Политические правовые учения. Ж. Ж. Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40
Скачать 285.67 Kb.
|
Оглавление1.Предмет и методология ИППУ 2 2. Общая характеристика политико-правовой мысли Древнего Китая. 4 3. Политико-правовая мысль Древней Индии. 7 4. Общая характеристика политико-правовых учений первого периода развития Древнегреческой политико-правовой мысли (Пифагора, Гераклита и Демокрита). 9 5. Политические и правовые идеи софистов. 11 6. Политическая идеология Сократа. 13 7. Политико-правовые взгляды Платона 15 8.Учение Аристотеля о государстве, праве и справедливости 16 9. Общая характеристика политико-правовых учений периода эллинизма (Полибий, Эпикур, стоики) 18 10. Учение римских юристов о праве. 21 11. Политико-правовые взгляды Цицерона. 23 12. Политическая идеология. Марсилий Падуанский и Фома Аквинский. 25 13. Политико-правовые взгляды. Томас Мор и Т. Кампанелла. 27 14. Политико-правовые взгляды. Жан Боден. 30 15. Политическое учение. Никколо Макиавелли. 31 16. Политическое и правовое учения Томаса Гоббса. 33 17. Учение Гуго Гроция о праве и государстве. 34 18. Учение Б. Спинозы о государстве. 36 19. Политико-правовая идеология Дж.Локка 37 20. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве. 38 21. Ж.Ж.Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. 40 22. Историческая школа права в Германии 41 23. Учение И.Канта о государстве и праве. 43 24. Учение Гегеля о государстве и праве 45 25. Политические взгляды Ф.Ницше 47 26. Политико-правовые воззрения Г.Спенсера. 50 27. Теория права Р.Иеринга 52 28. Нормативистская теория Г.Кельзена 53 29. Государственно-правовые взгляды Ф.Прокоповича 55 30.Политические идеи Татищева 58 31.Политические идеи И.Т.Посошкова 61 32. Политическая программа дворянства в произведениях М.М.Щербатова 62 33. Основные направления политико-правовой идеологии периода образования Русского централизованного государства (концепция «Москва – третий Рим, политические идеи И.С.Пересветова) 64 34. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого. 67 35. Политические взгляды и проекты реформ М.М.Сперанского 69 36. Политико правовые воззрения Радищева. 72 37. Государственно-правовые воззрения декабристов. 74 38. Политическая концепция М.А.Бакунина 79 39. Правовые взгляды Б.Н.Чичерина 81 40. Н.М. Коркунов о государстве и праве. 84 41. Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. 86 42. Политико-правовое учение марксизма. Теория В.И.Ленина о государстве и праве. 88 43. Теория права С.А.Муромцева 93 44. Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом) 95 45. Общая характеристика «солидаризма» Л.Дюги и «институционализма» М. Ориу. 97 46. Идея «свободного права» Е. Эрлиха. Политическая концепция Р. Паунда. 98 47. Политико-правовые аспекты идеологии национал-социализма. 101 48. Теория политической власти М. Вебера. 103 49. Теория элит В. Парето и Г. Моски. 106 50. Современные концепции права. 108 Предмет и методология ИППУ1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это – упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая. Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля. О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) – «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня – «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса. 2.Предмет истории политических и правовых учений Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта. Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве. История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития. 3.Методы истории политических и правовых учений История политических и правовых учений – наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина. Для исследования политико-правовых учений применяются: исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи; сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям; системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи; структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи. Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития. Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей. 4.Периодизация истории политических и правовых учений Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов. 1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время. Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока – Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной. 2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений – домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма. 3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера[1], который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. 4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой. Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса: Древний мир (Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим). Временные рамки – IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Это пора зарождения государственности и политико-правовых идей. В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства. Средние века. Эпоха традиционно датируется временем от падения Рима до конца XVII в., однако все больше ученых склонно XVI и XVII вв. относить к Новому времени, называя их ранним Новым временем. Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных революций, подготовленных философией Просвещения и свободной конкуренции. Мыслители эпохи Просвещения были убеждены во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных и правовых отношений. Главными объектами критики просветителей были церковь и сословное неравенство феодального строя. А поскольку просветители исходили из того, что «мнение правит миром», то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества, государства и права. Новейшее время (XX в.) – это эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы. Растущие противоречия в обществе, требования рабочего класса, необходимость смягчения социальной несправедливости привели к признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. В результате частная собственность уже не рассматривалась в качестве «священной и неприкосновенной», либералы смирились с государственным регулированием, вмешательством в экономическую сферу, а консерваторы перешли на позицию защиты всякой частной собственности[2]. В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений. |