертностью мужчин, а осталь­ная часть — с социальными факторами. Среди последних большое значение имеет социокультурная роль матери, благотворно влияю­щая на сроки жизни женщин, поскольку мать, воспитывающая де­тей, как бы проживает одновременно несколько жизней, соизмеряя свои действия с интересами своих детей. Как ни парадоксально, но двойная загруженность женщин дома и вне семьи, в сфере наемного труда, не сокращает срок жизни, а увеличивает его из-за более сильной (в сравнении с мужчинами) идентификации Я с детьми и семейной жизнью.

40—В. В западных странах высокая продолжительность жизни отодвигает сроки выхода на пенсию, у нас же при сверхсмертности мужчин многие из них не доживают до пенсионного возраста. По

295
международным критериям, в России постарение началось с конца 60-х гг. и в 1993 г. доля населения старше 65 лет составляет 11,1%. Доля пенсионеров составляет 19,8%, а в тридцати регионах России эта доля превышает пятую часть населения, причем в селах северо­западных и центральных областей — третью часть. Старение населе­ния вызывается малодетностью семьи и в условиях продолжающего­ся сокращения рождаемости и детности семьи ведет к многообразным негативным последствиям уже сейчас, а не в отдаленном будущем.

41—А. Сексуальные отношения являются неотъемлемым атри­бутом человеческого счастья, но как бы мы ни определяли суть сексуальной удовлетворенности, к ней несводима любовь вообще и супружеская в частности. Опросы показывают, что любовь предпола­гает взаимопонимание, сопереживание, самопожертвование и многое другое, что характеризует межличностное единение людей, тогда как секс, даже не редуцируемый к одной физиологии, гораздо "беднее" по своему содержанию, чем любовь.

42—А, Многое в человеческом поведении может выступать в ка­честве наркотика, и секс здесь не исключение. По данным социо­логических исследований, примерно 10-12% населения предаются "сексоголизму". Следует отличать этот тип поведения от сексуаль­ной активности, превышающей среднестатистические показатели.

43—А. По мнению У.Мастерса и В.Джонсон, нет достоверных данных о взаимосвязи продолжительности жизни и сексуального по­ведения. В равной мере справедливо, что секс заставляет желать жить дольше и что желание долго жить включает в себя как состав­ную часть потребность в сексе. С другой стороны, с возрастом сексу­альная активность снижается (соответствующие данные можно най­ти в 8 главе учебника). К сказанному там можно добавить, что проведенный в 1982 г. Э.Брехером почтовый опрос 4000 американцев от 50 до 93 лет позволил получить информацию о сексуальной актив­ности пожилых, которую не удалось собрать А.Кинзи. Выяснилось, что частота коитуса (раз в неделю), отмечаемая у 90% мужчин и 73% женщин 50-летнего возраста, снижается соответственно до 58 и 50% среди 70-летних и старше, причем высокую сексуальную удовлетворенность у самых старых отмечают 75% мужчин и 61% женщин.

44—Г. Сноха — это жена сына, тогда как деверь, шурин, золовка и свояченица — это братья и сестры каждого из супругов (деверь и золовка — брат и сестра мужа).

45—В. По самооценкам супругов в американских опросах для счастливой семьи важнее всего супружество, точнее, такое Качество

296

каждого из супругов, как способность быть "лучшим другом". Для религиозных людей верным будет ответ Б, а в детоцентристских семьях — А. В теориях семьи либерально-прогрессистского толка скорее всего истинным может считаться супружеское товарищество, в теориях кризиса семьи высокая ценность детей и нескольких детей в семье служит интегральным показателем семейной сплоченности. Таким образом, на этом примере еще раз можно видеть конвенциональность истин, зависимость интерпретаций от применяемых тео­рий и концепций.

46—Г. Распространение малодетности и в ее пределах однодетно-сти доказывает исчезновение такой ориентации на пол ребенка, ко­торая заставляла бы родителей преодолевать социокультурные нор­мы детности и идти на рождение ребенка сверх достигнутой нормы детности в надежде на появление отсутствующих в семье сына или дочери.

47—Б. Детоубийство является лишним в ряду терминов, связан­ных с разными аспектами запрета на половые связи.

48—Б. Данные социологических исследований опровергают стере­отип развития личности у добровольно бездетных — родители с детьми демонстрируют в сравнении с ними более высокую социаль­ную активность в сферах досуга и зрелищ, хотя и характеризуются в среднем меньшим душевым доходом.

49—Б. Выделение среди партнерских, любовных отношений тех, что ведут к обзаведению детьми, обусловлено наличием социального института семьи, поэтому брак, хотя и предшествует хронологически семье, но как социокультурный феномен обусловлен существованием семьи. Семья есть единство трех отношений — супружества, родительства и родства, поэтому брак лишь составная часть семьи, а не наоборот.

50—А. Сегодня при распространении внесемейного образа жизни благополучие отдельных людей не является следствием благополучия семьи.

297
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983.

2. Авдеев А.А. Семья в докапиталистических формациях // Детность семьи. М., 1986.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

4. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980.

5. Антонов А.И. Эволюция норм детности и типов демографического поведения // Детность семьи. М., 1986.

6. Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи / Под ред. А.И. Антонова. М., 1990.

7. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.

8. Антонов А.И., М едкое В.М. Второй ребенок. М., 1987.

9. Баркалов Н.Б. Моделирование демографического перехода. М., 1984.

10. Баркалов Н.Б. Микроимитационная модель рождаемости поколения // Город­ская и сельская семья. М., 1987.

11. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями. М., 1993.

12. Белова В.А., Царский Л.Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. М., 1972.

13. Бердяев И. Смысл творчества // Эрос и личность. М., 1989.

14. Бойко В.В. Малодетная семья. М., 1980.

15. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976.

16. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

17. Библиография по проблемам народонаселения (Советская и переводная лите­ратура, 1960-1971 гг.) / Под ред. Д.И.Валентея и Э.Ю.Бурнашева. М., 1974.

18. Библиография по проблемам народонаселения (1972-1975 гг.) / Под ред. Д.И.Валентея и Э.Ю. Бурнашева. М., 1981.

19. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. .

20. Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976.

21. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1982.

22. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика (Демография и социология). М., 1991. С. 16-33.

23. Волков А.Г. Семья — объект демографии. М., 1986.

24. Волков А.Г., Сорока Е.Л. Имитационная модель демографического развития семьи // Демографические процессы и их закономерности. М., 1986.

25. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937.

26. Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи // Старый и новый быт. 1927.

27. Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР / Под ред. Л.Л.Рыбаковского. М., 1987.

28. Воугел Э.Ф. Семья и родство // Американская социология. М.,1972.

29. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976.

30. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Теория и история эконо­мических и социальных институтов и систем. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.

298

31. Голод С.ft. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты.

Л., 1984.

32. Гончарова Г.С., Савельев Л.Я. Статистический анализ структурных и демогра­фических характеристик семьи. Новосибирск, 1985.

33. Городская и сельская семья / Руководитель авторского коллектива В.М.Медков.

М.,1987.

34.' Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. М., 1965.

35. Гумплович В. Брак и свободная любовь. Одесса, 1906.

36. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. М., 1991.

37. Демографические перспективы России. М., 1993.

38. Демографический ежегодник СССР. 1991. М.,1992.

39. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М., 1994.

40. Демографический энциклопедический словарь, М., 1985.

41. Демографическое моделирование // Энциклопедический словарь "Народона­селение". М., 1994.

42. Детерминанты и последствия демографических тенденций. Т. I. Часть 3.

Нью-Йорк, 1973.

43. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.И. Антонова. М., 1986.

44. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1987.

45. Дубакин Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления "Домостроя". СПб., 1880.

46. Дэвис К. Социология демографического поведения // Социология сегодня. М.,

1965.

47. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.

48. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Метод социологии. М.,

1991.

49. Елизаров В.В. Перспективы исследовании семьи: Анализ, моделирование,

управление. М., 1987.

50. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М.,

1980.

51. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию (гл. Социальный институт

семьи). Екатеринбург, 1992.

52. Зибер Н.И. Очерк первобытной экономической культуры. М., 1883.

53. Зимняя И.А., Аминов Н.А. и др. Приоритетные направления подготовки социальных работников // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993.

54. Иващенко Г.М., Плоткин М.М. Проблемы социальной поддержки детей из Семей различных типов // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993.

55. Изучение мнений о величине семьи. М., 1971.

' 56. Имитационные модели в демографии. М., 1980.

57. История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М., 1979. ;;,. 58. Кадыров Ш.Х., Медков В.М. Семья, репродуктивное поведение, демографиче-! екая политика // Мы и наши планы. М., 1987. ; 59. Как изучают рождаемость. / Под ред. А.Г. Волкова. М., 1983.

60. Кириллова М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной амери-; канской социологии // Социальные исследования. Вып. 4. М., 1970. 1 61. Ковалевский М.М. Первобытное право. Вып. I. Род. Вып. И. Семья. М. 1886. | 62. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.

' СПб., 1897.

63. Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.

64. Коллонтай А.М. Работница-мать. СПб., 1914.

65; Коллонтай А.М. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919.

66. Коллонтай А.М. Общество и материнство. М., 1922.

67. Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции хозяйства // Лекции, прочитан­ные в Университете имени Я.М.Свердлова. М., 1923.

68. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.

69. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.,

1988.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта