Главная страница
Навигация по странице:

  • СТРУКТУРА ЛИДЕРСТВА И ВЛИЯНИЯ В НУКЛЕАРНОЙ СЕМЬЕ

  • СХЕМА ДВУХ НУКЛЕАРНЫХ СЕМЕЙ — ОРИЕНТАЦИОННОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ antonov 4 8 73 Схема 3—3 СХЕМА РАСШИРЕННОЙ МОНОГАМНОЙ ПАТРИЛОКАЛЬНОЙ СЕМЬИ

  • ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ И АДЕКВАТНОСТИ РЕШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ

  • КОМПЛЕКТНОСТЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ

  • Схема 3-7 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СЕМЬЯХ С 1, 2 И 3 ДЕТЬМИ antonov 5 4 Примечание

  • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ antonov 5 5

  • Рекомендуемая литература

  • Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Изд-во Международ¬ного университета бизнеса и управления (Братья Кар. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Издательство московского университета издательство международного университета бизнеса и управления


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеИздательство московского университета издательство международного университета бизнеса и управления
    АнкорАнтонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Изд-во Международ¬ного университета бизнеса и управления (Братья Кар
    Дата01.02.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ. Изд-.doc
    ТипДокументы
    #1648
    КатегорияСоциология. Политология
    страница5 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Глава 3

    ПОНЯТИЕ СЕМЬИ. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЫ

    Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упомина­ния о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации^ социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социально­го контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильнос­ти, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производст­ва и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирова­ния социальных реалий и т.д.

    Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интере­сом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультур­ной природы как феномена, пограничного по своей сути, находя­щегося на пересечении структур при любом конструировании со­циума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает воз­можностями, позволяющими осуществлять редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и по-

    64

    зволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды гло­бального характера.

    Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соеди­нить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как соци­альной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной дея­тельности или о семейном поведении, можно получить удовлетвори­тельные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свой­ства семьи, брака и родства.

    Определение семьи. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья — это группа людей, лю­бящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями при­знаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целост­ности, привлекает определение семьи "как исторически конкрет­ной системы взаимоотношений между супругами, между ро­дителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходи­мость в которой обусловлена потребностью общества в физи­ческом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Хар­чевым1.

    Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается ле­гитимным признанием тех отношений между мужчиной и жен­щиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, ко­торые сопровождаются рождением детей. Для более полного по­нимания сути семьи следует иметь в виду пространственную ло­кализацию семьи — жилище, дом, собственность — и эконо­мическую основу семьи, — общесемейную деятельность родите­лей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потреби­тельства.

    Они нам всегда говорят о несчастном положении супругов, связанных друг с другом против своей воли. Они становятся на эвдемонистическую (от греч. eudaimoia — счастье, блаженство. — Авт.) точку зрения, они думают только о двух индивидах и забывают про

    65
    семью. Они забывают, что почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юри­дической точки зрения положение детей и их имущест­ва не может быть поставлено в зависимость от произ­вольного усмотрения родителей, от того, что им забла­горассудится. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

    Маркс К. Проект закона о разводе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. \. С. 161-164.

    Таким образом, семья — это основанная на единой общесе­мейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая вос­производство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

    Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, рас­пада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (на­пример, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружест­вом и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцов­ством, материнством) и кровным родством детей и родителей, брать­ев и сестер).

    Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С дру­гой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "оско­лочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

    Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов(2) С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством назван-

    66

    ных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, луч­ше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасме-на и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к парт­нерству или сожительству3.

    Функции семьи. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллио­нов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как соци­ального института среди других институтов общества4. Важно под­черкнуть, что это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают дей­ствие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второ­степенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспе­цифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее осо­бенности как социального явления, тогда как неспецифические фун­кции — это те, к выполнению которых семья оказалась принуж­денной или приспособленной в определенных исторических обстоя­тельствах^.

    Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку челове­ческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, по­стольку всегда остается социальная необходимость в семье как со­циальной форме организации рождения и социализации детей, при­чем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к се­мейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

    67
    Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, пока­зывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому проис­ходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультур­ном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

    С другой стороны, теоретически возможное появление биотехно­логий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, "в пробирке" будет означать устранение семьи как исторически сло­жившейся личностной формы удовлетворения социальной необходи­мости в воспроизводстве населения.

    Сказанное характеризует потенциальную возможность такого из­менения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой вы­бора личностью любых форм социального поведения. Насколько реа­листична подобная парадоксальная перспектива, как раз и должна ответить социология семьи, имеющая в своем арсенале помимо тео­рий "прогрессивного" развития семьи также и теории "кризиса" семьи.

    Здесь же речь зашла об этом в связи с относительностью тезиса о том, что семья "всегда" остается со своими специфическими функ­циями "при всех изменениях общества". В принципе возможно та­кое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения лю­дей к тем видам социального поведения личности, которые противо­речат личным влечениям (с моральной точки зрения к катастро­фическим и бесчеловечным следует отнести и "пробирочные", кон­вейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы тоталитарным государством во избе­жание угрозы депопуляции).

    Вероятность подобного исхода зависит не от склонности к песси­мистической или оптимистической оценке будущего, а от противо­стояния социальных сил, участвующих в разрешении конфликтов, порождаемых исторически убывающей потребностью семьи в детях и потребностью общества хотя бы в простом воспроизводстве насе­ления.

    Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снима­ющего противоречие между личной потребностью супругов в детях

    68

    и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с лич­ностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

    Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способству­ющего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исче­зают вовсе.

    К началу XX столетия социальные институты все более совмеща­ют с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосо­стояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный ТРУД) •

    Типология семейных структур. Типы семейных структур много­образны и образуются в зависимости от характера супружества, род­ства и родительства.

    Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак).

    Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то воз­никают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной же­ной) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

    Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки

    69
    заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на осно­ве половых табу6. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отли­чать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения7.

    УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

    Ласлетт П. Семья и домохозяйство: исторический подход // Брак, семья, рождаемость за три века. М., 1977. С. 136.
    antonov4 7
    70

    Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчеркивают какие-ли­бо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокали-зации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

    По критерию власти различают патриархальные семья, где отец является главой семейного "государства", и матриархальные семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

    Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вы­шеназванных трех типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями), выде­ляет еще так называемую партнерскую семью с совместным обсуж­дением семейных решений, причем если муж имеет большее влия­ние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи с более чем одной структурой влияния, при­чем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов — автономная семья (см. схему 3 — 1)8.

    Далее, по социальному положению супругов или родителей суп­ругов, либо родственников, семьи могут быть гомогенными, где суп­руги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Приме­няется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образо­ванию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.

    По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные,в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у роди-

    71
    Схема 3—1

    СТРУКТУРА ЛИДЕРСТВА И ВЛИЯНИЯ В НУКЛЕАРНОЙ СЕМЬЕ

    Источник: Zeldich M. Family, Marriage and Kinship //Handbook of Modern Sociology. Chicago. 1964, 1974 (second ed.).
    antonov4 8
    72

    телей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища опре­деляет локализацию молодоженов (кстати, различают иногда эванкюлелокальные семьи, проживающие в доме родных дяди-тети, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме).

    Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяй­ством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

    Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.

    В повторных семьях (основанных на повторном, не первом бра­ке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им и в новую семью.

    Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже, чем сейчас, могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, име-

    Схема 3—2

    СХЕМА ДВУХ НУКЛЕАРНЫХ СЕМЕЙ — ОРИЕНТАЦИОННОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ
    antonov 4 8

    73
    Схема 3—3

    СХЕМА РАСШИРЕННОЙ МОНОГАМНОЙ ПАТРИЛОКАЛЬНОЙ СЕМЬИ
    antonov 4 9

    Примечание. Пунктирной линией обозначены семейные позиции, выходящие за пределы трех нуклеарных позиций, но не все (дяди—племянники и др.), а лишь "деды—внуки".

    ющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще при­емных мать или отца.

    Различные композиции нуклеарных и расширенных семей на­глядно представлены на схемах 3—2 и 3—3. Более простая по струк­туре нуклеарная семья — это та, которая состоит из родителей и их несовершеннолетних детей — репродуктивная семья. Если же кто-то из детей обзавелся своей репродуктивной семьей, то по отношению к семье этого взрослого ребенка родительская семья будет выступать в качестве ориентационной семьи. (На схеме 3—2 центральное по­ложение "ЭГО" может занять любой из детей в родительской, ориен­тационной семье, поэтому все нуклеарные позиции обозначаются относительно этого "ЭГО").

    На схеме 3—3 расширенной семьи, моногамной и патрилокальной можно видеть и определенные конфигурации не только родства, но и

    74

    свойства (родственники жены для мужа и родственники мужа для жены — свойственники), и многие из этих свойственных отношений получили в культуре свои особые обозначения в силу их социальной значимости (свекор, теща, сноха и т.д.).

    В связи с тем, что дихотомия "нуклеарная и расширенная семья" является достаточно условной и часто подвергается критике из-за распространенной склонности приписывать нуклеарной семье новые, "хорошие" качества "современной семьи", а расширенной семье — "старые", "плохие" свойства семьи прошлого, "традиционной семьи", имеются попытки снять, противопоставление этих моделей семьи. Одна из них — типологизация семей, предложенная амери­канским социологом Мэрреем Строссом по двум критериям — степе­ни функциональности семьи (число и важность выполняемых семьей функций), и по способности решать семейные проблемы в зависимо­сти от преимущественно ситуативного или нормативного принятия

    решений9.

    Схема 3—4 показывает, что возможна как низкая эффективность функционирования нуклеарных семей в условиях быстрых со­циальных изменений, так и высокая эффективность "традици­онных" семей, могущих успешно содействовать "модернизации" об­щества.

    Схема 3—4

    ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ В ЗАВИСИМОСТИ

    ОТ СТЕПЕНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

    И АДЕКВАТНОСТИ РЕШЕНИЯ

    СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ

    Antonov 4 9

    Полифункциональная семья, использующая весь потенциал рас­ширенной семьи для решения конкретных ситуаций, теоретически

    75
    является самой эффективной моделью семьи (тип В), тогда как ма­лофункциональная семья (тип С) не способна к адекватному разре­шению семейных ситуаций (это бездетные и однодетные семьи, осо­бенно с одним родителем).

    Вместе с тем анализ схемы 3—4 убеждает в том, что критерий совместного проживания членов расширенной семьи является наибо­лее существенным отличием от родственных контактов, присущих изолированным друг от друга нуклеарным семьям. К тому же критерий преимущественной адаптации семьи к новым ситуациям с по­мощью старых норм и культурных образцов также достаточно условен и оценочен: нет поведения, полностью свободного от норматив­ного влияния и от рутинных ситуаций. Поэтому разделение на "высокую"и "низкую" способность к решению проблем весьма относительно.

    Малодетная, в особенности однодетная семья (тип С), нахо­дится под воздействием не "старых", а новых социокультурных норм и фактически действует по общесоциальному стереотипу, не используя даже скудные возможности своих систем родства-свой­ства (отсюда тип Д оказывается условным, так как в реальности большинство семейных ситуаций — рутинные, а не проблемные, требующие оригинальных решений). Тип В в настоящее время наблюдается в развивающихся странах мира, там, где многодетная семья характеризуется новыми шаблонами поведения, новы­ми особенностями жизни (этот тип семьи называется "номи­нальной многодетностью" в отличие от "традиционной" многодетности семьи)10. В будущем тип В может быть представлен среднедетной семьей.

    Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей — как это изображено на схеме 3—5, где "ЭГО" состоит в двух семьях, и где любая из двух нуклеарных семей имеет общего члена. Однако эти пять семей не образуют расширенной семьи, так как не живут "под одной крышей".

    В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отноше­ния, на супружество-родительство и родство отца и матери с детьми, детей между собой — это как бы дополнение к нуклеарной основе супружества. Напротив, расширенная семья всея своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому! иногда нуклеарные семьи именуются супружескими (конъюгальными, в терминологии У. Гуда), а расширенные — кровнородственными.

    76
    Схема 3—5

    СХЕМА ПЯТИ НУКЛЕАРНЫХ СЕМЕЙ С ТРЕМЯ ОРИЕНТАЦИОННЫМИ И ТРЕМЯ РЕПРОДУКТИВНЫМИ СЕМЬЯМИ
    Antonov 4 10
    77
    РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

    БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР

    (по Дж. Мэрдоку, 1949)

    СТРУКТУРЫ ЧИСЛО ОБЩЕСТВ,

    ГДЕ ПРЕОБЛАДАЕТ ЭТОТ ТИП СТРУКТУРЫ

    Форма семьи:

    — нуклеарная 47

    — расширенная 92

    Форма брака:

    — моногамия 40

    — полигиния 145

    — полиандрия 2

    Выбор партнера:

    — экзогамия 70

    — эндогамия 33

    Выбор местожительства:

    — матрилокальный 24

    — патрилокальный 101

    — неолокальный 13

    Родословная и наследование :

    — по женской линии 23

    — по мужской линии 61

    — по обеим линиям 2

    Смелзер Н. Социология. М. 1994. С. 399.

    Вопрос: Можно ли сравнить распространенность моногамии и полигамии по вышеприведенным данным? Каким образом можно составить представление о наличии черт патриархальной семьи в изученных Мэрдоком типах обществ ? Какие черты и признаки сильнее всего говорят о патриархальности ?

    Иногда возникает вопрос: чем отличается сложносоставная нук­леарная семья от расширенной семьи? Первая состоит из одной суп­ружеской пары с детьми от данного брака или предыдущего брака и может включать кого-либо из родственников. Сложная нуклеарная семья часто основана на "осколочных" формах семейных групп плюс кто-то из родственников-свойственников. В расширенном семейном домохозяйстве современного типа располагаются как минимум две

    78

    нуклеарные семьи и три поколения. Как правило, это родительская семья с кем-либо из взрослых детей, состоящих в браке.

    Под родственными подразумеваются социальные отно­шения, возникающие в результате применения правил и принципов, определяющих, с кем и когда индивид мо­жет вступать в брак и кому принадлежат дети, рождаю­щиеся от этого союза. Таким образом, по сути дела, они выполняют функцию социального контроля над сек­суальностью вообще и рождением детей, их воспитанием и присвоением в частности. Они дают определение инди­виду по его рождению на основе кровных связей (филиа­ций) с некоторыми или всеми его предками. Филиация может устанавливаться по цепочке: отец,отец отца и т.д.; такая система родства называется отцовской (патрилинейной); если же она включает мать, мать матери и т.д., то называется материнской (матрилинейной); система родства, устанавливаемая по отцу отца и матери матери, называется билинейной, а одновременно по отцу и мате­ри отца и отцу и матери матери — нелинейной или когнатической.

    Годелье Морис. Секс, родство и власть // Пол, секс, человек. М. 1993. С. 116.

    Различение нуклеарных и расширенных семей иногда имеет другие обозначения. В научной литературе встречается выделение индивидуальных (нуклеарных) и линейных (расширенных) семей, здесь фиксируется внимание на. семейной линии, происхождении и преемственности семейных традиций, либо на текущей семей­ной жизни, автономной от семей родственников. С другой сто­роны, Питирим Сорокин различал в 20-е гг. индивидуальные и патриархальные семьи, а среди индивидуальных — "огосударственные" (11), или иначе, как можно было бы сказать сейчас, "совет­ские".

    Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями — неполными (прежде неполные семьи в основном были семьями вдов, ныне они — главным образом итог развода).

    Понятие о родстве неразрывно связано в современных представлениях с понятием о происхождении. Родствен­никами являются люди, связанные происхождением. Су-

    79
    ществуют две формы такой связи: первая — это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая — связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди просто связаны происхождением, во втором — общностью проис­хождения... Люди, из которых один рожден другим, связа­ны одной степенью родства, являются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна степень родства, а две, они являются родственниками во второй степени. Правнука связывают с прадедом три сте­пени родства, они являются родственниками в третьей степени... Любое отношение между родственниками, не­зависимо от числа степеней родства, образует линию род­ства. Линия родства может состоять как из одной степе­ни, так и из многих. В последнем случае она представляет собой цепь степеней родства... Люди, происходящие друг от друга, связаны линией происхождения, или прямой ли­нией родства. Они состоят в родстве по прямой линии или просто в прямом родстве. В отличие от них люди, проис­шедшие от общего предка, характеризуются как состоя­щие в родстве по боковой линии, или просто в боковом родстве... Боковая линия родства есть любая линия проис­хождения, отходящая от общего предка, исключая лишь ту, на которой находится человек, от которого ведется отсчет и которого принято обозначать как "Я". Первой боковой линией называют линии, идущие от моих родите­лей через моих братьев и сестер. Второй боковой линией называются линии, идущие от родителей моих родителей через братьев и сестер моих родителей и т.д... Родствен­ные отношения представляют собой не просто отношения между индивидами, они всегда проявляются как отноше­ния одного индивида, который выступает в качестве цен­тра системы и не может быть обозначен иначе, чем "Я" (лат. "ЭГО"), ко всем остальным, которые выступают в качестве его родственников и обозначаются им соответст­вующими терминами родства... Каждый человек для себя есть "Я", а все другие выступают по отношению к нему как его родственники. От того, кто в данном контексте выступает в качестве "ЭГО", зависит характеристика дан­ной линии как прямой или боковой, деление прямой ли­нии на восходящую и нисходящую. От "ЭГО" идет во все стороны отсчет степеней родства... У человека не может

    80

    быть менее двух и более двух родителей. От него отходят две и только две восходящие линии. Что же касается нисходящих линий, то они могут быть, а могут и не быть, причем их число может быть различным. Характер реаль­ного родства определяет природу систем родства, терми­нологию родства.

    ...Однако следует говорить не просто о системах, а о системах родства и свойства. Свойство есть отношение, существующее между одним из супругов и родственника­ми другого, а также между родственниками обоих супру­гов. Каждый родственник одного из супругов для другого супруга и его родственников является свойственником. Для обозначения отношений свойства существуют особые термины (зять, тесть, теща, золовка и т.п.). Вместе с терминами родства, а также терминами, употребляемыми для обозначения супругов (муж, жена), они и образуют то, что Морган называл системой родства и свойства, хотя точнее говорить о системе терминов родства, супружества и свойства. Системы терминов родства, супружества и свойства чаще всего именуются системами родства.

    Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М. 1974., С. 16-23.

    Очень важно для понимания семейной жизни, для изучения меха­низма принятия семейных решений знание сетей родства и свойства. Сети кровнородственных связей (кровных, двоюродных, троюрод­ных) и сети свойственных отношений прежде имели большое значе­ние в семейной практике и потому имели специальные словесные обозначения в языке (шурин, деверь, золовка, сноха и т.д.).

    Сегодня многие из этих семейно-родственных ролей ушли в про­шлое и стали неизвестны, как показывают социологические исследо­вания, новым поколениям. Тем не менее следует отметить, что с учетом моногамных и полигамных форм брака возможны 7 типов первичных семейно-родственных отношений (у какого-либо ЭГО будут связи с отцом, матерью, братьями, сестрами, с супругом, сыновь­ями и дочерями). В свою очередь, роли отца, матери, супруга (и) имеют каждая еще по 7 семейно-родственных связок, остальные 4 роли — по 3 связи (супруги, сыновья, дочери). Итого получается: (3 х 7 + 4 х 3) = 33 вторичных отношения и 151 тип третичных род­ственных уз относительно ЭГО (21 тип вторичных уз дает 99 типов и 12 — 52 семейно-родственных связей). Напомним, что определение числа родственно-семейных связей относительно ЭГО не тождествен­но построению реального генеалогического дерева конкретной семьи.

    81
    Биографические истории жизни семей дают материал для генеало­гии, тогда как выявление числа связей ориентировано на потенциально возможные связи, на широкий круг родственно-свойственных

    ролей.

    При этом нуклеарные семьи изменяются по численности, по размеру семьи (средний размер семьи, как правило, одна из обязательных статистических характеристик населения), а также по числу детей, детности. Детность семьи является чрезвычайно важным показателем, интегрирующим многие качественные характеристики и выражающим суть семейного образа жизни.

    Слово "генеалогия" происходит от греческих слов "Генеа" — семья и "Логос" — слово. Переводится на русский оно примерно как "слово о семье"... Нет ничего проще и естественнее, чем попросить человека рассказать о его семье. Рассказ фиксируется на магнитофонной пленке и потом данные переносятся на генеалогическую карту или таблицу. Такую карту именуют таблицей-рассказом (ТР), так как в ней зафиксирован рассказ одного человека. По мере того, как количество ТР множится, становит­ся необходимым связать их друг с другом, выделить ка­кой-то единый принцип организации, обычно прибегают к построению линейных генеалогий, т.е. сведению семей­ном генеалогии к фамильной или клановой, либо родо­вой... Обычно генеалогия такого типа тянется на пять-шесть поколений... Графически она напоминает ствол без листвы".

    Сколько Вам лет?/ Под ред. А.А. Кроника. М., 1993. С. 67, 75, 77.

    В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи — это те, где "мало" детей с социально-психологической точки зрения (для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое детей — это лишь пара, двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы). С другой стороны, "мало" детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения — демографической: чтобы предшествующие поколения завещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью

    82

    или четверть двухдетных семей, треть — трехдетных, 14% — без­детных и однодетных и 7% — пятидетных и более12.

    Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже границы простого воспроизводства населе­ния и достиг 9,7%о в 1993 г., соответствует 1,4 детей на семью и означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми. Сейчас таковых в России 95%. Семей с 5 и более детьми — много­детных (где детей намного больше, чем это нужно для замещения поколений) — меньше 1% и семей с 3-4 детьми — среднедетных (где детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства) — около 5%13.

    Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 20 с лишним раз меньше, чем следует, средне­детных — в 10 раз меньше, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертности, более того, начи­ная с 1992 г. уровень смертности 12,6%о превышает уровень рождае­мости, обнаруживая процесс депопуляции, складывающийся из на­чавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и роста смертности.

    По комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи мо­гут быть полными, имеющими все 12 возможных ролей (2 роли супружеские: муж, жена; роли родительские: отец, мать; 4 роли родственно-родительские: сыновья, дочери, сын, дочь; 4 семейно-родственные роли: братья, сестры, брат, сестра). В основу типологии положено утверждение "Я имею" или "У меня есть". Очень важно для детей и для родителей наличие дочери-сестры или дочерей-сес­тер; сына-брата или сыновей-братьев. Во всех случаях здесь не коли­чественное, арифметическое различие, а совершенно очевидное ви­доизменение качества взаимоотношений в семье. Особые качества семейных отношений в семьях с братьями и сестрами, только с братьями или сестрами, а также с братом и сестрой, либо с одним сыном или дочерью приводят к образованию 21 разновидности се­мейных структур, состоящих из супружеской пары и их детей (см. схему 3—6). Полные по комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи могут наблюдаться лишь в 2 случаях — среди многодетных семей с 3 сыновьями (дочерьми) и 2 дочерьми (сыновь­ями) и среди среднедетных семей с 2 сыновьями и 2 дочерями. Семьи с неполным набором ролей, с 10 ролями наблюдаются у двух разно­видностей многодетных семей (когда в семье 1 ребенок одного пола и 4 — другого), у двух аналогичных разновидностей семей с 4 детьми и у семей с 3 детьми.

    83
    Схема 36

    КОМПЛЕКТНОСТЬ

    ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ

    В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ

    С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ

    Примечание: — полный набор ролей: отец, мать, муж, жена, сыновья, до*

    чери, братья, сестры, брат, сестра, сын, дочь

    — нет ролей дочери-сестры или сыновья-братья

    — нет ролей дочь-сестра, дочери-сестры или сын-брат, сы­новья-братья
    antonov 5 3
    84

    Семьи из 8 ролей наблюдаются в многодетных семьях одного пола (2 вида), соответственно 2 типа таких семей в четырехдетных семьях и 2 — в трехдетных. В малодетных семьях с двумя детьми 8 ролей наблюдаются, когда лишь 2 сына или 2 дочери, либо когда есть 1 сын и 1 дочь. В однодетной семье самая скудная структура ролей — 5, супружеская пара состоит из 2 ролей мужа и жены и фактически не является семьей.

    Структура семейных ролей сужается и обедняется при умень­шении размера семьи в связи с сокращением числа детей, причем комплектными по ролям семьями являются лишь многодетные семьи с не менее чем двумя детьми одного пола, и среднедетные семьи с двумя сыновьями и двумя дочерьми. Все остальные семьи — некомплектные, неполные по комплектности ролей. Однако из них предпочтительнее семьи с 10 ролями, имеющие разнополых детей, так как хуже "по качеству" семьи с 8 ролями и с детьми одного пола14.

    По структуре межличностных коммуникаций семьи могут харак­теризоваться различной конфигурацией в соответствии с типологией малых групп с 3; 4; 5 и более членами. Разнокачественность семьи по полу и возрасту, наличие супружеской пары наряду с группой детей заставляет отдельно учитывать взаимодействия между родителями и детьми (схема 3—7). Только начиная с 3-го ребенка в семье сущест­венно усложняются структурные связи, так как дети образуют ма­лую группу внутри семьи.

    Однодетная структура характеризуется тремя коммуникациями: одной между супругами и по одной (з всего двумя) — между каждым из родителей и ребенком.

    Двухдетная структура имеет 6 коммуникаций: четыре между ро­дителями и детьми (по две на каждого родителя) и по одной — внутри родительской и внутри детской пары.

    Трехдетная структура имеет 10 коммуникаций: шесть между ро­дителями и детьми (по три на каждого родителя), одна — внутри родительской и три внутри детской группы. При этом, в отличие от числа интеракций, указанных на с. 86, здесь учитываются связи только между индивидами.

    Если добавить к этому еще и сходство-различие по полу и возра­сту, то усложнение структуры семейных интеракций неизбежно будет сказываться (при прочих равных условиях) на степени спло­ченности и устойчивости семейной группы. Известный в социологии первичных групп факт наибольшей эффективности и устойчивости групп, состоящих из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов: увеличение детности ведет к уменьшению раз-

    85
    Схема 3-7 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СЕМЬЯХ С 1, 2 И 3 ДЕТЬМИ

    antonov 5 4

    Примечание: пунктиром обозначены интеракции внутри супружеской пары и между детьми.

    86
    водимости — однодетные структуры распадаются в 2 с половиной раза чаще двухдетных и в 9 с половиной раз чаще трехдетных.

    Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или же интеракций, можно рассчитать по формуле

    K= 2^n - n - 1,

    где n— численность группы, K— число двусторонних интеракций.

    При наличии в семье одного индивида число интеракций ока­жется равным нулю (2^nn1). В паре число интеракций равно 1 (2^n - n - 1). Кстати, это еще одно формальное подтверждение того, что супружеская пара не образует "семьи", а пара детей — собственно групповых взаимоотношений.

    Лишь начиная с трех членов группы число контактов увеличива­ется (k3= 4), однако в случае однодетной семьи с родительской парой (в которой число интеракций равно 1) усложнение структуры инте­ракций идет за счет взаимодействий отец—ребенок, мать—ребенок, родители—ребенок (три контакта из четырех).

    Далее, в семье из 4 человек число интеракций (k4) равно 11 (9 контактов между родителями и детьми, по одному контакту внут­ри супружеской пары и внутри пары детей).

    В семье из 5 человек (трехдетная семья) число контактов резко возрастает (до 26) за счет увеличения интеракций родители—дети. Число их равняется 21, тогда как в паре родителей это число по-прежнему равно 1, а внутри детской группы — 4 (k3 = 4),

    В четырехдетной семье при 6 членах общее число интеракций достигает уже 57, в том числе между родителями и детьми — 45.

    Таким образом, в отличие от индивидуальных связей на с. 85, видно, что только родительство, взаимодействия между родителями и детьми делают семью собственно семьей (а вовсе не отношения между супругами, где число интеракций всегда оказывается неиз­менно скудной единицей).

    Огромным становится разнообразие семейных структур, когда ставится задача классифицировать семьи с учетом их изменений во времени — от старта семейной жизни к ее финишу. Введение пара­метра продолжительности (возраста, стажа) брака и семьи и измене­ний, происходящих с семьей на протяжении ее жизни, привело к тому, что постепенно сформировалась концепция "семейного цикла жизни", или "жизненного цикла семьи" (подробно о жизненном цикле семьи речь идет в главе 5).

    Возможно, слово цикл здесь излишне, поскольку в жизни отдель­ной семьи никакой цикличности нет. Цикл возникает только в массе семей, в процессе смены поколений, когда одни и те же стадии

    87
    становления, функционирования и распада семьи как социально-психологической целостности повторяются в разных семьях вновь и вновь. В отдельно же взятой семье, повторим еще раз, наблюдается последовательная смена семейных событий ("история семьи") и о цикле и цикличности можно говорить только чисто условно.

    Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояния "семейной атмосферы" термин "цикл семейной жизни" удобно применять как характеристику продолжительности существования семейной общности. В узком смысле можно, например, с полным правом говорить о репродуктивном цикле, который характеризует повторяемость, цикличность таких событий, как coitus (половые сношения), зачатие и его предупреждение, беременность и ее прерывание (подробно речь о репродуктивном цикле пойдет в главе 9).

    В англоязычной литературе для характеристики последовательности возрастных стадий и смены возрастных ролей человека на протяжении всей его жизни часто используется понятие "life course" ("курс жизни"). Часто даже говорят о "социологии курса жизни", ведя ее происхождение от классической работы У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Известны исследования Клаусена, Элдера, Рилли о последствиях изменений календаря главных событий жизни человека и семьи в контексте общественных перемен. Исследования такого рода реализуются или с помощью лонгитьюдного анализа жизни отдельных семей или личностей, выяснения их жизненных историй, а также ценностных ориентаций (в том числе и установок на сроки личной жизни) или с помощью анализа жизни целых поколений или любых других когорт (совокупностей индивидов или семей, имеющих некоторое общее для них всех семейное событие, которое произошло у них у всех в одно и то же время, точнее, в одном и том же году).

    Исторически сложилось так, что семейные процессы, "развитие семьи" рассматривались параллельно с индивидуальным возрастным развитием, причем подобный изоморфизм индивидуального и семейного циклов иногда считается даже обязательным атрибутом всех работ по изучению "курса жизни". Однако в рамках этой концепции (известной в социологии как дивелопменталистская) высказывались и другие точки зрения. Высказывается мнение, например, о неплодотворности переноса данных индивидуального уровня на уровень семейный. Более того, редукция семейного цикла жизни к индивидуальному может служить индикатором кризиса семьи как на микро-, так и на макроуровне анализа. Разработка схем семейного цикла и соответствующих семейных структур является самостоятельной задачей социологии семьи.

    88

    Схема 3—8 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
    antonov 5 5

    Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинает­ся с предродительства — периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства — период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка — полно­стью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. пе­риодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл стадией прародительства — периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное вы­ше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл, который упоминался выше и будет подробно рассматриваться в главе о репродуктивном пове­дении.

    Семейный цикл может выделяться по самым разным основаниям и насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возмож­ные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д. и т.п.), а не только те, о которых шла речь выше.

    89
    В зависимости от оснований выделения стадий семейного цикла и его содержания может меняться и семейная структура, могут возни­кать новые типы семей и основанные на них семейные типологии. Все это, повторим еще раз, является самостоятельной и важнейшей задачей микросоциологии семьи.

    Таковы основные типы семейных структур. Разумеется, их число не ограничивается приведенными здесь. В принципе любой мысли­мый критерий может стать основой выделения и анализа той или иной семейной структуры. Но те структуры, которые мы подробно анализировали выше, относятся к числу наиболее важных, посколь­ку именно с ними теснее всего связано выполнение семьей ее основ­ных социальных функций.

    С другой стороны, именно в их трансформации наиболее наглядно проявляется кризис семьи, утраты ею места и роли в обществе, а также в жизни отдельных его членов.

    Семейные структуры, о которых мы рассказывали в этой главе, их изменения являются, с одной стороны, результатом и выражением нарастания функциональной некомпетентности семьи, а с другой, — факторами и условиями этого нарастания, стимулирующими углуб­ление неблагоприятных явлений в семейной динамике, рост дезорга­низации общества.

    В последующих главах нашего учебного пособия мы подробно рассмотрим то, как семья в конкретных проявлениях семейного по­ведения реализует свои основные социальные функции.

    Ключевые термины:

    семья, семейная структура, семейное поведение, дефиниции семьи, супружество, родительство, родство, свойство, семейная группа, ядро семьи, основной тип семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, сложная (составная) нуклеарная семья, функции семьи, специфиче­ские и неспецифические функции семьи, моногамия, полигамия, полиандрия, полигиния, эндогамия, экзогамия, инцест,патрилине-альные семьи, матрилинеальные семьи, патриархальные семьи, мат­риархальные семьи, эгалитарные семьи, партнерские семьи, синкратические семьи, коллегиальные семьи, автономные семьи, гомогенность (гомогамность), гетерогенность (гетерогамность), патрилоальность, матрилокальность, эванкюлелокальность, неолокальность, по­вторные семьи, репродуктивная семья, ориентационная семья, пол­ные семьи, неполные семьи, малодетные семьи, среднедетные семьи, многодетные семьи, депопуляция, семейные роли, комплектность семейных ролей, межличностные коммуникации в семье, внутрисе­мейные интеракции.

    90

    Примечания

    1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 75.

    2 Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976; Ружже Л., Елисее­ва И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.

    3 Handbook of Marriage and the Family / Ed. M.Sussman & S.Ste-inmetz. New York, 1987.

    4 Монсон П. Современная западная социология. М., 1992. С.38.

    5 Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968. С. 16.

    6 Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С. 74.

    7 Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. Руководитель автор­ского коллектива А.И. Антонов. М., 1986. С. 16,

    8 Zelditch M. Family, Marriage and Kinship // Handbook of Modern Sociology. Chicago, 1964. P. 700.

    9 Strauss M.A. Family Organization and Problem Solving Ability in Relation to Societal Modernization. 1970.

    10 Кадыров Ш.Х., Медков В.М. Семья, репродуктивное поведе­ние, демографическая политика // Мы и наши планы. М., 1987.

    11 Социологов Вып.1. 1991. С. 468.

    12 Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. М., 1987. С. 203.

    13 Состав семьи, доходы и жилищные условия семей рабочих, служащих и колхозников. Госкомстат СССР. М., 1990. С. 176.

    14 См. подробнее об этом: Молодая семья II Народонаселение. Вып. 18. М., 1977. С. 23-25; Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987, С. 127-129.

    Рекомендуемая литература

    1. Антонов А.И. Семья: функции, структуры // Основы социоло­гии / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1993; Он же: статьи Социология семьи, Социология рождаемости // Энциклопедический словарь "На­родонаселение". М., 1994.

    2. Воугел Э.Ф. Семья и родство // Американская социология. М., 1972.

    3. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. М., 1965.

    4. Семья. Гнига для чтения в 2-х томах. М., 1990.

    5. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1989.

    1. Хилл Р. Современные тенденции в теории семьи // Социаль­ные исследования. Вып. 4. М., 1970.


    91
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта